Н.С. Рузанова О.Ю. Дербенева И.А. Попова Петрозаводский государственный университет ИТ в управлении персоналом Tempus JEP - 27081 - 2006 « Поддержка и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.С. Рузанова О.Ю. Дербенева И.А. Попова Управление персоналом Tempus JEP « Поддержка и продвижение активного внедрения ИКТ в университетское.
Advertisements

Управление персоналом Имя, фамилия докладчика, должность.
Конкурсные механизмы эффективной оценки и отбора НПР Татьяна Владимировна Климова, начальник управления развития персонала ТГУ Заседание рабочей группы.
2-3 февраля 2010 г. Разработка решения для управления высшим учебным заведением на платформе «1С:Предприятие 8.2» Шульгин Андрей Олегович Ставропольский.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО (СЛАВЯНСКОГО) ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РАУ)
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Разработка средств методической и информационной поддержки систем качества образовательных учреждений на базе современных компьютерных технологий Алексей.
УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ. это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и.
Московский государственный областной университет МОПИ им.Н.К.Крупской – МПУ - МГОУ
Кадровое делопроизводство корпоративного масштаба.
Функции Совета по качеству Обсуждение документов по управлению качеством (Подготовка для утверждения ректором) Обсуждение результатов внутренних аудитов.
«Организация и направления работы подразделений вузов по содействию в трудоустройстве выпускников» Доклад Верзилиной Натальи Дмитриевны Начальника управления.
УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ. это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и.
«Новые ориентиры развития вузовской библиотеки в информационно- образовательной среде региона» Федореева Л.В., председатель методического объединения вузовских.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Транксрипт:

Н.С. Рузанова О.Ю. Дербенева И.А. Попова Петрозаводский государственный университет ИТ в управлении персоналом Tempus JEP « Поддержка и продвижение активного внедрения ИКТ в университетское управление в российских университетах »

Концепция управления персоналом Эволюция концепции кадровой функции: использование трудовых ресурсов (рассматривается лишь функция человека – труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой) ; управление персоналом (человек рассматривается через формальную роль – должность, а управление осуществляется через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции) ; управление человеческими ресурсами (человек рассматривается как элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника)); управление человеком (человек – главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как «ресурс». Исходя из мотивации и способностей человека, должны строиться стратегия и структура организации).

Концепция управления персоналом КАДРЫ - штатный состав квалифицированных сотрудников организации. СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - отдел кадров, выполняющий, кадровый учет. ПОДСИСТЕМЫ ИАИС - «Штатное расписание», «Кадры сотрудников» и т.п. Концепция создания информационно-аналитической интегрированной системы Министерства образования РФ: «…функциональные подсистемы ИАИС, обеспечивающие решение задач отрасли образования и достижение ее целей, основаны на функционировании следующих основных взаимодействующих управленческих моделей: Управление процессом обучения. Управление качеством образования. Управление кадрами. Управление бухгалтерским учетом. Управление экономикой и финансами. Управление трудом и заработной платой. Управление научными исследованиями. Управление социальным развитием. Управление материально-техническим снабжением. Управление делами. Управление проектами».

Развитие концепции управления персоналом «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ» - кадры + человеческий потенциал (компетенция, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию). Использование трудовых ресурсов Управление персоналом Управление человеческими ресурсами Сфера деятельностиНа что направленаТипичные функции Управление персоналом (оперативная деятельность) На решение тактических задач и повседневных проблем, которые требуют административного вмешательства Подбор и расстановка кадров Управление трудовой мотивацией Контроль за состоянием техники безопасности Разрешение конфликтов Управление человеческими ресурсами (стратегический аспект) На решение стратегических, долговременных, принципиально новых задач Планирование человеческих ресурсов Развитие индивидуальных способностей и повышение квалификации Планирование затрат на персонал в рамках стратегии общих затрат и др.

Концепция управления персоналом Традиционные функции управления персоналом: планирование персонала (в том числе стратегическое планирование) – определение потребности в количестве и качестве специалистов, в режиме их использования; создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям; оценка кандидатов и отбор лучших из резерва; система стимулирования; управление расходами на персонал; профориентация и адаптация; оценка трудовой деятельности; обучение и развитие руководящих кадров; организация кадрового движения персонала (повышение, ротация, перевод, понижение, увольнение); планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста; формирование и поддержание организационной культуры; контроль за деятельностью персонала, обеспечение дисциплины и др.

Основные тенденции в области управления персоналом в европейский вузах Управление персоналом рассматривается как управление важнейшим ресурсом, определяющим успех деятельности вуза Наибольшее внимание уделяется: оценке и мотивации персонала планированию карьеры, планированию поощрений и продвижения, карьерному росту персонала анализу соответствия сотрудника занимаемой должности анализу эффективности персонала планированию потребностей в персонале развитию и удержанию сотрудников, постоянному повышению квалификации персонала оптимизации затрат на персонал в рамках принятой кадровой политики

Опыт зарубежных вузов в области управления персоналом Университет Валенсии 3535 преподавателей и профессоров, более студентов, 92 кафедры и 16 исследовательских институтов Развитие Персонала начальное обучения преподавателей; дальнейшее обучение преподавателей; дальнейшее обучение для служб Университета и административного персонала Анализ и планирование создание инструментов для совершенствования управления; функционирование и сопровождение ИС управления; анализ организационной структуры; разработка стратегических средств управления и осуществление управления Диагностика и оценка образования управление различными процессами оценки (оценка преподавательской деятельности, курсов повышения квалификации) и повышения качества Охрана труда и качество окружающей среды

Опыт зарубежных вузов в области управления персоналом Университет Валенсии Информационное обслуживание персонала развитие систем для информационной поддержки различных групп персонала университета: ИС «Виртуальный Секретарь» обеспечивает информационные услуги, в т.ч. в области управления персоналом: Услуги для административно-обслуживающего персонала: «Трудовая книжка», Заработная плата, Получение данных. Услуги для научно-преподавательского состава: Учебная нагрузка, «Трудовая книжка» (Занимаемые рабочие места, выполненная нагрузка, лицензии, должности, академические степени), Заработная плата Администраторы услуг: Администраторы «трудовой книжки».

Университет Саарланд Более студентов, 72 специальности на 8 факультетах и в двух факультетских крупных центрах СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА на Общая численность сотрудников (без учета почасовиков) включает в себя следующие категории: Полные профессора – 272 чел.; Молодые профессора (3-6 лет после защиты докторской диссертации) – 334; Научные сотрудники (с высшим образованием, работающие на факультетах и занимающиеся научной и учебой деятельностью) – 1164; Вспомогательный персонал (может не быть высшего образования, привлекаются студенты) – 1247 (из них 4% - научный вспомогательный персонал); Сервисный персонал (административный и технический) – Опыт зарубежных вузов в области управления персоналом

Университет Саарланд УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ: Учетное и бухгалтерское сопровождение персонала с использование информационной системы SAP HR: прием на работу (в 2008 принято на работу 27 новых профессоров), начисление заработной (ежемесячное начисление заработной платы для 4200 сотрудников на сумму 10 млн.евро), пенсионное страхование, налоговый учет и т.д. Организационное и документальное сопровождение приема на работу внештатных (приглашенных) преподавателей, организация тендеров на рабочие места (свыше 300 тендеров в год). Сопровождение договоров с научным персоналом (более 7600 в год). Организация повышения квалификации преподавательского, научного, вспомогательного и технического персоналов Опыт зарубежных вузов в области управления персоналом

Университет Саарланд ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ – система e-learning CLIX: 1)Студенты, в том числе работающие в университете: курсы, организуемые подразделениями вуза: центром информационных технологий, библиотекой, языковым центром, французским центром, международным отделом, офисом поддержки женщин, центром кооперации, инкубационным центром и др.; 2)Персонал с высшим образованием: дополнительное образование и повышение квалификации в рамках аспирантуры, центра KWT, образовательного проекта GradUS; 3)Персонала с законченной аспирантурой (докторанты) : юниор-професcура, возможность написания докторской, обучение в центрах консалтинга, различных исследовательских программах, программе «Учи учителя»; 4)Сотрудники университета (в том числе без высшего образования): дополнительное обучение в рамках курсов центра информационных технологий, библиотеки, офиса по кооперации, отдела кадров; 5)Внешние преподаватели (привлеченные преподаватели): повышение квалификации в научной академии по дополнительному образованию, курсы инкубационного центра, офиса кооперации, офиса по научному образованию, и др. Опыт зарубежных вузов в области управления персоналом

Университет Саарланд Тематика курсов Центра ключевых компетенций для студентов, преподавателей и сотрудников: 1)Ключевые компетенции: Социальные компетенции, ориентированные на помощь в трудоустройстве; Личностные компетенции: культурная коммуникация, толерантность, мотивация, личный маркетинг; Методические компетенции: автономное обучение, способность к проведению презентаций, развитие устной и письменной речи, менеджмент времени, абстрагирование, критика и анализ; 2)Карьерный сервис; 3)Дидактика высшей школы. Опыт зарубежных вузов в области управления персоналом

ИС управления персоналом в европейских вузах 1. Модули интегрированных ERP-систем: SAP R/3: – модуль SAP Human Resources Management System (SAP HR) PA (администрирование персонала и расчет зарплаты) (Университет Саарланд) PD (планирование и профессиональный рост персонала) Oracle: –модули «Управление персоналом (Human Resources)», «Табельный учет (Time and Labor)», «Зарплата (Oracle Payroll)», «Компенсационный пакет (Advanced Benefits)», «Управление обучением (Learning Management)», «Интернет-подбор персонала (iRecruitment)», «Управление персоналом, самообслуживание (Self-Service Human Resources)», «Cистема информирования руководства (Human Resources Intelligence)» –ORACLE E-BUSINESS SUITE: модуль «HUMAN RESOURCE MANAGEMENT» 2. Отдельные HRM-системы: –mySAP Human Resources –Oracle Project Resource Management (PJRM)- управления персоналом организации при выполнении проектов. –Oracle PeopleSoft Enterprise –OPENDoor (Northgate) 3. «Самописные» системы: –ИС «Виртуальный секретарь» (Университет Валенсии)

ИС управления персоналом в российских вузах Уровни автоматизации управления персоналом в вузах: –автоматизация расчета зарплаты –автоматизация кадрового учета –автоматизация управления человеческими ресурсами В российских вузах используются: Модули ERP-систем зарубежного производства: REDLAB – университет (платформа SAP R/3), Oracle Управление персоналом Отечественные системы автоматизации управления персоналом: БОСС-Кадровик, Галактика ERP: Контур управления персоналом, 1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0, АиТ:\Управление персоналом, ИАИС ПетрГУ – Управление персоналом «Самописные» системы в основном расчетного и учетного характера Российские системы управления персоналом часто являются только учетными

Положительные практики в управлении персоналом Формиро- вание кадрового состава БОСС-кадровик: сбор и анализ анкет кандидатов, сопоставление собранных документов с базой требований, определение соответствия кандидатов требованиям к предполагаемым должностям, аудит внутренних резервов организации. Oracle Управление персоналом – ПС «Интернет-подбор персонала»: выявление потребности в персонале, размещение на сайте вакансий для кандидатов, их поиск по представленным резюме, хранение всей истории подбора и найма. Ведение кадрового учета и делопроиз- водства Собственные разработки: Нижегородский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Ижевский государственный университет, Томский политехнический университет, Ярославский государственный университет Управление качеством персонала Oracle Управление персоналом: оперативный анализ данных и поддержка принятия решений на базе технологии OLAP; планирование эффективных с точки зрения экономии затрат организационных изменений, включая моделирование структурных и должностных иерархий организации Собственные разработки: Нижегородский государственный университет, Петрозаводский государственный университет Развитие персонала Oracle Управление персоналом: выявление потребности в обучении, планирование и проведение обучения, непрерывный контроль за его ходом, выставление счетов за услуги по обучению, хранение персонифицированных результатов обучения, предоставление средств коллективной работы (чаты, форумы, интеграция с веб-конференциями) e-Leaning система повышения квалификации персонала: Представители консорциума «Электронный университет»: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый институт, Международный университет бизнеса и новых технологий; Петрозаводский государственный университет (на базе WebCT) БОСС-кадровик: определение квалификационных требований к персоналу (профессиональные навыки, личные качества, компетенции); формирование компетенций сотрудников, сравнение знаний и компетенций сотрудника с предъявляемыми требованиями и характеристиками к занимаемой должности.

Развитие ИС управления персоналом Отдел кадров Управление персоналом СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Учетный комплекс Расчетный комплекс Отчетный комплекс Персонал- комплекс Персона- комплекс

Структура ИС по управлению персоналом УЧЕТНЫЙ КОМПЛЕКС: ведение организационной структуры составление и ведение штатного расписания ведение учетных карточек сотрудников кадровый документооборот пенсионный учет воинский учет табельный учет учет больничных учет командировок учет отпусков учет различных видов стажа РАСЧЕТНЫЙ КОМПЛЕКС : расчет заработной платы прочие расчеты с персоналом расчет налогов и отчислений ОТЧЕТНЫЙ КОМПЛЕКС: (распределенный по системе): формирование регламентированной отчетной документации для контрольных органов формирование регламентированной отчетности для вышестоящей организации формирование регламентированной внутренней отчетности формирование аналитических, управленческих и статистических отчетов для руководства вуза ПЕРСОНАЛ- КОМПЛЕКС : моделирование и оптимизация штатного расписания и управление кадровым бюджетом ведение «профилей компетенций» сотрудников планирование использования персонала подбор персонала управление квалификационными требованиями и системой аттестации управление обучением и переподготовкой развитие кадрового резерва дистанционное обучение управление мотивацией персонала анализ соответствия сотрудников занимаемым должностям анализ эффективности персонала управление оценкой персонала ПЕРСОНА- КОМПЛЕКС : портальное решение, обеспечивающее работу через браузеры в личном кабинете, предоставляющем доступ к персональным данным, позволяющем создать собственный профиль и т.д. средства «сотрудничества» (collaboration), позволяющие в режиме реального времени взаимодействовать с другими пользователями, со структурными подразделениями. Это могут быть средства для образования виртуальных сообществ, снабженные инструментами для аутентификации участников и модерирования дискуссий.

Подсистема «Организационная структура» Ведение организационных структур произвольного типа (административная, учебная, научная, центры финансового учета, центры материального учета и т. д.) Создание иерархической структуры любой сложности Ведение истории изменения структуры организации ИАИС-вуз Проектирование структуры организации Персонал-комплекс

Планирование потребности в персонале Подсистема «Штатное расписание» ИАИС-вуз Персонал-комплекс Формирование штатных расписаний Ведение перечня штатных единиц с информацией об окладах и ставках Ведение надбавок и доплат Аналитический учет суммовых характеристик штатных единиц Учет фактической расстановки персонала по штатным единицам Переход на новую систему оплаты труда - ведение справочника профессионально- квалификационных групп

Формирование отчетности Планирование потребности в персонале ИАИС-вуз Персонал-комплекс

Привлечение квалифицированного персонала БОСС-кадровик Подбор персонала Персонал-комплекс

Планирование развития персонала Подсистема «Кадры сотрудников» - Повышение квалификации ИАИС-вуз Персонал-комплекс

БОСС-кадровик Формирование моделей компетентности персонала. Определение квалификационных требований к персоналу: профессиональные навыки, личные качества, компетенции. Формирование компетенций сотрудников. Сравнение знаний и компетенций сотрудника с предъявляемыми требованиями и характеристиками к занимаемой должности. Развитие персонала Персонал-комплекс

Существующие источники внутрикорпоративной информации Web-портал InternetПриказы, распоряжения Семинары, инф.собрания Электронная почта Информ.стенды, доски объявл. Электронные издания Печатные издания Проведение опроса и подсчет рейтинга внутрикорпоративных информационных источников по показателям: доверяю, полезные, пользуюсь, доступные. ИС управления вузом Показатели эффективности: Уровень информированности персонала Уровень удовлетворенности получаемой информацией Персонал-комплекс Повышение информированности персонала

Анализ эффективности персонала Контур анализа кадровых процессов БОСС-кадровик Персонал-комплекс

Подсистема «Кадры сотрудников» ИАИС-вуз Анализ эффективности персонала Персонал-комплекс Анализ кадровой структуры вуза Отслеживание взаимного соответствия между списочным составом и штатным расписанием структурных подразделений вуза

Возрастной состав профессорско- преподавательского состава вуза Средний возраст штатного профессорско-преподавательского состава Изменение численности ППС Анализ ППС по факультетам Анализ эффективности персонала Персонал-комплекс WEB-приложение «Ректор» ИАИС-вуз

Реестр работ Сотрудники диспетчерской – выполняют прием и регистрацию заявок, распределяют заявки по категориям, назначают ответственных за выполнение заявки. Менеджеры (ответственные за выполнение заявок) - определяют список работ, которые необходимо выполнить по заявке, назначают исполнителей каждой работы. Исполнители – заносят информацию о выполненных работах. ИАИС-вуз Персонал-комплекс Анализ эффективности персонала

Документооборот Учет поручений по документам, контроль исполнения поручений ИАИС-вуз Персонал-комплекс Анализ эффективности персонала

Учет НИР ИАИС-вуз Персонал-комплекс Анализ эффективности персонала

Показатели эффективности: Результаты деятельности ФПК (план-факт по количеству курсов, количеству слушателей) Коэффициент обучения (количество прошедших обучение/количество сотрудников) Рейтинг профессиональной компетенции сотрудников Рейтинг дистанционных курсов преподавателей/кафедр Коэффициент стабильности (число уволенных сотрудников со стажем менее 3 лет/число принятых сотрудников за 3 года) Процент молодежи, принятой на работу в вуз (количество сотрудников до 30 лет/количество сотрудников) Анализ причин увольнения Персонал-комплекс Анализ эффективности персонала

Персона-комплекс ЗАДАЧИ На системном уровне - разработка и публикация Intranet-Портала ИАИС как средства централизованного доступа к приложениям и ресурсам ИАИС. На прикладном уровне - проектирование функциональных Web-приложений для удовлетворения информационных потребностей персоны.

Персона-комплекс Кабинет преподавателя Личная информация Расписание Рабочие планы Поиск студентов Ведомости сессии Контроль успеваемости Контроль посещаемости

Персона-комплекс Кабинет преподавателя Личная информация Расписание Рабочие планы Поиск студентов Ведомости сессии Контроль успеваемости Контроль посещаемости

Персона-комплекс Кабинет преподавателя Личная информация Расписание Рабочие планы Поиск студентов Ведомости сессии Контроль успеваемости Контроль посещаемости

Персона-комплекс Личный кабинет: - Мой профиль - Мои события - Назначения - Приказы - Командировки - Отпуска - Больничные листы - Мои финансы - Депонент - Подотчет - ФОТ - Моя деятельность - Публикации

Персона-комплекс Личный кабинет: - Мой профиль - Мои события - Назначения - Приказы - Командировки - Отпуска - Больничные листы - Мои финансы - Депонент - Подотчет - ФОТ - Моя деятельность - Публикации

Соответствие системе менеджмента качества 6. Менеджмент ресурсов в системе качества включает управление 6.2. Человеческие ресурсы Вуз планирует индивидуальные системы поддержания и повышения компетентности преподавательского и учебно-вспомогательного персонала. Определение соответствия компетентности, осведомленности и подготовки персонала выполняемым обязанностям, полномочиям, деятельности осуществляется путем: проведения систематического определения необходимой компетентности сравнением требований с текущим уровнем компетентности; определения потребности в повышении квалификации, стажировках, участии в научных, методических и других мероприятиях для ликвидации недостаточного уровня компетентности; использования разработанной системы критериев оценки; поддержки в рабочем состоянии соответствующих записей об образовании, подготовке, навыках и опыте. Квалификация может включать степень преподавателей, практический опыт, специальные курсы или сертификаты, обучение на работе, что должно быть частью записью о качестве. ГОСТ Р ИСО «Системы менеджмента качества. Требования»

Соответствие типовой модели СК ОУ Критерии 1.Лидирующая роль руководства 2.Политика и стратегия 2.4 Механизмы информирования персонала вуза и студентов о проводимой политике и стратегии 3.Менеджмент персонала 3.1 Кадровая политика и принципы управления развитием персонала 3.2 Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации 3.3 Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования вуза 3.4 Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством вуза 3.5 Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала 4.Ресурсы и партнеры 5.Менеджмент процессов 6.Удовлетворенность потребителей 7.Удовлетворенность персонала 7.1. Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала 7.2. Уровень удовлетворенности персонала 8. Влияние вуза на общество 9. Результаты деятельности вуза

Благодарю за внимание!