III Красноярский экономический форум «Развитие востока страны» Круглый «Региональная политика России и региональные стратегии крупного бизнеса» Красноярск,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Агентство по продвижению инвестиций (АПИ) как инструмент привлечения прямых иностранных инвестиций в регион: мировой и российский опыт Выполнила: Раянова.
Advertisements

«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Эффективное региональное инвестиционное законодательство как наиболее действенный способ нормализации инвестиционного климата в регионе Чухланцев Дмитрий.
Агентство по Продвижению Инвестиций и Торговли «Открытый Кыргызстан» Министерство экономического регулирования, 11 ноября 2010г. Open KG Investment and.
Основные направления совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Виды эффективности инвестиционных проектов
17 мая 2005 года Петрозаводск Экономический Совет при Главе Республики Карелия Доклад Министра экономического развития Республики Карелия А.В. Грищенкова.
Роль компании «ТОНАП» в реализации инновационного потенциала российских регионов П. В. Арефьев выступление 11 октября 2007г. Межрегиональный инновационный.
Магистрант: Каспаров И.Г. Научный руководитель: к.э.н., доцент Карпусь Н.П. РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Зейналов А.А.1 Магистерская диссертация Зейналов Александр Алиевич «Совершенствование методического обеспечения принятия решений о привлечении.
1 Проект «Социальная карта Российской Федерации» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора проектов АСИ и может быть допущен.
Международное движение капитала.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Иностранные инвестиции и их роль в развитии экономики предприятий Иванов Иван Иванович.
Церемония Открытия Агентства по продвижению инвестиций при Министерстве экономики Кыргызской Республики The Opening Ceremony of the Investment Promotion.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Елин Евгений Иванович ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ.
B r a n d C r e a t i n g G r o u p представляет… BCG.
Транксрипт:

III Красноярский экономический форум «Развитие востока страны» Круглый «Региональная политика России и региональные стратегии крупного бизнеса» Красноярск, 13 мая 2006 года « СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ИMИДЖА РЕГИОНОВ РОССИИ» Шаститко А.Е., Генеральный директор Фонда «Бюро экономического анализа», д.э.н., профессор экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Содержание 1. Рабочие определения понятий инвестиционного климата (ИК) и инвестиционного имиджа (ИИ) 2. Варианты соотношения ИК и ИИ, а также ИИ страны и региона 3. Состояние и динамика ИИ России 4. Международный опыт выстраивания имиджевой политики 5. Технологии информационного маркетинга территории 6. Выводы

1. Рабочие определения понятий Инвестиционный климат (ИК) – комплекс объективных условий инвестирования на территории, включающий как экономические, так и политические и социальные компоненты, в том числе: природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т.д.

Рабочие определения понятий (2) Рабочие определения понятий (2) Инвестиционный имидж (ИИ) – комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата на территории (в стране, регионе) в представлениях инвесторов

Основания разграничения инвестиционного имиджа и инвестиционного климата: Информационные проблемы в принятии инвестиционных решений - Неполнота информации - Неравномерное распределение информации (в том числе асимметричность между принимающей инвестиции стороной и инвесторами) - Неадресность (безадресность) информации

Факторы, влияющие на инвестиционный имидж состояние инвестиционного климата; состояние инвестиционного климата; предпочтения инвесторов; предпочтения инвесторов; информация о положении дел в стране, и, главное, ее экономике. информация о положении дел в стране, и, главное, ее экономике.

2. Варианты соотношения между ИК и ИИ, а также ИИ страны и региона Инвестиционный имидж БлагоприятныйНеблагоприятный Инвестиционный климат Благоприятный Неблагоприятный Россия?

Случай 1.1. Благоприятный ИК соответствует благоприятному ИИ «нормальный» для большинства экономически развитых стран. «нормальный» для большинства экономически развитых стран. источники создания благоприятного инвестиционного имиджа не рассматриваются источники создания благоприятного инвестиционного имиджа не рассматриваются имидж, как и брэнд, может требовать «ремонта» (текущие расходы на его поддержание) имидж, как и брэнд, может требовать «ремонта» (текущие расходы на его поддержание)

Случай 1.2. Благоприятный ИК и неблагоприятный ИИ обусловлена плохой информацией (которая является неполной и/или неадекватной, вводящей в заблуждение) о реальном состоянии дел в экономике и жизни страны в целом. обусловлена плохой информацией (которая является неполной и/или неадекватной, вводящей в заблуждение) о реальном состоянии дел в экономике и жизни страны в целом. соответствует максимальной потенциальной отдаче от создания и поддержания благоприятного инвестиционного имиджа. соответствует максимальной потенциальной отдаче от создания и поддержания благоприятного инвестиционного имиджа. возможности возникновения эффекта положительной обратной связи возможности возникновения эффекта положительной обратной связи

Случай 2.1. Благоприятный ИИ в условиях неблагоприятного ИК значительные инвестиции в неценовую конкуренцию между экономиками значительные инвестиции в неценовую конкуренцию между экономиками возникновение такого несоответствия кратковременно возникновение такого несоответствия кратковременно неблагоприятные долгосрочные последствия неблагоприятные долгосрочные последствия

Случай 2.2. Неблагоприятны как ИК, так и ИИ потенциальная отдача от создания благоприятного инвестиционного имиджа минимальна, поскольку требуется не столько его поддержание, сколько создание потенциальная отдача от создания благоприятного инвестиционного имиджа минимальна, поскольку требуется не столько его поддержание, сколько создание

Варианты соотношения между ИИ и ИИ региона Инвестиционный имидж России БлагоприятныйНеблагоприятный Инвестиционный имидж региона Благоприятный Неблагоприятный

Краткие пояснения 1.1. и варианты соответствия инвестиционного имиджа страны в целом инвестиционному имиджу региона 1.2. – инвестиционный имидж региона более благоприятный, чем ИИ страны в целом (вы результате проводимой политики на региональном уровне, льгот и преференций, располагаемых ресурсов с высокой рыночной конъюнктурой) 1.3. – инвестиционный имидж региона менее благоприятный, чем ИИ страны в целом

3. Состояние и динамика инвестиционного имиджа России Наиболее известные рейтинговые агентства, оценивающие инвестиционную привлекательность различных стран, значительно повысили рейтинги России НО… ряд агентств оценивает Россию крайне низко (показатели конкурентоспособности или степени экономической свободы

Основные страновые рейтинги (индексы) ИндикаторСоставитель Index of Economic FreedomThe Heritage Foundation Transparency Internationals Corruption Perception IndexThe Heritage Foundation Country Credit RatingsInstitutional Investor magazine Country Risk RankingsEuromoney magazine World Competitiveness IndexThe International Institute for Management Development Growth competitiveness indexThe World Economic Forum Economic Creativity IndexThe World Economic Forum ICRG Risk Rating SystemPRS Group FDI Confidence IndexA.T. Kearneys Globalization IndexA.T. Kearneys Indicators for Assessment and BenchmarkingWorld Bank Group Aggregating Governance IndicatorsThe World Bank Institute Opacity IndexPriceWaterhouseCoopers Sovereign Ratings ListStandard and Poor Sovereign Ratings ListMoodys Human Development IndexUNDP Index of Economic FreedomThe Fraser Institute The Environmental Sustainability IndexWorld Economic Forum in Davos Emerging Market Access IndexThe Tuck School of Business (Dartmouth College) Country RatingsFreedom House

Другие аспекты оценок («Россия: как объект инвестиций», Консультативный совет по иностранным инвестициям, PBN, март 2005 г ) Иностранные инвесторы по-прежнему оценивают инвестиционные возможности России как достаточно низкие по сравнению с другими странами (В 2004 г. на долю иностранных инвестиций в России приходилось всего лишь 5% общей суммы инвестиций в основной капитал, тогда как у других стран этот показатель намного выше (США – 20%, Бразилия - около 30%, Польша почти 25%, Китай 10-15%) Иностранные инвесторы по-прежнему оценивают инвестиционные возможности России как достаточно низкие по сравнению с другими странами (В 2004 г. на долю иностранных инвестиций в России приходилось всего лишь 5% общей суммы инвестиций в основной капитал, тогда как у других стран этот показатель намного выше (США – 20%, Бразилия - около 30%, Польша почти 25%, Китай 10-15%) Иностранные инвесторы оценивают инвестиционные возможности России лучше, чем российский капитал Иностранные инвесторы оценивают инвестиционные возможности России лучше, чем российский капитал Иностранные инвесторы, как правило, относятся к российским проблемам гораздо более спокойно, чем западная пресса Иностранные инвесторы, как правило, относятся к российским проблемам гораздо более спокойно, чем западная пресса Иностранные инвесторы, не ведущие бизнес в России, склонны считать инвестиционный климат в России хуже, чем те, кто лишь рассматривает возможности инвестирования Иностранные инвесторы, не ведущие бизнес в России, склонны считать инвестиционный климат в России хуже, чем те, кто лишь рассматривает возможности инвестирования

Инвестиционный имидж РФ в целом и отдельных регионов формируется во многом под влиянием реальных процессов Количественные показатели (размеры притока и оттока капитала, чистый приток/отток капитала, доля иностранных инвестиций по отношению к ВВП, капиталовложениям в экономику в целом, на душу населения и т.д.) Качественные показатели Отражают крайнюю неравномерность распределения иностранных инвестиций по регионам и отраслям Снижение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций.

ИИ и соотношение групп интересов Информация об ИК как общественное благо Информация об ИК как общественное благо Проблема коллективных действий Проблема коллективных действий Возможности решения проблемы безбилетника посредством участия крупного бизнеса в создании информационного поля Возможности решения проблемы безбилетника посредством участия крупного бизнеса в создании информационного поля

4. Международный опыт выстраивания имиджевой политики (1) 1. Существует реальная возможность решения проблемы увеличения иностранных инвестиций путем проведения активной и грамотной имиджевой политики (ЮАР) 2. Необходимо разграничивать работы по созданию благоприятного инвестиционного имиджа на центральном («федеральном») и региональном уровнях. 3. Создание инвестиционного имиджа страны в целом не всегда эффективно, иногда более эффективен отраслевой подход 4. Многие страны создают механизмы поддержки имиджа на двустороннем уровне (перекрестное инвестирование). 5. В странах с развивающейся экономикой при формировании имиджа, как правило, акцент делается на возможности получения льгот, упрощении бюрократических процедур, наличии неосвоенных ресурсов (в целом) и низких политических рисках (при этом далеко не все из этих факторов могут реально иметь место на практике) 6. В финансировании и осуществлении мероприятий, связанных с улучшением инвестиционного имиджа страны, активное участие принимает не только государство, но и частный капитал (особенно в странах с развивающейся рыночной экономикой).

Международный опыт выстраивания имиджевой политики (2) 7. Посольства [представительства] играют важную роль в продвижения информации об инвестиционных возможностях страны, создании ее инвестиционного имиджа 8. Риск подмены целей ( в случае, если деятельность по продвижению ИИ осуществляется организацией, финансируемой гл. обр. за счет собственных средств и без серьезного контроля) 9. Важно не столько создание благоприятного инвестиционного имиджа, сколько создание правдивого имиджа 10. Требуется не только работа с экономически развитыми странами, но и с любыми, имеющими избыточный капитал 11. Особое внимание, наряду с инвестиционным имиджем страны, следует уделять имиджу своего экспорта 12. Разнообразие мероприятий по улучшению ИИ

5. Технологии информационного маркетинга территории 1. Реклама в финансовых изданиях (в т.ч. публикация аналитических материалов) – имидж (И); 2. Участие в инвестиционных выставках (И); 3. Реклама в промышленных и других специализированных изданиях (И); 4. Осуществление инвестиционных миссий общего характера (И); 5. Проведение информационных семинаров общего характера по инвестиционным возможностям региона (И); 6. Прямая рассылка или телемаркетинг – генерирование инвестиций (ГИ); 7. Проведение промышленных и других специализированных инвестиционных миссий (ГИ); 8. Проведение промышленных и других специализированных семинаров (ГИ); 9. Участие в исследовании возможностей компаний с последующими их презентациями (ГИ); 10. Предоставление инвестиционных консультаций – обслуживание инвестиций (ОИ); 11. Оказание помощи в составлении заявок и получении разрешений на инвестиционную деятельность (ОИ); 12. Оказание услуг постинвестиционного обслуживания (ОИ).

Использование промоушн-технологий в разных странах СтранаАгентство по продвижению инвестицийКакие технологии использовались ИмиджГенер.инв БразилияCommission to Attract Investment in Brazil и Investe Brazil 1,2,3*7,8,10 ВеликобританияInvest in Britain Bureau (IBB)1,2,4,56,9 ИндияIndia Brand Equity Fund1,2,3,5нет ИндонезияInvestment Coordination Board (BKPM)4,5- ИрландияIndustrial Development Authority (IDA)1,39 ИталияInvest In Italy1,2,3,58,9 КанадаInvestment Canada. Имиджевое подразделение: Branding Secretariat 1,39 КолумбияProexport Имиджевое подразделение: Coinvertir Proexport 1,3,58

Использование технологий в разных странах (продолжение) Коста-РикаCosta Rica Investment Promotion Program (CINDE) 2,3,46,9 МалайзияMalaysian Industrial Development Authority (MIDA) 2,46 СингапурEconomic Development Board (EDB)19 ТайландBoard of Investment (BOI)17 ТанзанияTanzanian Investment Center1,3- ШотландияLocate in Scotland (LIS)1,26,9 ЭстонияInvestinestonia.com на базе Целевого фонда развития предпринимательства 1,3,5,6- ЮАРМинистерство торговли и инвестиций1,2,3*- ЯмайкаJamaica National Investment Promotion2,3,4,56,8 ЯпонияInvest Japan Business Support Center1,39,10, 11,12**

Источники информации в таблице Доклад «Разработка концепции создания агентства экономического развития г.Москвы», под руководством Ю.А.Данилова, М., 2000; The Effectiveness of Promotion Agencies at Attracting Foreign Direct Investment. Jacques Morisset, Kelly Andrews-Johnson. Foreign Investment Advisory Service, 16; информация сайтов investcan.ic.gc.ca investebrazil.org.br braziltradenet.gov.br

Направления расходования средств Агентств по продвижению инвестиций НаправлениеДоля бюджета (%) Создание положительного имиджа27 Генерирование инвестиций.33 Обслуживание инвестиций.32 Формирование политики, направленной на привлечение инвестиций 7

Выводы ИИ и ИК, а не ИИ или ИК ИИ и ИК, а не ИИ или ИК ИИ – не только побочный результат повседневной деятельности в взаимодействия бизнеса и государства (федеральных и региональных властей властей), но и результат целенаправленной деятельности по его созданию и поддержанию ИИ – не только побочный результат повседневной деятельности в взаимодействия бизнеса и государства (федеральных и региональных властей властей), но и результат целенаправленной деятельности по его созданию и поддержанию Возможность и необходимость целенаправленного создания и поддержания ИИ существует ввиду наличия информационных проблем и существования проблемы коллективных действий Возможность и необходимость целенаправленного создания и поддержания ИИ существует ввиду наличия информационных проблем и существования проблемы коллективных действий Благоприятный инвестиционный имидж страны невозможен без благоприятного имиджа регионов (для прямых инвестиций, особенно в основной капитал) Благоприятный инвестиционный имидж страны невозможен без благоприятного имиджа регионов (для прямых инвестиций, особенно в основной капитал) Необходимо комбинировать различные элементы технологий построения благоприятного ИИ Необходимо комбинировать различные элементы технологий построения благоприятного ИИ Построение благоприятного ИИ – поле для кооперации государства и бизнеса на уровне региона Построение благоприятного ИИ – поле для кооперации государства и бизнеса на уровне региона