Исследования СМИ в России: интернационализация научных парадигм Профессор Вартанова Е. Л. Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальная ответственность СМИ в условиях становления медиабизнеса Проф. Елена Вартанова Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Advertisements

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Чекмарев Василий Владимирович, проректор по научной работе Костромского государственного.
СМИ и журналистика в современном обществе Проф., д.ф.н. Е.Л. Вартанова Доц. д.ф.н. Г.Г. Щепилова.
Формирование повестки дня в российских СМИ и концепция социальной ответственности Профессор Елена Вартанова.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ КАФЕДРА «МАРКЕТИНГ» КРУГЛЫЙ СТОЛ «МЕСТО И РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»
Визуальная культура Магистерская программа Отделение культурологии Высшая школа экономики, Москва,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО 7 РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ Основные тенденции в обществе и их последствия.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Вестник ЮУрГУ «Язык. Культура. Коммуникации» Южно-Уральский государственный университет.
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. 2. Средства массовой.
Подготовил: Григорян В.А И Шапошников Г.. Принцип построения учебного материала заключается в рациональном сочетании фундаментальных положений, дающих.
Программа и организация вступительного испытания в магистратуру в условиях переходного периода Ольга Смирнова МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет журналистики.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Роскильдский университет Дания. Университет был открыт в 1972 году Создатели университета предложили новую концепцию университетского образования Новый.
Роль кафедр в научном обеспечении мероприятий инновационной образовательной программы Заведующий кафедрой управления образованием Трапицын С.Ю.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Структура научных революций (теория Т.Куна) Выполнила: студентка 6 курса Жукова Е.А.
Иностранный язык и развитие языковой личности в современном мире Направление подготовки «Лингвистика» Квалификация (степень) «Магистр»
С О Ц И А Л Ь Н А Я И Н Ф О Р М А Т И К А. Социальная информатика – это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов.
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
Транксрипт:

Исследования СМИ в России: интернационализация научных парадигм Профессор Вартанова Е. Л. Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

Парадигма Парадигма = признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного периода времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения Нормальная наука = разъяснение теории через учебник Появление парадигмы = результат появления –беспрецедентных трудов (привлечение сторонников из конкурирующих направлений) –открытых трудов (новые поколения находят нерешенные проблемы) Кун Т. Структура научных революций.

Область или дисциплина? Исследования: –коммуникаций (Communication studies) –массовых коммуникаций (Mass communication studies) –коммуникаций и СМИ (Communication and Media Studies) –масс-медиа = медиаисследования /исследования СМИ (Media studies) –журналистики (Journalism studies)

Противоречия? Область (знания) или (научная) дисциплина? Фундаментальная или прикладная? Создание теории или анализ практики? Узкий или междисциплинарный подход? Ученые или эксперты?

McQuail: Основные подходы Общество или СМИ? Политэкономический или культурологический? Нормативный или постмодернистский? Критический или функционалистский?

Между «парадигмами»: Индустриальная основа Франкфуртская школа: индустрия культуры (culture industry) Начало критической традиции исследования коммуникаций (communications studies) + критическое исследование текстов + исследования восприятия аудиторией содержания –Структуры производства и распространения содержания + содержание + потребление содержания –Марксистcкий подход

Между «парадигмами»: Культурологический подход Британские культурологические исследования –«Высокая» и «низкая» культура –Тексты СМИ/медиатексты: взаимодействие репрезентаций и идеологий –Тексты СМИ/медиатексты: интерпретеция аудиторией Постмодернистский подход

Глобальная карта школ медиаисследований США Западная Европа (согласно Д. Маккуэйлу) –Скандинавская –Британская –Франкофонная –Германоцентричная –«Малые страны не обязательно отставали в области развития исследований коммуникаций, а некоторые из них – Нидерланды, Бельгия, Швейцария и Финляндия – даже заняли лидирующие позиции» (Д. Маккуйэл) СССР

Советская школа исследований Сиберт, Шрамм, Петерсен: «Советская тоталитарная модель»? Область: журналистика как система СМИП –Партийность как идеологичность –Мобилизация + инструментальность: газета не только коллективный пропагандист и агитатор, но и организатор –Текстологический подход –СМИ как сфера культуры (ТВ в контексте искусства)

1990-e: Что повлияло? Драйверы постсоветского контекста: –уход государства от финансирования теоретических исследований –коммерциализация прикладных исследований (медиаизмерения) –становление системы научных грантов –появление частных издателей (развитие рынка преимущественно учебной литературы) Влияние глобальных исследований

Новые концепции Гласность в контексте либертарианской теории Общественная сфера или социальная ответственность? Открытое общество: Поппер или западноевропейская модель демократии? Политэкономия российских СМИ Информационное общество и Интернет Глонационализация

Подходы к изучению российских СМИ Социоцентричный: национальная vs. региональная перспектива –Политологический –Экономический (политэкономический) –Культурологический –Аудиторный –Технократический Корпоративно-коммуникативистский –Реклама –Паблик рилейшнз (связи с общественностью) –Интегрированные / стратегические коммуникации Текстоцентричный Человекоцентричный (антропологический) ___________________________________________ Главная тенденция: усиление междисциплинарности