Компетентностный подход: сущность, цели и содержание Т.А.Корчак, к.п.н., доцент кафедры педагогики профессионального образования ГОУ ДПО «ИРРО» 2007 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогические требования как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя Подготовка учителя к уроку.
Advertisements

Профессионально -педагогическая компетентность преподавателя Китайский язык.
Организация и содержание практического обучения Выполнила: методист Максимова Л.И.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Лекция 2 «Методология учебного проектирования». Дидактика Дидактика – составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности,
Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя Автор презентации: заместитель директора.
Как подготовить конспект урока Руководитель МО учителей начальных классов МБОУ СОШ 266 Снежногорск Шайхутдинова Светлана Геннадьевна.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Анализ современного урока В помощь учителю
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Тема Цель Задачи Средства обучения Методы обучения Тип учебного занятия.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
«Педагогический анализ урока как путь повышения педагогического мастерства учителя » Методический семинар.
Транксрипт:

Компетентностный подход: сущность, цели и содержание Т.А.Корчак, к.п.н., доцент кафедры педагогики профессионального образования ГОУ ДПО «ИРРО» 2007 год

2 самообразование, самосовершенствование, самоопределение, самоактуализация, развитие индивидуальности ориентированное на компетенции образование (competence-based education CBE) – приоритетная ориентация на цели – векторы образования: Компетентностный подход – ориентированное на компетенции образование (competence-based education CBE) – приоритетная ориентация на цели – векторы образования:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ (становления) КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (СВЕ-подхода) в образовании (по И.Н.Зимней): первый этап (1960 – 1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетентность / компетенция второй этап (1970 – 1990 гг.) характеризуется использованием категорий компетентность / компетенция в теории и практике обучения в основном родному языку, а также в сфере управления и менеджмента третий этап (1990 – 2001 гг.) утверждения компетентностного подхода характеризуется активным использованием категории компетентность / компетенции в образовании

Ключевые компетенции Совета Европы : 1) политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путем); 2) компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (принятие различий, уважение других, способность взаимодействовать с людьми других культур, языков, религий); 3) компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке; 4) компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение новыми технологиями, понимание возможностей их применения, критическое отношение к информации, распространяемой средствами массовой информации и рекламой); 5) способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте профессиональной подготовки.

5 КЛЮЧЕВЫЕ КОНСТРУКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: Компетенция Компетентность Компетентности, компетенции, ключевые квалификации – понятийная система, позволяющая объяснить явления объективной действительности

Научные дефиниции Компетентность Компетенция 6 Обобщенные знания, умения, навыки, опыт способность мобилизовать имеющиеся знания умения и опыт в конкретной социально- профессиональной ситуации способность мобилизовать имеющиеся знания умения и опыт в конкретной социально- профессиональной ситуации

7 компетенция н з у умения знания навыки

Традиционная (академическая) модель обучения Модель компетенций Теоретическое обучение Практическое обучение Усвоение теории Получение знаний Приобретение умений Обучение в аудитории Обучение на рабочем месте/в практической ситуации Частичное усвоение знаний Полное достижение результатов Различия подходов к обучению: Различия подходов к обучению:

Традиционная (академическая) модель обучения Модель компетенций Ориентирована на ГОС Ориентировано на работодателя Использование традиционных методов Использование активных методов обучения Использование одного стиля обучения Использование разных стилей обучения Различия подходов к обучению: Различия подходов к обучению:

Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода Модернизация содержания образования Использование в образовательном процессе современных технологий Использование современных средств обучения и воспитания Использование современных видов оценки образовательных результатов Индивидуальная поддержка субъектов образовательного процесса

Процесс обучения Цель Время Результат Связь процесса обучения с внешней средой

Время Процесс обучения Результат Педагог Обучающийся Содержание образования Связь процесса обучения с внешней средой

Содержание образования – теоретическое представление Распределение часов между предметами Содержание образования – учебный предмет Распределение часов между темами Содержание образования – учебный материал Распределение часов между параграфами Содержание образования – уровень структуры личности Результат усвоения Учебный план Тематическое планирование Календарное планирование Содержание образования – уровень педагогической деятельности Микроусловия образовательного учреждения Поурочное планирование Время обучения I II III IV V Цель обучения УРОВНИ ПРОЕКТАУРОВНИ ПРОЕКТА УРОВНИУРОВНИ РЕАЛЬНОГОПРОЦЕССАРЕАЛЬНОГОПРОЦЕССА Уровни процесса обучения

Урок / занятие как «педагогическое произведение» Подходы к уроку / занятию: zличностно ориентированный; zдеятельностный; zсистемный; zинновационно-творческий. В уроке/ занятии учитываются: zтребования обязательного минимума содержания образования; zсамооценка возможностей педагога; zдиагностика индивидуальных возможностей и потребностей обучающегося.

Структура урока / занятия: Тема урока / занятия Тема урока / занятия Цели урока / занятия: образовательная, развивающая, воспитательная Цели урока / занятия: образовательная, развивающая, воспитательная Задачи урока / занятия: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока / занятия: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Содержание урока / занятия: активизация познавательной деятельности, использование умений обучающихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т.п. Содержание урока / занятия: активизация познавательной деятельности, использование умений обучающихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т.п.

Структура урока / занятия: Формы объяснение нового материала ; семинар ; лекция ; лабораторно - практическое занятие и т. д. Формы объяснение нового материала ; семинар ; лекция ; лабораторно - практическое занятие и т. д. Методы словесные ; наглядные ; практические ; репродуктивные ; эвристические ; проблемно - поисковые ; исследовательские и др. Методы словесные ; наглядные ; практические ; репродуктивные ; эвристические ; проблемно - поисковые ; исследовательские и др. Средства оборудование демонстрационного эксперимента ; дидактический материал ; карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ ; компьютер и т. п. Средства оборудование демонстрационного эксперимента ; дидактический материал ; карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ ; компьютер и т. п. Контроль качества знаний и их корректировка Контроль качества знаний и их корректировка Устный контроль : беседа, объяснение. Чтение текста, карты, схемы. Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний. Письменный контроль : контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты

Структура урока / занятия: Самоанализ урока и постановка новых целей 1. Общая структура урока / занятия 1. Общая структура урока / занятия 2. Реализация основной дидактической цели урока /занятия 2. Реализация основной дидактической цели урока /занятия 3. Осуществление развития обучающихся в процессе обучения 3. Осуществление развития обучающихся в процессе обучения 4. Воспитание в процессе урока / занятия 4. Воспитание в процессе урока / занятия 5. Соблюдение основных принципов дидактики 5. Соблюдение основных принципов дидактики 6. Выбор методов обучения. 6. Выбор методов обучения. 7. Работа педагога на уроке / занятии 7. Работа педагога на уроке / занятии 8. Работа обучающегося на уроке / занятии. 8. Работа обучающегося на уроке / занятии.

Правила эффективной организации и эффективного проведения урока/занятия: первое – определение целей урока / занятия; первое – определение целей урока / занятия; второе – уточнение типа урока / занятия; второе – уточнение типа урока / занятия; третье – уточнение вида урока / занятия; третье – уточнение вида урока / занятия; четвёртое – выбор методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями; четвёртое – выбор методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями; пятое – определение структуры урока / занятия, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения. пятое – определение структуры урока / занятия, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.

Цель обучения предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. обеспечить усвоение обучающимися закона, признаков, свойств, особенностей; обеспечить усвоение обучающимися закона, признаков, свойств, особенностей; обобщить и систематизировать знания о …….; обобщить и систематизировать знания о …….; отработать навыки (какие?); отработать навыки (какие?); устранить пробелы в знаниях; устранить пробелы в знаниях; добиться усвоения обучающимися понятий (каких?). добиться усвоения обучающимися понятий (каких?).

Цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера. воспитание патриотизма; воспитание патриотизма; воспитание гуманности; воспитание гуманности; воспитание эстетического вкуса; воспитание эстетического вкуса; воспитание добросовестного отношения к труду; воспитание добросовестного отношения к труду; воспитание толерантности. воспитание толерантности.

Цель развития предполагает в основном развитие на уроке / занятии психических качеств обучающихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. Качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется Качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока; уровнем проведения урока; содержательной частью; содержательной частью; методической наполненностью; методической наполненностью; атмосферой. атмосферой.

Уточнение типа урока теоретического обучения: Урок изучения нового материала; Урок изучения нового материала; Урок закрепления и развития знаний умений и навыков; Урок закрепления и развития знаний умений и навыков; Урок формирования умений и навыков; Урок формирования умений и навыков; Урок повторения; Урок повторения; Урок проверки знаний; Урок проверки знаний; Урок применения знаний, умений и навыков; Урок применения знаний, умений и навыков; Повторительно-обобщающий урок; Повторительно-обобщающий урок; Комбинированный урок. Комбинированный урок.

Уточнение типа урока производственного обучения: Вводный урок – занятие ознакомительно- информационного характера; Вводный урок – занятие ознакомительно- информационного характера; Урок по изучению трудовых приемов и операций – занятие по формированию у обучающихся первоначальных профессиональных умений; Урок по изучению трудовых приемов и операций – занятие по формированию у обучающихся первоначальных профессиональных умений; Урок по выполнению комплексных работ ; Урок по выполнению комплексных работ ; Контрольно-проверочный урок. Контрольно-проверочный урок.

Уточнение вида урока ТО: Урок- лекция; Урок- лекция; Урок-беседа; Урок-беседа; Кино-урок; Кино-урок; Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.); Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.); Урок лабораторных работ; Урок лабораторных работ; Урок практических работ; Урок практических работ; Урок - экскурсия; Урок - экскурсия; Урок - семинар; Урок - семинар; Дидактическая игра; Дидактическая игра; Анализ ситуаций; Анализ ситуаций; Устный опрос; Устный опрос; Письменный опрос; Письменный опрос; Контрольная работа; Контрольная работа; Зачет. Зачет.

Уточнение вида урока ПО: Урок- конкурс профессионального мастерства; Урок- конкурс профессионального мастерства; Урок-зачет; Урок-зачет; Урок –практикум (самостоятельная работа обучающихся); Урок –практикум (самостоятельная работа обучающихся); Семинар производственного обучения; Семинар производственного обучения; Производственная конференция; Производственная конференция; Производственная экскурсия; Производственная экскурсия; Урок инструктирования; Урок инструктирования; Урок-праздник первой детали; Урок-праздник первой детали; Урок с участием новаторов производства; Урок с участием новаторов производства; Урок изобретательства и рационализации; Урок изобретательства и рационализации; Урок-аукцион ученических изделий; Урок-аукцион ученических изделий; Урок отчет; Урок отчет; Урок- «деловая игра» и т.д. Урок- «деловая игра» и т.д.

Организационные формы производственного обучения – способы организации учебного процесса и учебно- производственного труда обучающихся, формы руководства их деятельностью, структуру построения учебных занятий: Фронтальная (фронтально-групповая) – обучающиеся выполняют одинаковые задания Фронтальная (фронтально-групповая) – обучающиеся выполняют одинаковые задания Групповая (звеньевая) форма организации работы – каждая группа выполняет свое задание Групповая (звеньевая) форма организации работы – каждая группа выполняет свое задание Индивидуальная форма организации работы экономически довольно дорога, вместе с тем, применяясь на производстве в виде прикрепления обучающегося к высококвалифицированному рабочему, она весьма продуктивна Индивидуальная форма организации работы экономически довольно дорога, вместе с тем, применяясь на производстве в виде прикрепления обучающегося к высококвалифицированному рабочему, она весьма продуктивна

Специальные формы уроков ПО: Работа на тренажерах; Работа на тренажерах; Лабораторно-практические работы; Лабораторно-практические работы; Деловые (учебно- производственные) игры; Деловые (учебно- производственные) игры; Экскурсии на производство Экскурсии на производство

Выбор методов и приёмов: Метод монологического изложения (монологический метод); Метод монологического изложения (монологический метод); Метод диалогического изложения (диалогический метод); Метод диалогического изложения (диалогический метод); Метод эвристической беседы (эвристический метод); Метод эвристической беседы (эвристический метод); Метод исследовательских заданий (исследовательский метод); Метод исследовательских заданий (исследовательский метод); Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод); Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод); Метод программированных заданий (программированный метод) Метод программированных заданий (программированный метод)

Метод неоконченных предложений Качество образования можно обеспечить, если… Качество образования можно обеспечить, если… Я хочу, чтобы мое ОУ стало местом, где… Я хочу, чтобы мое ОУ стало местом, где… Пед. коллектив, с которым я хотел(а) бы работать, … Пед. коллектив, с которым я хотел(а) бы работать, … Мое ОУ отличается от ему подобных тем, что… Мое ОУ отличается от ему подобных тем, что… Для того, чтобы я испытал(а) гордость за свое ОУ, нужно… Для того, чтобы я испытал(а) гордость за свое ОУ, нужно… Если бы у меня были ресурсы, власть, деньги, я бы… Если бы у меня были ресурсы, власть, деньги, я бы… Три достижения коллектива, которые нужно сохранить любой ценой… Три достижения коллектива, которые нужно сохранить любой ценой… Через пять лет это ОУ будет… Через пять лет это ОУ будет…

Характеристики человека Интеллектуальная развитость Интеллектуальная развитость Предприимчивость Предприимчивость Открытость Открытость Наличие собственных убеждений Наличие собственных убеждений Уравновешенность Уравновешенность Организованность Организованность Чувство юмора Чувство юмора Эмоциональность Эмоциональность Искренность Искренность Социальная адаптабельность Социальная адаптабельность воспитанность воспитанность Дух соперничества Дух соперничества Чувство товарищества Чувство товарищества Креативность, способность к творчеству Креативность, способность к творчеству Способность критически мыслить Способность критически мыслить Любознательность Любознательность Озабоченность материальными условиями Озабоченность материальными условиями Честность Честность Доброта Доброта Независимость Независимость

Благодарю за терпение и внимание!