Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Литература как искусство слова Основополагающий вопрос: Что делает художественную речь красивой и образной?
Advertisements

Переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то.
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
Тема: Художественные средства в литературе Тема: Художественные средства в литературе Выполнила ученица 10 класса Алмухамбетова Ирина.
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо,
Стили речи merelenko-su.uCoz.ru. Лексика какого стиля неуместно использована в этих предложениях? Исправьте предложения: Татьяне чужды интересы светского.
Изобразительно- выразительные средства языка Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 2» г. Кимры Тверской обл. Телегина С. А.
5 класс Найдите и назовите однозначные слова. Найдите и назовите многозначные слова. Чем различаются словарные статьи однозначных и многозначных слов.
Образ Родины в живописи.. И.И.Левитан Пейзаж – описание природы в изобразительном искусстве, художественном произведении.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе по теме: "Художественный стиль текста"
Средства художественной выразительности Лебедева Ю.А. учитель начальных классов МОУ СОШ 56 г.Ярославль.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
Занятие 21 Выразительные средства современной русской речи. Тропы Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В. Учитель: Петрова Н.В.
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик… Ф.И.Тютчев …природу, где чувствуешь не автора, а саму стихию, передать не каждый может. Исаак.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Рисуем словами! Средства создания выразительной речи Урок - практикум.
Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Лошакова Екатерина ученица 6 б класса МОУ СОШ 103 Советского района города Волгограда Лошакова Екатерина ученица 6 б класса МОУ СОШ 103 Советского района.
Транксрипт:

Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»

Работу выполнила Работу выполнилаСуставова Елена Владимировна Елена Владимировна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ – основная общеобразовательная школа 10 г. Искитима Новосибирской области

МОУ – основная общеобразовательная школа 10 Искитим

Тема урока: Литература как искусство слова Основополагающий вопрос: Что делает художественную речь красивой и образной?

Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из- под самого сердца, так бы кипело, и животрепетало, как метко сказанное русское слово» Анна Ахматова писала: Всего прочнее на земле печаль И долговечней царственное слово.

Переносное значение слова – это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства (например, работа кипит) Тропы – слова, которые использует писатель в переносном значении (в переводе с греческого – «образ, поворот, оборот»)

Задание: в предложенном тексте найти тропы Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного пепельного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием мутного пламени. (К. Паустовский)

эпитеты сравнения метафоры

красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Примеры: Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)

Задание: в четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и определить, какой частью речи они выражены Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя.

– это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность Примеры: Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский) Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак)

Задание: в предложенных примерах найти образные сравнения Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин) Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский) Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)

употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) Сходство может проявляться: По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); По цвету (золотой медальон – золотые кудри); По цвету (золотой медальон – золотые кудри); По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) По другим признакам… По другим признакам…

Пример метафоры: В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

Задание: : в предложенных примерах найти метафоры … в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин) … в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин) Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин) Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин) Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом. Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом. Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин ) Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин )

Что делает художественную речь красивой, образной и выразительной? Что делает художественную речь красивой, образной и выразительной? Какие существуют виды тропов? Дайте определение каждого из изученных. Какие существуют виды тропов? Дайте определение каждого из изученных.

Литература – искусство слова. Но, чтобы овладеть этим искусством, нужно много трудиться, совершенствовать и обогащать устную и письменную речь. Этому мы можем научиться у замечательных русских писателей.