Модели компетенций ППС А.А. Дульзон О.М. Васильева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Advertisements

Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Использование ресурсов знаниево- умениевой парадигмы ГОС среднего (полного) общего образования в процессе реализации модульно- компетентностного подхода.
L/O/G/O Аттестация профессиональной деятельности на основе модели компетенций преподавателя вуза Проректор по учебной работе, профессор И. Е. Мишина.
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Профессионально -педагогическая компетентность преподавателя Китайский язык.
Тема педсовета «Пути повышения профессиональной компетентности педагогических работников».
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Квалификационные характеристики работников образования.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Транксрипт:

Модели компетенций ППС А.А. Дульзон О.М. Васильева

Структура доклада Актуальность Подходы к трактовке понятий «компетенции» и «компетентность» Недостатки, опасения, проблемы компетентностного подхода Цели разработки модели компетенций ППС Модель компетенций ППС Методические проблемы разработки модели Выводы

Актуальность разработки моделей компетенций Модели компетенций используются в реальном секторе экономики развитых стран более 30 лет. Длительная практика демонстрирует эффективность этого инструмента в повышении конкурентоспособности компаний. Участие России в Болонском процессе послужили стимулом к разработке ГОС ВПО третьего поколения на основе компетентностного подхода. Вопрос о необходимых компетенциях ППС вузов, способных обеспечить получение необходимых компетенций студентами, не просто важен, но и крайне актуален.

Подходы в трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» бихевиористский (США, 70-е гг. ХХ в.), связан с пониманием компетенций как поведенческих характеристик личности, обеспечивающих устойчивую продолжительную эффективность и высокие достижения в определенных сферах деятельности (White, McClelland, Spener & Spenser, Boyatzis et. al). функциональный подход (Англия, 80-е гг. ХХ в.), основан на понимании компетенций как образцов деятельности, соответствующей профессиональным стандартам. В странах континентальной Европы (Австрия, Германия, Франция) в 80-е – 90-е гг. компетентностный подход приобрел многомерный формат, в котором объединены три блока: предметные компетенции, личностные и социальные компетенции.

При выборе подходов к пониманию «компетенций», разработчики проектов ГОС ВПО третьего поколения остановились на терминах и понятийной основе компетенций, предложенных европейскими экспертами в результате выполнения многолетнего (с 2000 года) международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING).

Принятые нами определения Компетенции можно определить как измеряемые параметры, характеристики и качества, необходимые для достижения устойчивых положительных высоких результатов в различных областях деятельности (прежде всего профессиональной). Компетенции можно развить в процессе обучения и подготовки как в системе формального, так и неформального образования (на рабочем месте, жизненный опыт и пр.). Поскольку компетенции реализуются через деятельность, в их оценке невозможно исключить влияние таких факторов, как характер, поведение, мотивы, ценности, способности, возможности, сложность выполняемой работы, факторы внешней среды.

Принятые нами определения Компетентность в таком контексте может выступать качественной интегральной характеристикой личности, отражающей степень ее соответствия выполняемым социальным и/или профессиональным ролям. Компетентность «не означает завершенность. Она является некоторым фиксированным уровнем (критерием)» P.D. Ashworth, Judy Saxton.

Недостатки, опасения, проблемы Концептуальная неразбериха; узкий технократический подход к образованию, рассматривающий знания «в свете бюрократических и корпоративных интересов…», что приводит к снижению роли педагога и ограничению профессиональных обязательств специалистов рамками компетенций; разрушение целостности образовательного процесса, его «фрагментация» (Hyland, 1994); узкая концептуализация квалификационных уровней и разрастание видов работ и категорий специалистов. «Мы хотим получить людей с компетенциями, а не компетентных людей» (Callender, 1992);

Недостатки, опасения, проблемы тенденция к постоянной детализации рабочих заданий и уровней, чтобы сделать их более ясными для учащихся и преподавателей, создает проблему уровня детализации; недооценка сложностей, атомизация целостных идей, понятий, представлений; отсутствие должного внимания к контексту приобретения знаний и навыков, а также к личностным особенностям (гуманистическая составляющая); отсутствие внимания к фундаментальным и специальным знаниям: «натаскивание» на усвоение отдельных компетенций, непосредственно связанных с выполнением профессиональных задач, может привести к быстрому забыванию этих знаний после выполнения задания;

Недостатки, опасения, проблемы использование компетенций в качестве предопределенных задач может послужить барьером для творческого развития и образовательной деятельности на высоком уровне; не формируются глубокие знания; нет прочной связи между теорией и практикой в образовании и подготовке на основе компетенций ; поскольку способность применять имеющиеся знания становиться более важной, чем простое обладание ими, требуется уделять внимание метакогнитивным навыкам самообразования (методологическим компетенциям и умению учиться); невозможность точной оценки знаний. Разработка стандартов, основанных на компетенциях, приводит к минимальной эффективности (чтобы хватало для соответствия минимальному уровню требований) и деквалификации.

Цели разработки модели компетенций ППС Создание инструмента «идеальный образ преподавателя» для повышения эффективности коммуникации между руководством вуза и его подразделений с преподавательским составом. Создание инструмента для: – самооценки преподавателя; – более объективного отбора претендентов на должность преподавателя; – совершенствование системы вознаграждения. Повышение обоснованности формирования групповых и индивидуальных планов развития персонала на основе анализа разницы между желаемым и фактическим уровнем компетентности. Повышение имиджа университета.

КОМПЕТЕНЦИИ ППС Компетенции, характеризующие человека как личность, субъект деятельности и общения Компетенции, обеспечивающие социальное взаимодействие человека и социальной сферы Компетенции, обеспечивающие деятельность человека I уро вен ь Компетенции самосовершенствования, саморегулирования саморазвития, личностной и предметной рефлексии Компетенции здоровьесбережения Компетенции ценностно- смысловой ориентации в мире Компетенции интеграции Компетенции в социально- гражданской сфере Компетенции в общении Компетенции социального взаимодействия с обществом Компетенция познавательной деятельности Компетенции деятельности в общем Профессиональная компетенция Компетенции управления информацией II уро вен ь Компетенции социального взаимодействия в сфере личной жизни Компетенции социального взаимодействия с коллективом

Компетенции ценностно- смысловой ориентации в мире Компетенции интеграции Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии Компетенции, характеризующие человека как личность, субъект деятельности и общения Компетенции в социально- гражданской сфере Компетенции здоровьесбережени я I уро вен ь II уро вен ь -осознанное стремление к соблюдению здорового образа жизни -- занятие физической культурой и спортом -потребность в развитии своих физических способностей и поддержании своего физического здоровья -- навыки саморегуляции -умение поддерживать работоспособность в быстро меняющихся условиях -- регулярное тестирование состояния здоровья регулярное и активное использование отпуска и выходных дней умение справляться со страхами и стрессом -положительное и активное отношение к ценностям культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки, производства -- положительное и активное отношение к истории цивилизаций, истории собственной страны -разделять ценности и нормы, основанные на идеалах добра, справедливости, чести, долга, толерантности, любви к своей профессии -- проявление высоких нравственных качеств по отношению к себе, социальной группе, обществу и природе - добросовестность, самокритичность, объективность, ответственность -адекватная ситуации актуализация своих знаний -- расширение и приращение накопленных знаний -иметь целостное восприятие окружающего мира, понимать базовые тенденции его развития -- владеть методологией философского осмысления окружающего мира как целостной системы -профессиональное развитие -- языковое и речевое развитие -поддержание и совершенствование культуры родного языка --владение иностранным языком -умение противостоять неуверенности и сложности -- адекватная самооценка -способность отстаивать свое мнение -- сообразительность -Обязательность -- находчивость -настойчивость в доведении дела до конца -- способность к эффективному и бесконфликтному межличностному взаимодействию с обществом -знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина --свобода, собственное достоинство и ответственность -уверенность в себе -- гражданский долг, знание символов государства (герб, флаг, гимн) и гордость за них -социальная активность -- участие в деятельности и совершенствовании демократических институтов -уметь использовать всесторонние знания о человеке в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности -- уметь использовать знания об обществе в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности - уметь использовать культурологические знания в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности III уро вен ь

Компетенции, обеспечивающие социальное взаимодействие человека и социальной сферы I уро вен ь II уро вен ь III уро вен ь Компетенции в общении Компетенции социального взаимодействия с коллективом -Владение устным и письменным диалогом и монологом -- Владение созданием и восприятием текста -Владение бизнес-языком, технологией деловой переписки и основами делопроизводства -- Знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета -Владение кросс-культурным общением, в т. ч. иноязычным общением -- Умение решать коммуникативные задачи – убеждать, добиваться понимания - Умение выстраивать эффективное и бесконфликтное межличностное взаимодействие с коллегами по работе - Умение выстраивать эффективное и бесконфликтное межличностное взаимодействие с руководством организации - Умение выстраивать эффективное и бесконфликтное межличностное взаимодействие с клиентами и партнерами - Способность работать в команде, в т.ч. междисциплинарной - Умение разбираться в конфликтах и гасить их - умение воспользоваться советом - Сотрудничество, толерантность, терпимость к инакомыслию - Уважение и принятие другого человека (раса, национальность, религия, статус, роль, пол) IV уровень Компетенции социального взаимодействия с обществом Компетенции социального взаимодействия в личной сфере - Умение выстраивать семейно- родственные и личностные отношения с друзьями, партнерами -Умение разбираться в конфликтах и гасить их -- Сотрудничество, толерантность, терпимость к инакомыслию -Уважение и принятие другого человека (раса, национальность, религия, статус, роль, пол) -- Знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета -Умение выстраивать эффективное и бесконфликтное межличностное взаимодействие с различными группами в обществе - Уважение и принятие другого человека (раса, национальность, религия, статус, роль, пол) -Умение разбираться в конфликтах и гасить их -- Сотрудничество, толерантность, терпимость к инакомыслию - Умение и готовность участия в общественных (собраниях, субботниках, развлекательных мероприятиях)

Компетенции, обеспечивающие деятельность человека I уро вен ь ZZZZ Z Компетенция познавательной деятельности Компетенции деятельности в общем Профессиональная компетенция Компетенции управления информацией II уро вен ь -развитие самостоятельной познавательной деятельности как в профессиональном плане, так и в личной и общественной жизни -- навыки физической и психической саморегуляции, самоорганизации и саморазвития -умение постановки и решения познавательных задач -- умение находить нестандартные решения - умение разрешать проблемные ситуации -умение анализировать ситуацию на рынке труда -- умение извлекать пользу из опыта - ориентация в разных видах деятельности - умение адекватно оценивать собственные профессиональные возможности - умение ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений -понимание целей и задач деятельности - способность быстро и гибко применять свои знания и опыт для решения практических задач - наличие профессионально-нравственных качеств - владение знаниями в широкой (инвариантной к различным специальностям) области профессиональной деятельности: математика, физика, химия, экономика и др. - владение знаниями в общенаучной сфере, являющейся базой соответствующей профессии (основы теплотехники, основы электротехники, механики и др.) - владение знаниями в узкой (специальной) области профессиональной деятельности - уметь использовать математические и естественно- научные знания, а также знания о современных технологиях в своей профессиональной деятельности - уметь применить инновационные методы и технологии в своей предметной области - умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной деятельности - знание источников информации - умение пользоваться различными источниками информации - навыки поиска, обработки, передачи и представления информации - навыки преобразования информации (анализ, синтез систематизация) - умение консультироваться у окружающих и экспертов - знание традиционных и IT технологий - компьютерная грамотность - навыки презентации - умение пользоваться средствами технической поддержки (факс, ксерокс, электронная почта, средства проекционного изображения) III уро вен ь IV уровень

Умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной деятельности 1. Профессионально-педагогические компетенции Глубокое знание предмета Знание последних мировых достижений по преподаваемой дисциплине Владение проектным менеджментом Владение основами педагогики Знание основ психологии Знание пед. технологий Владение пед. технологиями Умение эффективно использовать различные формы, методы, средства и технологии обучения для достижения поставленных педагогических целей Способность находить и применять новые образовательные технологии Умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов Владение различными формами, методами и приемами пед. деятельности с учетом своих пед. способностей, специфики преподаваемой дисциплины и обучаемого контингента

Умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной деятельности 2. Профессионально-личностные компетенции Навыки сочетания требовательности с доброжелательностью Умение разрешать конфликтные ситуации на занятиях Владение речью Умение владеть аудиторией Способность к адекватной оценке целостности и эффективности учебного процесса и соответствия достигнутых результатов пед. деятельности планируемым Способность к эффективному коммуникативному взаимодействию со студентами (индивидуально-ориентированному и групповому), в т.ч. неформальному, способствующему достижению положительного результата учебно- педагогического процесса в целом Гибкость, способность к импровизации Способность формировать у студентов творческую сознательно-активную установку на будущую профессию, чувства гражданской и профессиональной ответственности за результаты своей деятельности, развитие общей культуры, широкого кругозора и этики поведения

Умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной деятельности 3. Владение методологией и методикой создания учебных, учебно-методических и др. материалов Способность моделировать содержание учебного материала, форм и методов преподавания читаемых курсов с учетом их места и роли в общей программе подготовки специалистов, взаимосвязи с другими дисциплинами и будущей профессиональной деятельностью студентов Умение формировать материал интересно Умение отобрать основной материал Умение структурировать материал Умение составлять эффективные контролирующие материалы Умение создавать учебные материалы по курсу Умение создавать лабораторные материалы

Умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной деятельности 4. Лекторское мастерство Умение соизмерять содержание и объем материала и заданий с балансом времени студента, используемыми учебными материалами, ТСО, инф. технологиями, наглядными пособиями Умение доводить материал до студентов Умение правильно выбрать темп занятия Умение выбирать и использовать средства информационной поддержки Владеть навыками планирования занятий Уметь формировать учебные планы и программы

Умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной деятельности 5. Умения и навыки организации учебной аудиторной и внеаудиторной групповой и индивидуальной деятельности Умение организовать дискуссию Умение обеспечить эффективное участие студентов на занятии Умение вовлекать студентов в научную работу Умение проводить экзамены и зачеты Владение навыками организации и проведения консультаций и др. форм индивидуальной работы со студентами Умение проводить лабораторные занятия Способность руководить дипломным и курсовым проектированием Умение организовывать производственные практики Умение организовывать самостоятельную работу студентов

Умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной деятельности 6. Исследовательская деятельность Готовность участвовать в исследовательских проектах Умение разрабатывать нормативно-техническую документацию Навыки публикаций материалов научной работы Владение технологиями публичных выступлений (конференции и пр.) Способность к поддержанию широких, активных и разнообразных творческих контактов по вопросам научной, профессиональной и пед. деятельности Умение находить источники финансирования научных исследований заказчиков конкретных научно- технических, научно-методических и др. профессионально важных разработок

Определение весов компетенций и их ранжирование Состав экспертов – две группы резерва кадров среднего уровня ООО «Газпром трансгаз Томск» (18 и 20 человек); – группа менеджеров среднего уровня ОАО «Востокгазпром» (13 человек); – группа слушателей Президентской программы подготовки руководящих кадров для народного хозяйства РФ (руководители предприятий малого бизнеса и руководители подразделений средних и крупных предприятий г. Томска, 16 человек); – группа профессоров ТПУ и высшего менеджмента ООО «Газпром трансгаз Томск» (9 человек); – группа профессоров из трех университетов Германии (6 человек).

Рис. 3

Компетенции первого уровня

В целом значимость компетенций первого уровня оказалась примерно равной и не зависящей от уровня руководителя Компетенции первого уровня

Средние оценки весов компетенций второго уровня Здор 0, Цен 0, Интегр 0,072 9 Соцгр 0, Самос 0,079 6 Соцвз лич 0,087 4 Соцвзобщ 0,081 5 Соцвзкол 0,094 3 Общение 0,073 8 Позн 0,102 2 Общая 0,075 7 Проф 0,110 1 Управл. инф. 0, В целом все ключевые компетенции признаны экспертами высоко значимыми, однако вызывает сожаление заметная недооценка ценностных и гражданских компетенций.

Компетенции третьего-пятого уровней При организации экспертного исследования мы предполагали, что, начиная с третьего уровня, ответы экспертов не будут иметь больших разбросов. Мы не могли ошибиться более основательно.

Компетенции четвертого уровня Казалось бы, что когда дело идет о компетенциях «умения и навыки для успешной работы в избранной сфере профессиональной деятельности» разбросы на четвертом уровне должны бы быть минимальны. Однако и здесь имеют место существенные разногласия. Респ.Проф.-пед.Проф.- личн. Методолог.Лектор.Аудит. и внеауд. Научная АИЧ 0,2670,1800,1030,0910,0530,306 МГМ 0,3170,1140,0000,2850,0000,285 Только на пятом уровне согласованность мнений экспертов несколько повысилась.

Профессионально-педагогические компетенцииВесРанг Глубокое знание предмета 0,215 1 Знание последних мировых достижений по преподаваемой дисциплине 0,1442 Владение проектным менеджментом 0,094 4 Владение основами педагогики 0,054 8 Знание основ психологии 0,066 7 Знание пед. технологий 0, Владение пед. технол. 0,068 6 Умение эффективно использовать различные формы, методы, средства и технологии обучения для достижения поставленных педагогических целей 0,0855 Способность находить и применять новые образовательные технологии 0,0479 Умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов 0,1003 Владение различными формами, методами и приемами пед. деятельности с учетом своих пед. способностей, специфики преподаваемой дисциплины и обучаемого контингента 0,0855

Профессионально-личностные компетенцииВес Ранг Навыки сочетания требовательности с доброжелательностью 0,1095 Умение разрешать конфликтные ситуации на занятиях 0,0967 Владение речью 0,1076 Умение владеть аудиторией 0,1413 Способность к адекватной оценке целостности и эффективности учебного процесса и соответствия достигнутых результатов пед. деятельности планируемым 0,1394 Способность к эффективному коммуникативному взаимодействию со студентами (индивидуально- ориентированному и групповому), в т.ч. неформальному, способствующему достижению положительного результата учебно-педагогического процесса в целом 0,1692 Гибкость, способность к импровизации 0,0688 Способность формировать у студентов творческую сознательно-активную установку на будущую профессию, чувства гражданской и профессиональной ответственности за результаты своей деятельности, развитие общей культуры, широкого кругозора и этики поведения 0,1721

Владение методологией и методикой создания учебных, учебно-методических и др. материаловВес Ранг Способность моделировать содержание учебного материала, форм и методов преподавания читаемых курсов с учетом их места и роли в общей программе подготовки специалистов, взаимосвязи с другими дисциплинами и будущей профессиональной деятельностью студентов 0,1672 Умение формировать материал интересно 0,1256 Умение отобрать основной материал 0,1435 Умение структурировать материал 0,1454 Умение составлять эффективные контролирующие материалы 0,1513 Умение создавать учебные материалы по курсу 0,1771 Умение создавать лабораторные материалы 0,0927

Лекторская деятельностьВес Ранг Умение соизмерять содержание и объем материала и заданий с балансом времени студента, используемыми учебными материалами, ТСО, инф. технологиями, наглядными пособиями 0,1762 Умение доводить материал до студентов 0,3001 Умение правильно выбрать темп занятия 0,1305 Умение выбирать и использовать средства информационной поддержки 0,0796 Владение навыками планирования занятий 0,1733 Умение формировать учебные планы и программы 0,1434

Организация аудиторной и внеаудиторной работыВес Ранг Умение организовать дискуссию 0,0529 Умение обеспечить эффективное участие студентов на занятии 0,1095 Умение вовлекать студентов в научную работу 0,1066 Умение проводить экзамены и зачеты 0,1482 Навыки организации и проведения консультаций и др. форм индивидуальной работы со студентами 0,0788 Умение проводить лабораторные занятия 0,1104 Руководство дипломным и курсовым проектированием 0,1641 Умение организовывать производственные практики 0,1007 Умение организовывать самостоятельную работу студентов 0,1343

Научно-исследовательская деятельностьВес Ранг Готовность участвовать в исследовательских проектах 0,1535 Умение разрабатывать нормативно-техническую документацию 0,0676 Навыки публикации материалов научной работы 0,1683 Владение технологиями публичных выступлений (конференции и пр.) 0,1712 Способность к поддержанию широких, активных и разнообразных творческих контактов по вопросам научной, профессиональной и пед. деятельности 0,1604 Умение находить источники финансирования научных исследований заказчиков конкретных научно-технических, научно-методических и др. профессионально важных разработок 0,2801

Ни один из подходов – компетентностный, описание конкретных работ, стандарты производительности, KSAO (knowledge, skills, abilities, and other characteristics – знания, умения, способности и другие характеристики) – не является универсальным инструментом для принятия решений в области управления человеческими ресурсами. Применение любого инструмента должно сопровождаться здравым смыслом и индивидуальным подходом к человеку.

Методические проблемы разработки модели Выбор экспертов Организация работы экспертов – Интервью Занятость Нечеткие множества Нарушение транзитивности Комментарии – Метод парных сравнений

Методические проблемы разработки модели Проблема «истинной оценки», учет ее относительности. Проблема полноты модели и проверки ее валидности

Выводы Представленная модель компетенций преподавателя является инструментом, который ни в коем случае не должен восприниматься в качестве жесткой системы, замыкающей в некоторый перечень требований личностную и профессиональную индивидуальность педагога. Однако наличие такого инструмента позволяет достаточно эффективно решать стратегические и текущие задачи, связанные с достижением требуемых стандартов качества и эффективности, причем как на индивидуальном, так и на организационном уровне.

Выводы Все предложенные к обсуждению компетенции признаны значимыми, но явно недооценены гражданские и ценностные компетенции, хотя их критическая значимость и востребованность сомнений не вызывает. На первом – третьем уровнях, где компетенции рассматриваются еще в достаточно общем виде, все упомянутые выше группы экспертов могут дать адекватные оценки. При дальнейшей детализации (на четвертом – пятом уровне) адекватные оценки могут дать только люди, отобранные из академического профессионального сообщества.

Благодарю за внимание и терпение!