1 Тема 3 Электронное обучение (e-Learning) Андреев Александр Александрович д.пед.н, к.т.н, проф. э-почта: сайт: a-edu.narod.ru Copyright© 2009 Все права защищены.
2 План 3.1 Информационные и коммуникационные технологии, в том числе Интернет, в образовании. Электронная педагогика. 3.2 Электронные учебно-методические комплексы для обучения и самообразования. 3.3 Электронные виды занятий и методики их проведения и учения
3 3.2 Электронные учебно- методические комплексы для обучения и самообразования
4 Минимально необходимое учебно- методическое обеспечение для очного обучения 1. Программа учебной дисциплины 2. Учебник (учебное пособие, курс лекций) 3. Практикум (планы семинаров, лаб. работы)
5 Базовый состав учебно-методического и информационного комплекса 1. Введение к курсу (автор, аннотация) 2. Программа учебной дисциплины 3. Учебная информация 4. Руководство по изучению комплекса 5. Хрестоматия (электронная библиотека курса) 6. Академический календарь 7. Практикум 8. Тесты 9. Глоссарий и список сокращений и аббревиатур 10. Заключение
6 ЭУМК «Основы интернет- обучения»
7 Формы представления учебной информации 1. Тексто-графическое (в формате традиционного вузовского учебника или курса лекций)2.Схемо-курс (в формате тематической последовательности схем и графиков)
8 1. Тексто-графическое (в формате традиционного вузовского учебника или курса лекций)
9 Структуризация учебной текстово-графической информации в форме традиционного учебного пособия РАЗДЕЛ I. Тема 1 (глава) стр пункт (параграф) 5-15 стр подпункт 1.1. пункт (параграф) 5-15 стр подпункт (пункт) Тема Тема РАЗДЕЛ II. Тема
Электронные учебно- методические комплексы для обучения и самообразования
11 Минимально необходимое учебно- методическое обеспечение для очного обучения 1. Программа учебной дисциплины 2. Учебник (учебное пособие, курс лекций) 3. Практикум (планы семинаров, лаб. работы)
12 Базовый состав учебно-методического и информационного комплекса 1. Введение к курсу (автор, аннотация) 2. Программа учебной дисциплины 3. Учебная информация 4. Руководство по изучению комплекса 5. Хрестоматия (электронная библиотека курса) 6. Академический календарь 7. Практикум 8. Тесты 9. Глоссарий и список сокращений и аббревиатур 10. Заключение
13 ЭУМК «Основы интернет- обучения»
14 Формы представления учебной информации 1. Тексто-графическое (в формате традиционного вузовского учебника или курса лекций)2.Схемо-курс (в формате тематической последовательности схем и графиков)
15 1. Тексто-графическое (в формате традиционного вузовского учебника или курса лекций)
Электронные учебно- методические комплексы для обучения и самообразования
17 Базовый состав учебно-методического и информационного комплекса 1. Введение к курсу (автор, аннотация) 2. Программа учебной дисциплины 3. Учебная информация 4. Руководство по изучению комплекса 5. Хрестоматия (электронная библиотека курса) 6. Академический календарь 7. Практикум 8. Тесты 9. Глоссарий и список сокращений и аббревиатур 10. Заключение
18 ЭУМК «Основы интернет- обучения»
19 Формы представления учебной информации 1. Тексто-графическое (в формате традиционного вузовского учебника или курса лекций)2.Схемо-курс (в формате тематической последовательности схем и графиков)
20 1. Тексто-графическое (в формате традиционного вузовского учебника или курса лекций)
21 Структуризация учебной текстово-графической информации в форме традиционного учебного пособия РАЗДЕЛ I. Тема 1 (глава) стр пункт (параграф) 5-15 стр подпункт 1.1. пункт (параграф) 5-15 стр подпункт (пункт) Тема Тема РАЗДЕЛ II. Тема
22 2.Схемо-курс
23 Фрагмент содержания схемо-курса
24 Тест на определение полушарности tests.ru/hemisphere.php?qnum=1&q uestion=0
25 Примеры учебно- методических комплексов
26 Учебно-методический комплекс ФА при Правительстве РФ
27 Магнитогорский госуниверситет (
28 Московская финансово-промышленная академия (
29 Вопрос Что вы предпочтете для изучения учебного курса? Варианты ответов 1. Бумажный учебник 2. Электронный УМК
30 Открытые образовательные ресурсы в высшей школе
31 Open Source Новая тенденция развития образования в информационном обществе. Новая тенденция развития образования в информационном обществе. Под этим понимается как открытый доступ к использованию и разработке как образовательных ресурсов, так и программного обеспечения различного назначения.
32 Все во имя образованиия все для блага образования Это, своего рода, новое прочтение коммунистического принципа «все во имя человека, все для блага человека», и примером его успешной реализации может служить свободная энциклопедия wikipedia.org Это, своего рода, новое прочтение коммунистического принципа «все во имя человека, все для блага человека», и примером его успешной реализации может служить свободная энциклопедия wikipedia.org
33 Электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе
крупнейших университетов из 21 страны мира, каждый из которых предоставил в открытый доступ собственные учебные материалы в рамках консорциума Open Coursе Ware ( Консорциума Open Coursе Ware ( 150 крупнейших университетов из 21 страны мира, каждый из которых предоставил в открытый доступ собственные учебные материалы в рамках консорциума Open Coursе Ware (
35 Массачусетский технологический институт Формат материалов зависит от специфики предмета. Так, многие курсы, связанные с техническими специальностями, представлены, помимо обязательной аннотации, сборниками задач, а также конспектами лекций или учебниками Формат материалов зависит от специфики предмета. Так, многие курсы, связанные с техническими специальностями, представлены, помимо обязательной аннотации, сборниками задач, а также конспектами лекций или учебниками Материалы к гуманитарным предметам представляют собой в основном списки литературы и полезные ссылки. Видеофайлы используются как иллюстрации к курсам по специальности. Аудиофайлы прилагаются к самым разным курсам. Материалы к гуманитарным предметам представляют собой в основном списки литературы и полезные ссылки. Видеофайлы используются как иллюстрации к курсам по специальности. Аудиофайлы прилагаются к самым разным курсам. Некоторые теоретические дисциплины «Структура технических революций» и т.п. сопровождаются презентациями студенческих проектов. На сайте действует удобная система поиска курсов по названиям предметов и специальностей. Некоторые теоретические дисциплины «Структура технических революций» и т.п. сопровождаются презентациями студенческих проектов. На сайте действует удобная система поиска курсов по названиям предметов и специальностей.
36 Университет Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley) University of California, BerkeleyUniversity of California, Berkeley Так, одним из первых вслед за МТИ стал выкладывать в открытый доступ аудио и видео материалы для высшего образования. ( Так, одним из первых вслед за МТИ стал выкладывать в открытый доступ аудио и видео материалы для высшего образования. ( Здесь можно найти ролики с лекциями по биологии, биоинженерии, химии, физике и другим наукам. Здесь можно найти ролики с лекциями по биологии, биоинженерии, химии, физике и другим наукам.
37 Тюбингенский университет (Eberhard Karls Tuebingen Universitaet), Германия На сайте можно найти онлайн- библиотеку – TOBIAS-lib, где выложены диссертации, статьи, монографии, заключения, аннотации и др. ( tuebingen.de/ub/elib/tobias.htm). На сайте можно найти онлайн- библиотеку – TOBIAS-lib, где выложены диссертации, статьи, монографии, заключения, аннотации и др. ( tuebingen.de/ub/elib/tobias.htm). tuebingen.de/ub/elib/tobias.htmhttp:// tuebingen.de/ub/elib/tobias.htm В разделе Тюбингенский Интернет мультимедиа сервер (Tuebinger Internet Multimedia Server) выложены лекции и научные мероприятия зимнего семестра 2007/2008 гг. ( tuebingen.de/). В разделе Тюбингенский Интернет мультимедиа сервер (Tuebinger Internet Multimedia Server) выложены лекции и научные мероприятия зимнего семестра 2007/2008 гг. ( tuebingen.de/). tuebingen.de/ tuebingen.de/
38 Российская система образования Электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, представленные в следующих информационных системах :
39 1.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, collection.edu.ru); collection.edu.ruhttp://school- collection.edu.ru
40 3.Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно" описания которых находятся на Федеральном портале "Российское образование" ( 4.Ресурсы, описания которых находятся на Федеральном портале "Российское образование" (
41 Виды учебных занятий в сети Интернет
42 Организационные формы (виды учебных занятий) при очном обучении в ВШ Обучение Лекция, семинар, консультация, лабораторная работа, конференция, практическое занятие, практика, деловая игра, кейс-стади Контроль Тестирование, семестровые и переводные экзамены, зачет, коллоквиум, защита курсового и дипломного проекта, госэкзамен
43 ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ЗАНЯТИЙ 1. Лекции (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая) 2. Консультации (индивидуальные, групповые, электронная почта, аудио и др.) 3. Семинары (аудиоконференция, видеоконференция, эпистоконференция) 4. Лабораторно-практические занятия 5. Проекты [курсовые работы] (групповые, индивидуальные исследовательские, творческие, информационные) 6. Индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, задачи и др.) 7. Тестирование 8. Экзамены, зачеты 9. Игры 10. Ситуационные задачи (кейс-стади) 11. Учебные научно-исследовательские работы (УНИР) 12. Экскурсии 13. Учебное портфолио
44 1.Электронные лекции Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В лекции даются систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывается проблематика, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, концентрируется внимание на наиболее сложных и узловых вопросах.
45 Классификация электронных лекций (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая) 1. Форма представления: 1.1 аудио/видео лекция, 1.2 слайд-лекция, 1.3 тексто- графическая (ТГ) 1.1 аудио/видео лекция, 1.2 слайд-лекция, 1.3 тексто- графическая (ТГ) 2. Временной регламент: реальное время (on-line), отложенное время (off- line) 3. Охват аудитории: индивидуально, фронтально 4. Программно-техническая реализация аудио/видеоконференцсвязь, CD, аудио-видеокассеты, DVD, э-почта, IPod. 4. Программно-техническая реализация: аудио/видеоконференцсвязь, CD, аудио-видеокассеты, DVD, э-почта, IPod. 5. (место применения) 5. Доставка (место применения) локально, дистанционно локально, дистанционно
Аудио/видео лекции Сценарий лекции: живьем, ГГ (говорящая голова) Доставка потребителям -Локально -Онлайн -Дистанционно -Офлайн Использование -Коллективно (оборудованная аудитория) -Индивидуально (с помощью ПК, мобильных средств). мобильных средств).
47 Университет информационных технологий (
48 Дистанционная видеолекция на базе видеоконференцсвязи (онлайн)
Слайд-лекция Разновидность э-лекции, выполненная на электронном носителе, причем структурированное содержание лекционного материала представлено в виде последовательности слайдов, озвученных голосом автора. Разновидность э-лекции, выполненная на электронном носителе, причем структурированное содержание лекционного материала представлено в виде последовательности слайдов, озвученных голосом автора. Использует базовый принцип наглядности: прочитать 10% услышать 20% увидеть 30%, ув+усл = 60% можно изучать индивидуально в личном темпе Просты в изготовлении Просты в изготовлении
Тексто-графическая лекция 1.3 Тексто-графическая лекция (
51 Курс «Вcемирная сеть (www) –использование и приложения. Ч.А. Кариев
52 Опрос Выберите предпочтительный с вашей точки зрения вариант лекции 1.Очная лекция 2. Видеолекция живьем в записи 3.Слайд-лекция 4.Тексто-графическая лекция
53 Электронный семинар (гуманитарные дисциплины)
54 Классификация электронных семинаров Способ обмена информацией Аудио Аудио (вербальный) Видео+ аудио Видео+ аудио (живьем) Эпистоляные Эпистоляные (переписка) Средства ИКТ Онлайн: скайп, чат, Онлайн: скайп, чат, Офлайн:блог, форум Офлайн:блог, форум
55
56 Форум на сайте a-edu-p.narod.ru
57 ОПРОС Выберите предпочтительные варианты видов семинаров при проведении учебных занятий Очный Аудиосеминар Эпистолярный онлайн (чат) Эпистолярный оффлайн (форум) Видеосеминар
58 Применение веб2.0
59 Web 2.0 (Веб 2.0.) – сетевые сервисы (программные среды, движки, оболочки), которые используются для организации совместной комфортной сетевой деятельности в обучении. Сервисы Веб2.0 позволяют работать с веб- документами совместно, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями. Сервисы Веб2.0 позволяют работать с веб- документами совместно, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями. (Патаракин Е.Д., 2007)
60 Основные сервисы Веб 2.0 в учебном процессе 1. Блог 2. Вики 3. Делишес 4. Ютьюб 5. Фликр
Блог (blog) – средство (синонимы: программная среда, оболочка, движок) для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению Блог - это личный сайт пользователя, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа. Предполагает полемику читателя с автором. Блог - это личный сайт пользователя, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа. Предполагает полемику читателя с автором.
62 Направления использования в учебном процессе 1.Источник учебной информации предварительно опубликованной преподавателем. 2. Организация дискуссий (семинаров) по темам учебной программы. 3. Организация дистанционного обучения (в данном случае блог выступает в роли своеобразного упрощенного варианта LMS (Learning Management System) для обучения конкретной учебной группы) 4. Контроль публикаций и обсуждений контрольных работ и заданий студентов, которые они выставляют в собственных блогах. 5……. мозг штурм Сам преподаватель решит как использовать, зная свойства
63 – 2.ВикиВики (WikiWiki) – представляет собой веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. С Средство создания коллективного гипертекста (история внесения изменений сохраняется)
64 1. Применение Вики в планировании 1. Применение Вики в планировании OM_4DA OM_4DA 2.Принцип работы социальных сетей. 2.Принцип работы социальных сетей Qr9GG8Y&feature=related. Qr9GG8Y&feature=related
65 Направления использования в учебном процессе 1.Публикация, расширение и аннотирование учебных материалов 2.Организация совместной работы над проектами (типа википедии) 3.Индивидуальные мультимедийные публикации слушателей 4.……..
66 редство для хранения закладок на веб-страницы (с описаниями и возможностью поиска) 3.Делишес -средство для хранения закладок на веб-страницы (с описаниями и возможностью поиска) Это веб-сайт, бесплатно предоставляющий зарегистрированным пользователям услугу хранения и публикации закладок на подобранные с определенными целями страницы Всемирной сети. delicios.com,
67 Видеоописание работы с сервисом делишес бобрдобр: r/bobrdobr.html r/bobrdobr.html
68 Направления применения делишес в учебном процессе (принцип «покажи мне свои ссылки и я скажу кто ты» 1. Формирование тематических ссылок на учебные материалы в Интернете 2. Специальные учебные задания по поиску и накоплению ссылок по теме задания 3. Анализ и обобщение информации по ссылкам 4. ….
69 Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи. 4.Ютьюб- (YouTube) ( – сервис для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи. На сайте могут быть представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи для различных целей и тематике. На сайте могут быть представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи для различных целей и тематике.
70 Фликр 4. Фликр – сервис для хранения, просмотра и обсуждения фото.
71 Задание 3.1 Разработать электронный мини курс по самостоятельно выбранной теме Разработать электронный мини курс по самостоятельно выбранной темеПримечание 1)Пособие для разработки курса на сайте 2)Примеры на сайте a-edu-p.narod.ru
72 Библиография Основная Основная 1. Андреев А.А. Введение в интенет-образование. –М.: Логос, Андреев А.А. Основы интернет-обучения.-М.:МФПА Эл. издание на CD,2007 Дополнительная: 1.Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. / Под ред. М.В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», pdf pdfhttp://iatp.projectharmony.ru/publications/Internet pdf 2.Информатизация образования: направления, средства, технологии/Под общ. ред С.И. Маслова-М.: Изд МЭИ, с 3.Карпенко М.П. Телеобучение –М.: СГА, с