ДОКЛАД о ходе и результатах реализации комплексного проекта модернизации образования в Кабардино-Балкарской Республике в 2008 г.
Реализация комплексного проекта модернизации образования является значимым фактором модернизации системы образования, приведения ее состояния в соответствие с актуальными и перспективными потребностями населения республики. Реализация комплексного проекта модернизации образования является значимым фактором модернизации системы образования, приведения ее состояния в соответствие с актуальными и перспективными потребностями населения республики. Процессы, инициированные в рамках КПМО, Процессы, инициированные в рамках КПМО, находятся в русле приоритетов, обозначенных Президентом страны Д.А. Медведевым в его послании Федеральному собранию.
Основные направления реализации комплексного проекта в Кабардино-Балкарской Республике: Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей; Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; Создание единой независимой региональной системы оценки качества образования; Развитие региональной сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающее соответствие условий обучения современным требованиям; Обеспечение общественного участия в управлении образованием; Организационное обеспечение проекта.
Протокол 1, пункт 4 от НСОТНСОТНСОТНСОТ
НПФ
НПФ
Разработаны нормативно-правовые документы: Постановление Правительства КБР «О системе оплаты труда работников отдельных общеобразовательных учреждений в КБР»; Методика формирования, распределения фонда оплаты труда и расчета заработной платы работников отдельных общеобразовательных учреждений в Кабардино-Балкарской Республике работников общеобразовательных учреждений в КБР. Направление «НСОТ»
Принято постановление Правительства КБР, устанавливающее размеры нормативов бюджетного финансирования на гг.; Разработан комплекс инструктивно-методических материалов по переходу на НПФ; Проводятся курсы повышения квалификации для целевых групп специалистов из муниципальных и школьных управленческих команд; Проведены деловые игры в расчетном режиме по деятельности в условиях НПФ; Подготовлено методическое пособие «Нормативное подушевое бюджетное финансирование. В помощь руководителю ОУ»; Ведется регулярная работа со СМИ по информированию общественности о различных аспектах финансирования ОУ по подушевому принципу. Направление «НПФ»
Выполнение обязательств: Направление «НСОТ» Наименование показателя Обязатель ство Выполнени е 1.2. Абсолютное значение средней зарплаты учителей, в руб Рост номинального значения средней заработной платы учителя за счет введения НСОТ по отношению к уровню 2006 года (%) 4767, Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников ОУ, в % 6765, Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на НСОТ, в % Доля государственных и муниципальных ОУ, которые перешли на НСОТ, от общего числа государственных и муниципальных ОУ в субъекте РФ, в % 6065,63
Направление «НПФ» Наименование показателя Обязатель ство Выполнен ие 2.1. Доля муниц. образований, ОУ которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа муниципальных образований в субъекте РФ, в % Доля гос. и мун. ОУ, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа ОУ в субъекте РФ, в % 9095, Доля ОУ, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно от общего числа ОУ, в % Величина нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных ОУ, расположенных в городской местности в сельской местности Относительное (к 2006 году) повышение величины НПФ для ОУ, расположенных в городской местности (%) , Относительное (к 2006 году) повышение величины НПФ для ОУ, расположенных в городской местности (%) 13,717, Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финанс-я ОУ, в % 53,1
Протокол 1, пункт 4 от НСОТНСОТНСОТНСОТ
Основные проблемы: 1. педагогические коллективы образовательных учреждений, включая административно-управленческий персонал, не достаточно информированы в вопросах НСОТ и НПФ; 2. руководители образовательных учреждений пытаются приспособить новые экономические механизмы к уже сложившимся реалиям, вместо того, чтобы использовать заложенный в них потенциал для улучшения ситуации; 3. новые общественные институты воспринимаются как дань моде и их роль пытаются сводить к минимуму; 4. показатели и критерии распределения стимулирующей части фонда оплаты труда и фонда неаудиторной занятости зачастую определяются не четко. Направление «НСОТ» и «НПФ»
Протокол 1, пункт 4 от РСОКОРСОКОРСОКОРСОКО
Выполнение обязательств: Направление «РСОКО» Наименование показателя Обязател ьство Выполне ние 3.2. Количество учебных предметов, по которым выпускникам ОУ предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ Доля выпускников ОУ, проходящих государственную (итоговую) аттестацию не менее, чем по двум предметам (русскому языку и математике) в форме ЕГЭ, в % 9797, Доля выпускников ОУ, сдающих ЕГЭ по трем и более учебным предметам, в % 5050, Доля выпускников 9-х кл., проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике по новой форме, в % 3516, Доля выпускников 9-х классов, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по математике по новой форме, в % 5097,7
Протокол 1, пункт 4 от РСОКОРСОКОРСОКОРСОКО
Разработана и утверждена нормативная база, регламентирующая функционирование структур, осуществляющих оценочные и контрольные функции: положение о региональном мониторинге качества образования; положение о республиканской системе контроля качества образования; регламент РСОКО; административный регламент по предоставлению государственной услуги «Лицензирование образовательной деятельности». Направление «РСОКО»
Протокол 1, пункт 4 от РСОКОРСОКОРСОКОРСОКО
РазвитиеРазвитиеРазвитиеРазвитие сетисетисетисети
Распределение денежных средств КПМО г. Нальчик36144 г. Баксан12056 г. Прохладный9552 Баксанский14028 Зольский11092 Лескенский6960 Майский7548 Прохладненский9528 Терский11048 Урванский14404 Чегемский12244 Черекский6548 Эльбрусский6836 тыс. руб. РазвитиеРазвитиеРазвитиеРазвитие сетисетисетисети
Протокол 1, пункт 4 от Развитие сети ОУ КБР
вып Направление «Развитие сети ОУ» Наименование показателя Обязатель ство Выполнен ие 4.1. Доля школьников, обучающихся в ОУ, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, в % 2529, Средняя наполняемость классов в ОУ, расположенных в городской местности 21,721, Средняя наполняемость классов в ОУ, расположенных в сельской местности 16,816, Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно ОУ, имеющее старшую ступень 52,873,56 Выполнение обязательств:
Основные результаты выполнения мероприятий на 37,3 % уменьшилось количество ОУ, имеющих статус «Начальная школа–детский сад», что позволило в 1,85 раза уменьшить потребность населенных пунктов в дошкольных местах; 9,9 % средних (полных) школ преобразованы в основные школы (в основном сельские). Такое преобразование позволило улучшить условия обучения и организовать профильную подготовку более 250 (2,8%) школьников классов; значительно улучшены условия обучения в 40 муниципальных, 23 городских и 5 республиканских ОУ. Направление «Развитие сети ОУ»
Протокол 1, пункт 4 от РазвитиеРазвитиеРазвитиеРазвитие сетисетисетисети
ГОУГОУГОУГОУ
Доля общеобразовательных учреждений (%), имеющих публичные доклады и регулярно обновляемые сайты ГОУГОУГОУГОУ 73,26
Протокол 1, пункт 4 от ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ: ГОУГОУГОУГОУ
Основные проблемы: большинство педагогических работников с недоверием относятся к тому, что новые общественные институты могут повысить объективность оценки их труда и распределения стимулирующих доплат («все будет так, как надо директору», «как может кто-то со стороны оценивать мою работу» и т.п.); имеются определенные трудности в подборе кандидатур в состав Управляющих советов (здесь отмечаются 2 противоположные тенденции: чрезмерная занятость социально активных граждан / пассивность родительской общественности); руководители ОУ рассматривают Управляющие советы не как помощников, а, скорее, как конкурентов в управлении школой. Направление «ГОУ»
Выполнение сетевого графика: сформирована система управления КПМО в КБР. создана Республиканская стратегическая команда утверждено Положение об РСК и рабочие группы по направлениям (приказ Минобрнауки КБР 200 от 24 марта 2008 года); созданы муниципальные стратегические команды; проведено общественное обсуждение КПМО в КБР с участием Президента КБР А.Б. Канокова. принято Постановление Правительства КБР «О реализации комплексного проекта модернизации образования в КБР» от 3 марта 2008 года 42-ПП сформирован Координационный совет при Правительстве по координации взаимодействия министерств, ведомств, районных городских администраций, профсоюзов и других организации в выполнении мероприятий комплексного проекта; заключены соглашения по реализации КПМО между Минобрнауки КБР и администрациями муниципальных образований; Направление «Организационное обеспечение»
В ходе реализации КПМО и ПНПО дальнейшее развитие получили новые механизмы управления развитием образования: Бюджетирование, ориентированное на результат Нормативно-подушевое бюджетное финансирование и НСОТ Формируется новое представление о качестве образования на основе его открытой, прозрачной, критериальной внешней оценки
Участие Кабардино-Балкарской Республики в КПМО рассматривается политическим руководством и образовательным сообществом республики как уникальный шанс и серьезный ресурс для приведения состояния системы образования республики в соответствие с требованиями ХХI века
Комплексный проект модернизации образования привнес мощный импульс в развитие системы образования республики. Доведение до логического завершения начатых изменений, их нормативно- правовое и институциональное оформление по всем направлениям проекта, позволит придать им необратимый характер.
Спасибо за внимание! Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, пр. Ленина, 27