Аттестация педагогических кадров как гарантия качества образования В.Д. Шадриков, доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ shadrikov@hse.ru, iso@hse.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 2011 г.
Advertisements

Модель профессионального стандарта педагога с позиций системы деятельности Компетенции в обеспечении понимания учебной задачи и способа деятельности Компетенции.
Аттестация Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. В.Ключевский.
В.Д. Шадриков, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор психологических.
И.Н.Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПИ, к.псх.н. Новые модели оценки профессиональных компетенций учителя.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям к первой и высшей квалификационной категории.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 19 октября 2010 года.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Методика оценки уровня квалификации педагогических.
«Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие качественной реализации ФГОС НОО» Педагогический совет МБОУ «НОШ 43» 11 января.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа результатов общественно-профессионального.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа результатов общественно-профессионального.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.
«Экспертная деятельность в процессе аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком» И.Н. Овсиевская, директор НМЦ экспертизы и квалификационных.
Методические материалы Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. Адресная направленность – руководители ОУ, эксперты аттестационных.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 3 марта 2011 года.
Подготовка к экспертизе начинается с разработки проведения урока. Педагог выбирает предмет,в соответствии с учебной программой- тему урока, составляет.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 3 марта 2011 года.
Базовые компетенции педагогической деятельности Составитель Галеева И.Ш., методист Городского методического центра.
Транксрипт:

Аттестация педагогических кадров как гарантия качества образования В.Д. Шадриков, доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ

Принципы проведения аттестации педагогических работников Научно-методические ЭтическиеОрганизационные Принцип деятельностного подхода Принцип сочетания экспертной оценки и самооценки Принцип уважения к личности аттестующегося педагога Принцип дифференциации уровня квалификации педагогов Принцип критериальной ясности Принцип коллегиальности, объединения государственного и общественного участия (в т.ч. профсоюзов) при проведении аттестации Принцип индивидуального подхода Принцип обеспечения квалифицированной помощи и сопровож- дения аттестующегося педагога Принцип ориентации на повышение качества педагогических кадров педагогов Принцип профессионализма и независимости деятельности экспертов Рис. 1.Принципы проведения аттестации педагогических работников Рис. 1. Принципы проведения аттестации педагогических работников

Компетенции в обеспечении понимания учебной задачи и способа деятельности Компетенции в целеполагании: (предметном, личностном) Компетенции в разработке программ деятельности Компетенции в принятии решений Компетенции в оценивании Компетенции в обеспечении информационной основы деятельности Компетенции в организации учебной деятельности Компетенции в обеспечении мотивации поведения и учебной деятельности Компетенции, обеспечивающие раскрытие личностного смысла учения Компетенции в понимании ученика Компетенции в предмете преподавания и в методах Рис. 2. Модель профессионального стандарта педагога с позиций системы деятельности Компетенции, обеспечивающие раскрытие личностного смысла учения Компетенции В обеспечении мотивации поведения и учебной деятельности

Успешность педагогической деятельности Компетентность в области личностных качеств Компетентность в разработке программы педагогической деятельности и принятии решений Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности Компетентность в обеспечении информационной основы пед. деятельности Компетентность в мотивировании учебной (воспитательной) деятельности Компетентность в организации педагогической деятельности Компетентность в разработке программы педагогической деятельности и принятии решений Компетентность в организации педагогической деятельности Успешностьпедагогическойдеятельности Компетентность в области личностных качеств Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности Компетентность в мотивировании учебной (воспитательной) деятельности Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности Рис. 3. Рис. 3. Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности

Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности учителя Таблица 1. 1.Анализ урокаДанная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др. 2. Анализ имеющихся поощрений и наказа- ний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др. Данный показатель может позволить повысить объективность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это дополнительный независимый источник оценки 3. Собеседование с аттестуемым педагогом В ходе собеседования могут быть уточнены различные аспекты, касающиеся отношения педагога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т.д. 4. Результаты само- оценки педагога и данные диагностики его компетенций Самооценка наряду с данными диагностики компетентности является важнейшим информационным источником для оценки деятельности педагога. Эксперт может использовать ее результаты для построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту и др. Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей.

продолжение таблицы Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей деятель- ностью аттестуемого педагога Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических компетенций 6. Результаты учебной деятельности обучаю- щихся (и их динамика) Данный параметр является одним из ключевых комплексных показателей педагогической компетен- тности. В качестве конкретных показателей для анализа могут выступать: успеваемость учащихся, в том числе в сравнении с предыдущим этапом, данные внутри- школьного контроля, результаты ЕГЭ (если препода- вание велось в выпускном классе), уровень социали- зации учащихся, успехи учащихся в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности и др. 7. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты Данный параметр может дополнительно свидетельст- вовать об умении повысить мотивацию обучающихся, учесть их индивидуальные образовательные интересы, организовать образование, ориентированное на результат 8. Результаты участия в конкурсах педагогичес- кого мастерства Победители конкурсов могут быть освобождены от прохождения некоторых аттестационных процедур

продолжение таблицы Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности Анализ методических материалов, которые использует педагог, позволяет оценить компетентность в разработке программ деятельности и компетентности в обеспечении информационной основы деятельности. 10. Собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения Руководитель в данном случае выступает как эксперт, который хорошо знает деятельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родителей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетентностям педагога. 11. Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки В данном случае важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога. 12. Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотнести с успешностью решения ключевых задач педагогической деятельности – постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности.

продолжение таблицы Анализ рабочих программ и материалов к урокам Данные материалы являются важнейшими источниками для оценки компетентностей в организации деятельности, постановке целей и задач, в обеспечении информационной основы деятельности. 14.Результаты опросов и диагностики обучающихся В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в постановке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психологическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и др. моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности. 15.Анализ результатов мониторинга качества образования Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогической компетент- ности, отражая ее результативность.

Таблица 2. Результаты экспертной оценки и самооценки педагогической компетентности НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ САМООЦЕНКА ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА 1 Профессионально-важные личностные качества3,774, Эмпатийность и социорефлексия 3,834, Самоорганизованность 3,674, Общая культура Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 4,244, Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 4,004, Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 4,264, Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач 4,574,20 3 Компетентность в области мотивации учебной деятельности 4, Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 4,604, Умение создавать условия, обеспечения позитивной мотивации обучающихся 4,004, Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся 4,604,50

продолжение таблицы 2. 4 Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4,134,17 4.1Компетентность в методах преподавания4,504,27 4.2Компетентность в предмете преподавания3,704,44 4.3Компетентность в субъективных условиях деятельности4,203,80 5 Компетентность в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений 3,274, Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы 2,604, Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы 3,903,70 5.3Умение принимать решения в педагогических ситуациях3,304,20 6.Компетентность в области организации учебной деятельности3,224,30 6.1Умение устанавливать субъект-субъектные отношения3,404,60 6.2Умение организовать учебную деятельность обучающихся2,904,20 6.3Умение реализовать педагогическое оценивание3,434,10 Итоговое значение 3,824,31

Рис. 4. Рис. 4. Объединенная лепестковая диаграмма результатов экспертной оценки и самооценки педагогической компетентности

Действовавшие методики аттестации ПК = (0,43 × ПД) + (0,33 × ОПД) + (0,17 × ЛК) + (0,07 × ИОД) – (0,03 × ПЦ) - (0,02 × МД) - 1,61 (0,07 × ИОД) – (0,03 × ПЦ) - (0,02 × МД) - 1,61 Где: ПК - Коэффициент профессиональной квалификации ПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (среднее значение) ПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (среднее значение) ОПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области организации педагогической (учебной) деятельности (среднее значение) ОПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области организации педагогической (учебной) деятельности (среднее значение) ЛК (э) - Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств (среднее значение) ЛК (э) - Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств (среднее значение) ИОД (э) - Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности (среднее значение) ИОД (э) - Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности (среднее значение) ПЦ (э) - Экспертная оценка компетентности в области постановки ПЦ (э) - Экспертная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности (сред. значение) целей и задач педагогической деятельности (сред. значение) МД (э) - Экспертная оценка компетентности в области мотивации МД (э) - Экспертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности (среднее значение) учебной деятельности (среднее значение) -1,61 - Свободный член регрессионного уравнения -1,61 - Свободный член регрессионного уравнения

Разработанная методика аттестации ПК = (0,19 × МД) + (0,18 × ОПД) + (0,18 × ПД) + (0,18 × ПЦ) + (0,17 × ИОД) + (0,16 × ЛК) Где: ПК - Коэффициент профессиональной квалификации ПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (среднее значение) ПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (среднее значение) ОПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области организации педагогической (учебной) деятельности (среднее значение) ОПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области организации педагогической (учебной) деятельности (среднее значение) ЛК (э) - Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств (среднее значение) ЛК (э) - Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств (среднее значение) ИОД (э) - Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности (среднее значение) ИОД (э) - Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности (среднее значение) ПЦ (э) - Экспертная оценка компетентности в области постановки ПЦ (э) - Экспертная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности (сред. значение) целей и задач педагогической деятельности (сред. значение) МД (э) - Экспертная оценка компетентности в области мотивации МД (э) - Экспертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности (среднее значение) учебной деятельности (среднее значение) -1,61 - Свободный член регрессионного уравнения -1,61 - Свободный член регрессионного уравнения

Благодарю за внимание! Тел: +7 (499) Тел: +7 (495)