ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 17 апреля 2006 года N 02-55-77ин/ак [О показателях государственной аккредитации "Методическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модульно – рейтинговая система. Модульно - рейтинговая система МРС представляет собой систему организации процесса освоения основной образовательной программы.
Advertisements

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников. Учитель истории и обществознания СОШ 12 г.Обнинска, Петрова Н.Д.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
При организации Самостоятельной работы студентов необходимо руководствоваться следующими документами: Положение о самостоятельной работе студентов; Положение.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
С ОСТАВ И СТРУКТУРА УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС.
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности.
Балльно-рейтинговая система в высшем профессиональном образовании Проректор по учебно-методической работе ГОУ ВПО «МГОСГИ» Г.Н. Легостаев ГОУ ВПО «МГОСГИ»
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 17 апреля 2006 года N ин/ак [О показателях государственной аккредитации "Методическая работа" и их критериях] …… Под инновационными методами в высшем профессиональ-ном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно-кредитных и модульно-рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

Модульно-рейтинговая система МРС – система организации процесса освоения дисциплин, основанная на модульном построении учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули проводится регулярная оценка знаний и умений студентов с помощью контроля результатов обучения по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом.

Модульно-рейтинговая система структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части – дисциплинарные модули; интенсификация самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов; рейтингование (оценивание) достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов к освоению дисциплин, а также для своевременной коррекции содержания и методики преподавания; регулярность и объективность оценки результатов работы студентов и преподавателей; строгое соблюдение исполнительской дисциплины всеми участниками образовательного процесса (студенты, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный и административно- управленческий персонал университета).

Модульно-рейтинговая система Модульная программа дисциплины разрабатывается кафедрой, за которой закреплена дисциплина. Она должна соответствовать следующим требованиям: 1.входить как часть обязательной документации в учебно-методический комплекс по дисциплине; 2.полностью соответствовать требованиям ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания дисциплины, т.е. иметь в наличии все дидактические единицы, включенные в ГОС; 3.обладать четкой структуризацией тем программы по дисциплинарным модулям; 4.модульная программа по дисциплине должна быть общей для разных специальностей, имеющих единый ГОС ВПО по данной дисциплине.

СООТВЕТСТВИЕ ФГОС и ООП

Модульная учебная рабочая программа Модульная учебная рабочая программа по дисциплине должна четко регламентировать как аудиторную, так и самостоятельную части освоения материала и призвана освободить преподавателя от чисто информационных функций.

Модульная учебная рабочая программа Модульная программа включает в себя: полный перечень учебных целей и задач; требования к подготовленности (компетенциям) студентов перед началом и по окончании освоения дисциплины; характеристики каждого модуля дисциплины (перечень модульных единиц с их кратким содержанием, тезисы лекций, планы семинарских и лабораторно-практических занятий, тематику контролируемых самостоятельных работ, творческих заданий, график выполнения и сдачи заданий); краткую организационно-методическую характеристику (основные формы и методы обучения, формы и методы контроля результатов в процессе обучения, политика преподавания); систему оценки результатов обучения (в т.ч. график накопления оценки).

Модульная учебная рабочая программа При модульной системе обучения используется рейтинговая оценка знаний, умений и навыков, при которой учитываются все виды учебной деятельности студента (аудиторной и внеаудиторной), оцениваемые определенным количеством баллов.

Общая схема расчета рейтинга

Рейтинговая технология широкое использование в учебном процессе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию профессиональных образовательных программ высшего образования; систематический контроль успешности обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов требованиям Государственных образовательных стандар- тов по соответствующим специальностям и направлениям; поддержание постоянной обратной связи с обучающимися в усвоении учебного материала и принятие оптимальных решений в управлении качеством подготовки специалистов на уровне преподавателя, кафедры, факультета, университета в целом; индивидуализация обучения, стимулирование ритмичной самостоятельной работы студентов с учетом индиви- дуальных способностей и интересов.

Рейтинговая технология развитая информационная база (учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, технические средства обучения и др.); широкое использование типов и форм учебной деятельности, обеспечивающих постоянные прямые и обратные связи преподавателя и студента (проблемные лекции, ролевые игры, дискуссии, тренинги и др.); осуществление постоянного контролирующего контакта преподавателя с обучаемым в целях выявления степени совпадения фактического и запланированного результатов обучения и с учетом этого целенаправленное влияние на ход учебного процесса.

При рейтинговой технологии обучения каждая контрольная точка (текущего, промежуточного, итогового контроля) считается выполненной, если студент набирает 50% баллов от максимального количества баллов, выделяемых на данный контроль. Если же меньше 50%, то контроль необходимо повторить. Студенты, не прошедшие все виды контроля, к экзамену не допускаются.

Балльно-рейтинговая оценка самостоятельной работы студентов Аудиторная Объем СРС в соответствии с рабочей программой Форма выполнения Методические материалы к выполнению СРС Внеаудиторная Объем СРС в соответствии с рабочей программой Форма выполнения Методические материалы к выполнению СРС

Работу с информацией: поиск восприятие хранение переработка представление. При работе с информацией, представленной в электронном издании можно предложить следующие виды учебной деятельности: написание и защита рефератов разных видов на основе материалов электронного учебника: реферат-обзор, реферат-рецензия; написание и защита рефератов разных видов на основе материалов электронного учебника: реферат-обзор, реферат-рецензия; составление коллекции аннотированных статей электронного учебника по теме; составление коллекции аннотированных статей электронного учебника по теме; рецензия на статью по изучаемой теме и ее презентация; рецензия на статью по изучаемой теме и ее презентация; сбор мультимедиа-материалов к заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио); сбор мультимедиа-материалов к заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио); иллюстрация найденного текста своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т.д.) иллюстрация найденного текста своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т.д.)

В отдельных случаях, по усмотрению кафедры, для дополнительной мотивации студентов возможно использование системы штрафов за непосещение занятий и пассивное участие в образовательном процессе, несвоевременную сдачу выполненных заданий, и бонусов за повышенную активность, а также другие особые достижения в процессе обучения. При этом система штрафов и бонусов обязательно отражается в модульной рабочей учебной программе дисциплины, а максимально возможная сумма штрафных/бонусных баллов, уменьшающих/увеличивающих текущий рейтинг студента, не должна превышать 5% общего рейтинга.

Рейтинг УИРС Творческий рейтинг - составная часть общего рейтинга дисциплины, представляет собой оценку результатов самостоятельного выполнения студентом индивидуальных творческих работ различных уровней сложности. Творческая работа может включать: - различные элементы поисковых и аналитических исследований; - подготовку научных сообщений для семинарских занятиях с обсуждением результатов и их подтверждением в письменном виде (эссе, доклад до 5 стр.); - самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов курса, подготовку рефератов (не менее 10 стр.); - участие в учебных конференциях, индивидуальных и групповых презентациях, другие виды творческой работы, устанавливаемые модульной рабочей учебной программой дисциплины.

Студент должен иметь возможность сам выбрать уровень сложности творческого задания, успешное выполнение которого добавит к его рейтингу определенное, заранее известное число баллов. Критерии оценки результатов выполнения каждого творческого задания также определяются заранее, зависят от особенностей конкретной дисциплины и обязательно отражаются в модульной рабочей учебной программе. умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал; логичность построения хода и результатов выполнения работы; качество содержания работы (его соответствие требованиям дисциплины); качество оформления результатов работы; умение использовать дополнительные возможности информационных технологий, специального оборудования и программ; умение делать выводы, обобщения, рекомендации для улучшения.

Максимальное количество баллов, присваиваемых по результатам выполнения творческих заданий, не должно превышать 5% от общего рейтинга дисциплины.

Критерии оценивания (дескрипторы) Дескрипторы уровня – это общие формулировки, описывающие характеристики и контекст обученности, ожидаемой на каждом уровне обучения.

Критерии оценивания – это описание того, что должен делать обучающийся, чтобы подтвердить достижения результатов обучения. Они устанавливаются на пороговом уровне достижений (т. е. минимальный проходной балл), а успеваемость выше этого уровня дифференцируется с помощью оценочных критериев

Самостоятельная работа Форма работы*Количество баллов minmax Групповая работа Доклад Разработка презентации доклада Составление дополнительной библиографии Обзор периодики Составление тестов Индивидуальное домашнее задание Письменная работа (аудиторная)

Рейтинговая оценка отработки практических навыков (компетенций) во время аудиторных занятий Перечень практических навыков (компетенций ) Количество баллов minmax Уровень освоения Итого

Критерии оценивания (дескрипторы) Первый раздел дескрипторов для каждого уровня – формулировка результатов, которые должны продемонстрировать студенты для аттестации на данном уровне. Это относится к знанию и пониманию, а также и к интеллектуальным навыкам, необходимым для применения этого знания и понимания. Второй раздел дескрипторов определяет более широкие умения, которые, как ожидается, должны быть выработаны у студента на данном уровне. Сюда входят и практические навыки (т. е. те, которые относятся к компетенциям по отдельным дисциплинам – лабораторные навыки, навыки исполнения) и более общие ключевые (переносимые) навыки (коммуникация, решение проблем, самооценка)..

Дескрипторы соответствия От наилучшего до наихудшего примера исполнения выраженного в баллах

Оценка собеседования при проведении промежуточной аттестации по модулю или дисциплине 30 баллов- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения дисциплины, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно- следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной дисциплины и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах дисциплины, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента.

Оценка собеседования при проведении промежуточной аттестации по модулю или дисциплине 25 баллов- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы, в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа

Оценка собеседования при проведении промежуточной аттестации по модулю или дисциплине 20 баллов- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя

Оценка собеседования при проведении промежуточной аттестации по модулю или дисциплине 15 баллов- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя. 10 баллов- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи Ответ четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью «наводящих» вопросов преподавателя..

Оценка собеседования при проведении промежуточной аттестации по модулю или дисциплине 8 баллов- дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Ответ логичен и изложен в терминах науки. Могут быть допущены 1-2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно. 6 баллов- дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

Оценка собеседования при проведении промежуточной аттестации по модулю или дисциплине 5 баллов- дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано Речевое оформление требует поправок, коррекции.

Оценка собеседования при проведении промежуточной аттестации по модулю или дисциплине 3 балла- дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано Речевое оформление требует поправок, коррекции. 0 баллов- Не получены ответы по базовым вопросам дисциплины