Имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
За ученика 4 класса работу выполнили Михайлова Н. Ю. и Санникова Е. И.
Advertisements

1 ПАДЕЖИ. Выполнила ЗИНЧЕНКО ЮЛИЯ ИВАНОВНА, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 1» г.Норильска Красноярского края.
Имя существительное повторение 5 класс. Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы.
Часть речи - имя существительное. Род Вопросы Что обозначает, значение Число Склонение Падеж Собственные нарицательные.
Многие специалисты предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому учёному Александру Беллу. В 1876.
Термин "падеж" пришел в грамматику из старославянского языка, где падежъ был дословным переводом греческого слова ptosis, суффиксального производного.
Ты открыл книгу, значит тебя заинтересовала эта книга. Прочитай её до конца и, может быть, что-то тебе запомнится. Желаю удачи! Поучительная книга для.
Добрый день, уважаемые гости и ребята!. роток каспта лсной водороль прилага т ельное расттельный сложиь лефон изагать обии и в в ть изл л жеен доой.
Цели: в занимательной форме повторить изученное об имени существительном как о части речи; повторить основные грамматические признаки имени существительного.
Имя существительное Имя существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы : кто? что? обозначает предмет.
Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края.
Русский язык. Третье марта. Классная работа. Отгадайте загадки. В словах – отгадках выделите знакомые орфограммы.
Имя существительное Терновой Илья 3В класс. Кто? и Что? Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос.
Цель: -познакомить учащихся с названиями падежей и их вопросами; - Научить различать и совмещать падежи и их вопросы.
ПАДЕЖИ Знакомство с падежами имен существительных.
Кадочникова Татьяна Владимировна Учитель начальных класов МОУ Южно-Степная СОШ Челябинской области ЧТО Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ.
-часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: Кто?Что?
Презентация к уроку русского языка. ТЕМА: Имя существительное (итоговые уроки, повторение) Разбор имени существительного. 5 класс Березовская СКОШИ Расулова.
Тема: Части речи Составила учитель начальных классов Красильникова М. Ю.
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительным. Родился- стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал.
Транксрипт:

Имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи и в грамматике ( имеет род, число, падеж, склонение). Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?. Кто? – одушевленные. Что? – неодушевленные. Имена существительные имеют род: мужской, женский и средний. Имена существительные изменяются по числам и могут иметь формы единственного числа и множественного числа. Некоторые имена сущесвительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа. Как ты думаешь, почему? Имена существительные изменяются по падежам. Существительное - самая существенная часть речи

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный Родился – стал Родительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом: Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом: Именительный, родительный, Именительный, родительный, Дательный, винительный, Дательный, винительный, Творительный, предложный. Творительный, предложный. У падежа как-то спросили: У падежа как-то спросили: - А зачем нужны вы,падежи, существительным? - А зачем нужны вы,падежи, существительным? - Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении. - Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении. - А как именно? - А как именно? - Указываем на отношение действия и места( идти лесом, сидеть на стуле), дествия и орудия( бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта( читать книгу, собирать ягоды), целого предмета или его части ( ветка березы, стрелка прибора) … Без нас Существительное не проживет, как без рода и числа, и превратится в Наречие. - Указываем на отношение действия и места( идти лесом, сидеть на стуле), дествия и орудия( бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта( читать книгу, собирать ягоды), целого предмета или его части ( ветка березы, стрелка прибора) … Без нас Существительное не проживет, как без рода и числа, и превратится в Наречие.

Не думайте, что название именительный просто образовано русскими учеными- лингвистами от слова имя и, следовательно, возникло сравнительно недавно. Нет, история его, как и многих других грамматических определений, восходит к древним временам Греции и Рима, мы с этим уже встречались. Греки первыми придумали для него название onomastike ptosis [ономастика птозис]. Римские ученые любили заимствовать свои термины у старших своих соседей.Они довольно точно перевели эти слова на латынь: casus nouinatius. И греческое onoma[онома] и римское nomin[номин]одинаково значили «имя». Слово номинатив стало звучать в грамматиках большей части так называемых новых европейских языков ( французский, немецкий и др.). Мы перевели это слово на русский как именительный, поляки – как мяновик, болгары - именителен. Почему он первый среди равных? Почему все его считаю основной формой имен? Да хотя бы потому, что немало слов как раз в именительном падеже равно своему корню. Все остальные падежи уже произведены от него ( кот -а, кот- у, кот- ом, о кот-е).Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения. Не теряйтесь, начинающие грамотеи, если встретите в предложении существительное мужского рода, отвечающее на вопрос что? Если не будете знать, какой это падеж – именительный или винительный, - подставьте существительное женского рода ( я вижу дом - именительный или винительный? Я вижу маму, дочку, книгу… и т. д. – винительный).

Нет, это не описка, а заранее обдуманное намерение. В латинском языке он звался Genetivuus casus[ генетивус казус ],что вообще-то можно истолковать и как «падеж родства». Уже во времена римлян ( да и раньше) его применяли часто в тех случаях, когда нужно было обозначить родство: сын своего отца, внук знаменитого деда, потомки императора и т. п. «Родство» можно понимать и шире :ветка пальмы – ветка, рожденная пальмой; заводы Форда – заводы, построенные(то есть как бы « порожденные») Фордом. Таково исходное,начальное значение этого падежа. Но затем он приобрел иные значения, некоторые из них очень далеко ушли от основного. Родительный падеж может обходиться и без предлогов, но не избегает их. Мы уже говорили вам, что можно сделать, чтобы не спутать именительный и винительный падежи ( оба они отвечают на вопрос что? ) А тот же винительный падеж имеет и с родительным общий вопрос кого? Я смотрю на ( кого?) слона. Какой это падеж - родительный или винительный? Подставляем другое существительное. Я смотрю на (кого?) маму, дочку…. Так и есть – винительный. У (чего?) дома есть крыша,- это « кого» родительного падежа.

Щедрым можно назвать дательный падеж только по происхождению : первоначальное значение его должно было обозначать то лицо или предмет, для которого, ради которого делается что-нибудь : подарок ( кому?) дочери; помогать ( кому?) соседу; дань (чему ? )памяти. Вдумавшись, во всех этих выражениях можно как бы почувствовать мысль о том, что кому-нибудь что – либо как бы дается – дочери дается подарок, соседу – помощь, памяти (погибшим, умершим) отдается дань любви, преклонения.Такое значение, очевидно, и дало еще у древних народов название этому падежу :у греков он Dotike ptosis, у римлян – Casus datives. И в том, и в другом имени ощущается общее с нашим дательным падежом. Но уже очень давно он получил возможность выражать и совсем непохожие на « дать» понятие: Мне ( кому ?) грустно и легко….

Теперь – о творительном падеже. Творительный падеж, видимо, потому назван в русской грамматике этим самым своим именем, что главным его значением было такое : значение орудия, которым что-нибудь делают : Старик ловил ( чем?) неводом рыбу; Рыбка ( чем?) голосом молвит человечьим Вот почему в латинской грамматике один из видов творительного падежа назывался ablativus instrumentals. Да и у нас в страну иногда упоминали оорудивный падеж ( от орудие). Но кроме этого, наш творительный выражает еще немало других значений. Нередко падеж этот встречается с предлогами: Там царь Кащей Над (чем?) златом чахнет. Подумайте, нет ли других значений, которые бы выражал творительный падеж.

Обычно научные термины выражают только одно значение и в обыденной речи отдельно практически не употребляются. Мы не говорим дательный человек, винительная речь т. п. Это относится и к предложному, например, языку. Из всех падежей предложный – самый предложный, наипредложнейший, так как без предлога не употребляется. Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного Родоночальником нашего нынешнего предложного падежа был древний местный падеж. Летописи так и пестрели им : Во городе во Смоленске, в Вышгороде и т. п. Теперь потомок местного падежа, падеж предложный, служит у нас для обозначения времени, места, как в старину, а также того, о ком ( или о чем ) мы ведем речь. А предложным он называется за выработанную веками привычку не употребляться иначе, чем с предлогами о, при, на, в, по. Теперь вопросы, сохранившиеся со времен старого местного, связанные с этими предлогами( на ком ? на чем? при ком? при чем? в ком? в чем?),можно заменить вопросом где? то есть в ком? в чем? в каком месте?