Русский меценат, коллекционер и благотворитель П.М. Третьяков Тема урока:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Павел Третьяков – коллекционер и меценат». Цели: 1.Выяснить значение слов «благотворительность», «меценатство». 2.Познакомить с деятельностью мецената.
Advertisements

Авторы : Александр Агарков и Сергей Скалыга Павел Михайлович Третьяков российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного.
К 180-летию Павла Михайловича Третьякова ( ) Основатель Третьяковской галереи.
Государственная Третьяковская галерея. Основатель галереи Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (известна также как Третьяковка) художественный музей.
Третьяков Павел Михайлович Презентация Юхневич Полины 8 «А» класс.
Государственная Третьяковская галерея. Павел Михайлович Третьяков
"Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств,
Третьяковская галерея. Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (изве стна также как Третьяковка) художественный музей в Москве, основанный в 1856 году.
Как создавалась Третьяковская галерея. История создания Третьяковской галереи началась давно. В 1832 году на свет появился основатель знаменитого художественного.
Третьяковская галерея. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только.
Третьяковская галереяТихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым.
Краткая информация о Павле Михайловиче Третьякове, основателе Третьяковской галереи. Учащиеся получили задание подготовить материалы о художниках. Учитель.
Целью моей работы является изучить богатства, которые отданы людям. Целью моей работы является изучить богатства, которые отданы людям. Задачей работы.
Третьяковская галерея. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только.
(«Урок благотворительности») Кузнецова С.Н., Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 г. Ейска.
Государственная Третьяковская галллерея Подготовил: ученик 8В класса МБОУ СОШ «Дневной пансион-84» Душкин Григорий.
Третьяковская галерея. Работа Калинина Дмитрия 8 "Б".
Цель работы: Сформировать представление о Третьяковской галерее как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников – передвижников.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ Портрет П. М. Третьякова, 1876 потомственный купец и владелец льняной мануфактуры в Костроме. Павел Михайлович.
Транксрипт:

Русский меценат, коллекционер и благотворитель П.М. Третьяков Тема урока:

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с деятельностью мецената П.М. Третьякова. 2. Знакомство с картинами выдающихся художников. 3. Пробудить у учащихся понимание красоты и назначении творений, чувства уважения и восхищения, великим подвигом П.М. Третьякова

План урока: 1. Рассмотрение понятий «благотворительность, меценатство» 2. Знакомство с деятельностью мецената П.М. Третьякова. 3. Экскурсия в Третьяковскую галерею.

Урок подготовил: Учитель истории МОУ «Караклинская СОШ» Герасимова Маргарита Михайловна

Благотворительность – это оказание материальной помощи нуждающимся. На средства благотворителей строились больницы, приюты, школы. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ БЛАГО ТВОРИТЬ

Меценатство – это покровительство наукам, искусству, культуре. Понятие «меценат» пришло к нам из Древнего Рима. У императора Августа был приближенный, выполнявший его поручения. Его звали Меценат. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально.

Третьяков Павел Михайлович ( 15 декабря декабря 1898 ) Простой, скромный до застенчивости человек с умными, вдумчивыми, удивительно добрыми глазами, всегда радушный, ясный внимательный, всегда правдивый, просветленный непрерывным общением с искусством – вспоминает о Третьякове И.С. Остроухов

Я желал бы оставить национальную галерею. Для меня истинно и пламенно, любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного хранилища изящных искусств, приносящих многим пользу, всем удовольствие. П.М. Третьяков

Принадлежал к роду Третьяковых. Получил хорошее домашнее образование. К концу 1840-х гг. Третьяковы владели пятью лавками в Старых торговых рядах между Ильинкой и Варваркой. После смерти отца дела вели мать и старшие сыновья. Сам Павел Михайлович в лет был обязан постоянно находиться в лавках. После смерти матери он возглавил семейное предприятие, расширил и укрепил его.

Русская православная этика так определяла главные идеалы человека: Почитание добра, души справедливости, нестяжательства. Это отразилось в русской пословице «лишнее не бери, карман не дери, души не губи». Идея богатства ради богатства была чужда русскому человеку, тем более П.М. Третьякову.

В 1865 женился на двадцатилетней Вере Николаевне Мамонтовой, образованной девушке из известной купеческой семьи, музыкально одаренной и разделявшей увлечение мужа искусством. Не только сам Третьяков но и его семья были своеобразным «полем притяжения» для русских деятелей искусства

Брак был счастливым. На семейных приемах бывали многие известные люди того времени, выдающиеся писатели, музыканты. Из детей в живых остались дочери и умственно неполноценный сын Михаил.

Дочери, которые росли в атмосфере искусства выбрали себе в мужья людей – далеких от торговых дел, - музыкантов, врачей, художников.

Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял общественные обязанности, занимал выборные должности. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей. Там жили 150 мальчиков и девочек. Здесь они воспитывались до 16 лет и выходили в жизнь, получив профессию.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.

«Стычка с финляндскими контрабандистами» К. Худякова

«Искушение» - Шильдер

...Мрачная подвальная комната. Здесь, в бедности, живет красивая девушка и ее старушка мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не встает с кровати за темной занавеской. Девушка зарабатывает вышиванием, но жалких грошей не хватает ни на хлеб, ни на лекарство. Однажды в подвал спустились недобрые гости: богатый молодой мужчина и бесчестная старуха, готовая за деньги оказать любую услугу. Старуха показывает девушке дорогой браслет. Если девушка полюбит человека, оставшегося за дверью, он подарит ей этот браслет. Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача. На лице девушки, в ее движениях испуг и отчаяние...

Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею. Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство «художественного музеума». Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.

Произведения современников В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.

Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов. Левитан И. И. Март.Саврасов А. К. Грачи прилетели.

Для задуманного Третьяковым Русского пантеона портретной галереи знаменитых соотечественников специально был заказан ряд портретов деятелей отечественной культуры ведущим мастерам Н. В. Невреву, Н. Н. Ге, В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину и др. Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871

В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.

Дар Москве В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось : 1287 живописных произведений русской школы 518 графических произведений русской школы 75 картин 8 рисунков европейской школы 15 скульптур коллекция икон.

15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Здание Третьяковской галереи

-"Я купцом родился, купцом и умру",- ответил Третьяков явившемуся обрадовать его чиновнику. Единственное звание, принятое им с гордостью - Почетный гражданин города Москвы.

Умер Павел Михайлович 4 декабря 1898 года. Последние слова, которые он произнес «Берегите галерею». Похоронен на Даниловском кладбище. В 1948 его прах перенесли на Новодевичье кладбище.

После смерти Павла Михайловича Третьякова в 1898 году, галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. В 1918 году, после Октябрьской революции, по подписанному В.И.Лениным декрету о национализации галереи, она стала называться Государственной Третьяковской галереей. В период советской власти Третьяковская галерея пополнила свое собрание не только картинами художников веков из собраний других коллекционеров, но и произведениями художников советского периода.

Нестеров написал замечательные слова о Третьякове. «Кому не приходила мысль о том, что, не появись в свое время П.М. Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское искусство, судьбы его были бы иные: может быть, мы не знали бы ни «Боярыни Морозовой», ни «Крестного хода», ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда в те далекие годы, это был подвиг».

В плане культурного наследия, научно- технический прогресс с каждым днем открывает нам все новые и новые формы и результаты деятельности человека в сфере культуры и искусства. И нам, в наше время, необходимо заботится о них, сохранять и приумножать их, в то же время не забывая о прошлом, чтобы оставить своим потомкам наше видение мира, нашу жизнь, как это сделал поистине великий человек - Павел Михайлович Третьяков.

Васнецов В.М. «Богатыри»

Васнецов В.М.«Аленушка»

И.Е. Репин «Не ждали»

В.И.Суриков. Боярыня Морозова, 1887

В.И.Суриков. Голова боярыни Морозовой, Этюд для картины «Боярыня Морозова»

В.И. Суриков «Меньшиков в Березове»

Айвазовский И.К. «Черное море»

И.И.Шишкин. Утро в сосновом лесу, 1889

И.И.Шишкин. Корабельная роща, 1898

И.Е.Репин. Портрет П.М.Третьякова, основателя Третьяковской галереи, 1883