Научное педагогическое исследование ОЭР в педагогической практике Алексеева Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Advertisements

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Педагогическое исследование –это сознательный целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Этапы исследовательской работы. "Перестройка" методической работы учителей 1. Различение понятий "учебно-методическая" и "научно- методическая" работа.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Структура и содержание биологического исследования ТРИЗ.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-КОМПЛЕКСЕ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ Сергей Николаевич Трошков, канд.пед.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Научно-исследовательская работа учащихся ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ.
Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Лекция. Методология и методы педагогических исследований План 1.Методология как инструментарий науки. 2.Пирамида знания.
Технология и организация педагогического исследования И.Г. Назарова, зав.кафедрой общей педагогики и психологии.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Транксрипт:

Научное педагогическое исследование ОЭР в педагогической практике Алексеева Е.В.

Научное педагогическое исследование Процесс формирования новых педагогических знаний Процесс формирования новых педагогических знаний Вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития Вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития

Сложность педагогического исследования Неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений Неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений Зависимость педагогического процесса от личности педагога, исследователя и других субъективных факторов Зависимость педагогического процесса от личности педагога, исследователя и других субъективных факторов Трудности в использовании лабораторных методов исследования и замеров получаемых результатов Трудности в использовании лабораторных методов исследования и замеров получаемых результатов Ограниченность использования методов математической статистики Ограниченность использования методов математической статистики Достаточно обобщенный характер полученных выводов Достаточно обобщенный характер полученных выводов

Уровни педагогического исследования Эмпирический (практический) Эмпирический (практический) Теоретический Теоретический Методологический Методологический

Эмпирический уровень Устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности Устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности Накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических факторов Накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических факторов

Теоретический уровень Выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты Выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты

Методологический уровень На базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории На базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории Исследования этого уровня называют фундаментальными Исследования этого уровня называют фундаментальными Они представляют собой крупный научный вклад в исследуемую область Они представляют собой крупный научный вклад в исследуемую область

Методологические принципы НПИ Объективность и обусловленность педагогических явлений определенными условиями, факторами, причинами Объективность и обусловленность педагогических явлений определенными условиями, факторами, причинами Целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов Целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов Изучение явлений в его связях и взаимодействии с другими явлениями Изучение явлений в его связях и взаимодействии с другими явлениями Изучение явления в его развитии Изучение явления в его развитии

Основные компоненты НПИ Тема исследования – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке. Тема исследования – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.

Основные компоненты НПИ Объект исследования – сфера (область) поиска. Объектами ПИ могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива). Объект исследования – сфера (область) поиска. Объектами ПИ могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).

Основные компоненты НПИ Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений. Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.

Основные компоненты НПИ Проблема исследования – тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении. Проблема исследования – тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.

Основные компоненты НПИ Цель исследования – выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик. Цель исследования – выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.

Основные компоненты НПИ Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать0 и т.п. Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать0 и т.п.

Основные компоненты НПИ Гипотеза исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует. Гипотеза исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует.

Все компоненты должны быть между собой взаимосвязаны, одно вытекать из другого и им определяться Все компоненты должны быть между собой взаимосвязаны, одно вытекать из другого и им определяться

Логика научного Исследования (алгоритм) 1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования. 1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования. 2. Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы. 2. Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы. 3. Составление списка литературы по проблеме исследования. 3. Составление списка литературы по проблеме исследования.

Логика научного Исследования (алгоритм) 4. Определение общей методики и методов исследования, базы исследования. 4. Определение общей методики и методов исследования, базы исследования. 5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строиться исследование). 5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строиться исследование). 6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике. 6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике.

Логика научного Исследования (алгоритм) 7. Сбор констатирующего материала. 7. Сбор констатирующего материала. 8. Анализ и обобщение полученных результатов и построение на их основе гипотезы-предположения о возможном способе разрешения возникающей проблемы. 8. Анализ и обобщение полученных результатов и построение на их основе гипотезы-предположения о возможном способе разрешения возникающей проблемы. 9. Разработка методики проверки гипотезы. 9. Разработка методики проверки гипотезы.

Логика научного Исследования (алгоритм) 10. Проведение ОЭР (пилотный (пробный) и преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа). 10. Проведение ОЭР (пилотный (пробный) и преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа). 11. Проведение контрольных срезов. 11. Проведение контрольных срезов. 12. Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования. 12. Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.

Логика научного Исследования (алгоритм) 13. Выработка практических рекомендаций. 13. Выработка практических рекомендаций. 14. Оформление и литературная редакция текста. 14. Оформление и литературная редакция текста.

Методы педагогического исследования Методы ПИ – способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Методы ПИ – способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методы педагогического исследования Методика ПИ – упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретация полученных результатов при достижении определенной научной цели. Методика ПИ – упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретация полученных результатов при достижении определенной научной цели.

Принципы отбора Методов исследования Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений. Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений. Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых. Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу. Принципы отбора Методов исследования

Методологическим обоснованием методов ПИ в отечественной науке являются подходы Деятельностный Деятельностный Личностный Личностный Системный Системный

Группы общенаучных методов, используемых в педагогике Общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация. Общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация. Социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг. Социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг. Социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг. Социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг. Математические: ранжирование, шкалирование, корреляция. Математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Группы методов ПИ Теоретические сравнительно- исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы и документов; Теоретические сравнительно- исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы и документов; анализ базовых понятий исследования; анализ базовых понятий исследования; методы причинно-следственного анализа изучения явлений; методы причинно-следственного анализа изучения явлений; прогнозирование. прогнозирование.

Группы методов ПИ Эмпирические Методы сбора и накопления данных: наблюдение, опросы (беседа, анкетирование, тестирование, интервью); анализ документов и продуктов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта и др. Методы сбора и накопления данных: наблюдение, опросы (беседа, анкетирование, тестирование, интервью); анализ документов и продуктов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта и др.

Группы методов ПИ Эмпирические Методы оценивания: самооценка, рейтинг методов обобщения независимых характеристик, педагогический кронсилиум и др. Методы оценивания: самооценка, рейтинг методов обобщения независимых характеристик, педагогический кронсилиум и др.

Группы методов ПИ Эмпирические Методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях: педагогический эксперимент (естественный, лабораторный; пилотный, констатирующий, формирующий); опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях: педагогический эксперимент (естественный, лабораторный; пилотный, констатирующий, формирующий); опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Группы методов ПИ Эмпирические Методы контроля и измерения: шкалирование, срезы, тесты и др. Методы контроля и измерения: шкалирование, срезы, тесты и др. Методы обработки данных: математические, статистические, графические, табличные и др. Методы обработки данных: математические, статистические, графические, табличные и др.

Литература Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования Валеев Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования Валеев Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования Ковкина Ф.Н. Методика отслеживания хода и промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы Н.Н., 2000 Ковкина Ф.Н. Методика отслеживания хода и промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы Н.Н., 2000

Литература Новикаова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно- методическое пособие. М.: АПКиПРО, Новикаова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно- методическое пособие. М.: АПКиПРО, Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе. М.: АПКиПРО, Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе. М.: АПКиПРО, Сиденко А.С. Нужен ли эксперимент практику?//Школьные технологии, 1997, 1. Сиденко А.С. Нужен ли эксперимент практику?//Школьные технологии, 1997, 1. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента?//Директор школы Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента?//Директор школы

Литература Галеева Н.Л. Учитель в пространстве педагогического эксперимента//Биология в школе 7, Галеева Н.Л. Учитель в пространстве педагогического эксперимента//Биология в школе 7, Новиков А.М. Организация опытно- экспериментальной работы на базе образовательного учреждения//Дополнительное образование, 2002, 4, 5, 8, 9 Новиков А.М. Организация опытно- экспериментальной работы на базе образовательного учреждения//Дополнительное образование, 2002, 4, 5, 8, 9

Литература Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов. Для студентов и аспиратнов. М.: АПКиПРО, Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов. Для студентов и аспиратнов. М.: АПКиПРО, Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. М.: АПКиПРО, Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. М.: АПКиПРО, 2004.

Литература Диагностика учебных материалов. Методический сборник. Выпуск 6. М., 1994 Диагностика учебных материалов. Методический сборник. Выпуск 6. М., 1994 Апробация учебной литературы. Информационный сборник. Выпуск 5. М., Апробация учебной литературы. Информационный сборник. Выпуск 5. М., Шкабара И.Е. Роль аналитической деятельности в педагогическом мониторинге//Мониторинг образовательного процесса, 2003, 6 Шкабара И.Е. Роль аналитической деятельности в педагогическом мониторинге//Мониторинг образовательного процесса, 2003, 6