Тольятти, 2009 ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Отдел менеджмента качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ESG Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. ПАСТУХОВА.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Об условиях обеспечения качества реализации образовательных программ в рамках деятельности университетов-участников УШОС Федеральная служба по надзору.
Тольятти, 2010 ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Отдел менеджмента качества.
Функции Совета по качеству Обсуждение документов по управлению качеством (Подготовка для утверждения ректором) Обсуждение результатов внутренних аудитов.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Европейские стандарты и рекомендации по внутренней гарантии качества. Модели внутренней гарантии качества. Г.Ш.Омашова – начальник отдела Мониторинга и.
Различные подходы к представлению системы менеджмента качества в теории управления качеством. Модель управления качеством, получившая широкое распространение.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
2 Идея создания в Европе сети для развития кооперации в области обеспечения и оценки качества высшего образования возникла после выполнения проекта «European.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Цель лекции : познакомиться с методами управления проектом применения системы менеджмента качества в вузе.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
Сравнительный анализ уч. год и уч. год Самооценка деятельности вуза Заслушан на заседании Совета по качеству г. МарГУ 2011.
Ведущий эксперт по сертификации систем менеджмента качества: СИДОРИН Александр Вячеславович заместитель руководителя органа по сертификации систем менеджмента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ САМООЦЕНКИ ГОУ СПО « РКСИ » за , гг. по МОДЕЛИ СОВЕРШЕНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО ФОНДА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ (EFQM)
Институт экономики, управления и права (г.Казань) Систематизация процессов самооценки СМК вуза Смирнов В.А., Антонова И.И г.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Методика и программа внедрения системы менеджмента качества в общеобразовательных учреждениях Калининград, 2009 Косова Екатерина, Ведущий специалист по.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Транксрипт:

Тольятти, 2009 ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Отдел менеджмента качества

2 Основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования 3 4 План занятия ESG) Структура и содержание Стандартов и Директив для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы (ESG) Адаптация ESG в российских вузах Методика проведения оценки СМК ОУ экспертами-аудиторами 5 1 Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса 6 Практическая работа 2 «Оценка наличия и эффективности СМК ОУ» (заполнение чек-листов).

Мировые тенденции в сфере обеспечения качества образования Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества в рамках Болонского процесса Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации ООП Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей Построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах TQM Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса в сторону внутренней самооценки ОУ

Этапы создания стандартов и директив В гг. был выполнен « European Pilot Project for Evaluating Quality in Higher Education ». В гг. был выполнен « European Pilot Project for Evaluating Quality in Higher Education ». В Рекомендациях Совета Европы ( 98 / 561 / EC г.), в Болонской декларации 1999 г. В Рекомендациях Совета Европы ( 98 / 561 / EC г.), в Болонской декларации 1999 г. В 2000 г. была учреждена специальная организация « European Network for Quality Assurance in Higher Education, ENQA ». В 2000 г. была учреждена специальная организация « European Network for Quality Assurance in Higher Education, ENQA ». В 2004 г. была преобразована в « The European Association for Quality Assurance in Higher Education ( ENQA ) ». В 2004 г. была преобразована в « The European Association for Quality Assurance in Higher Education ( ENQA ) ». Основной документ - « European Standards and Guidelines for Quality Assurance of Higher Education(ESG) » ( Европейские Стандарты и Руководства для обеспечения качества высшего образования ). Основной документ - « European Standards and Guidelines for Quality Assurance of Higher Education(ESG) » ( Европейские Стандарты и Руководства для обеспечения качества высшего образования ).

Этапы создания стандартов и директив Стандарты и Руководства ENQA : Стандарты и Руководства ENQA : - одобрены на встрече Министров в Бергене в 2005 г., - в Лондонском Коммюнике ( 2007 г. ) отмечено, что ESG стали мощным стимулом Болонского процесса в области качества высшего образования. в области качества высшего образования.

Этапы создания и внедрения стандартов и директив Для внедрения ESG создана Е4 Group: - ENQA, - EUA ( Ассоциация европейских университетов ), - EURASHE ( Европейская ассоциация вузов ), - ESIB ( Европейский совет студентов ).

Основные принципы внешней и внутренней гарантии качества ВО –заинтересованность студентов, сотрудников и общества в качестве ВО; –важность организационной автономности, что подразумевает ответственность вуза; –ответственность поставщиков за гарантию его качества; –защищенность интересов общества; – улучшение качества программ; – существование эффективных организационных структур, предоставляющих и поддерживающих академические программы;

Основные принципы внешней и внутренней гарантии качества ВО прозрачность и использование внешней экспертизы процессов гарантии качества; поощрение развития культуры качества в вузах; разработка процессов; гарантия качества с целью отчетности=гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса; демонстрация вузов качества как внутри страны, так и на международной арене; процессы гарантии качества не должны подавлять многообразие и новаторство.

ESG Структура и содержание ESG Общее пояснение 1. Контекст, цели и принципы. 2. Европейские стандарты и директивы. 3. Система экспертной взаимной проверки аккредитационных агентств. 4. Перспективы и трудности.

Адаптация ESG в российских вузах 1.1. Политика и процедуры обеспечения качества Политика и процедуры обеспечения качества. Требования ESG : - Политика и Процедуры обеспечения качества высшего образования, - Стандарты ООП, - Корпоративная культура (признание коллективом особой важности обеспечения качества высшего образования и внимание к процедурам его обеспечения), - Стратегия постоянного улучшения качества ООП (официальный статус, документированы, опубликованы и доступны, отражена роль студентов и других заинтересованных сторон ), - Непрерывный мониторинг системы качества, аудиты подразделений вуза, планы корректирующих мероприятий и предупреждающих действий. - Непрерывный мониторинг системы качества, аудиты подразделений вуза, планы корректирующих мероприятий и предупреждающих действий.

Адаптация ESG в российских вузах 1.2. Утверждение и мониторинг ООП. Требования ESG : Требования ESG : - Формальные механизмы для утверждения, периодических проверок и мониторинга ООП в вузе.

Адаптация ESG в российских вузах 1.3. Оценка успеваемости студентов Оценка успеваемости студентов. Требования ESG: - Успеваемость студентов должна оцениваться с использованием опубликованных критериев, правил и процедур на постоянной основе.

Адаптация ESG в российских вузах 1.4. Обеспечение качества преподавательского состава. Требования ESG: - Мониторинг компетенций и квалификации ППС, вовлеченного в учебный процесс.

Адаптация ESG в российских вузах 1.5. Ресурсы для обучения и поддержки студентов Ресурсы для обучения и поддержки студентов. Требования ESG: - Обеспечение образовательного процесса по каждой ООП адекватными и доступными ресурсами.

Адаптация ESG в российских вузах 1.6. Информационное обеспечение. Требования ESG: Сбор и анализ необходимой и актуальной информации для эффективного управления каждой ООП. Информационная система вуза должна отслеживать: - прогресс студентов и уровень успеваемости, - спрос на рынке труда на выпускников вуза, удовлетворенность студентов, - эффективность преподавания, - контингент студентов, - доступные ресурсы, - ключевые показатели деятельности вуза.

Адаптация ESG в российских вузах 1.7. Открытость информации. Требования ESG: - Регулярно публиковать полную и объективную информацию качественного и количественного характера о реализуемых ООП, направленных на присвоение квалификаций ( степеней ).

Реализация требований ENQA ОУ Программы имеют ясные и эксплицитные ожидаемые результаты; Работники готовы и могут осуществлять учебный процесс; Разработана система морального и материального поощрения. ОУ должны стремиться к улучшению и совершенствованию уровня образования.

Тольятти, 2009 ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Отдел менеджмента качества

Интегрированная модель системы качества (ENQA и ISO)

Самооценка и цель ее проведения Самооценка - всестороннее обследование ОУ, итогом которого является тщательно обсужденное персоналом мнение или суждение о результативности, эффективности организации и уровне развития, организованности, упорядоченности и совершенства процессов ОУ. Цель - предоставление руководству ОУ рекомендаций для улучшения деятельности организации.

Самооценка отвечает на вопросы Что мы делаем? Насколько хорошо мы это делаем? Что мы могли бы делать лучше? Как мы могли бы делать это лучше?

Перед началом самооценки нужно: –выбрать методику самооценки; –определить руководителя - профессионала в этом деле; –быть уверенным, что самооценка проводится по необходимым причинам и вовремя.

Самооценка может проводиться на различных уровнях ОУ: –ОУ в целом; –подразделения; –процесса; –персональная.

Требования к проведению самооценки самооценка проводится руководством и компетентными специалистами; специалисты и эксперты подбираются по направлениям деятельности; таблицы оценок, выставленных разными экспертами, согласуются в процессе обсуждения на совещании, и на основе консенсуса вырабатывается общая таблица согласованных оценок составляющих критериев для данного ОУ; по результатам самооценки готовится заключение, содержащее обобщенные данные самооценки ОУ и конкретные рекомендации по улучшению тех или иных процессов.

Процедура проведения самооценки Формирование рабочей группы для проведения самооценки и первичное распределение обязанностей Инструктаж рабочей группы по проведению самооценки Подготовка и рассылка опросных форм Проведение самооценки и заполнение опросных форм Согласование и заполнение итоговых опросных форм Определение областей для улучшения

Шкала зрелости процессов СК ОУ Неопределен ность процесса и его потребителей Определенно сть процесса и его потребителей Воспроизвод имость качества процесса Способность улучшать качество процесса Эффективнос ть качества процесса Шкала Стандартов и Директив ENQA ОУ неконкурентоспо собно ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA, возможно выполнение показателя государственной аккредитации

Концепция оценки СК ОУ

Чек-листы УГТУ-УПИ

ВНЕУЧЕБНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Чек-лист: ВНЕУЧЕБНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(УГТУ-УПИ)

РАЗВЕРНУТАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ЗРЕЛОСТИ СК ОУ 0. Неопределенный (начальный)- не определены ни целевая группа потребителей процессов, ни методы работы. 1. Определенный- руководитель процесса однозначно различает процессный подход и функциональное управление. 2. Воспроизводимый- определены показатели процесса, разработана документация процесса. 3. Способный- внутренние и входные показатели процесса, влияющие на его выходные показатели, формализованы, измеряются и анализируются. 4.Эффективный- деятельность, не добавляющая ценность для потребителя процесса и ОУ, выявлена, устранена или минимизирована с помощью мероприятий.

Практическая работа 2 «Оценка СМК на соответствие критериям модели ENQA»

Оценка ОУ на соответствие стандартам ENQA и оценка развития СК ОУ по шкале зрелости

Благодарю за внимание! « Вы можете не изменяться Выживание не является обязанностью» Э. Деминг