СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ, ИНТЕГРАЦИИ И КОНВЕРГЕНЦИИ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент МГТУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ И ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИТ Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент.
Advertisements

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ MOAC В ИТ-ПРОГРАММЫ ВУЗОВ Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент кафедры Систем обработки информации и управления МГТУ.
Учебный курс «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ» Кафедра СОИУ (ИУ-5) Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана уч. секретарь УМС «ИТ в образовании»
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Интеграция авторизованных программ вендоров и академического обучения в области ИКТ А.Ю. Филиппович, к.т.н., доцент заведующий Лабораторией проблем технического.
ОПЫТ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕНДОРОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНИЙ ВУЗОВ В СФЕРЕ ИКТ Филиппович А.Ю. к.т.н., доцент, зав. Лаборатории проблем технического.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБУЧЕНИЯ ФТС РОССИИ Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент кафедры Систем обработки.
Европейская система перевода и накопления кредитов - как инструмент интеграции вуза в мировое образовательное пространство и ее ключевые положения.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Руководство по построению основных образовательных программ в контекстно- компетентностном формате.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Транксрипт:

СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ, ИНТЕГРАЦИИ И КОНВЕРГЕНЦИИ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана уч. секретарь УМС «ИТ в образовании»

Трудоемкость изучения модуля Доклад Доклад 2,8 сЗЕ / 1 ак. час Вопросы, дискуссия Вопросы, дискуссия 0,9 сЗЕ / 0,3 ак. часа Самостоятельная проработка Самостоятельная проработка 1,8 сЗЕ / 0,6 ак. часа Дополнительные материалы Дополнительные материалы 50 сЗЕ / 300 стр. Итого: Итого: 55,5 сЗЕ

Ссылки на проекты 1.Грант Президента РФ, конкурс молодых российских ученых «Интеграция и конвергенция методов моделирования информационно-аналитических систем в сфере образования», 2007 г. 2.Внедрение официальных учебно-методических ресурсов Microsoft в учебный процесс ИТ-специальностей ВПО // УМО вузов России по университетскому политехническому образованию, MICROSOFT, SOFTLINE, «Разработка научных принципов, структуры и содержания ГОС ВПО для образовательных программ первого и второго уровней в области техники и технологии на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры подготовки» // МГТУ им. Н.Э. Баумана, Сравнительный анализ информационных систем поддержки образовательной деятельности высших учебных заведений // ФАО, REDLAB, Разработка стратегии и программы подготовки кадров в области информационных технологий (Проект модернизации информационной системы таможенных органов) // ЛАНИТ, Кредитные системы и основные направления автоматизации образовательных процессов на базе кредитных систем // REDLAB, 2004

Структура доклада Кредитные системы Кредитные системы Методики перевода в кредиты Методики перевода в кредиты Кредитные системы как инструмент решения образовательных задач Кредитные системы как инструмент решения образовательных задач

1. Кредитные системы Цели: Трансфер – мобильность и взаимное признание образования Трансфер – мобильность и взаимное признание образования Накопление – подтверждение квалификации и компетенции Накопление – подтверждение квалификации и компетенции Управление – инструмент для решения образовательных задач Управление – инструмент для решения образовательных задач

Кредит – зачетная единица Что измеряют с помощью кредитов?: Время обучения Время обучения Стоимость обучения в учебном заведении Стоимость обучения в учебном заведении Трудоемкость изучения дисциплин Трудоемкость изучения дисциплин Значимость образовательных модулей Значимость образовательных модулей Содержание обучения (сложность, уровень квалификации) Содержание обучения (сложность, уровень квалификации) интегральную характеристику интегральную характеристику

Ресурсная схема учебного процесса

Популярные кредитные системы ECTS - Europe Credit Transfer System ECTS - Europe Credit Transfer System UCTS - Umap Credit Transfer System UCTS - Umap Credit Transfer System USCS - US Credit System USCS - US Credit System CATS - Credit Accumulation and Transfer Scheme/System CATS - Credit Accumulation and Transfer Scheme/System

ECTS - Europe Credit Transfer System Болонское соглашение – взаимное признание Болонское соглашение – взаимное признание Правила расчета ЗЕ: Правила расчета ЗЕ: –60 кредитов = 1 год обучения –30 кредитов = 1 семестр обучения Информационный пакет Информационный пакет ECTS-оценки ECTS-оценки ECTS-оценка Количество студентов, % А10 В25 С30 D25 Е10 FX F

ECTS - Europe Credit Transfer System vs. ECA - Europe Credit Accumulation Цели ECTS как накопительной системы: Совершенствование имеющихся и создание новых образовательных программ в национальном масштабе; Совершенствование имеющихся и создание новых образовательных программ в национальном масштабе; Распространение ECTS за университетские рамки, благодаря чему получает признание неформальный процесс обучения и достигается непрерывность образования; Распространение ECTS за университетские рамки, благодаря чему получает признание неформальный процесс обучения и достигается непрерывность образования; Обеспечение доступа на рынок труда; Обеспечение доступа на рынок труда; … 1 год обучения = 60 кредитов = часов 1 год обучения = 60 кредитов = часов

UCTS - UMAP Credit Transfer System UMAP University Mobility in Asia and Pacific UMAP University Mobility in Asia and Pacific UCTS ~ ECTS UCTS ~ ECTS UCTS как формат обмена UCTS как формат обмена Упрощенная процедура Упрощенная процедура ДисциплинаПринимающий вузUCTSОтправляющий вуз А47,52,25 Б47,52,25 В47,52,25 Всего:16309

USCS - US Credit System Кредит-час (в неделю в течение 15-ти недельного семестра) составляет: Кредит-час (в неделю в течение 15-ти недельного семестра) составляет: –50 минут лекционных аудиторных занятий –2 часа практических занятий –3 часа лабораторных занятий Накопительный принцип Накопительный принцип 0–31 кредитановый студент 32–63 кредитастудент второго курса 64–95 кредитовстудент среднего курса больше 96 кредитовстудент старшего курса

CATS - Credit Accumulation and Transfer Scheme/System Основные элементы кредит-системы: Кредит Кредит Результаты обучения Результаты обучения Критерий оценки Критерий оценки Условное учебное время Условное учебное время Дескриптор уровня Дескриптор уровня Оцениваемая единица (модуль или юнит) Оцениваемая единица (модуль или юнит)

CATS – Дескрипторы уровней Уровень 8 Сделать значительный и оригинальный вклад в специализированную область исследований, демонстрируя овладение методологий и умение вести критически диалог с коллегами. … … Уровень 5 Генерировать идеи через анализ концепций на абстрактном уровне, уметь пользоваться специализированными навыками, формулировать ответы на ясно изложенные и абстрактные проблемы. Уровень 4 Разработать ясный, точный подход к приобретению обширной базы знаний. Использовать ряд специализированных навыков и оценивать информацию для того, чтобы суметь спланировать стратегию исследования. Находить решения для неожиданных проблем. … … Уровень 1 Использовать небольшой диапазон прикладных знаний, умений и базовое понимание в предсказуемых и структурированных контекстах, диапазон которых ограничен Поступлени е Вспомнить и продемонстрировать элементарное понимание в нескольких (не многих) областях знаний

CATS – Требования по кредитам для квалификаций ВО Квалификация Квал. уровень по HEQF Минимальное кол-во кредитов Диапазон уровней Число кредитов на высшем уровне Максимум кредитов на самом низком уровне POSTGRADUATE (PG) Профессиональн ый докторат D540 Уровни (6),7,8 Мин 360 кредитов на уровне 8 Макс 30 на уровне 6 Степень магистраМ180Уровни (6),7 Мин 150 на уровне 7Макс 30 на уровне 6 Интегрированная степень магистра М 480 Уровни (3),4,5,6,7 Мин 120 на уровне 7Макс 30 на уровне 3 GRADUATE Graduate diplomaH120 Уровни (3,4,5),6 Мин 90 кредитов на уровне 6 Макс 30 кредитов на уровне 3 Graduate Certificate H60 Уровни (3,4,5),6 Мин 40 кредитов на уровне 6 Макс 20 кредитов на уровне 3 БакалаврI240 Уровни (3),4,5 Мин 90 кредитов на уровне 5 Макс 30 на уровне 3

2. Методики расчета кредитов Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ ВПО в ЗЕ Минобрнауки Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ ВПО в ЗЕ Минобрнауки Методика Современного гуманитарного института Методика Современного гуманитарного института Методика Центра сравнительной образовательной политики Методика Центра сравнительной образовательной политики Методика Томского политехнического университета Методика Томского политехнического университета Методика Московского государственного института стали и сплавов Методика Московского государственного института стали и сплавов Методика Ярославского государственного университета Методика Ярославского государственного университета Методика Астраханского государственного университета Методика Астраханского государственного университета Методика Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права Методика Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права Методика Тульского государственного университета Методика Тульского государственного университета Методика Тольяттинской академии управления Методика Тольяттинской академии управления Методика Казахского национального университета Методика Казахского национального университета

Методика расчета трудоемкости ООП ВПО в ЗЕ Минобрнауки 36 академический часов = 1 ЗЕ 36 академический часов = 1 ЗЕ Мах недельная нагрузка = 1,5 ЗЕ Мах недельная нагрузка = 1,5 ЗЕ Округление до 0,5 ЗЕ Округление до 0,5 ЗЕ 1 неделя практики = 1,5 ЗЕ 1 неделя практики = 1,5 ЗЕ 1 неделя аттестации = 1,5 ЗЕ 1 неделя аттестации = 1,5 ЗЕ 1 экзамен = 1 ЗЕ 1 экзамен = 1 ЗЕ

Методика расчета трудоемкости ООП ВПО в ЗЕ Минобрнауки Достоинства: Простота расчета ЗЕ Простота расчета ЗЕ Обеспечивает совместимость с ECTS и UCTS Обеспечивает совместимость с ECTS и UCTS Может использоваться как накопительная Может использоваться как накопительнаяНедостатки: Не учитывает различия программ ВПО Не учитывает различия программ ВПО Не учитывает специфику отечественной системы образования Не учитывает специфику отечественной системы образования Уступает развитым накопительным системам (CATS, USCS) Уступает развитым накопительным системам (CATS, USCS)

Поправки и дополнения Виды поправок и дополнений: формальные формальные общесодержательные общесодержательные содержательные содержательные частные частные

Формальные поправки учет каникулярного времени учет каникулярного времени учет объема факультативных дисциплин учет объема факультативных дисциплин точность расчета кредитов и правил округления точность расчета кредитов и правил округления отдельный учет курсовых и дипломных работ отдельный учет курсовых и дипломных работ различное кредитование аудиторной и самостоятельной работу различное кредитование аудиторной и самостоятельной работу особые правила кредитования дисциплин по выбору и т.д. особые правила кредитования дисциплин по выбору и т.д.

Общесодержательные поправки Введение различных весовых коэффициентов для разных циклов и групп дисциплин Введение различных весовых коэффициентов для разных циклов и групп дисциплин Увеличение значимости для специальных и обязательных дисциплин Увеличение значимости для специальных и обязательных дисциплин Уменьшение значимости дисциплин-гигантов (физическая культура, английский язык) Уменьшение значимости дисциплин-гигантов (физическая культура, английский язык) Согласование коэффициенты дисциплин с с углубленным изучением фундаментальных и других наук в рамках базовой (начальной) подготовки Согласование коэффициенты дисциплин с с углубленным изучением фундаментальных и других наук в рамках базовой (начальной) подготовки

Содержательные поправки учет видов учебной деятельности учет видов учебной деятельности учет вклада каждой дисциплины в общую компетентность и квалификацию (напр., методика МИСИС) учет вклада каждой дисциплины в общую компетентность и квалификацию (напр., методика МИСИС)

Частные поправки альтернативный выбор нормы кредита на специфические виды учебной деятельности альтернативный выбор нормы кредита на специфические виды учебной деятельности возможность группировки образовательных программ для получения двух квалификаций (актуально для педагогических специальностей). возможность группировки образовательных программ для получения двух квалификаций (актуально для педагогических специальностей).

Как выбрать методику? Цель расчета ЗЕ: Цель расчета ЗЕ: –Формальное требование руководящих органов –Подготовка приложения к диплому для студента в зарубежный вуз –Текущий контроль успеваемости внутри курса –Инструмент для управления… Целевая аудитория (пользователи методики): Целевая аудитория (пользователи методики): –Студент –Преподаватель –Методист –Менеджер международного отдела –Все –Все

3. Кредитные системы как инструмент решения образовательных задач Типовые образовательные задачи: Организация образовательных траекторий Организация образовательных траекторий Контроль успеваемости Контроль успеваемости Финансовые расчеты: Финансовые расчеты: –Расчет стоимости обучения для студента –Расчет зарплаты преподавателей –Оценка эффективности и себестоимости учебного процесса

Расчет педагогической нагрузки МAX ауд. пед. нагрузка = 900 часов = 25 ЗЕ 25 кредитов преподавателя =11 В аудитории: семинары, практические, лабораторные +2 Посещение лекций профессоров, доцентов +12 Текущий контроль: рефераты, эссе, контрольные 22 кредита старшего преподавателя =9 В аудитории: семинары, практические, лабораторные +2 Руководство практикой +13 Текущий контроль: рефераты, эссе, контрольные, курсовые 19 кредитов доцента =8 В аудитории: Лекции, семинары +6 Консультации, руководство ВКР +6 Текущий контроль: рефераты, эссе, контрольные 14 кредитов профессора =4 В аудитории: лекции +10 Консультации, руководство ВКР

Мониторинг и координирование процессов интеграции и развития системы инженерного образования Мониторинг перемещений (мобильности) сотен тысяч иностранных и отечественных студентов Мониторинг перемещений (мобильности) сотен тысяч иностранных и отечественных студентов Поддержка баланса между европейским (ECTS, ECA) и восточным (UMAP, UCTS) образовательными пространствами Поддержка баланса между европейским (ECTS, ECA) и восточным (UMAP, UCTS) образовательными пространствами

Мониторинг и координирование процессов интеграции и развития системы инженерного образования Согласование «кредитных весов» дисциплин и кредитных матриц специальностей, факультетов, вузов, регионов на всей территории образовательного пространства (России) Согласование «кредитных весов» дисциплин и кредитных матриц специальностей, факультетов, вузов, регионов на всей территории образовательного пространства (России) ВУЗ ХХСп-ть 1Сп-ть 2…Сп-ть N дисциплина дисциплина 21,51,31 … дисциплина M0.911

Мониторинг и координирование процессов интеграции и развития системы инженерного образования Динамическое изменение кредитных матриц в зависимости от потребностей производства и сферы услуг Динамическое изменение кредитных матриц в зависимости от потребностей производства и сферы услуг Централизованное хранение, изменение и анализ кредитно-профильных «паспортов» инженерных кадров Централизованное хранение, изменение и анализ кредитно-профильных «паспортов» инженерных кадров

Обучение госслужащих ФТС России Проблема Руководящий состав не имеет достаточного времени для прохождения обучения Руководящий состав не имеет достаточного времени для прохождения обученияРешение Использование СДО для накопление кредитов в режиме реального времени Использование СДО для накопление кредитов в режиме реального времени Точность расчета кредитной нагрузки: Точность расчета кредитной нагрузки: –1 сЗЕ (сантикредит) = 0,01 ЗЕ –1 мЗЕ (миликредит) = 0,001 ЗЕ

Особенности организации учебного процесса Особенности организации учебного процесса госслужащих ФТС России Создание особой on-line учебно-технической службы поддержки, которая: Оценивает содержание запросов в службу поддержки Оценивает содержание запросов в службу поддержки Подбирает образовательные траектории Подбирает образовательные траектории Разрабатывает блоки системы управления знаниями и учебные курсы Разрабатывает блоки системы управления знаниями и учебные курсы Оптимизирует кредитную нагрузку Оптимизирует кредитную нагрузку

Внедрение официальных учебно- методических ресурсов Microsoft в учебный процесс ИТ-специальностей ВПО Цель: Взаимное признание авторизованного (vocational) и академического образования Взаимное признание авторизованного (vocational) и академического образованияЗадачи: Кредитная оценка программ авторизованного обучения Кредитная оценка программ авторизованного обучения Сопоставление учебных программ Сопоставление учебных программИнструмент: Кредитная система и компетентностный подход Кредитная система и компетентностный подход

Кредитования программы авторизованного курса Варианты: Если 1 час авториз. обучения = 1 акад. часу. Тогда недельная нагрузка часов приблизительно равняется одному кредиту. Если 1 час авториз. обучения = 1 акад. часу. Тогда недельная нагрузка часов приблизительно равняется одному кредиту. Если 1 час авториз. обучения = 1 астрон. часу. Тогда недельная нагрузка в 40 часов приблизительно равняется 1,5 кредита. Если 1 час авториз. обучения = 1 астрон. часу. Тогда недельная нагрузка в 40 часов приблизительно равняется 1,5 кредита.

Кредитование учебного пособия Метод «скорости чтения» 1 стр. ~ 2,5 мин. 20 стр. ~ 1 акад. час. 300 стр. ~ 0,5 ЗЕ Метод «скорости чтения» 1 стр. ~ 2,5 мин. 20 стр. ~ 1 акад. час. 300 стр. ~ 0,5 ЗЕ

Кредитование учебного пособия Метод «Эквивалентной программы обучения» Метод «Эквивалентной программы обучения» Учебный план Учебное пособие Трудоемкость уч. пособия Трудоемкостьмодулей

Кредитование учебного пособия Метод «Содержательного сравнения» Метод «Содержательного сравнения» Код ДисциплинаЗЕ% Совпаден ия тем Глубина раскрытия Доля ЗЕ МОАС ОПД.Ф.0 9 Операционные системы3,610%10,36 ОПД.Ф.11Операционные системы2,810 – 50%1 – 0,3 0,28 0,42 СД.03Администрирование в информационных системах 2,880%0,51,12 СД.05, СД.11 Системное программное обеспечение: раздел ОС 1,880%0,50,72

Изменение структуры и содержания ГОС Переход от формального (часового) к содержательному (на базе компетенций) кредитованию дисциплин.Переход от формального (часового) к содержательному (на базе компетенций) кредитованию дисциплин. При условиях централизации разработки требований к образовательным программам это приведет к необходимости сопоставить каждой компетенции кредитную оценку!При условиях централизации разработки требований к образовательным программам это приведет к необходимости сопоставить каждой компетенции кредитную оценку!

Публикации по теме доклада Работы и результаты в этом направлении: Филиппович А.Ю. Кредитные системы в образовании: аспект автоматизации. М.: УМК по спец-ти ИТО, с. Филиппович А.Ю. Кредитные системы в образовании: аспект автоматизации. М.: УМК по спец-ти ИТО, с. Philippovich A. Situation Centre for Monitoring and Coordinating the Processes of Russian Engineering Education Integration into the World Educational Space //Российско-итальянский семинар Опыт и проблемы реализации Болонского процесса: Материалы семинара. Москва, февраля 2005 г./ Под ред. Г.П.Павлихина, И.В.Капустиной. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, с Philippovich A. Situation Centre for Monitoring and Coordinating the Processes of Russian Engineering Education Integration into the World Educational Space //Российско-итальянский семинар Опыт и проблемы реализации Болонского процесса: Материалы семинара. Москва, февраля 2005 г./ Под ред. Г.П.Павлихина, И.В.Капустиной. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, с

Спасибо за внимание! Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент кафедры Систем обработки информации и управления МГТУ им. Н.Э.Баумана, уч. секретарь УМС «ИТ в образовании»