Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 3-й курс 5 сентября – 19 декабря 2011, понедельники 14.00.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология гуманитарного знания ИТК ФИИ РГГУ, февраль – апрель 2011 Аркадий Перлов.
Advertisements

Методология гуманитарного знания Общая характеристика курса, принципы отчетности, полезные ресурсы, программа.
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, сентябрь – декабрь 2010.
Методология гуманитарного знания Общая характеристика курса, принципы отчетности, полезные ресурсы, программа.
Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии ФИИ РГГУ, музеология, 1-й курс магистратуры.
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 2-е высшее 11 мая – 8 июня, пятницы,
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 2-е высшее 15 и 22 декабря, четверги, занятия в январе.
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 13 мая – 10 июня 2010.
Современные проблемы науки в контексте культуры - ч. II, весенний семестр 2011 Вся презентация – комментарий к программе, очень пестрой, но вразумительной.
Проблемы современной науки в контексте культуры Вводное занятие.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 2-е высшее, вечернее отделение, ВШР 24 мая – 21 июня 2011, вторники
Поделитесь проблемой! Главная Краткая история создания рубрики: Как-то разговаривая с классным наставником мы обсуждали так сказать проблемы нашей подростковой.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
«Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы» Л. Фейербах.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Транксрипт:

Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 3-й курс 5 сентября – 19 декабря 2011, понедельники 14.00

План Что можно ожидать от курса по методологии гуманитарного знания? Поддерживающие курс ресурсы, предположения о системе отчетности, задание к ближайшему семинару.

Работа с теоретическими конструкциями. Компетенции Понимать теоретические тексты Видеть возможность соотнесения обыденной жизни и рутинных умозаключений, а также «простых» гуманитарных исследований с «высокой теорией» гуманитарного знания Тренироваться в распределении теоретической информации по «осознаваемым ячейкам» (таблица, карта); приобрести более системное и осмысленное видение функций и многообразия теорий в гуманитарном знании По крайней мере, сделать очередные шаги в этих направлениях :)

Немножко проповеди. Зачем пригодится на следующих курсах и «в будущей жизни»? Уметь работать с теорией необходимо для квалификационных работ: курсовых и дипломных. В повседневной жизни умение взглянуть «со стороны», т.е. выключившись из предыстории конкретных обстоятельств и заинтересованностей, тоже очень помогает. Т.е. умение абстрагироваться – в цене.

Немножко проповеди. Зачем пригодится на следующих курсах и «в будущей жизни»? Чего будет хотеть работодатель? На работу, допустим, возьмет по своим соображениям, но поднимать- то будет уже объективно… Чтобы Вы справлялись с порученным Даже если Вам не хочется Т.е. умели бы себя преодолевать. Чтобы Вы умели работать с информацией, разбираться в том, в чем не разбираетесь, И в особенности: понимали бы, когда Вы разобрались, а когда нет, и не выдавали бы (причем прежде всего благонамеренно) одно за другое. Разобраться найти информацию. Уметь проверить; уметь в том, что «видят все» найти некоторые неочевидные взаимосвязи, благодаря профессиональным знаниям или аналитическим навыкам вообще.

Т.е. работодатель будет хотеть «(интеллектуального) напряжения». В преподавании От Вас будут хотеть того же. Чтобы «на входе» (курсовой или выпускной квалификационной) работы НЕ совпадало с ее «на выходе». При помощи того, чему Вас учили в рамках курса или на протяжении всего образования Вы видите В рамках конкретного набора данных Не то, что увидел бы там необученный человек Т.е. от Вас хотят не информации, не знания (тем более, допустим, уже написанного в чьем-нибудь учебнике), а трансформации, преобразования

Следовательно, и в своем курсе я буду хотеть того же Не ответа, а интеллектуального усилия, напряжения. Готовьтесь! Разговор об (относительно) сложном, но понятно

Совсем коротко о необходимых ресурсах Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М.: РГГУ, Уже к следующему, 12.09, занятию: Декарт Р. Рассуждение о методе Сегодняшние материалы: анкета - предварительная программа курса (с заданиями к семинарам) - эта презентация Контакты:

Как сложился курс? Что полезно мне как историку из философии и истории философии. Постепенно обрастал из других гуманитарных дисциплин: социологии, культурологии, литературоведения. Что именно отбиралось в качестве «полезного»? В гуманитарных исследованиях говорится не только то, что говорится; содержание высказывания именно таково, потому что есть основания и условия. Задача курса – вытягивать эти непроговариваемые импликации исследования и преподавания на поверхность или хотя бы показывать, как это делается, побудить об этом думать. Как устроена аргументация, переход от тезиса к тезису? Наилучший способ – при помощи идей самых узнаваемых конфигураций гуманитарной гносеологии. Такие конфигурации можно называть «стратегиями» и следить за комбинациями и спором, взаимоотрицанием самых базовых вариантов.

Цели курса: Выработать общий язык для разговора о теоретических конструкциях и упражняться в нем. Если интерес к другим, то и к себе тоже. Почему я так думаю? Как я думаю? «Методология» становится интересной после того, как человек задает вопросы себе самому: «Чем отличается мое хорошее исследование от моего плохого?», «Какое право есть у меня исследовать то, что я изучаю, и так, как я это изучаю?». Чтобы такая рефлексия была возможна, необходимо познакомиться с некоторыми самыми характерными программами, известными в истории гуманитарного знания (позитивистской, интуитивистской и т.п.), что облегчит методологическую самоидентификацию при осуществлении конкретных исследований. Научиться видеть себя на карте гуманитарной гносеологии.

Полюс «всякое знание должно быть доказанным» Полюс критики Экватор: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Умозрительная стратегия Интуитивизм (герменевтика, романтизм) Эра подозр ения Психоанализ Полушарие позитивизма

Полюс «всякое знание должно быть доказанным» Полюс критики Экватор: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Умозрительная стратегия Интуитивизм (герменевтика, романтизм) Полушарие позитивизма И. Тэн Б.М. Соколов К.Л. Лукичева Вы сами А.М. Перлов Возможность описывать координаты разных исследователей, понимать, чего от них можно ждать

«Оказывается, я говорю прозой». Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами. Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами? Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза. Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет? Учитель философии. Проза. Г-н Журден. Что? Когда я говорю: "Николь, принеси мне туфли и ночной колпак", это проза? Учитель философии. Да, сударь. Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве (1670)

На самом деле, как называется курс (ФПСК, ВОГГ, МГЗ, грамматика латыни, алгебра, шахматы) – неважно В ИЕК РГГУ – курс некоторое время выполнял функции «тяжело в ученье – легко в бою». Показать, как можно добровольно и с удовольствием говорить о сложных вещах. Тех, кому сложно, попрошу поверить на слово, что смысл прикладывать интеллектуальное усилие – есть. Тех, кому слишком просто, попрошу становиться на преподавательскую позицию и думать, как вместе со мной или лучше донести до однокурсников то или иное содержание.

Отчетность Курс по выбору – зависит от того, сколько людей захотят ходить и смогут добраться до конца занятий. В 2009 году – доучилось 4 девушки (ср. рецензии на в 2010 – шестеро. Если работа станет более индивидуальной – основной вес в отчетности ляжет на участие в семинарах (в любом случае, планирую несколько «автоматов») или м.б. на специальные коллоквиумы (например, «перевод» ) Если людей будет много, скорее всего - магистральным вариантом будет «словник»; для тех, кто не будет справляться - конспекты.

Пример «словника» 1. Демаркация 2. Методологическая дистанция На каждое из этих понятий пишется примерно полстраницы текста. Понятию дается определение, и обязательно даются примеры использования этого понятия при описании Вашего исследовательского проекта (свой исследовательский проект Вы указываете уже в анкете, настоящий или «игровой» - неважно). 3. Чередование и сочетание разных гносеологических установок в рамках одного исследования 4. Герменевтика не как раскодирование шифров или угадывание однажды сказанного, а как форма (интеллектуально- экзистенциальной) жизни Вы пишете примерно полстраницы текста, объясняя, как Вы понимаете каждую из этих конструкций. К аудиторной выполнению контрольной работы отношение чуть более снисходительное

Что дальше? 12 сентября - семинар Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Разыскание истины. СПб.: Азбука, С. 63 – Можно пользоваться и другими изданиями, хотя не исключены маленькие разночтения в переводах. Обсуждать будем первые четыре части из шести «Рассуждения о методе».

Вопросы к семинару: Какие заблуждения и ошибки упоминает Декарт в своем «Рассуждении», как можно типологизировать эти ошибки. Понятие / идея / смысл «метода» в декартовском «Рассуждении». Зачем Декарт рекомендует настолько жесткое сомнение по отношению к самым, казалось бы, очевидным впечатлениям и рассуждениям? Как соотносится точка зрения Декарта и мнения его предшественников? Принципы декартовской морали (на время рассуждения о методе). Какую мысль, с точки зрения Декарта, можно считать заслуживающей согласия? Декартовское рассуждение о «когито»: непосредственное содержание; подразумеваемые стандарты, гносеологические импликации. Понятие гносеологической модели. Можете ли Вы спроецировать декартовские правила метода на собственные исследовательские сюжеты?

Т.е.: далеко не всегда «Декарта» достаточно просто пересказать. Часто нужно подумать: «А что имеется в виду?», «Что из этого следует?», «Почему он считает именно так?». Работа с теоретическими конструкциями. Импликации. За (простыми или сложными) концепциями, которые проговаривают авторы, стоят условия («истина», «метод»), в которых эти концепции имеют смысл. Из самих этих концепций могут быть выведены не всегда очевидные заранее теоретические и практические следствия. Импликации не обязательно проговариваются, но могут быть выведены / предполагаться из самой концепции. Контекст. Любая теория, любая точка зрения существует не в вакууме, а в пространстве спора и комбинации с другими позициями. Всегда есть смысл спросить (себя): «С чем это спорит?», «Какую потребность это обеспечивает?», «Какую инерцию это продолжает?» и т.п. Теория – еще один язык для обращения с собственным опытом, учить ее лучше как «живой» иностранный язык, а не как «мертвый». Важно понимать, что ошибки и утрирование возможны и не стесняться их исправлять, переходить от более огрубленной картины к более детальной.

На Декарт Р. Рассуждение о методе Анкета - предварительная программа курса (с заданиями к семинарам) Если возникают вопросы, пишите: