Воздействие горизонтальных связей на конкуренцию на рынке сельскохозяйственной продукции Доктор Петер Шукозд Главный исполнительный советник Конкурентное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
European Commission, DG Competition, [Directorate], [Unit]Rostov-on-Don, 8 September Обеспечение конкурентной среды в цепочке поставки продуктов.
Advertisements

Регулирование отношений между сельскохозяйственным поставщиком и розничными торговыми сетями Доктор Петер Шукозд Главный исполнительный советник Конкурентное.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
Министерство национальной экономики Республики Казахстан Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Формирование.
1 Конкурентная политика ЕС Кафедра европейской интеграции.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
Система права ВТО. Торговля услугами. Права и обязанности членов ВТО. Елена Кушниренко 4 ноября 2011 года.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Gesamtverband der Deutschen Versicherungswirtschaft e.V. Спрос и разработка продуктов обязательного и добровольного страхования ответственности в Германии:
Улучшение правовых основ государственных закупок Агентство по государственным закупкам товаров, работ и услуг при Правительстве Республики Таджикистан.
Государственное регулирование биржевой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления деятельности Союза Российских Пивоваров на гг. А.О.Артемьев Заместитель Председателя Совета Союза Президент ОАО «Пивоваренная.
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Транксрипт:

Воздействие горизонтальных связей на конкуренцию на рынке сельскохозяйственной продукции Доктор Петер Шукозд Главный исполнительный советник Конкурентное ведомство Венгрии День конкуренции, 5-9 сентября 2011 г.

2 Сельское хозяйство Структура венгерского сельскохозяйственного рынка - некоторые основные черты:Структура венгерского сельскохозяйственного рынка - некоторые основные черты: Структура сельского хозяйства заметно отличается от большинства других стран ЕС, а также включает в себя различные виды предпринимательской деятельности.Структура сельского хозяйства заметно отличается от большинства других стран ЕС, а также включает в себя различные виды предпринимательской деятельности. Би-полярная экономическая структура: она состоит в основном из крупных и мелких хозяйств.Би-полярная экономическая структура: она состоит в основном из крупных и мелких хозяйств. Согласно данным Опроса о структуре сельского хозяйства, в сельскохозяйственное производство вовлечено более чем 600,000 частных ферм.Согласно данным Опроса о структуре сельского хозяйства, в сельскохозяйственное производство вовлечено более чем 600,000 частных ферм. В начале 2005 около 100 предприятий было основано в Венгрии. В настоящее время их число снизилось до менее 60.В начале 2005 около 100 предприятий было основано в Венгрии. В настоящее время их число снизилось до менее 60.

3 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Участники венгерского сельскохозяйственного сектора Кооперативы (14 128) Производители с/х продукции ( ) Садовые и огородные хозяйства ( ) Частные фермы ( ) Фермы, не обеспечивающие хозяину полной занятости, и вспомогательные хозяйства ( ) Частные предприятия (включая мелких традиционных производителей) ( ) Акционерные общества (325) с/х кооперативы (1 187) Общества с огранич. ответ. (7 109) Общества без образования юр. лица (партнерства, государственные ассоциации) (4 363) Общества с образованием юр. лица (например, лесные ассоциации) (1 469)

4 Сельское хозяйство Роль организаций-производителей Низкий уровень сотрудничества + процесс создания организаций-производителей – по- прежнему довольно медленный в ВенгрииНизкий уровень сотрудничества + процесс создания организаций-производителей – по- прежнему довольно медленный в Венгрии ГодКоличество

5 Сельское хозяйство Разобщенные и сегментированные системы на производственном уровне.Разобщенные и сегментированные системы на производственном уровне. Основные сельскохозяйственные товары часто однородны.Основные сельскохозяйственные товары часто однородны.

6 Сельское хозяйство Возможные решения, которые мы видим на производственном уровне: Вертикальная и горизонтальная интеграция (в определенных границах);Вертикальная и горизонтальная интеграция (в определенных границах); Эффект масштаба;Эффект масштаба; Создание организаций производителей и межотраслевых организаций;Создание организаций производителей и межотраслевых организаций; Эффективное представление интересов производителей на переговорах с розничными торговыми сетями;Эффективное представление интересов производителей на переговорах с розничными торговыми сетями; Установка максимальных цен при перепродажах в ежегодных контрактах;Установка максимальных цен при перепродажах в ежегодных контрактах; Формирование брендов;Формирование брендов; Создание стандартов для поставщиков;Создание стандартов для поставщиков; Вход на рынки, на которых осуществляется более легкая дифференциация товара.Вход на рынки, на которых осуществляется более легкая дифференциация товара.

7 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Применение некоторых правил конкуренции ЕС к горизонтальным соглашениям между сельхозпроизводителями Общее правило:Общее правило: Производство и продажа сельскохозяйственной продукции с учетом положений статьи 101 Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС) Исключение: Исключение: Статья 101 (1) ДФЕС не применяется в отношении соглашений или практик, которые являются "неотъемлемой частью национального рынка" или «являются необходимыми для достижения целей, изложенных в статье 39 ДФЕС" (= Единая сельскохозяйственная политика - ЕСП)

8 Сельское хозяйство Противоречия между принципами ЕСП и целями конкурентной политики Параметры ЕСП Повышение производительности Стабилизация рынков Наличие безопасных поставок Обеспечение потребителей продуктами питания по доступным ценам Обеспечение надлежащего уровня жизни фермеров Цели конкуренции Благоприятное улучшение производства или распределения товаров Предоставление потребителям справедливой доли полученных преимуществ Нет соответствующего положения

9 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Применение венгерских правил о конкуренции Предварительные замечания Существуют различия в правоприменении венгерских и европейских конкурентных нормСуществуют различия в правоприменении венгерских и европейских конкурентных норм Венгерский Закон о конкуренции распространяется на все отрасли промышленности, в том числе и на сельскохозяйственные соглашения.Венгерский Закон о конкуренции распространяется на все отрасли промышленности, в том числе и на сельскохозяйственные соглашения. Иной подход – тот же результат.Иной подход – тот же результат.

10 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Применение венгерских правил о конкуренции – история Нормативные инструменты Закон XVI от 2003 года о сельскохозяйственном режиме (далее - «Сельскохозяйственный режим") пункт 32 раздела (5):Закон XVI от 2003 года о сельскохозяйственном режиме (далее - «Сельскохозяйственный режим") пункт 32 раздела (5): В случае, если действия, произведенные на основании вышеуказанного положения, противоречат положениям статьи 11 Закона о конкуренции Венгрии, запрещающей соглашения, ограничивающие экономическую конкуренцию, в таком случае министр (министр сельского хозяйства и регионального развития Республики Венгрия) обязан принять меры к тому, чтобы преимущества, полученные в результате такого ограничения конкуренции, превышали эффект от такого ограничения или устранения конкуренции.В случае, если действия, произведенные на основании вышеуказанного положения, противоречат положениям статьи 11 Закона о конкуренции Венгрии, запрещающей соглашения, ограничивающие экономическую конкуренцию, в таком случае министр (министр сельского хозяйства и регионального развития Республики Венгрия) обязан принять меры к тому, чтобы преимущества, полученные в результате такого ограничения конкуренции, превышали эффект от такого ограничения или устранения конкуренции.

11 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Дела о нарушении конкуренции в области сельского хозяйства в Венгрии – прецедентное право Vj-61/ рынок сахара, применение единых базовых цен В этом конкретном случае не было необходимости Совету по защите конкуренции решать вопрос о применении исключений.В этом конкретном случае не было необходимости Совету по защите конкуренции решать вопрос о применении исключений. Он вправе прекратить производство по делу на основании того факта, что определение базовых цен было только одним способом для защиты производителей. Однако это не означает введения единого размера цены продажи для всех производителей, поэтому здесь нет нарушения Закона о конкуренции Венгрии.Он вправе прекратить производство по делу на основании того факта, что определение базовых цен было только одним способом для защиты производителей. Однако это не означает введения единого размера цены продажи для всех производителей, поэтому здесь нет нарушения Закона о конкуренции Венгрии.

12 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Дела о нарушении конкуренции в области сельского хозяйства в Венгрии – прецедентное право Vj-13/ рынок яблок Установление низких и аналогичных закупочных цен, что является нарушением антимонопольного законодательства.Установление низких и аналогичных закупочных цен, что является нарушением антимонопольного законодательства. В соглашении участвовали не только предприятия, но и Совет производителей яблок Венгрии.В соглашении участвовали не только предприятия, но и Совет производителей яблок Венгрии. Первый случай, когда Совет по защите конкуренции Венгрии пришел к выводу, что Закон о конкуренции Венгрии должен применяться и в сельском хозяйстве.Первый случай, когда Совет по защите конкуренции Венгрии пришел к выводу, что Закон о конкуренции Венгрии должен применяться и в сельском хозяйстве.

13 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Дела о нарушении конкуренции в области сельского хозяйства в Венгрии – прецедентное право Vj-47/ минимальные закупочные цены, установленные венгерской Ассоциацией производителей мяса Установление минимальных и гарантированных цен не противоречило положениям Закона XVI от 2003 г. о Сельскохозяйственном режиме, поэтому к указанным действиям применялись положения Закона о конкуренции Венгрии.Установление минимальных и гарантированных цен не противоречило положениям Закона XVI от 2003 г. о Сельскохозяйственном режиме, поэтому к указанным действиям применялись положения Закона о конкуренции Венгрии. Эти цены были установлены Ассоциацией производителей мяса без согласования с министром.Эти цены были установлены Ассоциацией производителей мяса без согласования с министром. Это дело является первым, в котором Советом по защите конкуренции было установлено нарушение в отношении сельскохозяйственной продукции, а также что действия Ассоциации товаров несомненно вне рамок Закона.Это дело является первым, в котором Советом по защите конкуренции было установлено нарушение в отношении сельскохозяйственной продукции, а также что действия Ассоциации товаров несомненно вне рамок Закона.

14 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Дела о нарушении конкуренции в области сельского хозяйства в Венгрии – прецедентное право Vj-199/ о ценах продажи яиц, предложенных производителям Ассоциацией производителей яиц Ассоциация производителей яиц являлась инструментом для координации ценообразования.Ассоциация производителей яиц являлась инструментом для координации ценообразования. Определение цен для продажи яиц вне рамок Акта XVI 2003 г. о сельскохозяйственном режиме, и поэтому применялся Закон о конкуренции Венгрии.Определение цен для продажи яиц вне рамок Акта XVI 2003 г. о сельскохозяйственном режиме, и поэтому применялся Закон о конкуренции Венгрии. На стороны соглашения был наложен штраф в размере 147 млн. венгерских форинтов (приблизительно 5,25 млн. евро). Такой штраф больше не является символическим.На стороны соглашения был наложен штраф в размере 147 млн. венгерских форинтов (приблизительно 5,25 млн. евро). Такой штраф больше не является символическим.

15 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Дела о нарушении конкуренции в области сельского хозяйства в Венгрии – прецедентное право Vj-065/ о кодовой цепочке производства пищевой продукции Дело против нескольких больших венгерских сельскохозяйственных ассоциаций (в том числе Венгерская ассоциация с/х посредников и производителей, Венгерская палата сельского хозяйства, Венгерская ассоциация переработчиков пищевой продукции, Совет по молоку и молочным продуктам, Венгерская организация и совет по плодоовощной продукции, Профессиональная организация и Совет производителей скота и мяса, Совет производителей птицы, Венгерская ассоциация торговли и Венгерская ассоциация кооперативов бытового потребления и Торговые ассоциации)Дело против нескольких больших венгерских сельскохозяйственных ассоциаций (в том числе Венгерская ассоциация с/х посредников и производителей, Венгерская палата сельского хозяйства, Венгерская ассоциация переработчиков пищевой продукции, Совет по молоку и молочным продуктам, Венгерская организация и совет по плодоовощной продукции, Профессиональная организация и Совет производителей скота и мяса, Совет производителей птицы, Венгерская ассоциация торговли и Венгерская ассоциация кооперативов бытового потребления и Торговые ассоциации) Выращивание домашней продукции категории высокой важностиВыращивание домашней продукции категории высокой важности Цель – создать более благоприятное отношение к национальной пищевой продукции, чем к продукции из других стран-членов ЕСЦель – создать более благоприятное отношение к национальной пищевой продукции, чем к продукции из других стран-членов ЕС Ограничения по импорту и экспортуОграничения по импорту и экспорту

16 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Дела о нарушении конкуренции в области сельского хозяйства в Венгрии – прецедентное право Vj-065/ Закон цепи производства пищевых продуктов – результаты разбирательства Отсутствие разрешения членов, отсутствие воли по применению акта после ухода розничных компаний – возможность прекращения производства по делу.Отсутствие разрешения членов, отсутствие воли по применению акта после ухода розничных компаний – возможность прекращения производства по делу.

17 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Общие выводы (1) Прямые соглашения между производителями Исключения для сельскохозяйственных соглашений – другой подход – в рамках Закона о конкуренции Венгрии цели ЕСП и цели Закона о конкуренции Венгрии / обеспечение справедливого уровня жизни фермеров и обеспечение благосостояния потребителей

18 Сельское хозяйство Общие выводы (2) Соглашения, заключенные через посредничество ассоциаций производителей Соглашения, достигнутые через посредничество ассоциаций, представляющих интересы производителей, – исключение применяется в автоматическом порядке – индивидуальная ответственность предприятий-членов ассоциаций? Концепция «оси и спиц» «Ось» в качестве посредника Конкуренты Розничные сети Х Розничные сети В Розничные сети А Поставщик В

19 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Последние события на уровне ЕС Проблемы, связанные с защитой конкуренции, указаны в Сообщении Европейской комиссии от 28 октября 2009 годаО более эффективной системе организации поставок пищевой продукции в Европе: Основное внимание картелям и другим серьезным нарушениям; Разработка согласованного подхода к таким вопросам, как совместные продажи, совместные покупки, включая «объединения скупщиков» среди крупных предприятий розничной торговли, а также развитие частных торговых марок.

20 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Последние события на уровне ЕС Рекомендация Группы об усилении переговорных позиций производителей молока ( ): Группа высококвалифицированных экспертов по молочной продукции с учетом различных мнений предложила Комиссии рассмотреть законодательную инициативу о внесении положения в сельскохозяйственное законодательство о разрешении ассоциациям производителей, состоящим из молочных хозяйств, участвовать в переговорах относительно условий договоров, включая условие о цене, в пользу всех или нескольких членов такой ассоциации, при условии соблюдения соответствующего положения о количественном ограничении, выраженном в процентном соотношении от всего молочного производства ЕС. Также предлагается рассмотреть вопрос о том, будет ли данное положение действовать бессрочно либо оно будет установлено на определенный период времени. В обоих случаях указанное положение подлежит пересмотру.»

21 Сельское хозяйство Сельское хозяйство Последние события на уровне ЕС Предложение для внесения изменений в Регламент Совета ЕС 1234/2007 о договорных отношениях в молочной промышленности Допускаются соглашения, фиксирующие цену, при условии, что они не превышают: (i) 3.5% от общего объема производства Евросоюза, и (ii) 33% от общего объема национального производства любого Государства-Члена, интересы которого затрагиваются в ходе переговоров, проводимых организацией производителей, и (iii) 33% от общего совокупного объема национального производства всех Государств-Членов, интересы которого затрагиваются в ходе переговоров, проводимыми организацией производителей, (d) При условии, что фермерские хозяйства не являются членами иных организаций производителей, которые уже начали переговоры по данным контрактам от их имени, и (e) При условии, что организация производителей уведомит уполномоченные органы Государства-Члена или Государств- Членов, в которых она осуществляет деятельность.

22 Выводы Преобразование подходов ЕС – достижение целей ЕСП вероятно станет важнее целей конкурентной политики Интересы фермеров и уровень жизни имеют преимущества над благосостоянием потребителей Больше возможностей для горизонтальных соглашений на производственном уровне Следующий шаг – распространение этого подхода на вертикальные соглашения между производителями, переработчиками, оптовыми и розничными торговыми сетями ?

23 Спасибо за внимание!