Исследовательская деятельность обучающихся в школе. Автор: Смирнова Светлана Викторовна Автор: Смирнова Светлана Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Advertisements

Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования.
Подготовила: учитель английского языка второй квалификационной категории МОУ «средняя школа» 3 Спиркина Ольга Валерьевна.
Не существует сколько- нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя б самой маленькой поисковой.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Познакомить с понятием «проектная деятельность», ее целями и задачами.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики»,
Место учебного исследования в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического.
Исследовательская деятельность в начальной школе.
Учебные исследования детей в современной школе В презентации использованы материалы А.В.Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества.
МЕТОД ПРОЕКТА АВТОР: Учитель истории МОУ гимназии 3 Винник Оксана Николаевна.
Бачкала Галина Владимировна Методист МОУ ЦИМПО Г. Иркутск.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся в области лингвистики в начальной школе Насонова Ольга Иосифовна, заместитель директора Прогимназии 1754.
Технология проектирования Основные понятия. ПОНЯТИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Проектная деятельность как элемент развития образовательных систем, технология.
Методика организации работы над учебным проектом.
Исследовательская деятельность учащихся: некоторые аспекты.
Развитие личностных возможностей обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность Заместитель директора по НМР, учитель черчения Боброва Е.Е.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Транксрипт:

Исследовательская деятельность обучающихся в школе. Автор: Смирнова Светлана Викторовна Автор: Смирнова Светлана Викторовна

Исследовательская деятельность обучающихся Исследовательская деятельность- образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя. Исследовательская деятельность- образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя.

Проектная деятельность обучающихся Это совместная учебно- познавательная. Творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель. Согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Это совместная учебно- познавательная. Творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель. Согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектно- исследовательская деятельность Это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования,определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования,определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Современное понимание смысла исследовательской деятельности обучающихся Исследовательская деятельность как инструмент повышения качества образования. Исследовательская деятельность как инструмент повышения качества образования.

Развитие субъект- субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности *Отсутствие готовых эталонов знания требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации *Отсутствие готовых эталонов знания требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации *Ситуация передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику *Ситуация передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику *Расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности *Расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности

Главные особенности исследовательской деятельности обучающихся *Ценностно- смысловая направленность на выяснение истины, использование проектного метода, как средства организации деятельности *Ценностно- смысловая направленность на выяснение истины, использование проектного метода, как средства организации деятельности *широкое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки *широкое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки

Этапы исследовательской деятельности *Изучение теоретического материала *Изучение теоретического материала *Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования *Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования *Формулировка рабочей гипотезы *Формулировка рабочей гипотезы *Освоение методики исследования *Освоение методики исследования *Сбор собственного экспериментального материала *Сбор собственного экспериментального материала *Обработка материала *Обработка материала *Обобщение, анализ, выводы *Обобщение, анализ, выводы *Представление исследовательской работы *Представление исследовательской работы

Типы обучения ЦельЗУН Компетенц ии Субъектно сть СредствоЗУН Компетенц ии МетодикаЗУН Тип обучения Репродукт ивное Продуктив ное Исследова тельское

Учебно-исследовательская и научно- исследовательская деятельность ВидЦельСредство Учебная деятельность Передача заданного объема ЗУН Технологизаци я учебного процесса Научно- исследователь ская деятельность Получение объективного нового знания Повышение научного потенциала исследования Учебно- исследователь ская деятельность Развитие и обучение учащихся Моделировани е процесса получения новых знаний

Представление исследований Тезисы Тезисы Научная статья Научная статья Устный доклад Устный доклад Диссертация Диссертация Монография Монография Популярная статья Популярная статья

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы

Учебный проект или исследования с точки зрения учителя Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся

Исследовательская деятельность учит: Презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); Презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях; Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях; Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Исследовательская деятельность учит: Проблематизации ( рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); Проблематизации ( рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); Представлению результатов своей деятельности и хода работы; Представлению результатов своей деятельности и хода работы;

Для обучающихся в начальной школе Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним Проблема проекта или исследования,обеспечивающая мотивацию вклбчения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находтится в зоне ближайшего развития Проблема проекта или исследования,обеспечивающая мотивацию вклбчения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находтится в зоне ближайшего развития

Для обучающихся в основной школе Темы детских работ выбираются из любой содержательной области(предметной, межпредметной, внепредметной) Темы детских работ выбираются из любой содержательной области(предметной, межпредметной, внепредметной) Проблемы- близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений Проблемы- близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений

Для обучающихся в старшей школе Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находится в области их сомоопределения Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находится в области их сомоопределения

Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследования Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; Количество новой информации, использованной для выполнения проекта; Количество новой информации, использованной для выполнения проекта; Степень осмысления использованной информации; Степень осмысления использованной информации; Уровень сложности и степень владения использованными методиками. Уровень сложности и степень владения использованными методиками.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследования Оригинальность идеи, способа решения проблемы; Оригинальность идеи, способа решения проблемы; Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; Владение рефлексией; Владение рефлексией; Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов социальное и прикладное значение полученных результатов

Класссификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук Проблемно-реферативные- творческие работы,написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку проблемы Проблемно-реферативные- творческие работы,написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку проблемы

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных нак Экспериментальные- творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий Экспериментальные- творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук Натуралистические описательные- творческие аботы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Натуралистические описательные- творческие аботы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук Исследовательские- творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата. Который могут дать исследования Исследовательские- творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата. Который могут дать исследования

Элементы исследовательской деятельности Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск. Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Элементы исследовательской деятельности Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов

Элементы исследовательской деятельности Мыследеятельностные: выдвижение идеи ( мозговой штурм),проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия Мыследеятельностные: выдвижение идеи ( мозговой штурм),проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия

Элементы исследовательской деятельности Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.

Элементы исследовательской деятельности Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственного эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственного эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день. сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день обзор исследовательских и научно- практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день. обзор исследовательских и научно- практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности лицея 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы городской экспериментальной площадки «разработки модели организации образовательного процесса на основе учебно- исследовательской деятельности учащихся». До 50 посещений в день. лицея 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы городской экспериментальной площадки «разработки модели организации образовательного процесса на основе учебно- исследовательской деятельности учащихся». До 50 посещений в день Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу. Рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В.И. Вернадского. Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу. Рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В.И. Вернадского.

Интернет- ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятеьности сайт лаборатории методики и информационный поддержки развития образования МИОО сайт лаборатории методики и информационный поддержки развития образования МИОО Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно- технического творчества молодежи МГДД (Ю)т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех- центра» Московского физико- технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся. Ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников. Организованы сетевые проекты. Даются ссылки на другие интернет- ресурсы. До 250 посещений в день. Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно- технического творчества молодежи МГДД (Ю)т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех- центра» Московского физико- технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся. Ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников. Организованы сетевые проекты. Даются ссылки на другие интернет- ресурсы. До 250 посещений в день.