Большую роль в романе Герой нашего времени играет пейзаж. В нем щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 10 кл. Подготовила: Соколова Т.А., учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Субъект высказывания в лирическом произведении художественный двойник автора- поэта Лирический герой.
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
Проект по теме: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»». Подготовила ученица 9 класса Белоус Марина.
Литературная разминка 1 1. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На смерть поэта» было написано в: А Б В Г
Презентация на тему: «М. Ю. Лермонтов в зеркале эпох. Лермонтов и кинематограф». Выполнила: ученица 8 «А» класса Зимина Елизавета.
М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». Печорин – «портрет поколения».
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Автор и его герой. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Автор и его герой. История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Жанр романа: социально-психологический. Москва 2010г.
История создания и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно… «Дума»
Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов,
Кто из критиков первым предложил рассматривать роман «Герой нашего времени» как произведение реалистическое? Н. В. Гоголь Н. А. Добролюбов Б.
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
Транксрипт:

Большую роль в романе Герой нашего времени играет пейзаж. В нем щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»). Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах.

Роли пейзажа в романе: описание места действия; лирическая передача той или иной оценки жизненных явлений; средство характеристики героев, их душевных настроений.

Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации».

Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении пейзажей, создаёт определённую настроенность. Таково, например, описание моря в начале рассказа «Тамань». Этот пейзаж уже подбором деталей (луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль) создаёт ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревогу.

Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

Художественное описание природы в романе очень важно в раскрытии образа Печорина. Его мысли, чувства и настроение напрямую связаны с описанием пейзажа. Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой в час восхода солнца. Но вот он едет обратно. «У меня, пишет он, на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели». Такой представляется природа Печорину в его тяжёлом душевном состоянии.

Стихотворение Лермонтова Парус перекликается с романом Герой нашего времени. Желанный парус ищет в море Печорин. Ни у Лермонтова, ни у героя его романа эта мечта не сбылась: парус не появился и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Дивный образ паруса это тоска по несостоявшейся жизни.