Индекс бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования третья волна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индекс бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования Четвертая волна Октябрь 2012 года.
Advertisements

Индекс бизнес настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования вторая волна.
Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства 2011г.
Россия, , Москва, Ул. Казакова, дом 16 Тел/факс: +7 (495) Влияние раскрытия эффективной ставки по кредитам.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Динамика доверия населения к финансовым.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Доверие финансовым институтам, привлекательность.
Программа финансовой поддержки МСП 1 Анкетирование субъектов МСП – участников программы ОАО «МСП БАНК»: модернизация производства лидирует Руководитель.
«Банковские услуги для населения: точки роста» результаты всероссийских опросов Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) Москва, ул. Садовая.
Министерство образования и науки Самарской области Система профессионального образования как инструмент экономического развития области январь 2012.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Нужно ли возвращать банковские кредиты?
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Отношение населения к нынешней ситуации:
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) ИПОТЕКА ГЛАЗАМИ РОССИЯН: ,
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Человек и деньги в условиях финансового.
19 июня 2012 г.. это показатель, рассчитываемый на базе опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий.
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Потенциал использования банковских карт.
© ЦПиПП «Ресурс»,
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Динамика доверия населения к финансовым.
Минпромэнерго Чувашии 2006 год Форма федерального государственного статистического наблюдения 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации»
ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П 2011.
Транксрипт:

Индекс бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования третья волна

2 Содержание слайда Методология исследования3 Основные характеристики предприятий5 Определение факторов индекса «Траст Индекс МСБ» и их весовых коэффициентов 7 Текущее и прогнозируемое значение Индекса10 Определение каналов коммуникации с целевой аудиторией15 Резюме21 Информация о компаниях25

Получить значение «Траст Индекс МСБ» по третьей волне, отражающее состояние бизнес-климата страны в феврале-марте 2012 года. Цель исследования Методология исследования 3 Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Набор факторов был определён в первой волне исследования. На основе полученного списка наиболее важных факторов развития МСБ сформированы последующие параметры оценки (блоки вопросов анкеты). Иерархия факторов определяет весовые коэффициенты, которые не являются статичными, изменяются каждые три волны (средние значения весовых коэффициентов за три волны). Это позволяет учитывать изменения на рынке МСБ экономического, политического и социального характера. Набор факторов был определён в первой волне исследования. На основе полученного списка наиболее важных факторов развития МСБ сформированы последующие параметры оценки (блоки вопросов анкеты). Иерархия факторов определяет весовые коэффициенты, которые не являются статичными, изменяются каждые три волны (средние значения весовых коэффициентов за три волны). Это позволяет учитывать изменения на рынке МСБ экономического, политического и социального характера. Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике Определить предпочтительные каналы коммуникации с целевой аудиторией Определить предпочтительные каналы коммуникации с целевой аудиторией Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Набор факторов был определён в первой волне исследования. На основе полученного списка наиболее важных факторов развития МСБ сформированы последующие параметры оценки (блоки вопросов анкеты). Иерархия факторов определяет весовые коэффициенты, которые не являются статичными, изменяются каждые три волны (средние значения весовых коэффициентов за три волны). Это позволяет учитывать изменения на рынке МСБ экономического, политического и социального характера. Набор факторов был определён в первой волне исследования. На основе полученного списка наиболее важных факторов развития МСБ сформированы последующие параметры оценки (блоки вопросов анкеты). Иерархия факторов определяет весовые коэффициенты, которые не являются статичными, изменяются каждые три волны (средние значения весовых коэффициентов за три волны). Это позволяет учитывать изменения на рынке МСБ экономического, политического и социального характера. Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике Определить предпочтительные каналы коммуникации с целевой аудиторией Определить предпочтительные каналы коммуникации с целевой аудиторией Задачи исследования Настоящий аналитический отчет подготовлен по результатам третьей волны исследования, проведенного в феврале-марте 2012 года «Национальным агентством финансовых исследований» (ЗАО «НАФИ») совместно с рейтинговым агентством Эксперт РА для ОАО «Национальный банк "ТРАСТ"».

Методология исследования 4 Телефонный опрос (CATI) по структурированной анкете. Структура анкеты соответствует логике выделенных факторов исследования : доступность финансирования; доступность рабочей силы; инфляция; наличие административных барьеров; доступность инфраструктуры; применение инноваций, новых технологий; изменение криминогенной обстановки в отношении бизнеса. Объем анкеты: 16 вопросов. Телефонный опрос (CATI) по структурированной анкете. Структура анкеты соответствует логике выделенных факторов исследования : доступность финансирования; доступность рабочей силы; инфляция; наличие административных барьеров; доступность инфраструктуры; применение инноваций, новых технологий; изменение криминогенной обстановки в отношении бизнеса. Объем анкеты: 16 вопросов. Метод сбора информации Объем выборки: предприятий Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге Внутрирегиональное распределение: пропорционально распределению предприятий по регионам внутри каждого Федерального округа. Отраслевое распределение: согласно данным официальной статистики Росстат ( по кодам ОКВЭД ). Распределение по размеру предприятий: микробизнес – 50%, малый бизнес – 30%, средний бизнес – 20%. Объем выборки: предприятий Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге Внутрирегиональное распределение: пропорционально распределению предприятий по регионам внутри каждого Федерального округа. Отраслевое распределение: согласно данным официальной статистики Росстат ( по кодам ОКВЭД ). Распределение по размеру предприятий: микробизнес – 50%, малый бизнес – 30%, средний бизнес – 20%. География опроса и выборка Представители предприятий малого и среднего бизнеса, отвечающие за выбор финансового партнера ( генеральные директора, их заместители, финансовые директора, главные бухгалтера, бухгалтера ). Целевая аудитория w i – весовые коэффициенты P i – % «крайне положительных» ответов N i – % «крайне отрицательных» ответов Si – % «скорее положительных» ответов Ti – % «скорее отрицательных» ответов Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Индекс может принимать значения от 0 до 200. Индекс может принимать значения от 0 до 200. w i – весовые коэффициенты P i – % «крайне положительных» ответов N i – % «крайне отрицательных» ответов Si – % «скорее положительных» ответов Ti – % «скорее отрицательных» ответов Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Индекс может принимать значения от 0 до 200. Индекс может принимать значения от 0 до 200. Расчет Индекса

5 Основные характеристики предприятий Критерии определения размера предприятий Средняя численность работников Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в год Микропредприятие До 15 человекНе более 60 млн. рублей Малое предприятие От 16 до 100 человекНе более 400 млн. рублей Среднее предприятие От 101 до 250 человекНе более 1 млрд. рублей Если предприятие по численности работников и выручке одновременно соответствует разным субъектам бизнеса, то определяющим считается больший критерий.

6 Основные характеристики предприятий Российская Федерация г. Москва г. Санкт- Петербург Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Обрабатывающие производства Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Строительство Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство500 Транспорт и связь557 Гостиницы и рестораны1,433 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,2 2 Здравоохранение и предоставление социальных услуг0,51,51 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды0,100,3 Рыболовство, рыбоводство0,100 Добыча полезных ископаемых0,100 ВСЕГО: 100% Распределение предприятий в выборке исследования по отраслям, %

7 Определение факторов «Траст Индекс МСБ» и их весовых коэффициентов 1 1

8 Определение факторов Индекса «Как Вы считаете, какие из следующих факторов оказывают наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России?», в % от всех опрошенных * * - сумма ответов больше 100%, поскольку вопрос предусматривал множественный выбор Набор основных факторов Индекса в феврале 2012 года не изменился по сравнению с прошлыми волнами. В период с апреля 2011 г. по март 2012 г. зависимость предприятий МСБ от уровня цен на сырьё, материалы и другие издержки производства демонстрирует стабильный рост (с 47% до 52%). Уровень значимости административных барьеров, как фактора, влияющего на развитие МСБ, демонстрирует рост до 42% в марте 2012 г. после значительного спада в период апрель-октябрь 2011 г. (с 48% до 39%). По сравнению с октябрём 2011 г. на 6 п.п. выросла зависимость МСБ от доступности инфраструктуры.

9 Определение весовых коэффициентов факторов Значения весовых коэффициентов факторов Индекса В феврале-марте 2012 года наибольший весовой коэффициент в «Траст Индекс МСБ» имеет фактор «уровень цен на сырьё, материалы и другие издержки производства» (0,3); несколько меньший весовой коэффициент у факторов «наличие административных барьеров» (0,25) и «доступность финансирования» (0,2); наименьший вес имеют «доступность кадровых ресурсов» (0,15) и «доступность инфраструктуры» (0,1).

10 Текущее и прогнозируемое значение Индекса 2 2

11 Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения в целом по стране Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения в целом по стране Текущее и прогнозируемое значение Индекса Прогноз улучшения бизнес-климата предприятий МСБ в феврале-марте 2012 г. оправдался в полной мере. Текущее значение «Траст Индекса МСБ» - 83 пункта. В ближайшие полгода предприятия ожидают дальнейшего улучшения условий своего функционирования (рост Индекса с 83 до 86 пунктов). В то же время, сохраняется преобладание негативных оценок бизнес-климата (Индекс МСБ < 100 пунктов). В стране продолжает улучшаться ситуация с уровнем цен и возможностями преодоления административных барьеров предприятиями. Именно эти факторы являются источниками роста «Траст Индекса МСБ». Напротив, по оценкам бизнес-сообщества продолжает снижаться доступность инфраструктуры, финансирования и кадровых ресурсов. Несмотря на общий рост позитивных настроений среди предприятий МСБ, ухудшение ситуации по отдельным аспектам их функционирования вызывает опасение. 04/ / Доступность инфраструктуры (офисов, складов, коммуникаций) Текущая оценка Прогнозная оценка Доступность финансирования (банковских кредитов, инвестиций) Текущая оценка Прогнозная оценка Наличие административных барьеров (коррупция, бюрократия) Текущая оценка Прогнозная оценка Доступность кадровых ресурсов Текущая оценка Прогнозная оценка Уровень цен на сырьё, материалы и другие издержки производства Текущая оценка Прогнозная оценка

12 Текущее и прогнозируемое значение Индекса Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения по микро-, малым и средним предприятиям Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения по микро-, малым и средним предприятиям Текущие оценки представителями микро- и малых предприятий относительно улучшения бизнес-климата в феврале-марте 2012 года превысили ожидаемые, у средних предприятий они соответствуют прогнозу. В октябре 2012 года предприятия МСБ ожидают дальнейшего улучшения условий своей работы, причём наибольших улучшений ждут микропредприятия. МикропредприятияМалые предприятияСредние предприятия

13 Текущее и прогнозируемое значение Индекса Траст Индекс МСБ: значения по предприятиям из различных отраслей* Траст Индекс МСБ: значения по предприятиям из различных отраслей* Наиболее высокие текущие оценки бизнес-климата дают предприятия из сфер: «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» и «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (Индекс МСБ по 84 п. соответственно). Самые слабые показали Индекса у предприятий из отраслей: «Обрабатывающие производства» (81 п.) и «Транспорт и связь» (80 п.). Предприятия из всех представленных отраслей в ближайшие полгода ожидают улучшения бизнес-климата. Апрель- май 2011 г. Октябрь 2011 г. Февраль- март 2012 г. Октябрь 2012 г. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Текущая оценка Прогнозная оценка Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Текущая оценка Прогнозная оценка Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Текущая оценка Прогнозная оценка Обрабатывающие производства Текущая оценка Прогнозная оценка Строительство Текущая оценка Прогнозная оценка Транспорт и связь Текущая оценка Прогнозная оценка * Расчёт вёлся по тем предприятиям, доля которых в выборке исследования больше значения её статистической погрешности

14 Текущее и прогнозируемое значение Индекса Индекс «Траст Индекс МСБ». Значения по предприятиям из различных федеральных округов*, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга Индекс «Траст Индекс МСБ». Значения по предприятиям из различных федеральных округов*, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга Лучше всего оценивают текущую ситуацию предприятия из Северо-Западного ФО (Индекс составляет 86 п.). Причём особенно позитивные бизнес-настроения - в городе Санкт-Петербург (87 п.). Негативнее других оценивают деловой климат предприятия Южного ФО (79 п.) и Дальневосточного ФО (77 п.). Особенно сильного улучшения текущей ситуации в течение ближайших 6 месяцев ожидают предприятия Дальневосточного ФО (рост Индекса на 7 п.). * Данные в ЦФО и СЗФО указаны с учётом значений по Москве и Санкт-Петербургу Апрель-май 2011 г.Октябрь 2011 г.Февраль-март 2012 г.Октябрь 2012 г. г.Москва Текущая оценка Прогнозная оценка г. Санкт-Петербург Текущая оценка Прогнозная оценка Центральный ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Северо-Западный ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Южный ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Северо-Кавказский ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Приволжский ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Дальневосточный ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Уральский ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Сибирский ФО Текущая оценка Прогнозная оценка

15 Определение каналов коммуникации с целевой аудиторией 3 3

16 Каналы коммуникации с целевой аудиторией Скажите, пожалуйста, какими источниками информации Вы чаще всего пользуетесь для изучения предложений банков по продуктам и услугам для малого и среднего бизнеса? в % от всех опрошенных * Сумма ответов превышает 100%, так как респондент мог назвать несколько источников информации Большинство представителей российского бизнеса (48%) предпочитают пользоваться сетью Интернет для изучения предложений банков по продуктам и услугам. Бизнес-сообщество Москвы (67%) и Санкт-Петербурга (53%) чаще отдаёт предпочтение сети Интернет, веб-сайтам для изучения таких предложений. Напротив, в целом по РФ выше доля тех предприятий, которые лолучают такую информацию из печатных СМИ (14%) и по электронной почте (11%).

17 Каналы коммуникации с целевой аудиторией Скажите, пожалуйста, какими источниками информации Вы чаще всего пользуетесь для изучения предложений банков по продуктам и услугам для малого и среднего бизнеса? в % среди представителей микро-, малых и средних предприятий * Сумма ответов превышает 100%, так как респондент мог назвать несколько источников информации Среди микропредприятий более популярны печатные СМИ (18%) и уличная реклама (7%) при изучении банковских предложений. Средние предприятия чаще других получают такие предложения от банков по электронной почте (11%).

18 Каналы коммуникации с целевой аудиторией Скажите, пожалуйста, какими источниками информации Вы чаще всего пользуетесь для изучения предложений банков по продуктам и услугам для малого и среднего бизнеса? в % среди представителей предприятий из различных регионов РФ * Сумма ответов превышает 100%, так как респондент мог назвать несколько источников информации Представители организаций из ЦФО (67%) и ЮФО (66%) чаще других пользуются сетью Интернет для изучения предложений банков. Реже остальных используют Интернет для изучения банковских предложений предприятия из СКФО (46%) и СФО (36%). Предприятия УФО активнее других российских организаций используют печатные СМИ для изучения предложений банков (18%). Реже остальных данным каналом пользуются представители бизнеса из СФО (10%) и СКФО (9%).

19 Каналы коммуникации с целевой аудиторией Скажите, пожалуйста, какими источниками информации Вы чаще всего пользуетесь для изучения предложений банков по продуктам и услугам для малого и среднего бизнеса? в % среди представителей предприятий из различных регионов РФ * Сумма ответов превышает 100%, так как респондент мог назвать несколько источников информации 17% представителей бизнеса из ДФО получают предложения от банков по электронной почте. Реже остальных организаций страны данным источником пользуются предприятия из ПФО (7%), СКФО (7%) и СЗФО (6%). Уличная реклама является немного более эффективным каналом получения информации по продуктам и услугам банков для бизнеса в СКФО (9%).

20 Каналы коммуникации с целевой аудиторией Скажите, пожалуйста, какими источниками информации Вы чаще всего пользуетесь для изучения предложений банков по продуктам и услугам для малого и среднего бизнеса? в % от респондентов, давших содержательный ответ 67% опрошенных, давших содержательный ответ, для изучения предложений банков по продуктам в сети Интернет пользуются поисковыми системами. 21% представителей предприятий изучают предложения на сайтах банков. 6% пользуются сайтами справочных систем. 51% предприятий, изучающих предложения банков через печатные СМИ, пользуются для этого специализированными изданиями, 44% - получают информацию через новостные издания, 5% - изучают предложения в рекламных изданиях.

21 РЕЗЮМЕ > >

22 Показатели Индекса «Траст Индекс МСБ» и их весовые коэффициенты Показатель Весовой коэффициент Текущее значение (февраль-март 2012 г.), п. Прогнозное значение, п. Наличие административных барьеров 0, Уровень цен на сырьё, материалы и другие издержки производства 0,35864 Доступность финансирования 0, Доступность кадровых ресурсов 0, Доступность инфраструктуры 0, Общее значение Индекса8386 Прогноз улучшения бизнес-климата предприятий МСБ в феврале-марте 2012 г. оправдался в полной мере. В ближайшие полгода предприятия ожидают дальнейшего улучшения условий своего функционирования (рост «Траст Индекс МСБ» на 3 пункта). Сохраняется преобладание негативных оценок бизнес-климата (Индекс МСБ < 100 пунктов). Наиболее высоко российский бизнес оценивает текущий и прогнозный уровень «доступности инфраструктуры» (102 п. и 100 п. соответственно) и «доступности финансирования» (100 п. и 99 п.). Хуже всего оценивается текущее и прогнозное значение «уровня цен на сырьё, материалы и другие издержки производства» (58 п. и 64 п.). Несмотря на общий рост позитивных настроений среди предприятий МСБ, ухудшение ситуации по отдельным аспектам их функционирования (доступность финансирования, кадровых ресурсов и инфраструктуры) вызывает опасение.

РЕЗЮМЕ 23 Определение каналов коммуникации с целевой аудиторией Для каждого второго (48%) представителя российского бизнеса основной канал получения информации о банковских продуктах и услугах – Интернет. В Москве и Санкт-Петербурге доля таких предприятий выше (67% и 52% соотв.). Представители микропредприятий чаще других пользуются печатными СМИ (18%) и уличной рекламой (7%) для изучения банковских предложений. У средних предприятий более распространена практика получения таких предложений по электронной почте (11%). Предприятия Центрального и Южного ФО чаще других изучают предложения банков через Интернет, реже остальных – предприятия Северо-Кавказского и Сибирского ФО. Каждое шестое предприятие ДФО получает предложения от банков по электронной почте. Предприятия Уральского ФО чаще, чем предприятия других регионов используют для изучения предложений банков печатные издания. 67% предприятий, изучающих предложения банков через Интернет, пользуются для этого поисковыми системами, 21% - изучают предложения на сайтах банков, 6% - пользуются сайтами справочных систем 51% предприятий, изучающих предложения банков через печатные СМИ, пользуются специализированными изданиями, 44% - новостными журналами, 5% - рекламными изданиями. Наиболее высокие текущие оценки бизнес-климата дают предприятия из сфер: «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» и «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (Индекс МСБ по 84 п. соответственно). Самые слабые показали Индекса у предприятий из отраслей: «Обрабатывающие производства» (81 п.) и «Транспорт и связь» (80 п.). Лучше всего оценивают текущую ситуацию предприятия из Северо-Западного ФО (Индекс составляет 86 п.). Причём особенно позитивные бизнес-настроения - в городе Санкт-Петербург (87 п.). Негативнее других оценивают деловой климат предприятия Южного ФО (79 п.) и Дальневосточного ФО (77 п.). Особенно сильного улучшения текущей ситуации в течение ближайших 6 месяцев ожидают предприятия Дальневосточного ФО (рост Индекса на 7 п.).

24 ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИЯХ

25 Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – ведущее национальное рейтинговое агентство в России, созданное в 1997 году журналом «Эксперт». Около 400 аналитических записок, исследований, обзоров, подготовило Агентство в 2010 году. Среди них более 50 публичных исследований, отраслевых обзоров по страхованию, банкам, УК, лизинговым и факторинговым компаниям, аудиторам, консультантам и другим отраслям экономики. В рейтинг-листе агентства более 350 индивидуальных рейтингов, в их числе 85% от общего числа рейтингов надежности, присвоенных страховым компаниям. В арсенале услуг кредитные рейтинги компаний и банков, рейтинги надежности НПФ, УК, РКУ и другие.

26 Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) - первая в России исследовательская компания, профессионально специализирующаяся на изучении поведения, стратегий и мотиваций потребителей финансовых услуг в нашей стране. Приоритетной сферой деятельности НАФИ является изучение процессов, происходящих на банковском, страховом и инвестиционном рынках, а также определение перспектив их развития. Клиентами НАФИ являются как крупнейшие компании российского финансового рынка, так и ведущие общественные и государственные институты, работающие в этой сфере. НАФИ - это не только исследовательское агентство, но и информационно-аналитический центр, который является источником информации о финансовом поведении россиян для всех участников финансового рынка и СМИ. Россия, г. Москва, Болотная наб. д. 7, стр тел./факс: +7 (499) ; (495)