Проект: Трансдисциплинарная методология инновационного развития в России 17 февраля 2009 г. Клуб Инновационного Развития - КИР Субъектно-ориентированный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-практическая конференция «Сложность и самоорганизация. Будущее мира и России» 27 ноября 2008 г. Субъект, рефлексия, совесть в российском контексте.
Advertisements

1 "Проблемы коммуникаций в инновационном развитии" Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии РАН, главный научный сотрудник
Межрегиональный форум «Традиции и современность: роль СМИ в формировании и развитии базовых ценностей современного российского общества» 9 декабря 2008.
Круглый стол «Технологический форсайт и будущее российской науки» X Международный форум «Высокие технологии XXI века» 23 апреля 2009 г. На пути создания.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
19 марта 2012 г. Новые управленческие реалии и стратегии Рефлексивные технологии российского развития Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии РАН,
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Особенности формирования экономики знаний в современных условиях Научно-теоретический семинар «Новая экономика» Ченцова М.В. 18 марта 2009 г.
Клуб инновационного развития 19 мая 2009 г. Тенденции развития математики в контексте научной рациональности Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Транксрипт:

Проект: Трансдисциплинарная методология инновационного развития в России 17 февраля 2009 г. Клуб Инновационного Развития - КИР Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии РАН, главный научный сотрудник

Матрица инноваций Технологически й уровень Инновационная активность НизкаяСредняяВысокая НизкийРоссия –– Средний Венгрия, Мексика, Новая Зеландия, Исландия, Канада,– Словакия, Турция, Чехия, Китай, Республика Корея Румыния, Словения Высокий Греция, Испания, Италия, Португалия Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Дания, Ирландия, Франция, Швейцария, Нидерланды Финляндия, Швеция США, Япония, Финляндия, Швеция Инновационная активность – Экономическая восприимчивость Инновационная продукция в России сегодня менее 1%. Этот же показатель в Финляндии – более 30%, в Италии, Португалии, Испании – от 10% до 20%. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает 0,3 – 0,5 % (для сравнения: доля США – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 17 %, Китая – 6 %).

Реалии НИС НИС как система сегодня реально в России не существует. Образ НИС существует только в планах. Как следствие не используются механизмы конвергенции технологий, отраслей, науки и образования и др.

Три сценария развития России и три группы субъектов Энерго-сырьевой Инновационный Инерционный

Три сценария – два общества Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года Энерго-сырьевойсценарий Общество потребления Сценарий инновационного развития Инеционный сценарий Хаос Общество развития Возрождение

Концепция долгосрочного развития России до 2020 года - (МЭР) 1. Кто будет субъектом инновационного развития? Нет ответа! «Сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие» (В.В. Путин, февраль 2008 г.) 2. Откладывается на конец прогнозного периода макроэкономический эффект инновационного развития; это означает, что правительство исходит не из прорыва на инновационный путь развития, а из преобладания инерционной составляющей. Через пять лет будет поздно! 3. Планируется сокращение численности занятых в научном секторе с 788,5 тыс.чел. в 2007 год до 754,1 тыс.чел. в 2010 году.

Бессубъектность инновационного развития 1. Внешний перехват инициатив в реформировании отечественной экономики путем некритического использования западных моделей (неадекватных российским условиям). 2. Доминирование сырьевой ориентации. 3. Создание режима благоприятствования для бурного роста коррупции в системе государственного управления, проникновения в него финансово-промышленных группировок и криминальных структур. 4. Ангажирование отдельных лидеров российской системы управления и их использование для управления страной «извне». 5. Навязывание либерального императива «невмешательства» государства в социальное строительство в качестве гаранта неотвратимости подлинно демократических преобразований, и другие. Культ денег!

Пример 1. Развал СССР, перестройка, далее… (Технологии управляемого хаоса) I этап. Предварительная подготовка к организации хаоса (формирования сети агентов влияния для создания и последующего преодоления хаоса). II этап. Организация хаоса (бессубъектности). Нейтрализация целеустремленности. Блокировка рефлексии. Контроль коммуникаций. Ограничение свободы влияния на события. Ограничение возможностей развития. III этап. Формирование новой организованности внешней управляемости. III этап. Формирование новой организованности внешней управляемости. Создание управляемой властной элиты. Оболванивание населения. IV этап. Частичная потеря внешней управляемости. IV этап. Частичная потеря внешней управляемости. V этап. Антикризисная самоорганизация или что? V этап. Антикризисная самоорганизация или что?

Россия: антикризисная самоорганизация или что? Сценарий N 1. Рухнули все концепции. У государства не хватает креативного потенциала! Становление и самоорганизация инновационной элиты как авангарда всех видов элит! Сценарий N 2. Новый виток «Управляемого хаоса». Общество Государство Бизнес

Методология создания НИС? Базовая методология анализа и проектирования НИС Функциональный анализ 1. Формулирование инновационной политики. 2. Создание регулирующей среды для инноваций. 3. Определение и отбор научных и инновационных приоритетов. 4. Мобилизация и распределение ресурсов. 5. Проведение НИОКР и создание инноваций. 6. Создание человеческого капитала и материальных активов. 7. Создание стимулов для инноваций. 8. Поддержка развития новых (высокотехнологичных) отраслей и услуг. Почему не эффективен в России?

Специфика ситуации в России Экономически слабое государство России – 10% 1. Экономически слабое государство (Доля государственной собственности в ВВП США – 32%, Японии – 35%, Англии – 40%, Канады – 43%, Германии – 48%, Италии – 51%, Швеции – 62%, Китая – 66%, в России – 10% ) 2. Не эффективное государство 2. Не эффективное государство (Всемирный банк опубликовал результаты исследования эффективности государственного управления за последние 10 лет в 212 странах и территориях мира. Как оказалось, Россия сегодня сравнима лишь с африканскими или островными государствами, причем по всем показателям ситуация продолжает стремительно ухудшаться.) 3. Высочайший уровень коррупции не позволяет государству быть субъектом инновационного развития. (не заинтересованность коррумпированных чиновников, доминанта корпоративных интересов)

Специфика ситуации в России Крайне слабое стимулирование инновационной активности бизнес-структур. Россия занимает 46 место из 58 исследуемых стран. 4. Крайне слабое стимулирование инновационной активности бизнес-структур. Россия занимает 46 место из 58 исследуемых стран. (Институт развития менеджмента (Institute for Management Development «IMD») World Competitiveness Yearbook 2005, Лозанна, Швейцария: IMD, 2005.) 5. Низкий уровень законопослушности всех слоев населения 6. Слабое стимулирование инновационной активности населения. 6. Слабое стимулирование инновационной активности населения. Для россиян крайне важны смыслы того во имя чего они что-то делают, пока они этого не поймут они не будут активными участниками инновационных процессов, причем чем масштабнее проектные горизонты, тем выше их инновационная активность, тем больше шансов для становления субъектов инновационного развития.

Субъекты инновационного развития? Оценка гражданами России степени своего влияния на то, что происходит в стране (по данным Левада-Центр) 62% Никакого влияния 35% Крайне слабое 3% Довольно большое

Две модели инноваций -1 Линейная модель инноваций (модель основанная на предложении)подразумевает прямолинейное движение от фундаментальных (модель основанная на предложении)– подразумевает прямолинейное движение от фундаментальных исследований к прикладным и далее к адаптивным исследованиям, трансферу технологий, внедрению и распространению инноваций. Доминанта нормативного подхода! Она благополучно существует – вероятно, потому, что этот подход был «институционализирован» в организационной структуре научно-исследовательского сектора многих стран, предусматривающей отдельные институты для фундаментальных и прикладных исследований. Принципиальный недостаток:ограниченные связи и ограниченная активность участников инновационных процессов, проблемы конвергенции технологий. Принципиальный недостаток: ограниченные связи и ограниченная активность участников инновационных процессов, проблемы конвергенции технологий.

Две модели инноваций -2 Нелинейная модель инноваций (модель множественных источников инноваций, модель основанная на спросе) модель основанная на спросе), в соответствии с которой инновации могут возникать в любой части инновационной системы. Доминанта субъектно-ориентированного подхода! Хотя научные исследования остаются важной движущей силой инноваций, они более не являются единственной такой силой. Эта модель предусматривает тесную взаимозависимость всех элементов и ориентацию инноваций на спрос. Инновационные процессы и системы развиваются под влиянием национальных особенностей экономического и социально-политического, исторического развития страны, динамичные НИС постоянно адаптируются и трансформируются в соответствии с появлением новых возможностей. Все большее внимание уделяется формам и интенсивности взаимодействия между главными элементами (или акторами) НИС.

Две парадигмы инноваций Линейная модель инноваций – доминанта нормативного подхода Соответствует парадигма - «поддержки инноваций» Нелинейная модель инноваций – доминанта субъектного подхода Соответствует парадигма -«поддержки конкретных субъектов инновационной деятельности»

Две парадигмы инноваций Аспекты сравнения Поддержка инноваций Поддержка конкретных субъектов инновационной деятельности Отношение к субъекту Роль субъекта Ситуации Основные методы Методы моделирования (ведущие) Базовые знания Рефлексивные процессы Подготовка субъектов к деятельности Ориентация на абстрактного (обобщенного субъекта) Осуществление инновационной деятельность в соответствии с четко регламентированными целями и нормами Ориентация на прогнозируемые и исследованные ситуации Нормативные модели, количественный анализ Функциональной аналогии; методы, отстраненные от деятельности конкретных субъектов Предметные Формирование представлений субъектов об заданной схеме инновационного процесса и его предметных аспектах Обучение знаниям и навыкам для использования нормативных методов инновационных процессов Ориентация на конкретных Субъектов Осуществление инновационной деятельности в слабо- регламентированных условиях Ориентация на нестандартные ситуации Дескриптивные модели, качественный анализ Структурно-функциональной аналогии; деятельностно- опосредованные методы Процедурные Актуализация и поддержка рефлексивных структур конкретных субъектов Формирование базовых качеств для инновационной деятельности в условиях сетевой организации

Гармония двух парадигм инноваций Неосознаваемый конфликт двух базовых парадигм: «поддержки инноваций» и «поддержки конкретных субъектов инновационной деятельности» Проблема гармонии нормативных и ненормативных (субъектно инициируемых) видов инновационной деятельности Путь решения расширение пространства проблематизации, введении парадигмы, включающей в себя обе упомянутые выше парадигмы как частные стратегии решения отдельных задач Это можно сделать на основе субъектно-ориентированного парадигмы

Позиционирование субъектов инновационной деятельности -1 Базовые деятельностно-ориентированные позиции: 1.Выполнение устоявшихся (нормированных) видов деятельности. видов деятельности. 2.Нахождение и действия в точках разрыва устоявшихся видов деятельности (коммуникации). 3. Развитие устоявшихся видов деятельности. 4. Создание новых видов инновационной деятельности. 5.Освоение (внедрение) новых видов инновационной деятельности. деятельности. Позиции взаимосвязаны!!! Разные онтологии - разные продукты деятельности - разные коммуникации - … Система???

Базовые онтологические (методологические) схемы организации инновационной деятельности 1. «Сопровождение» устоявшихся (нормированных) видов инновационной деятельности. инновационной деятельности. 2. «Поддержка субъектов» в точках разрыва устоявшихся инновационных видов деятельности (коммуникации). инновационных видов деятельности (коммуникации). 3. «Развитие» устоявшихся видов инновационной деятельности. 4. «Конструирование» новых видов инновационной деятельности. деятельности. 5. «Освоение» субъектами новых видов инновационной деятельности (внедрение). 5. «Освоение» субъектами новых видов инновационной деятельности (внедрение). Система организации???

Система онтологических (методологических) схем организации инновационной деятельности

Система сборки различных видов знаний (опыта) Поддержка КонструированиеСопровождение Освоение (внедрение) Индивидуальный опыт Корпоративный опыт Социальный опыт Развитие

Позиционирование субъектов инновационной деятельности -2 Сопутствующие разным видам инновационной деятельности субъектно-ориентированные позиции: 1. Самоопределение и идентификация субъектов. 1. Самоопределение и идентификация субъектов. 2. Самоорганизация субъектов. 2. Самоорганизация субъектов. 3. Рефлексивное моделирование, управление, 3. Рефлексивное моделирование, управление, программирование. программирование. 4. Развитие субъектов. 4. Развитие субъектов. 5. Удовлетворенность субъектов инновационной 5. Удовлетворенность субъектов инновационной деятельностью. деятельностью. 6. Безопасность субъектов инновационной деятельности. 6. Безопасность субъектов инновационной деятельности. 7. Удовлетворение в процессе инновационной деятельности 7. Удовлетворение в процессе инновационной деятельности разнообразных потребностей субъектов разнообразных потребностей субъектов (в самореализации, познавательных, в общении и др.). и др. (в самореализации, познавательных, в общении и др.). и др.

Модели субъектов инноваций Дескриптивные модели субъектов инноваций Обобщенный образ субъектов. Управление параметрическое (индикаторное). Рефлексивно-активные среды как модели субъектов инноваций Субъектно-деятельностное представление инновационных процессов. Управление (модерирование) через организацию полисубъектной среды инновационного развития.

Основания для построения дескриптивной социогуманитарной модели субъектов инновационного развития Проблема создания «Философии управления развитием» Дескриптивная социогуманитарная модель субъектов инновационного развития Психологическая модель субъектов (В.А.Петровский) Структурно- функциональная модель стратегических субъектов (В.Е.Лепский – 2002 г.) Анализ становления субъектно- ориентированного подхода Эскиз философии (мировоззрения) субъектов инновационного развития

Вариант дескриптивной социогуманитарной модели субъектов инновационного развития Целеустремленность РефлексивностьКоммуникативность СоциальностьСпособность к развитию Способность к самоорганизации Открытость Креативность Непрерывное обучение Идентичность Ответственность Свобода Этичность Духовность

Энаграмма субъектов инновационного развития Самооргани- зуемость Рефлексивность Идентичность Коммуникативность Духовность Креативность Обучаемость Ответственность Этичность Обобщенный образ российского предприятия

Субъектно-ориентированная концепция организации рефлексивно-активных сред инновационного развития Концептуально-методический: -субъектно-деятельностный уровень (позиционирование субъектов и методологических (онтологических) схем организации их деятельности и взаимодействия); - критериальный уровень; -уровень принципов (структура принципов организации деятельности и взаимодействия); - методический уровень. Технологический: - концептуально-технологический; - концептуально-технологический; - инструментально-технологический. - инструментально-технологический. Реализационный: практический опыт. Проблема создания «Философии управления развитием» и «Кибернетики третьего порядка» (развивающихся полисубъектных систем)

Организация «поддержки» субъектов в точках разрыва инновационной деятельности (интеграция ЕИ и ИИ)

Принцип двойного субъекта 1.В Среде формируется (актуализируется) позиция «виртуального субъекта» адекватная позиции включенного конкретного субъекта; включенного конкретного субъекта; 2. Среда формирует (актуализирует) у включенного конкретногоубъекта имеющуюся у нею позицию «виртуального субъекта»; 2. Среда формирует (актуализирует) у включенного конкретного субъекта имеющуюся у нею позицию «виртуального субъекта»; 3. Включенный конкретный субъект и Среда совместно формируют новую позицию «виртуального субъекта». Процедура рефлексивной декомпозиции включенного конкретного субъекта; Процедура идентификации позиции субъекта; Процедура актуализации «виртуального субъекта»; Процедура синтеза интегральных моделей субъектов и их деятельностей (построения моделей деятельности, моделей субъектов деятельности и др.).

Парадигмы управления развитием (субъектный анализ) Этапы развития науки Парадигмы управления 1. Классическая наука «Субъект – объект» 1. Классическая наука «Субъект – объект» 2. Неклассическая наука «Субъект – субъект» 2. Неклассическая наука «Субъект – субъект» 3. Постнеклассическая наука «Субъект – полисубъектная 3. Постнеклассическая наука «Субъект – полисубъектная среда» среда»

Парадигмы управления и Нобелевские премии по экономике Джордж Акерлоф, Майкл Спенс, Джозеф Юджин Стиглиц Джозеф Юджин Стиглиц Рынки с асимметричной информацией Рынки с асимметричной информацией Дэниел Канеман и Вернон Смит «Психологическая экономика» «Психологическая экономика» «Экспериментальная экономика» «Экспериментальная экономика» 2005 – Томас Шеллинг и Роберт Ауман «Коммуникативная экономика» «Коммуникативная экономика» 2006 – Эдмунд Фелпс «Информированность субъектов как «Информированность субъектов как детерминанта экономических процессов». детерминанта экономических процессов». Парадигма «Субъект – субъект»

Парадигмы управления и Нобелевские премии по экономике – Лео Гурвиц, Роджер Майерсон Эрик Маскин Эрик Маскин «Экономические механизмы» «Экономические механизмы» (от управления к организации) (от управления к организации) Пол Кругман (Paul Krugman) «За анализ структуры торговли и размещения экономической активности». Парадигма «Субъект – полисубъектная среда»

Уровни организации областей знания, связанных с проблематикой управления развитием уровня уровня Области знания Задачи 1. Философия управления Методологическое обеспечение 2. Кибернетика (базовая область знания для проблематики управления): - 3-ог порядка (постнеклассическая); - 2-ого порядка; - 1-ого порядка. Концептуально- теоретическое обеспечение 3. Проблемно-ориентированные на управление области знания: - прикладная математика; - синергетика; - искусственный интеллект; - психология управления; - социология управления и др. Специальное методическое и инструментальное обеспечение 4. Общие области знания Универсальное методическое и инструментальное обеспечение

Мировоззренческие основы инновационного развития Формирование основ мировоззрения через преодоление кризисных явлений: Кризис классической науки и научно-технического прогресса. Кризис классической науки и научно-технического прогресса. Кризис субъектности человечества. Кризис субъектности человечества. Кризис идентификации и социальности. Кризис идентификации и социальности. Кризис гармонии традиций и развития. Кризис гармонии традиций и развития. Кризис экономического и финансового редукционизма. Кризис экономического и финансового редукционизма. Кризис общества потребления и кризис духовности. Кризис общества потребления и кризис духовности.

На пути становления субъектности человечества Философский конструктивизм: 1. Множественность субъектных реальностей проблемы и понимания субъектов, живущих в разных мирах. 1. Множественность субъектных реальностей проблемы и понимания субъектов, живущих в разных мирах. 2. Субъекты не отражают, а создают реальности. 2. Субъекты не отражают, а создают реальности. Свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который управляется и контролируется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. Взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнеров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

Преодоление кризиса идентификации и социальности Индивидуализм основа рыночной экономики! Этот стереотип сформировался в условиях, когда можно было провести четкие границы между государствами, можно было локализовать сферы экономической деятельности. Если мы действительно хотим стать на путь инновационного развития, то единственный путь решения идентификационной проблемы перевод ее в плоскость соотнесения с конкретными стратегическими инновационными проектами. Проектная идентификация!

Гармония традиций и развития Угрозы «жесткой» глобализации Угрозы «жесткой» глобализации Сторонники «жесткой» глобализации подталкивают современное общество к движению «прочь от традиций», на строительство своих собственных основ. Такой путь приведет к снижению разнообразия самобытных культур, к снижению «цивилизационного» потенциала развития планеты. Сторонники «мягкой» глобализации ориентированы на гармонию глобализационного строительства и максимально возможного сохранения самобытных культур. России имеется шанс стать лидером мировых процессов инновационного развития. Этот шанс можно использовать только при условии, если Россия сможет стать лидером формирования и реализации «мягких форм» глобализации.

Преодоление экономического и финансового редукционизма В современном мире все более возрастают тенденции к самодостаточности экономических, и прежде всего финансовых, процессов, тогда как собственно социальное начало становится все менее значимым. По утверждению А.С.Панарина, мировая финансовая элита вышла из системы национального консенсуса и образовала олигархический интернационал, преследующий собственные интересы, отличные от интересов своих народов. Социальная справедливость, равенство, признание права на труд как основного права человека и гражданина, оценка личности по количеству и качеству труда («по трудам Вашим, да воздастся Вам») – это и есть социализм. Именно этих взглядов придерживались и придерживаются прогрессивные деятели человечества на различных этапах развития общества.

От рациональности общества потребления к духовному развитию Представление об "обществе потребления" как безальтернативной и прогрессивной модели общества. Куда приведет эта гонка в условиях ограниченных ресурсов планеты? В.И. Вернадский видел эволюцию как процесс, стремящийся через геосферу и биосферу к ноосфере, через материю и возникновение живого к духовному, к возрастающему одухотворению мира. В.А. Лефевр призывает к доминанте первой этической системы, в которой недопустимо «зло» даже в интересах «добра» (цель не оправдывает средства), и ведущей оказывается ориентация на сотрудничество, а не на конфликт. Академик А.А.Гусейнов отмечает возрастающее в современном мире влияние организации социальной среды на моральные качества человека. Этика ненасилия ориентирована на бесконечность человеческого развития.

Проект: Трансдисциплинарная методология инновационного развития в России 17 февраля 2009 г. Клуб Инновационного Развития - КИР Проект: Трансдисциплинарная методология инновационного развития в России Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию Лепский Владимир Евгеньевич Институт философии РАН, главный научный сотрудник