Научно-исследовательская работа школьников. Вызовы XXI века отечественному образованию Вызовы XXI века отечественному образованию Вызовы XXI века отечественному.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра педагогических инноваций ЕГПУ Научно-исследовательская работа школьников.
Advertisements

Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Подготовила преподаватель Кузьмина В.В.
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Семинар для педагогов МБОУСОШ6.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Учительский потенциал: сущность и контексты обсуждения Нина Федоровна Ильина, к.п.н., заведующая лабораторией педагогических исследований
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Тьюторское сопровождение одарённых учащихся в учреждениях общего среднего образования Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Транксрипт:

Научно-исследовательская работа школьников

Вызовы XXI века отечественному образованию Вызовы XXI века отечественному образованию Вызовы XXI века отечественному образованию Вызовы XXI века отечественному образованию Исследовательская деятельность учащихся Исследовательская деятельность учащихся Исследовательская деятельность учащихся Исследовательская деятельность учащихся Задачи организации исследовательской деятельности школьников Задачи организации исследовательской деятельности школьников Задачи организации исследовательской деятельности школьников Задачи организации исследовательской деятельности школьников Принципы включения школьников в исследовательскую деятельность Принципы включения школьников в исследовательскую деятельность Принципы включения школьников в исследовательскую деятельность Принципы включения школьников в исследовательскую деятельность Развивающая функция исследовательской деятельности школьников Развивающая функция исследовательской деятельности школьников Развивающая функция исследовательской деятельности школьников Развивающая функция исследовательской деятельности школьников Качества творческой личности Качества творческой личности Качества творческой личности Качества творческой личности Типы исследовательских работ школьников Типы исследовательских работ школьников Типы исследовательских работ школьников Типы исследовательских работ школьников Уровни исследовательской деятельности школьников Уровни исследовательской деятельности школьников Уровни исследовательской деятельности школьников Уровни исследовательской деятельности школьников Программа исследования и ее основные компоненты Программа исследования и ее основные компоненты Программа исследования и ее основные компоненты Программа исследования и ее основные компоненты Основные этапы исследовательской деятельности школьников Основные этапы исследовательской деятельности школьников Основные этапы исследовательской деятельности школьников Основные этапы исследовательской деятельности школьников Образцы библиографического описания Образцы библиографического описания Образцы библиографического описания Образцы библиографического описания

Вызовы XXI века отечественному образованию: - производство и воспроизводство «собственно человеческого в человеке», а не только его отдельных компетенций, способностей или психических функций;

становление автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, т.е. способности к «самостоянию в собственной жизни» (А.С. Пушкин);

поиск средств и условий становления полного человека; человека как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного Смысла бытия человека;

- ускорение в своей культуре и устремленность к Тому, Кто превыше всякой отдельной наличной культуры.

1) путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений и навыков, овладения государственными программами общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов; А.В. Леонтович считает, что исследовательская деятельность учащихся – это:

2) инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся (в этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения общего образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего среднего образования через развитие деятельностных способностей);

3) способ профориентации и начальной профессиональной подготовки (этот контекст направлен на построение непрерывного образования школа- вуз, отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных областях);

4) средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества – развитие способности строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию (здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана – эффективной социализацией, историко-патриотическим и сословным воспитанием – в конечном счете, воспроизводством культуры социума от поколения к поколению).

- научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации; Задачи организации исследовательской деятельности школьников:

- подготовить школьников к работе индивидуально, в парах, в группах по теме исследования; - способствовать формированию у учащихся аналитических способностей, а также способностей обобщать и обсуждать полученные факты, самостоятельно осмысливать проблемы;

- создать условия для усвоения школьниками системы способов исследований, применяемых в базовых науках, и овладению ими методикой исследовательской деятельности;

- подготовить одаренных учащихся к участию в творческих конкурсах, предметных олимпиадах и ученических научно-практических конференциях, т.е. к самоактуализации, самореализации и самопрезентации.

- добровольность; - научность деятельности; - общественно-полезная направленность коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности школьников; - учет психологических особенностей школьников, включенных в исследовательскую деятельность; - связь исследовательской деятельности учащихся с будущей профессией; - непрерывность, преемственность (вообще и внутри конкретной работы, в частности); - личностно-деятельностный подход к организации исследовательской работы школьников. Принципы включения школьников в исследовательскую деятельность:

- продуктивности воображения и мыслительной деятельности, которые творят субъективную реальность и нормируют действия по изменению того или иного объекта; Исследовательская деятельность школьников выполняет развивающую функцию, основанную на:

- силе и свободе творчества; - логичности, последовательности совместной с другими людьми креативной деятельности;

- стимуле к развитию познавательной и социальной активности; -эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности.

- предпочитают высокую степень сложности интеллектуальных задач с разнообразной и нетривиальной информацией; их внимание направлено не только на предмет и явления внешнего мира, но и в себя; для них характерна острая интуиция, стремление к ясности в своем и чужом мышлении; Творческие личности:

- более автономны, независимы, интровертны, менее конформны и социально адаптируемы, чем другие;

- не отождествляют себя с социальной группой; руководствуются собственной «шкалой ценностей», которая часто не совпадает с общепринятой;

- проявляют спонтанность и импульсивность поведения, сочетающиеся с дисциплиной и самоконтролем;

- не связывают представления о прошлом, настоящем и будущем в непрерывное единство; будущее их «непредсказуемо», поскольку они сами его создают.

-наблюдательность; - способность видеть вещи с необычной стороны; - стремление выразить ту истину, которую другие обычно не замечают; - независимость в суждениях; - готовность прилагать усилия ради нового знания; - высокие умственные способности и хорошая память; - умение удерживать в голове большое количество идей и сопоставлять их и др. Универсальные черты творческой личности: Когнитивные:

повышенная чувствительность к своим подсознательным мотивам, фантазиям, импульсам; богатство внутреннего мира, дающее богатство внутренних переживаний; большой диапазон реакций, как разрушительных, так и созидательных; объективная внутренняя свобода личности и т.д. Личностные:

творческие работы; реферативные работы; отчеты об экспедициях и поездках; учебно-исследовательские работы; исследовательские работы; комплексные работы. Типы исследовательских работ школьников:

школьный; учебно-исследовательский; научно-исследовательский. Уровни исследовательской деятельности школьников:

Программа исследования и ее основные компоненты: Проблема исследования Проблема исследования Проблема исследования Проблема исследования Тема исследования Тема исследования Тема исследования Тема исследования Актуальность исследования Актуальность исследования Актуальность исследования Актуальность исследования обоснования актуальности темы обоснования актуальности темы обоснования актуальности темы обоснования актуальности темы Объект исследования Объект исследования Объект исследования Объект исследования Предмет исследования Предмет исследования Предмет исследования Предмет исследования Цель исследования Цель исследования Цель исследования Цель исследования Задача исследования Задача исследования Задача исследования Задача исследования Гипотеза исследования Гипотеза исследования Гипотеза исследования Гипотеза исследования Методы исследования Методы исследования Методы исследования Методы исследования

Проблема исследования – это нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучать из того, что ранее не было изучено?». Проблема возникает в результате появившегося противоречия между знанием и незнанием.

Тема исследования выбирается с учетом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной проблемы. Она должна отражать процесс движения от известного к новому. Формулировка темы отражает соприкосновение нового и старого, то есть динамику научного знания.

Обоснование актуальности исследования предполагает ответ на вопрос «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». Актуальность исследования определяется такими факторами, как: социальная потребность (потребность общества, то есть потребность большинства людей) в решении рассматриваемой проблемы; необходимость поиска новых теоретических знаний, относящихся к изучаемому явлению; потребность в новых данных и т.д.

Для обоснования актуальности темы потребностями развития теории можно, например, использовать следующие подходы: –на основе изучения литературы мы обнаружили, что надо восполнить такой-то пробел; –вскрыть, что исследовано, а что не исследовано, и сделать вывод, что необходимо вести исследование дальше; –рассмотрев, с каких теоретических позиций решалась рассматриваемая проблема до сих пор, мы пришли к выводу, что можно решать ее с иных позиций, то есть указать устарелость некоторых идей и т.д.

Объект исследования – пространство (область), в границах которого будет проводиться исследование. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования – обозначает тот аспект исследования, относительно которого будет получено новое знание. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим исследователем.

Цель исследования – это представление автора о будущем результате (какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?). Наиболее типичны следующие формулировки цели: - определить …. - изучить …… - выявить …. - разработать … - теоретически (или опытно-экспериментальным путем) обосновать …. - разработать и экспериментально проверить ….

Задача исследования – желаемый результат деятельности за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Задачи должны последовательно раскрывать цель и в сумме своей должны быть адекватны этой цели, то есть их последовательное решение должно обеспечить достижение поставленной цели. Для того, чтобы сформулировать задачи исследования, необходимо ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза исследования – предположение, которое формулируется на основе предварительного анализа проблемы и, которая является базовой формой представления проблемы в ясных, четких терминах, что делает возможной ее проверку.

Гипотеза – это предположение, истинное значение которого сомнительно и должно быть проверено. Гипотеза – это ведущая идея автора, которая при исследовании может подтвердиться, и тогда эти позиции могут быть предложены массовой практике.

Метод исследования – это совокупность способов и приемов развития научного знания.

Основные этапы исследовательской деятельности школьников.

Вариант первый: 1 Определение проблемы. Выбор темы исследования, планирование (определение взаимодействия всех субъектов), собственная организация работы, регулирование и анализ выполняемой деятельности.

2 Обзор состояния проблемы, нахождение, переработка и использование необходимой информации, получение данных для дальнейшего исследования и обработки. Выбор или разработка методики исследования.

3 Анализ полученных результатов, обработка материала, выводы и умозаключения, логическое изложение полученных результатов.

4 Оформление работы. 5 Защита или представление исследовательской работы.

1 Эмпирический (накапливаются представления об объекте исследования, выявляются противоречия, формулируется проблема исследования, которая рассматривается в качестве основного результата этого этапа). Вариант второй:

2 Гипотетический (направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность).

3 Теоретический или экспериментально- теоретический (направлен на преодоление противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем).

4 Прогностический (направлен на разрешение противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать его развитие в новых условиях).

Образцы библиографического описания Образец оформления книги с указанием автора (авторов): 1. Бахтин М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. СПб: Азбука, с. 2. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи / А.Н. Кожин, О.А.Крылова, В.В. Одинцов, М.: Высшая школа, с.

Образец оформления книги без указания автора (коллективная монография, учебник, словарь, справочник и т.п.): 1. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. М.: Советская энциклопедия, с. 2. Зарубежная литература XX века: учебник / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.; Под ред. Л.Г. Андреева. М.: Высшая школа, с.

Образец оформления отдельного тома в многотомном издании: Гиппиус З.Н. Сочинения: в 2 т. / З.Н. Гиппиус. М.: Лаком-книга, Т с. Образец оформления официальных материалов: Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Маркетинг, с.

Образец оформления статьи: Манн Ю.В. Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь) / Ю.В. Манн // Вопросы литературы, С Балабанов С.Н. Интеллигенция и власть / С.Н. Балабанов // Общество нового тысячелетия: сб. науч. тр. / Нижегород. гос. ун-т, Нижний Новгород, С

Образец оформления автореферата диссертации: Аверкина С.Н. Рецепция творчества Франца Кафки в послевоенной немецкоязычной литературе: И.Айхингер, Э.Канетти, М.Грубер: Автореф. дис.... канд. филол. наук / С.Н. Аверкина; Нижегор. гос. лингвист, ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н.Новгород, с.

Образец оформления источника на иностранном языке: Adler J. Nachwort/. Adler // Elies Canetti. Party im Blitz. Erinnerungen aus England. – Mьnchen/Wien: Carl Hanser Verlag, S

Образец оформления источника из Интернета: 1. Артамонова Е.И. Философско- псдагогические основы развития духовной культуры учителя: Автореф. дис.... канд, пед. наук /Е.И. Артамонова; Московский пед. гос. ун-т. -М.; Режим доступа: www. a81.htm Образование: исследовано в мире: [Электрон.ресурс]: Ме-ждунар. Науч.пед. Интернет-журнал с библиотекой-депо-зитарием- о1т.ги/ Под патронажем Рос. акад. образования, Гос, науч. пед. б-ки им. К.Д. Ушинского. М.: О1М.КД Режим доступа: