Автор: Елена Долматова, Дарья Коренева, Мария Коренева, учащиеся 10 класса МОУ города Кургана «СОШ 52». Научный руководитель: Нарушьян Елена Степановна, учитель начальных классов МОУ города Кургана «СОШ 52» МОУ города Кургана «Средняя общеобразовательная школа 52» , Россия, г.Курган, ул. Алексеева,14 тел. 8(3522) School52 Веб– сайт:
Цель - создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся, привитие интереса к профессии журналиста.
Изучить литературные источники по журналистике. Определить методы сбора и обработки информации. Классифицировать жанры журналистики. Определить задачи иллюстрации в школьной газете.
На современном этапе СМИ оказывает большое воздействие на жизнь ребенка. Как школьнику не затеряться в информационном потоке и выбрать нужное, верное? Возникает необходимость учить ребенка овладевать элементарными знаниями, умениями и навыками информационной деятельности. Мы считаем, что школьная газета является такой организационной формой практической деятельности, которая направлена на решение данной проблемы.
Основные жанры журналистики ЖАНРЫОСОБЕННОСТЬ ЖАНРА ВОПРОСЫ ЖАНРА Информационные: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, совет. сообщить о единичном факте Что? Где? Когда? Аналитические: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, прогноз, эксперимент, письмо, рекомендация призваны исследовать, анализировать, осмысливать и обобщать причинно- следственных фактов, актуальных явлений Как? Почему? С какой целью? Художественно-публицистические: очерк, пародия, сатирический комментарий, легенда, анекдот, лирика, игра Типизировать и оценивать
Стереотипы восприятия информации СТУПЕНИХАРАКТЕРИСТИКА Первая ступеньИнформация, особо не затрагивая сознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента. Вторая ступеньИнформация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только привлекает сознание реципиента. Третья ступеньИнформация, запечатлевшись и в сознании, и в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону.
Задачи иллюстрации. Виды газетной иллюстрации. Общие требования к газетной иллюстрации. ВИДЫ ГАЗЕТНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ Репортажный снимок; репортажный рисунок; фоторепортаж, портрет; групповой и производственный портрет; пейзаж; фотоэтюд; иллюстративный очерк; карикатура; шарж; плакат; заставка; монтаж. ТРЕБОВАНИЯ К ГАЗЕТНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ 1.Правдивость и точность. 2.Отражение конкретных фактов. 3.Актуальность. 4.Выразительность и понятность. 5.Оригинальность и доступность восприятия. 6.Эстетические и технические качества. Задачи иллюстрации: Освещать, объяснять, истолковывать факты и события с помощью наглядных примеров; Передавать смысл публикуемого материала; Вносить разнообразие, украшать газетные страницы.
Страница газеты Оформление: Дарья Коренева, Мария Коренева А что мы можем сделать? Ваши предложения: убирать за собой мусор; убирать стекло; следить за чистотой рек и озер; подкармливать зимой птиц и животных; пользоваться мусорными баками; участвовать в посадке лесов; разбивать на территории города парки и сады; озеленять территорию около жилых домов. Давайте исправим то, что еще можно исправить. Чтобы каждый, встав утром, мог увидеть ясное чистое небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться с представителями фауны.
Страница газеты Оформление: Елена Долматова
Основную идею газеты в том виде, в котором она сложилась на сегодня, можно сформулировать следующим образом: Наша газета – средство общения между всеми, кто причастен к школе 52; Наша газета – средство информации, позволяющее каждому быть причастным к событиям, происходящим на разных уровнях школьной жизни; Наша газета – школьная летопись, позволяющая сохранить в истории школы память о событиях и личностях. В настоящее время проект общешкольной газеты «Для тебя и для меня» реализуется следующим образом. Во главе проекта стоит редколлегия постоянного состава. В ней – группа учащихся 4, -6, 7, 8, 9, 10 классов и 3 педагога. Кроме того, к редколлегии примыкает группа постоянных авторов из числа учеников, педагогов. Редколлегия собирается два раза в неделю, намечая содержание очередного номера газеты и отчитываясь о проделанной работе. Газета выходит ежемесячно. Значит, и объём работы у постоянных членов редколлегии значительный. Технически каждый номер газеты создается следующим образом: газетные материалы набираются на компьютере, верстаются в программе Word. На лазерном принтере, расположенном в помещении медиа-центра, распечатывается оригинальный макет (полноцветный и черно-белый), который затем размножается на копировально-множительной технике. Иллюстративные материалы, которые в редколлегию приносят и учащиеся, и учителя, и родители, наши бывшие ученики, создаются с использованием цифровой фотокамеры. Газету охотно покупают ученики, родители, педагоги, потому что знают, что найдут в газете интересный материал о своих любимых. Газете уже 16 лет, она миновала разные этапы развития: были падения, взлеты, некоторое забвение. Но она выжила, выстояла, потому что мы в школе любим эту работу и понимаем, что газета помогает становлению и развитию не только ребят, причастных к её созданию, но и всего школьного коллектива, всех участников образовательного процесса.