Коммуникативная компетентность Общаясь, мы вместе работаем или, работая вместе, мы общаемся?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика организации интерактивного обучения. МОУ СОШ 46 Учитель математики Корнева М.С.
Advertisements

Инновационные воспитательные технологии. Воспитательные технологии Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих.
Интерактивное обучение. ОБЩЕНИЕ в педагогическом взаимодействии Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,
ТЕМА : Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся.
Компетентность можно понимать как способность достигать результата.
«Скажи мне - и я забуду, Покажи мне - и я запомню, Дай сделать - и я пойму».
Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке и методов обучения для повышения эффективности.
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Ануфриева С.В. МОУСОШ 1 г. Лакинска Педагогический совет по.
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в.
Интерактивная методика в школе Бутенко Жанна Александровна учитель биологии и химии МОУ СОШ 2 г.Буденновска.
Педагогическое взаимодействие – как условие эффективности образовательного процесса.
Мастер-класс «Использование интерактивных форм и методов обучения в создании системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку» Савина Ирина Вячеславовна, заместитель.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Педагогика в поддержке ребёнка в процессе его развития. Презентация Максимовой М.В.
« Учитель по определению человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер.
Коммуникативные универсальные учебные действия Ищенко А.В.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) © ГОУ ЯО ИРО © Коточигова Е.В.
Транксрипт:

Коммуникативная компетентность Общаясь, мы вместе работаем или, работая вместе, мы общаемся?

По В. Далю ОБЩЕ – вместе, вкупе, в товариществе, заодно, согласно, соединено. Тогда, значит ли это, что общение – это то, что соединяет нас вместе и дает возможность действовать согласно и соединено? А бывает ли так, что общение есть, а согласия и соединенности нет? (приведем примеры из нашей педагогической практики) Что это? Следствие неправильного общения? А что тогда значит правильное? Если общение неправильное, значит, допущены ошибки, и тогда надо знать, в чем они заключаются

А можно ли научиться продуктивному общению? 1. Что такое общение на языке психологии? Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами. Процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности, процесс, включающий в себя три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Проведем наипростейшее упражнение по схеме подставки нужных по смыслу слов на примере самых распространенных форм общения в школе: _____________________ говорит, ____________________ слушают («внимают»); Учитель на уроке ….., дети …….. Учитель на родительском собрании …., родители …... Директор на педсовете ……, учителя …….

Сведение общения на уровень обмена информацией рассматривается как интерактивное общение. Под интерактивным общением понимают: - построение общей стратегии взаимодействия; - определение способов обмена действиями; - необходимость согласования планов действия партнеров; - анализ «вкладов» каждого участника.

Порой нам кажется, что общение – это процесс, который всего лишь сопровождает нашу деятельность, поэтому нет никакой нужды в его организации. Однако мы заблуждаемся, поскольку общение, порождаемое потребностями совместной деятельности, является одновременно и тем наиважнейшим условием оптимизации этой деятельности, т. е. условием, которое влияет на результат и снижает затратные усилия людей. Общение считается полноценным в том случае, когда в контакте представлены все три названные стороны, хотя доминировать может одна из сторон в зависимости от конкретной ситуации.

С педагогической точки зрения: Информативная сторона представляет собой сам процесс образования: получение информации, сохранение, воспроизведение и передачу. Однако механизм осуществления обмена может быть различным. получение информации – чем больше «включено» каналов восприятия, тем лучше усваивается информация. Отсюда берут начало дидактические требования использования наглядных пособий. Под сохранением информации понимается умение удерживать полученную информацию; в этот процесс включаются кратковременная и долговременная память, воображение, классификация, привязки к личному опыту, аналогии. Успешность воспроизведения и передачи информации зависит от первых двух этапов – использование информации в новой ситуации, в обогащении личного опыта.

. сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении результата; одностороннее принятие, активные действия одной стороны и принятие их другой стороной без активного включения в общую работу; уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности; одностороннее противодействие: одна сторона не только не содействует, но и активно препятствует; противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности; компромиссное взаимодействие: стороны склонны взаимодействовать в сотрудничестве. Стратегии совместной деятельности:

Признаками совместной деятельности являются: соприсутствие участников деятельности во времени и в пространстве. Наличие единой цели, общей для всех участников мотивации; Наличие органов организации и руководства; Разделение процесса деятельности между участниками; Согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта, то есть совмещение прав и обязанностей индивидов в совместной деятельности, внедрение педагогики «встречных усилий». Получение единого конечного результата совместной деятельности; Возникновение в процессе деятельности межличностных отношений, которые оказывают влияние на успешность совместной деятельности.

МЛО, характеризующие совместную деятельность, подводят нас к третьей стороне общения – перцептивной – (лат. восприятие). Полноценное общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Все школьные конфликты являются следствием неверного восприятия, непонимания друг друга. Самая большая ошибка обусловлена социальными ролями, которые предписывают модели поведения учителя и ученика. Перцептивное взаимодействие основывается на эмоциональном обмене. Любые эмоции остаются в памяти человека. Собственно понятие активизации познавательной деятельности учащихся основано именно на возбуждении положительно переживаемых учеником эмоций в процессе обучения.

Технология организации интерактивного обучения Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Такое обучение сохраняет конечную цель и основное содержание ОП, но видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Групповая работа решает три основные задачи: конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной УС; коммуникативно-развивающую, когда развиваются навыки общения социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для успешной социализации.

В группе осуществляются две функции: решение поставленных задач оказание поддержки членам группы в ходе совместной деятельности Учебное взаимодействие будет эффективным, если оно в равной степени реализует обе функции.

Этапы организации интерактивного обучения: Формирование групповой общности начинается с разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной. Далее следует этап объединения учащихся в группы. Организация учебной деятельности учащихся в группе: усвоение УЗ, процесс поиска решения, суммирование мнений и подведение итогов, презентация группового решения. Рефлексия прошедшего занятия.

Интерактивная сторона общения, или взаимодействие: (интер – между+ актио -действие) рассматривается в педагогике как совместная деятельность, которая представляет собой организованную систему активности взаимодействующих индивидов

Педагогические взаимодействия Взаимодействие служит механизмом передачи ценностей, знаний, умений, навыков, то есть культуры. Педагогика взаимодействий по-новому осмысливает вечные проблемы обучения: - что означает «быть активным в учебном процессе»? - какова роль личности в организации процесса познания? - что дает обучение в плане развития коммуникативной компетентности? - Какие возможности содержит в себе учебный диалог с точки зрения сотрудничества?

Сущность понятий… в сравнении со взаимодействием Взаимосвязь – это связь между каким – либо явлением, с человеком, которая чаще всего бывает случайной Взаимодействие –это взаимосвязь между людьми, объединенных общей целью и совместной деятельностью по ее реализации.

Взаимоотношение и взаимодействие Связи между людьми, которые могут иметь официальный (управление, подчинение) или неформальный характер (дружба или вражда, любовь или ненависть). Они носят менее управляемый характер Сложившиеся взаимоотношения способствуют процессу совместной деятельности. Отсутствие конструктивных взаимоотношений приводит к дисциплинарным проблемам, снижает результат совместных усилий

Влияние и взаимодействие Влияние означает изменение поведения одного человека под воздействием другого. Направленное – убеждение, внушение Ненаправленное – подражание, заражение

Воздействие и взаимодействие Воздействие – это целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому, частный случай направленного влияния, связанный с убеждением, внушением. Воздействие однонаправленно В процессе воздействия учащийся является только объектом учебного процесса

Взаимодействие и развитие Любое взаимодействие рано или поздно приводит к изменениям в объекте, в системе, в субъекте. Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных, групповых и целых коллективов.

Взаимодействие педагога и учащегося Позиции учащегося Стиль педагога АвторитарныйЛиберальныйДемократический Неприятие Жесткие требования, отношения конфликтогенны Непостоянен в требованиях, нет ясных ориентиров для поведения, нет потребности в совместной деятельности Требования разумны, есть потребность к сотрудничеству Принятие по ситуации Повышенные требования педагога встречают сопротивление, что мешает налаживанию сотрудничества Неустойчивость в требованиях приводит к недобросовестному их выполнению, нет значимых результатов. Требования встречают различные реакции, требуется взаимопонимание Полное принятие Требования выполняются безоговорочно, вызывает привыкание к роли объекта Ученик подстраивается под постоянно изменяющиеся требования Эффект сотрудничества высок

Общение в педагогическом взаимодействии Учение – это субъективно- объективный процесс познания, данный нам в очень сильных ощущениях

Общение - это Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности. Взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера. Взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение – это Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение для учителя не «роскошь» не фон, а основной инструмент его деятельности В.А. Кан-Калик Выделяют три стороны общения: - Информативную, которая выражается в обмене информацией, ее понимании - Интерактивную, благодаря которой происходит координация действий индивидов в совместной деятельности. - Перцептивную, означающую адекватное восприятие и понимание друг друга в процессе общения

Информативная сторона Сущность информационного обмена заключается: - в получении информации - в сохранении - в воспроизведении и передаче Проблема: в противоречии между увеличивающимся объемом информации и отсутствием отработанных информационных технологий в школе. Под информационными технологиями понимается развитие общих навыков работы с информацией, то есть развитие информационной компетентности (поиск, обработка, кодирование\декодирование, постановка вопросов, выделение главного, изъятие «лишнего» и т.д.

Интерактивная сторона общения, или собственно взаимодействие Взаимодействие есть совместная деятельность, которая представляет собой организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. Стратегии взаимодействия: - Сотрудничество - Одностороннее принятие - Уклонение от взаимодействия - Одностороннее противодействие - Противоборство - Компромиссное взаимодействие

Признаки эффективной совместной деятельности: Соприсутствие участников деятельности Наличие единой цели, общей для всех участников мотивации Наличие органов организации и руководства, которые осуществляют управление процессом совместной деятельности Разделение процесса деятельности между участниками. Согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта, т.е. совмещение прав и обязанностей в совместной деятельности. Получение единого конечного результат совместной деятельности Возникновение в процессе деятельности межличностных отношений

Перцепция, т.е. восприятие Перцептивное взаимодействие основывается на эмоциональном обмене. Активизация познавательной деятельности ребенка основана на возбуждении положительно переживаемых учеником эмоций в процессе обучения. Методические приемы: -речевые модели с положительной эмоциональной окраской - Невербальные средства: кинетическая система, организация пространства, визуальный контакт

Технология интерактивного обучения решает следующие задачи: Конкретно-познавательную, которая связана с содержанием учебной ситуации. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются навыки общения внутри и за пределами данной группы. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Интерактивное обучение –это Обучение, погруженное в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. «Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10%» И.А. Зимняя

Функции технологии интерактивного обучения: Решение поставленных задач (учебных, поведенческих) Оказание поддержки членам группы в ходе совместной деятельности

Этапы интерактивного обучения : Эмоциональная разминка, формирование микроклимата Формирование групповой общности, объединение учащихся в группы. Организация учебной деятельности учащихся в группах. Рефлексия совместной деятельности и результата деятельности.

Нормы поведения в процессе интерактивного обучения: В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники; Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая; Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации; Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание», только после этого делаются выводы; Критикуются идеи, а не личности; Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой- либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме …

Организация межгруппового общения Формы межгруппового общения Варианты презентации групповых решений Совместно- индивидуальная Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка») Совместно- последовательная Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета») Совместно- взаимодействующая Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог (« мозаичная картинка»)

Оценка деятельности учащихся: В.Болотов, ДЖ. Сапиро: «Чрезвычайно важно, что в технологии интерактивного обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведшую к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс». Г.А. Цукерман: «Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия!!!, … при оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость… Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!»

Требования к профессиональным компетентностям педагога: Организовывать исследование задачи, которое воспринимается обучаемым как собственная инициатива; Целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий; Создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся; Осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации; Сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая связывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.

Основы интерактивного обучения ЗадачиПедагогические основы организации групповой работы ПедагогическиеПсихологические Внешние- Постановка общих целей групповой работы; - Организация учебного пространства; - Формирование групп - Знакомство с правилами учебного сотрудничества - Выработка системы оценивания - Развитие мотивации к межличностному взаимодействию; - принятие учащимися норм и правил совместной деятельности - Формирование группового единства; - Развитие групповой рефлексии Внутренние - Развитие готовности к интерактивному обучению - Развитие навыков взаимодействия - Оптимизация системы оценки - Повышение познавательной активности - Личностная готовность к работе в группе; - Осознание школьником прав и обязанностей члена группы; - Отработка навыков межличностных отношений; - Развитие личностной рефлексии - становление субъектной позиции учащегося