1 Государственный Научный Метрологический Центр Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Физико-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики Тема 2. Основные положения стандарта ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования».
Advertisements

© Сидорин А.В.1 Процессный подход в системах менеджмента качества. Документация как основа системы менеджмента качества. Методический материал.
Тема 8. МЕТРОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ План 1. Организационно-правовые основы метрологии 2. Система обеспечения единства измерений.
ТЕМА 4: «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УкрСЕПРО»
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ Критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требования к ним.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Закон Республики Беларусь Об обеспечении единства измерений.
ЗАЯВКА НА АККРЕДИТАЦИЮ ЛАБОРАТОРИИ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ СТБ ИСО/МЭК Область аккредитации приведена в приложении к заявке. Настоящим лаборатория.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Система сертификации УкрСЕПРО План лекции 1. Нормативные документы по сертификации 2. Перечень основных документов 3. Цель и принципы построения УкрСЕПРО.
Лицензионные требования к соискателю лицензии Минпромтогра в том числе наличие СМК по ГОСТ РВ
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
Цель лекции: освоить порядок организации и проведения внутренних аудитов в системе менеджмента качества как механизма постоянных улучшений. Освоить порядок.
Контрольно-измерительные технологии и оборудование Лекция 1.
МСК ISO 9000: ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ И.Г. Карелина Курс повышения квалификации «Управление качеством» 27/03-07/04/2006.
Структура ISO 9001 : 2000 ОТВЕТСТВ. РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПРОДУКЦИИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ обязательства Ориентация на потребителя.
Процесс СМК «Управление устройствами для мониторинга и измерений» Заслушано на заседании Совета по качеству г., протокол 3.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Транксрипт:

1 Государственный Научный Метрологический Центр Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Физико- Технических и Радиотехнических Измерений» ПРЕЗЕНТАЦИЯ на QS-форуме КООМЕТ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВНИИФТРИ

2 ВНИИФТРИ – обзор деятельности

3 Основные сведения о ВНИИФТРИ ВНИИФТРИ основан 18 февраля 1955 года распоряжением Совета Министров СССР 1063-Р. ВНИИФТРИ подчиняется Ростехрегулированию, ранее Госстандарту России, имеет статус Государственного научного центра РФ и Государственного научного метрологического центра. По поручению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ВНИИФТРИ выполняет функции: Главного метрологического центра Государственной службы времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ); Головной организации по проблеме обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности.

4 Основные сведения о ВНИИФТРИ В 2007 году решением Правительства РФ осуществлена реорганизация ФГУП «ВНИИФТРИ» в форме присоединения к нему федеральных государственных унитарных предприятий «СКБ ВНИИФТРИ», «ОЗ ВНИИФТРИ», «ВС НИИФТРИ» - Иркутск, «ВНИИФТИ «Дальстандарт» - Хабаровск, ФГУНПП «Хронос» - Петропавловск-Камчатский (Распоряжение от г. 272-р). Во ВНИИФТРИ действуют: Ученый Совет, Координационный Совет по качеству, Диссертационные Советы по защите диссертаций на соискание ученых званий кандидата и доктора технических наук, научный семинар, аспирантура. Общее количество работающих во ВНИИФТРИ по состоянию на г сотрудников, из них докторов наук - 27, кандидатов наук- 100

5 Основные сведения о ВНИИФТРИ Во ВНИИФТРИ действуют аккредитованные органы и центры: Государственный центр испытаний средств измерений для целей утверждения типа; Центр поверки и калибровки широкой номенклатуры средств измерений; Аккредитующий орган в Российской системе калибровки; Испытательная лаборатория для проведения сертифи- кационных испытаний технических средств на соответствие требованиям стандартов по параметрам безопасности и электромагнитной совместимости; Испытательная лаборатория взрывозащищенных средств измерений, контроля и элементов автоматики; Испытательный центр медицинской техники.

6 Основные сведения о ВНИИФТРИ ВИД ИЗМЕРЕНИЙГЭТВЭТУВТВСЕГОСМС - строки Механические измерения4--49 Измерения давления и вакуума11131 Физико-химические измерения Температурные и теплофизические измерения6--68 Измерения времени и частоты Электрические и радиоэлектронные измерения Виброакустические измерения Измерения параметров ионизирующих излучений ИТОГО:

7 Основные сведения о ВНИИФТРИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЗДАНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, ХРАНЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭТАЛОНОВ ЕДИНИЦ ВЕЛИЧИН ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИИ, В Т.Ч. В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ШКАЛ, ИСХОДНЫХ МЕР И УНИКАЛЬНОЙ ВЫСОКОТОЧНОЙ АППАРАТУРЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ВРЕМЕНИ И ЧАСТОТЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ РАБОТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ И НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ОБЛАСТИ ИЗМЕРЕНИЙ: ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ, ЧАСТОТЫ, БОЛЬШИХ ДЛИН; ИЗМЕРЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И МАГНИТНЫХ ВЕЛИЧИН, РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ И РАДИОЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ; ИЗМЕРЕНИЯ ТВЕРДОСТИ, ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ, СРЕД И ХАРАКТЕРИСТИК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ; ИЗМЕРЕНИЯ ВЫСОКИХ СТАТИЧЕСКИХ И ИМПУЛЬСНЫХ ДАВЛЕНИЙ; ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ (рН-МЕТРИЯ, ИОНОМЕТРИЯ, КОНДУКТОМЕТРИЯ, КУЛОНОМЕРТИЯ); АКУСТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ В ВОЗДУШНОЙ, ВОДНОЙ И ТВЕРДЫХ СРЕДАХ; ГИДРОФИЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ (ПЛОТНОСТЬ, СОЛЕНОСТЬ, ТЕМПЕРАТУРА, СКОРОСТЬ ЗВУКА И ДР.); УЛЬТРАЗВУКОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ; АКУСТООПТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ; ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЛЕЙ И ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ И КОНСТАНТ ЯДЕР, АТОМОВ И МНОГОЗАРЯДНЫХ ИОНОВ, ГАММАРЕЗОНАНСНЫЙ И РЕНТГЕНО-ФЛУОРЕСЦЕНТНЫЙ АНАЛИЗ; ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ АЭРОЗОЛЕЙ, ГИДРОЗОЛЕЙ И ПОРОШКОВ, АЭРОИНОВ, ГЕТЕРОГЕННЫХ СРЕД, ПАРАМЕТРОВ ЧИСТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ КОНТРОЛИРУЕМЫХ СРЕД И ПРОИЗВОДСТВ; ИЗМЕРЕНИЯ СОСТАВАИ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ СПЕКТРАЛЬНЫМИ МЕТОДАМИ; ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНЫХ И ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН В НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ОБЛАСТИ.

8 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

9 Организационная структура ВНИИФТРИ при выполнении метрологических работ в рамках СМК ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР Заместитель Генерального директора по научной работе Главный метролог Отдел общих и теоретических проблем метрологии Научно - техническая библиотека Аспирантура Ученый секретарь Заместитель Генерального директора по экономике, бюджетному планированию и госсобственности Планово - экономический отдел Служба материально - технического снабжения Главный бухгалтер Бухгалтерия Заместитель Генерального директора по качеству Служба качества Заместитель Генерального директора по управлению персоналом Отдел кадров Канцелярия Главный инженер Отдел связи, радиофикации и сигнализации Отдел охраны туда и технического обеспечения Транспортный цех Отдел эксплуатации зданий и сооружений Отдел защиты информации и развития информационных и коммуникационных систем Научно - исследовательское отделение метрологии радиотехнических и магнитных измерений ( НИО -1) Научно - исследовательское отделение физико - химических и электрических измерений ( НИО -6) Научно - исследовательское отделение электромагнитных измерений ( НИО -2) Главный метрологический центр Государственной службы времени, частоты ( ГМЦ ГСВЧ ) Научно - исследовательское отделение метрологии в механике, термодинамике и строительстве ( НИО -3) Научно - исследовательский комплекс гидроакустических измерений ( НИК -3) Научно - исследовательское отделение метрологии ионизирующих излучений ( НИО -4) Научно - исследовательское отделение акустооптических измерений и лазерной оптоэлектроники ( НИО -9) Восточно - сибирский филиал ФГУП « ВНИИФТРИ » ( ВСФ ) Дальневосточный филиал ФГУП « ВНИИФТРИ » ( ДФ ) Ученый совет Координационный Совет по качеству

10 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Система менеджмента качества института направлена на решение следующих основных задач: обеспечение уверенности Заказчиков (путем предоставления доказательств) в том, что условия и качество выполняемых работ и услуг соответствуют их потребностям, нормативной, технической документации и контрактам; поддержание СМК в рабочем состоянии и постоянное улучшение ее результативности; обеспечение уверенности руководства института в том, что качество выполняемых работ и ресурсы, необходимые для их обеспечения, соответствуют запланированным Целям в области качества.

11 ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА Приоритетным направлением деятельности ФГУП «ВНИИФТРИ» является удовлетворение конкретных требований и ожиданий потребителя к выполняемым метрологическим работам. Гарантия стабильности высокого качества выполняемых метрологических работ создается за счет выполнения следующих задач: - обеспечение единства измерений, поддержание эталонной базы, качества выполняемых метрологических работ на уровне, признанном авторитетными метрологическими отечественными и международными организациями; - качество выполняемых метрологических работ должно полностью отвечать ожиданиям потребителей и даже превышать их запросы. У Заказчика не должна возникать потребность сменить Исполнителя; - организация работы по управлению качеством, предусматривающая четко регламентированную ответственность всего персонала за качество, от генерального директора до работника; - предупреждение возникновения проблем, а не выявление и устранение причин уже после появления проблем; - постоянное повышение квалификации персонала и содействие развитию его творческой активности. Для реализации Политики в области качества метрологических работ, ФГУП «ВНИИФТРИ» располагает: необходимой современной эталонной базой и вспомогательным оборудованием, помещениями, обеспечивающими нормальные условия при выполнении метрологических работ, вычислительной техникой, устройствами и приспособлениями; высококвалифицированным, аттестованным персоналом; учеными хранителями эталонов; необходимой правовой, организационно-методической, нормативной и технической документацией. Руководство предприятия обязуется принимать необходимые меры, направленные на понимание Политики в области качества и следование ей во всех подразделениях и филиалах ФГУП «ВНИИФТРИ», соблюдение требований Системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО / МЭК и постоянное повышение ее результативности. Подписана Генеральным директором ФГУП «ВНИИФТРИ»

12 Ответственность и полномочия высшего руководства Генеральный директор ФГУП «ВНИИФТРИ» несет ответственность за: организацию работы института; представление интересов института на территории РФ и за ее пределами; заключение договоров; утверждение штатного расписания института; руководство работой Ученого совета; руководство работой в рамках системы менеджмента качества, действующей в институте и т.д. Заместитель генерального директора по качеству – Представитель руководства несет ответственность за: осуществление разработки, внедрения и совершенствования системы менеджмента качества института; организацию проведения внутренних и внешних аудитов СМК, анализ и обобщение их результатов; содействие распространению понимания требований Заказчиков персоналом института; представление руководству института отчетов о состоянии системы менеджмента качества; проведение работ по повышению квалификации и подготовке кадров, занятых в менеджменте качества; актуализацию Руководств по качеству. Заместитель генерального директора по научной работе несет ответственность за: координацию всей научной и метрологической работы института; организацию разработки и проведения единой научно-технической политики по выполнению государственной функции обеспечения единства измерений в закрепленных за ФГУП «ВНИИФТРИ» видах и областях измерений; осуществление руководства за решением задач по выполнению институтом функций в качестве Государственного научного метрологического центра, Государственного центра испытаний средств измерений; организацию и координацию связи с международными метрологическими организациями и т.п.

13 Ответственность и полномочия высшего руководства Главный метролог несет ответственность за: надзор за содержанием и применением эталонной базы ФГУП «ВНИИФТРИ»; выполнение организационных и методических работ по ключевым сличениям МБМВ и региональным сличениям эталонов ФГУП «ВНИИФТРИ»; организацию и выполнение метрологической экспертизы текстовой документации на Государственные эталоны, УВТ и рабочие эталоны ФГУП «ВНИИФТРИ». координацию и методическое руководство метрологическими работами ФГУП «ВНИИФТРИ» с международными и зарубежными организациями по метрологии и взаимному признанию национальных эталонов и сертификатов калибровки; организацию аттестации подразделений и сотрудников ФГУП «ВНИИФТРИ» на право поверки и калибровки средств измерений (кроме филиалов). Руководители подразделений несут ответственность за: полное и обязательное выполнение процедур Руководств по качеству, требований Руководящих документов СМК; за состояние в подразделении эталонной базы, вспомогательного оборудования и актуализацию нормативной документации на методы и средства калибровки, за обслуживание Заказчика без претензий и рекламаций технического характера; наличие и актуализацию в установленных местах инструкций, правил, методик и других документов по обеспечению качества калибровки; выделение ресурсов на совершенствование СМК в подразделении; своевременную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала.

14 Ответственность и полномочия высшего руководства Руководители филиалов несут ответственность за: руководство работой секции Ученого совета, Научно-технического совета; полное и обязательное выполнение процедур Руководств по качеству, требований Руководящих документов СМК; организацию проведения внутренних проверок СМК, анализ и обобщение их результатов; за состояние в филиалах эталонной базы, вспомогательного оборудования и актуализацию нормативной документации на методы и средства калибровки, за обслуживание Заказчика без претензий и рекламаций технического характера; наличие и актуализацию в установленных местах инструкций, правил, методик и других документов по обеспечению качества калибровки СИ; выделение ресурсов на совершенствование СМК в филиалах; организацию аттестации подразделений и сотрудников филиалов на право поверки и калибровки средств измерений. Ответственный по СМК в подразделении, филиале принимает участие: в разработке положений о подразделениях и вносит изменения в действующие; в разработке инструкций, документации по СМК; в проведении внутренних аудитов. Ответственный по СМК производит регистрацию и учет копий Руководящих документов СМК, систематизирует, обрабатывает и подготавливает данные для составления отчетов о работе подразделения в области СМК. Ведет документацию СМК своих подразделений, контролирует выполнение распорядительных документов СМК, координирует работу по ведению записей.

15 Управление документацией Основным назначением документации СМК является обеспечение взаимосвязи намерений в области качества, согласованности действий и предоставление объективных доказательств достижения результатов. Для управления документацией и определения необходимых средств управления разработаны процедуры по управлению документацией, предусматривающие: а) проверку документов на адекватность до их выпуска; б) анализ и актуализацию по мере необходимости и последующее утверждение документов; в) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов; г) обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения; д) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми; е) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей. Разработаны документированные процедуры по управлению организационно - распорядительными документами, документами СМК, записями. Политика и Цели в области качества РК Организационно - распорядительна я документация Руководящие документы СМК Технические процедуры Записи о качестве

16 Управление документацией Управление законодательными документами (внешнего происхождения) осуществляется на основании договора, заключенного с официальным представителем производителя законодательной базы данных «Гарант». На основании данного договора приобретаются услуги по размещению, пользованию и актуализации электронной базы законодательных документов. Управление нормативной документацией внешнего происхождения (ГОСТы, ОСТы и т.п.) осуществляется на основании договора, заключенного с ООО «Глосис». В соответствии с данным договором ООО «Глосис» предоставляет электронную базу НД «Технорма Документ», осуществляет ее ежеквартальную актуализацию и пополнение по заявкам. База НД «Технорма Документ» размещена на сервере института и имеет общий доступ. Управление нормативной документацией внешнего происхождения (ГОСТы, ОСТы и т.п.) осуществляется: - в Восточно-Сибирском филиале на основании договора заключенного с ФГУ «Иркутский ЦСМ», - в Дальневосточном филиале на основании договора, заключенного с ФГУ «Хабаровский ЦСМ». Документы СМК ВНИИФТРИ размещены на локальном сайте института и доступны для каждого сотрудника. Документы СМК защищены от копирования.

17 Анализ и заключение договоров (контрактов) Анализ договора (контракта) осуществляется в соответствии с документированной процедурой: на стадии предварительного согласования и получения заявки Заказчика, на стадии оформления и заключения договора, на стадии выполнения договора. Анализ договора (контракта) предусматривает: подготовку проекта договора, или выписки счета по гарантийному письму; согласование договора с Заказчиком; подписание договора. Анализ договора (контракта) проводится с целью подтверждения, что все требования Заказчика точно определены, документально оформлены и могут быть выполнены в течение срока действия договора (контракта).

18 Закупки Закупки осуществляются в соответствии с документированной процедурой которая определяет требования к обеспечению ВНИИФТРИ материалами, комплектующими, полуфабрикатами и оборудованием, в том числе при выполнении метрологических работ. Предметом закупок при выполнении метрологических работ являются: –средства измерений; –вспомогательное оборудование; –материалы, необходимые для обеспечения метрологических работ в подразделениях, филиалах. Деятельность по управлению закупками включает в себя: –определение потребности в продукции; –выбор продукции по оптимальной цене; –оценка и выбор поставщиков; –оформление документов на закупку; –организацию доставки, хранения и выдачи продукции подразделениям института; –контроль выполнения контрактов (договоров, счетов) на поставку и расчетов с поставщиками; –решение вопросов по возврату поставщику несоответствующей продукции.

19 Обслуживание Заказчиков Персонал ФГУП «ВНИИФТРИ» и филиалов строго соблюдает принципы сотрудничества с Заказчиком: конфиденциальность по отношению конкретного заявителя; предоставление согласованного доступа в поверочные подразделения; разъяснение Заказчику результатов метрологических работ; инженерно-техническая помощь по вопросам обеспечения единства измерений. Измерение и мониторинг удовлетворенности Заказчиков осуществляется путем сбора, анализа и использования информации, поступающей от Заказчиков. Информацией для анализа являются: - выполнение (не выполнение) условий контракта; - обратная связь с потребителем. Источником информации об удовлетворенности Заказчика являются: - предложения и замечания Заказчиков; - общение с Заказчиками; - посещение выставок. В разделе официального сайта ВНИИФТРИ «Обратная связь» размещена анкета с целью изучения удовлетворенности потребителя работами института.

20 Претензии Работы, связанные с претензиями Заказчиков, направлены на выявление причин ошибок и недоразумений, возникших в ходе оказания метрологических услуг Заказчику. При рассмотрении претензий генеральным директором, директором филиала определяется Ответственный исполнитель, который осуществляет проверку: соответствия выданной документации (аттестата, сертификата, свидетельства, акта испытаний); выполнения при необходимости контрольных калибровочных работ на эталонах более высокого ранга. В случае подтверждения обоснованности претензий Исполнитель выдает новую документацию (аттестат, сертификат, свидетельство, акт). Требования к порядку рассмотрения претензий, поступивших, от Заказчика изложены в документированной процедуре. В 2008 году претензий от Заказчиков к выполнению метрологической работы не поступало.

21 Управление несоответствующей метрологической работой Управление несоответствующей работой включает: выявление несоответствий, ошибок и т.д.; анализ несоответствий для определения целесообразных средств их устранения; устранение несоответствий. Несоответствующая работа выявляется: при анализе поступивших претензий (рекламаций) Заказчиков; при контроле руководителем подразделения качества выполняемых работ; при проверке деятельности ФГУП «ВНИИФТРИ» внешними организациями; при мониторинге соблюдения метрологических норм; при проведении внутренних проверок системы менеджмента качества.

22 Управление несоответствующей метрологической работой Анализ и устранение несоответствующих работ: Несоответствия, выявленные в ходе внешнего или внутреннего аудита системы менеджмента качества, передаются группой СМК руководителям проверяемых подразделений, филиалов. Несоответствия, выявленные в ходе внутреннего аудита системы менеджмента качества филиалов, передаются руководителям проверяемых подразделений филиалов: –в Восточно-Сибирском филиале – помощником директора филиала по качеству; – в Дальневосточном филиале – заместителем директора филиала по метрологической работе. Анализ претензии (несоответствия) проводится руководителем подразделения, филиала, в котором оно обнаружено.

23 Улучшение Руководство института постоянно стремится к улучшению результативности системы менеджмента качества. Улучшение достигается посредством: - реализации Политики и Целей в области качества; - реализации плана совершенствования СМК; - проведением и анализом результатов внешних и внутренних аудитов; - корректирующих и предупреждающих действий; - анализа со стороны руководства.

24 Корректирующие действия Потребность в проведении корректирующих действий для устранения причин несоответствия, в соответствии с документированной процедурой, может определяться : результатами внутренних проверок системы менеджмента качества и проверок внешними организациями; результатами проведения мониторинга соблюдения метрологических норм; результатами анализа деятельности, проводимых руководством в подразделениях; результатами анализа претензий Заказчиков. Ответственность за координацию, регистрацию и контроль корректирующих действий, относящихся к функционированию и внутренним проверкам системы менеджмента качества, несет: –в ФГУП «ВНИИФТРИ - группа СМК, –в Восточно - Сибирском филиале – помощник директора филиала по качеству, –в Дальневосточном филиале – заместитель директора филиала по метрологической работе.

25 Предупреждающие действия На основе анализа несоответствий и нарушений должны приниматься эффективные меры для предупреждения их повторного возникновения. Результаты анализа причин несоответствий реализуются в виде предложений по совершенствованию системы менеджмента качества, рабочих документов, процедур по выполнению работ или оказанию услуг. Эти предложения после соответствующего рассмотрения могут быть включены в годовой «План по улучшению системы менеджмента качества» ФГУП «ВНИИФТРИ». Решение о необходимых мерах по исключению и предупреждению появления несоответствия принимает руководитель, в компетенцию которого входит данная проблема. Предпринимаемые предупреждающие действия могут быть в виде внеплановой внутренней проверки, плана мероприятий или организационно-распорядительного документа. Разработана документированная процедура определяющая порядок выполнения предупреждающих мероприятий.

26 Управление записями Записи в подразделениях института ведутся и поддерживаются в рабочем состоянии, для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования СМК. Записи ведутся четко, легко идентифицируются и восстанавливаются. Записи хранятся в установленном порядке: договоры (контракты) / гарантийные письма; документы регистрации результатов метрологических работ (журналы, протоколы, отчеты, акты и т.п.); документация на оборудование и результаты его технического обслуживания; данные и результаты сличений эталонов; данные о персонале подразделений, документация по повышению квалификации, подготовке и аттестации персонала; документы о проведении внутренних проверок системы менеджмента качества и проверок внешними организациями; документация по несоответствующим услугам и устранению несоответствий и др. Место хранения документации, в том числе на электронных носителях, устанавливается соответствующими подразделениями, филиалами, обеспечивающими их сохранность и требования конфиденциальности информации. Доступ к архивам и документам разрешен только персоналу подразделений, филиалов доступ посторонних лиц допускается только с разрешения руководителя подразделения, филиала. В подразделениях составляется опись документов с указанием места, сроков хранения и назначается ответственное лицо за хранение данных по качеству и их выдачу. Вид данных по качеству и порядок управления ими определен в РК ФГУП «ВНИИФТРИ» и разделе «Записи» руководящих документов СМК, действующих в институте.

27 Внутренние проверки Основной целью проведения внутренних проверок системы менеджмента качества ВНИИФТРИ, является определение соответствия системы менеджмента качества нормативным требованиям и оценка ее результативности, а также выполнение запланированных мероприятий по менеджменту качества. В соответствии с документированной процедурой в ходе внутренних проверок: анализируются результаты устранения несоответствий, выявленных при предыдущих проверках; определяется достаточность документов, обеспечивающих функционирование системы менеджмента качества института, подразделений и филиалов; проверяется выполнение требований Руководств по качеству и Руководящих документов СМК; проверяется деятельность по управлению претензиями потребителей и подразделений института, филиалов; рассматриваются предложения по совершенствованию системы менеджмента качества; проверяется выполнение процедур по управлению документацией и данными (учет, хранение, замена и т.д.)

28 Внутренние проверки Одним из видов внутренних проверок является мониторинг метрологической деятельности института, который осуществляется в соответствии с разработанной документированной процедурой и направлен на: - повышение результативности, эффективности и качества метрологических работ в структурных подразделениях; - улучшение организации метрологической деятельности института, - повышение культуры производства, - предупреждение возможных отступлений от требований НД в метрологической деятельности, - определение характера и причин нарушений метрологических норм, - разработку корректирующих и (или) предупреждающих действий по устранению причин несоответствий метрологической деятельности, - анализ результативности предпринятых корректирующих и (или) предупреждающих действий.

29 Анализ со стороны руководства Высшее руководство института анализирует систему менеджмента качества не реже одного раза в год с целью обеспечения ее постоянной пригодности и эффективности. Анализ содержит оценку необходимости изменений в системе менеджмента качества, включая политику и цели. Входные данные для анализа: пригодность Политики в области качества и документов СМК; отчеты руководителей подразделений, филиалов; результаты внутренних и внешних проверок; достоверная информация от потребителя; информация о корректирующих и предупреждающих действиях; результаты международных и региональных сличений; изменения объема и вида работ; анализ претензий Заказчиков и степени их удовлетворенности выполненными работами; рекомендации по улучшению действующей СМК от подразделений института; подготовка персонала. К выходным данным по результатам анализа функционирования СМК относятся решения по: - повышению результативности СМК; - улучшение выполняемых работ согласно требованиям Заказчика; - потребности в ресурсах.

30 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

31 Персонал Руководство ФГУП «ВНИИФТРИ» гарантирует компетентность сотрудников, участвующих в работах по калибровке СИ, включая специалистов по вспомогательному оборудованию. Калибровку СИ осуществляют только сотрудники, получившие специальное техническое образование, периодически (1 раз в пять лет) повышающие свою квалификацию в соответствующих учебных заведениях и аттестованные комиссией, формируемой главным метрологом ФГУП «ВНИИФТРИ» (с привлечением территориальных органов государственной метрологической службы) и утверждаемой генеральным директором. Аттестационная комиссия в Восточно-Сибирском филиале формируется главным метрологом филиала и утверждается директором, в Дальневосточном филиале формируется заместителем директора филиала по метрологической работе и утверждается директором. В институте разработана документированная процедура, в которой установлены требования к деятельности ВНИИФТРИ, связанной с организацией работ по подготовке, переподготовке, повышению квалификации и аттестации персонала. В институте: 31 ученых хранителей государственных эталонов 14 ученых хранителей вторичных эталонов 16 ученых хранителей установок высшей точности 168 поверителя по всем направлениям области аккредитации

32 Помещения и условия окружающей среды Помещения, в которых проводят калибровку СИ, по производственной площади, состоянию и обеспеченным в них условиям (температура, влажность, освещенность, чистота воздуха, снабжение электроэнергией и водой, другие внешние воздействующие факторы) соответствуют требованиям нормативных документов, а также санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды. В помещениях, в которых проводятся метрологические работы условия окружающей среды регистрируются ответственным лицом в Журнале. Поддержание чистоты и порядка в лаборатории, обеспечивается регулярной уборкой помещений.

33 Методы калибровок, оценка их пригодности Выбор методов, оценка пригодности методов Разработана документированная процедура определяющая порядок разработки и регистрации методик калибровки, а также изложены основные требования к построению, изложению, оформлению и содержанию методик калибровки. Выбор нестандартных методов, применяемых в процессе метрологического исследования (аттестации) ГЭТ, ВЭТ и УВТ осуществляется лабораторией (структурным подразделением, филиалом) разрабатывающей и хранящей соответствующие эталоны. Апробированные (и временные) методы излагаются в соответствующих разделах правил хранения и применения ГЭТ, ВЭТ, УВТ (или в заменяющих их эксплуатационных документах). Оценка неопределенности измерений В каждой разработанной методике калибровки изложена процедура оценки неопределенности измерений. Оценка неопределенности измерений на эталонах при международных сличениях осуществляется в отчетах А и В. Оценка неопределенности измерения эталона при сличении учитывается при признании эквивалентности национального эталона на международном уровне. Результаты расчета неопределенности измерения приводятся в Сертификатах калибровки.

34 Методы калибровок, оценка их пригодности Структурные подразделения, филиалы института руководствуются международным руководством по выражению неопределенности измерений (переведенным на русский язык) при выполнении международных ключевых, региональных и двухсторонних сличений национальных эталонов и составлении калибровочных и измерительных возможностей («Приложение С» к Соглашению о взаимном признании эталонов и калибровочных сертификатов, выдаваемых НМИ). Управление данными Оценка разработанного и поставляемого программного обеспечения для применения при управлении данными, проводится при утверждении эталона или автоматизированной измерительной установки где подтверждается его пригодность при контрольных проверках. Защита данных при сборе, вводе, обработке, передаче и хранении результатов измерений и калибровок выполняется согласно процедур, предусмотренных в технической документации на эталоны и измерительные установки. Для обеспечения точности результатов данных калибровок обеспечивается техническое обслуживание компьютерного и автоматизированного оборудования.

35 Оборудование Структурные подразделения ВНИИФТРИ, проводящие метрологические работы располагают необходимым оборудованием (эталоны, установки высшей точности, вспомогательное оборудование), а также необходимым программным обеспечением. Оборудование и его программное обеспечение гарантируют достижение требуемой точности и соответствуют требованиям, предъявляемым к оборудованию и программному обеспечению, используемых в работах по калибровке. Все оборудование, находящееся в структурных подразделениях, филиалах и требующее поверки / калибровки или аттестации, соответствующим образом этикетировано, на него составляются графики поверки или аттестации, которые контролируются ответственными лицами. В подразделениях, осуществляющих метрологические работы, имеются инструкции по безопасному обращению, транспортированию, хранению, использованию и плановому обслуживанию оборудования.

36 Прослеживаемость измерений Все средства измерений, используемые для проведения калибровки СИ, включая средства для вспомогательных измерений (например, для контроля параметров окружающей среды), имеющие значительное влияние на точность и достоверность результатов калибровки, поверяются перед вводом в эксплуатацию в соответствии с установленными планом и процедурами, имеющимися в структурных подразделениях, филиалах. В структурных подразделениях, филиалах, ведущих работы по калибровке средств измерений, функционируют программы поверок измерительного оборудования в целях обеспечения прослеживаемости измерений к Международной системе единиц (СИ). Под этим термином, в условиях функционирования ВНИИФТРИ как ГНМИ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ответственного за обеспечение единства измерений в стране (по закрепленным областям и видам измерений) понимается следующее: –все измерения выполняются в единицах СИ и международных шкалах измерений, в единицах применяемых наравне с единицами СИ, в единицах временно разрешенных к применению, наряду с единицами СИ;

37 Прослеживаемость измерений –все измерения выполняются в соответствии с общегосударственными или локальными поверочными схемами, обеспечивающими прослеживаемость до уровня национальных эталонов, используемых ВНИИФТРИ, в других ГНМИ и центрах государственных эталонов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии; –все исходные эталоны (в условиях ГНМИ это государственные эталоны России) либо прошли процедуру ключевых международных сличений в рамках МБМВ, либо сличения в рамках КООМЕТ и ЕВРОМЕТ, либо двухсторонних сличений с НИСТ, НФЛ, ПТБ, либо опираются на естественные фундаментальные физические константы.

38 Обращение с объектами испытаний, поверки и калибровки В подразделениях, филиалах применяется система идентификации СИ, не допускающая путаницы СИ физически или при ссылках на них в протоколах или других документах. При получении СИ для испытаний, поверки или калибровки в присутствии Заказчика в подразделении, филиале производится внешний осмотр СИ, комплектность поставки. В случае непригодности СИ с Заказчиком решается вопрос о возврате СИ. В подразделениях, филиалах предусмотрены процедуры, исключающие ухудшение характеристик, потерю или повреждение СИ.

39 Обеспечение качества результатов испытаний, поверок и калибровок ФГУП «ВНИИФТРИ» располагает процедурами управления качеством, обеспечивающим достоверность проведенных измерений, калибровок результаты которых регистрируются в виде, удобном для выявления тенденций и контроля. Контроль, как правило, включает: участие в межлабораторных измерениях; проведение повторных измерений; дублирование измерений с использованием тех же или других методов; проверку качества работ поверителей в соответствии с документированной процедурой.

40 Отчетность о результатах Регистрация и хранение результатов по калибровке включает необходимую информацию, позволяющую удовлетворительно признать пригодность (непригодность) калиброванного СИ к применению. Регистрация результатов по калибровке СИ хранится с соблюдением требований конфиденциальности и интересов Заказчика в течение установленного срока. Регистрация первоначальных наблюдений оформляется на все поверяемые СИ в рабочем журнале поверителя или в виде протоколов калибровки. В соответствии с документированной процедурой осуществляется порядок заполнения Сертификата калибровки в рамках калибровочных и измерительных возможностей, его регистрация и учет.

41 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СМК ВНИИФТРИ

42 Развитие СМК ВНИИФТРИ 1979 г. – Внедрение комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП) 1998 г. – Решение о создании системы качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО г. – Внедрение стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК г. – Принятие руководством института решения о развитии СМК ВНИИФТРИ на основе требований стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК г. – Принятие решения руководством института о совершенствовании СМК и разработке дополнительных руководящих документов на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК и ГОСТ Р ИСО г. – Система менеджмента качества ВНИИФТРИ сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО г. - Проведен инспекционный контроль международной комиссией КООМЕТ, которая подтвердила соответствие действующей Системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК

43 Развитие СМК ВНИИФТРИ 2007 г. - Внедрение стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК , актуализация документов СМК 2007 г. – Ресертификация системы менеджмента качества ВНИИФТРИ на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО Ежегодное подтверждение соответствия СМК института требованиям ГОСТ Р ИСО осуществляется Органом по сертификации в виде инспекционных проверок