Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников Неумоина Е.Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ 2 г.Калининска Саратовской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. ЗАДАЧА 1 Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад.
Advertisements

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. ЗАДАЧА 1 Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Математический КВН МОУ Ракитовская средняя школа 2010г Тулинская О. А.
Математический КВН для учащихся 5 класса Учитель математики С. Л. Чебунина.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Развивающая викторина для детей "Самый-самый " Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 ст. Беломечётской.
Математический КВН Подготовили : Томозов Д Бобылев Я Панинская СОШ 2010 г.

Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может полюбить математику Посвящается…
Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Математическая С М Е К А Л К А озаика емь раз примерь, один раз отрежь динство урьёзные задачи рифметика огика вадрат и куб налогия.
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Путешествие с любознательным дымком! 19, 29, 39, 11, 22, 33,. 49, 59, 69, 79 44, 55, 66, 77.
Математический КВН МБОУ Шишкеевская средняя общеобразовательная школа 2015 г Голикова Ольга Николаевна.
Транксрипт:

Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников Неумоина Е.Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ 2 г.Калининска Саратовской области» уч.год

Нестандартная задача - это задача, решение которой для данного ученика не является известной цепью известных действий. Поэтому понятие нестандартной задачи относительно. Нестандартная задача - это задача, решение которой для данного ученика не является известной цепью известных действий. Поэтому понятие нестандартной задачи относительно.

Нестандартные задачи делятся на 2 категории: 1 категория. Задачи, примыкающие к школьному курсу математики, но повышенной трудности – типа задач математических олимпиад. 1 категория. Задачи, примыкающие к школьному курсу математики, но повышенной трудности – типа задач математических олимпиад. 2 категория. Задачи типа математических развлечений. 2 категория. Задачи типа математических развлечений.

Числовые ребусы и головоломки на смекалку Разгадываем математический ребус Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5 в колонке и в строчке из диназавриков, так, чтобы сумма чисел как в колонке, так и в строчке была бы равна 9 ! Какое число стоит на месте вопроса ? a) 1 ; b) 2 ; c) 3 ; d) 4 ; e) 5.

логические задачи Разберемся с обложками книг В библиотеке есть книги по истории, математике и физике. Обложки этих книг красные, зеленые и голубые. Нам известно, что обложки книг по истории не голубые, обложки математических книг либо голубые, либо зеленые, и что обложки книг по физике не красные, и не зеленые. Какого цвета обложки исторических книг ? (a) красные; (b) зеленые; (c) голубые.; (d) невозможно определить;

Взвешивание и переливание Губке Бобу срочно нужно налить из водопроводного крана 6 л воды. Губке Бобу срочно нужно налить из водопроводного крана 6 л воды. Но он имеет лишь два сосуда Но он имеет лишь два сосуда 5-литровый и 5-литровый и 7-литровый. 7-литровый. Как ему это сделать? Как ему это сделать? Дядя Федор собрался ехать к родителям в гости и попросил у кота Матроскина 4 л простоквашинского молока. А у Матроскина только 2 пустых бидона: трехлитровый и пятилитровый. И восьмилитровое ведро, наполненное молоком. Как Матроскину отлить 4 литра молока с помощью имеющихся сосудов?

математические софизмы Имеются две семьи – Ивановых и Петровых. Каждая состоит из 3 человек – отца, матери и сына. Отец Иванов не знает отца Петрова. Мать Иванова не знает матери Петровой. Единственный сын Ивановых не знает единственного сына Петровых. Вывод: ни один член семьи Ивановых не знает ни одного члена семьи Петровых. Верно ли это? Имеются две семьи – Ивановых и Петровых. Каждая состоит из 3 человек – отца, матери и сына. Отец Иванов не знает отца Петрова. Мать Иванова не знает матери Петровой. Единственный сын Ивановых не знает единственного сына Петровых. Вывод: ни один член семьи Ивановых не знает ни одного члена семьи Петровых. Верно ли это? Решение: если член семьи Ивановых не знает равного себе по семейному статусу члена семьи Петровых, то это не значит, что он не знает всю семью. Например, отец Иванов может знать мать и сына Петровых Решение: если член семьи Ивановых не знает равного себе по семейному статусу члена семьи Петровых, то это не значит, что он не знает всю семью. Например, отец Иванов может знать мать и сына Петровых

задачи-шутки 1. Цапля Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?2. Шел Кондрат в Ленинград, А навстречу - двенадцать ребят, У каждого по три лукошка, В каждом лукошке - кошка, У каждой кошки - двенадцать котят, У каждого котенка в зубах по четыре мышонка. И задумался старый Кондрат: " Сколько мышат и котят Ребята несут в Ленинград?" Ответ: Глупый, глупый Кондрат! Он один и шагал в Ленинград. А ребята с лукошками, С мышками и кошками Шли навстречу ему - в Кострому.

комбинаторные задачи ( класс) Верные друзья Пятачок хочет вставить в три разные рамки портреты Винни-Пуха, Тигры и Иа-Иа. Он может разместить портрет Винни-Пуха в розовой рамочке, Тигры - бирюзовой, а Иа- Иа - в коричневой. А сколько всего разных способов есть у Пятачка, чтобы разместить портреты своих друзей ? a) 1 способ b) 2 способа; c) 3 способа; a) 1 способ b) 2 способа; c) 3 способа; d) 4 способов; e) 5 способов; f) 6 способов

Методика обучения поисковой деятельности при решении нестандартных задач умения понимать задачу, выделять главные (опорные) слова; умения понимать задачу, выделять главные (опорные) слова; умения выявлять условие и вопрос, известное и неизвестное в задаче; умения выявлять условие и вопрос, известное и неизвестное в задаче; умения находить связь между данным и искомым, то есть проводить анализ текста задачи, результатом которого является выбор арифметического действия или логической операции для решения нестандартной задачи; умения находить связь между данным и искомым, то есть проводить анализ текста задачи, результатом которого является выбор арифметического действия или логической операции для решения нестандартной задачи; умения записывать ход решения и ответ задачи; умения записывать ход решения и ответ задачи; умения проводить дополнительную работу над задачей; умения проводить дополнительную работу над задачей; умение отбирать полезную информацию, содержащуюся в самой задаче, в процессе её решения, систематизировать эту информацию, соотнося с уже имеющимися знаниями. умение отбирать полезную информацию, содержащуюся в самой задаче, в процессе её решения, систематизировать эту информацию, соотнося с уже имеющимися знаниями.

Требования к составлению и отбору нестандартных задач: не должны иметь уже готовых, заученных детьми алгоритмов; не должны иметь уже готовых, заученных детьми алгоритмов; должны быть просты и доступны по содержанию всем учащимся; должны быть просты и доступны по содержанию всем учащимся; должны быть занимательными и интересными. должны быть занимательными и интересными. для решения нестандартных задач учащимся должно хватать знаний, усвоенных ими по программе. для решения нестандартных задач учащимся должно хватать знаний, усвоенных ими по программе.

Если работа над нестандартными и занимательными задачами будет эффективной, это послужит залогом успешного развития творчески мыслящей личности. Если работа над нестандартными и занимательными задачами будет эффективной, это послужит залогом успешного развития творчески мыслящей личности.

ЗАДАЧА 1 Гном Забывалка учился писать цифры заострённой палочкой на песке. Только он успел нарисовать 5 цифр: Гном Забывалка учился писать цифры заострённой палочкой на песке. Только он успел нарисовать 5 цифр: как увидел большую собаку, испугался и убежал. Вскоре в это место пришёл другой гном Путалка. Он тоже взял палочку и начертил вот что: как увидел большую собаку, испугался и убежал. Вскоре в это место пришёл другой гном Путалка. Он тоже взял палочку и начертил вот что: = = 60 Вставь между цифрами плюсы таким образом, что получившийся пример был решён правильно. Вставь между цифрами плюсы таким образом, что получившийся пример был решён правильно. РЕШЕНИЕ: = 60 Приложение

ЗАДАЧА 2 Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число. РЕШЕНИЕ: = 99

ЗАДАЧА 3 Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число? Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число? РЕШЕНИЕ: = 199

ЗАДАЧА 4 Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее двузначное число и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова "Волшебник Изумрудного города". Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее двузначное число и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова "Волшебник Изумрудного города". РЕШЕНИЕ: 1000 : 10 = 100

ЗАДАЧА 5 Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3 Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на Уберём числа с цифрой 1 Уберём числа с цифрой 1 Уберём числа с цифрой 5 Уберём числа с цифрой 5 Уберём числа с цифрой 7 Уберём числа с цифрой 7 Уберём чётные числа и делящиеся на 3 Уберём чётные числа и делящиеся на 3

ЗАДАЧА 6 Отгадай число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3; кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7 Отгадай число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3; кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и В числе нет цифры 1….2….3 В числе нет цифры 1….2….3 Уберём чётные числа Уберём чётные числа Число не делится на 3….5….7 Число не делится на 3….5….7

ЗАДАЧА 7 Вычти из произвольного двузначного числа сумму его цифр. Всегда ли разность разделится на 3? А на 9? Вычти из произвольного двузначного числа сумму его цифр. Всегда ли разность разделится на 3? А на 9? Например: Например: 11 – (1 + 1) = 9 12 – (1 + 2) = 9 11 – (1 + 1) = 9 12 – (1 + 2) = 9 20 – (2 + 0) = – (3 + 3) = – (2 + 0) = – (3 + 3) = 27

1.Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. // Психологическое обозрение Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. – М.: Педагогика, Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: "Академия развития", Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – Комбинаторные задачи Логические задачи Шарапова В.М., Москва 2010 г.VIKI RDF/RU СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ