Старославянизмы в современном русском языке Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ 42 г.Воронежа ГАЛИЗИНА Татьяна Валериевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Откуда пришла наша азбука?. Так жили славяне 1000 лет назад.
Advertisements

Что мы знаем об истории русского языка Выполнила ученица 7 класса ЦДОДИ Пиуто Кристина.
Откуда «АЗБУКА» пришла? «Грамоте учиться всегда пригодится» «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»
Турнир знатоков русского языка ГДЕ ? ЧТО ? КОГДА ?
- Что такое « праздник »? (Это день торжества, установленный в честь или память кого- или чего-либо). - А что такое « письменность »? (Это и совокупность.
Дни славянской письменности в ГБОУ СОШ 664. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. 323 «О праздновании Дня славянкой.
Полногласия и неполногласия как признак старославянизмов. Презентацию подготовила ученица 6 класса Б Сущенко Мария.
Работа учащейся 8а класса Мовсисян Лилит Учитель: Марченкова И.М.
Труды Кирилла и Мефодия: Кириллица и Глаголица. Интересные факты: 1) С самого начала славянской буквенной письменности существовало две системы, два алфавита:
Старославянизмы Подготовила : Аравина Настя. Старославянизмы - это целая группа слов, заимствованная из старославянского языка - языка церковных служений.
24 мая-День Славянской письменности Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ Рунской ООШ Екиманин О.Н.
Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий. Учитель начальных классов МБОУ Сычевская СОШ 1 Макарова Татьяна Алексеевна.
Выполнил: Нурутдинов Айрат. СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК, первый письменно- литературный язык славян в 9-11 вв. Относится к славянским языкам.
Тема урока:. 1. Исходя из материалов прошлого урока, рассказать о житие Кирилла и Мефодия; 2. Познакомиться с историей возникновения славянских азбук.
Поговорим о родном, исконном…. Цели урока: Повторить и углубить сведения о старославянизмах Продемонстрировать связь между русским языком и литературой.
День славянской письменности и культуры Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. В память о великом подвиге братьев.
Письменность – величайшее достижение человека. История возникновения письма уходит своими корнями в древность. У разных народов – разное количество букв.
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ. АЗБУКА и АЛФАВИТ Слово азбука произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово.
Презентация 1150-летие создания славянской письменности Подготовила учитель русского языка и литературы Нурмухаметова Т.Г.
Заимствованные слова и их употребление. Ле́ксика раздел науки о языке, изучающий значения слов. Также под этим словом понимают совокупность слов того.
Транксрипт:

Старославянизмы в современном русском языке Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ 42 г.Воронежа ГАЛИЗИНА Татьяна Валериевна

ЛЕКСИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ИСКОННО РУССКАЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЕНЕСЛАВЯНСКИЕ

Примеры исконно русских слов рожь корова снег ветер город деревня молодой хороший и др.

Старославянизмы Старославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка, языка древнейших (X-XI вв.) памятников славянской письменности. Старославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка, языка древнейших (X-XI вв.) памятников славянской письменности. Старославянский язык возник как язык переводов. Это искусственный, книжный язык, который имеет под собой живую славянскую основу. Такой реальной основой был македонский диалект болгарского языка, языка жителей города Солуни (ныне Салоники), в котором находились Кирилл и Мефодий в период создания азбуки. Старославянский язык возник как язык переводов. Это искусственный, книжный язык, который имеет под собой живую славянскую основу. Такой реальной основой был македонский диалект болгарского языка, языка жителей города Солуни (ныне Салоники), в котором находились Кирилл и Мефодий в период создания азбуки.

Кирилл и Мефодий

Они родились и выросли в благочестивой семье в Византийском портовом городе под названием Солунь, расположенном на берегу Эгейского моря. Славяне называли этот греческий город Фессалоники (ныне - Салоники). От названия города идет традиция называть их солунскими братьями.

Греция. Салоники

Старославянский язык получил широкое распространение на Руси, так как был в значительной степени понятен русским людям и усвоение его не представляло больших трудностей. Он способствовал обогащению словарного состава русского языка. Старославянский язык получил широкое распространение на Руси, так как был в значительной степени понятен русским людям и усвоение его не представляло больших трудностей. Он способствовал обогащению словарного состава русского языка.

Из старославянского вошли в русский язык: слова с неполногласными сочетаниями: сладкий (русск. - солод), враг (русск. - ворог), плен (русск. - полон) и др.; слова, где имеется чередование д с жд или т с щ: ведать – невежда (русск. – невежа, чередование д с ж), возвратить – возвращу (русск. – воротить – ворочу, чередование т с ч). слова с неполногласными сочетаниями: сладкий (русск. - солод), враг (русск. - ворог), плен (русск. - полон) и др.; слова, где имеется чередование д с жд или т с щ: ведать – невежда (русск. – невежа, чередование д с ж), возвратить – возвращу (русск. – воротить – ворочу, чередование т с ч).

Из старославянского языка вошли в русский некоторые приставки и суффиксы, например: пре-, чрез-, из-, низ- (превосходный, чрезвычайный, низвергать, изгнать); -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (могущий, поющий, лежащий, кипящий); -знь, -ыня (в отвлеченных словах), -тв(а), -стви(е), -чий, -тай (жизнь, гордыня, битва, бедствие, кормчий, глашатай). Из старославянского языка вошли в русский некоторые приставки и суффиксы, например: пре-, чрез-, из-, низ- (превосходный, чрезвычайный, низвергать, изгнать); -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (могущий, поющий, лежащий, кипящий); -знь, -ыня (в отвлеченных словах), -тв(а), -стви(е), -чий, -тай (жизнь, гордыня, битва, бедствие, кормчий, глашатай).

Судьба старославянизмов Одни старославянизмы вытеснили однокоренные русские слова и поэтому свободно употребляются в различных стилях современного русского литературного языка, например: сладкий, влажный, охрана, враг, храбрый, жажда и др. Одни старославянизмы вытеснили однокоренные русские слова и поэтому свободно употребляются в различных стилях современного русского литературного языка, например: сладкий, влажный, охрана, враг, храбрый, жажда и др.

Другие старославянизмы составляют группы слов, разошедшихся по своему лексическому значению с исконно русскими словами, например: невежда (необразованный человек) – невежа (невежливый человек), прах (останки, тело человека после смерти) – порох (взрывчатое вещество) и др. Другие старославянизмы составляют группы слов, разошедшихся по своему лексическому значению с исконно русскими словами, например: невежда (необразованный человек) – невежа (невежливый человек), прах (останки, тело человека после смерти) – порох (взрывчатое вещество) и др. значительная часть старославянизмов была вытеснена из русского языка исконно русскими словами, например: глас (голос), злато (золото), брада (борода), нощь (ночь) и др. Употребление таких слов в современном русском языке всегда обусловлено стилистическими целями. значительная часть старославянизмов была вытеснена из русского языка исконно русскими словами, например: глас (голос), злато (золото), брада (борода), нощь (ночь) и др. Употребление таких слов в современном русском языке всегда обусловлено стилистическими целями.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Найдите в современном русском языке слова, имеющие старославянские корни. 1)После жаркого дня вечером веет чем? 1)После жаркого дня вечером веет чем? (Прохладой) 2)Министерство, отвечающее за охрану здоровья в стране, проводящее реформы в этой области. 2)Министерство, отвечающее за охрану здоровья в стране, проводящее реформы в этой области. (Министерство здравоохранения)

Упражнение 2. Какой части речи принадлежат суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-? Дайте полную характеристику, опираясь на уже имеющиеся знания в области морфологии. Какой части речи принадлежат суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-? Дайте полную характеристику, опираясь на уже имеющиеся знания в области морфологии. (Это суффиксы действительных причастий настоящего времени.) Пишущий, читающий, кричащий, щадящий

Упражнение 3. В следующих примерах найдите старославянизмы и укажите к каждому из них однокоренное русское слово. 1)…Раздался звучный глас Петра. 2)И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)…Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья. 1)…Раздался звучный глас Петра. 2)И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)…Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья. (Из произведений А.С.Пушкина)

Задания на закрепление изученного

Задание 1. Перепишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните. С полученными словосочетаниями составьте шесть предложений. Перепишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните. С полученными словосочетаниями составьте шесть предложений. 1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой). 1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).

Задание 2. ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК ЗАПАДНАЯ ГРУППА ЮЖНАЯ ГРУППА (прародитель старославянского языка) ВОСТОЧНАЯ ГРУППА

ЗАПАД- НАЯ ГРУППА польскийчешскийсловацкий верхне- лужицкий нижне- лужицкий

ЮЖНАЯ ГРУППА сербо- хорватский словенскиймакедонскийболгарский

ВОСТОЧНАЯ ГРУППА русскийукраинскийбелорусский

Задание 3. Угадайте, как звучат по-русски названия известных сказок Ш.Перро и Г.- Х.Андерсена, представленные в таблице на болгарском, сербском и польском языках. Угадайте, как звучат по-русски названия известных сказок Ш.Перро и Г.- Х.Андерсена, представленные в таблице на болгарском, сербском и польском языках.

БолгарскийСербскийПольскийРусский Червената шапчица Crvenkapica Czerwony kapturek ПепеляшкаPepeljugaKopciuszek Uspavana ljepotica Śpiąca krόlewna Храбрият шивач Krόlowa Śniegu Snjeguljica i sedam patuljaka Котаракът в чизми

БолгарскийСербскийПольскийРусский Червената шапчица Crvenkapica Czerwony kapturek Красная Шапочка ПепеляшкаPepeljugaKopciuszekЗолушка Uspavana ljepotica Śpiąca krόlewna Спящая красавица Храбрият шивач Храбрый портняжка Krόlowa Śniegu Снежная Королева Snjeguljica i sedam patuljaka Белоснежка и семь гномов Котаракът в чизми Кот в сапогах

«Что? Где? Когда?»

Вопрос 1. У цветка астры много длинных тонких лепестков. Что именно она напоминала тому, кто давал цветку такое название? У цветка астры много длинных тонких лепестков. Что именно она напоминала тому, кто давал цветку такое название?

Вопрос 2. Название этого домашнего животного произошло от польского слова «король». Что это за животное, если именно оно привело известную героиню чудесной книги в не менее чудесную страну? Название этого домашнего животного произошло от польского слова «король». Что это за животное, если именно оно привело известную героиню чудесной книги в не менее чудесную страну?

Вопрос 3. Древние славяне вырезали из кости мелкие изделия с замысловатым орнаментом и всегда носили с собой, чтобы они отпугивали всяческие несчастья от их владельца. Что это за предмет и какую роль выполняют подобные изделия сейчас? Древние славяне вырезали из кости мелкие изделия с замысловатым орнаментом и всегда носили с собой, чтобы они отпугивали всяческие несчастья от их владельца. Что это за предмет и какую роль выполняют подобные изделия сейчас?

Вопрос 4. У русских детей в старые времена была игрушка, которая походила на современный волчок или юлу. Ее называли кубариком. Какое выражение сохранило для нас название этой игрушки? У русских детей в старые времена была игрушка, которая походила на современный волчок или юлу. Ее называли кубариком. Какое выражение сохранило для нас название этой игрушки?

Вопрос 5. В названии финских и эстонских островов или полуостровов часто встречается слог «ма», например: острова Саарема, Хиума, полуостров Эстима и другие. Что на финском языке означает слог «ма»? В названии финских и эстонских островов или полуостровов часто встречается слог «ма», например: острова Саарема, Хиума, полуостров Эстима и другие. Что на финском языке означает слог «ма»?

Вопрос 6. От финикийской азбуки произошли и арабская письменность, и греческий алфавит, из которого, как известно, выросли латинский алфавит и кириллица, каждый со своими изменениями и дополнениями. Что добавили в финикийскую азбуку древние греки? От финикийской азбуки произошли и арабская письменность, и греческий алфавит, из которого, как известно, выросли латинский алфавит и кириллица, каждый со своими изменениями и дополнениями. Что добавили в финикийскую азбуку древние греки?

Вопрос 7. Известно, что буква «Ф» чужда русскому языку. У Пушкина в поэме «Полтава» эта буква встречается один раз в слове «цифра» и дважды в слове «анафема», которой предали Мазепу. В каком единственном слове она встречается в пушкинской «Сказке о царе Салтане»? Известно, что буква «Ф» чужда русскому языку. У Пушкина в поэме «Полтава» эта буква встречается один раз в слове «цифра» и дважды в слове «анафема», которой предали Мазепу. В каком единственном слове она встречается в пушкинской «Сказке о царе Салтане»?

Вопрос 8. По мнению А.Х.Востокова, русского филолога, основателя этимологии, это окончание во многих славянских именах и названиях произошло от глагола «означать» (именовать среди других). Хотя большинство из нас связывают это окончание с другим понятием. Каким? По мнению А.Х.Востокова, русского филолога, основателя этимологии, это окончание во многих славянских именах и названиях произошло от глагола «означать» (именовать среди других). Хотя большинство из нас связывают это окончание с другим понятием. Каким?

Вопрос 9. Одни этимологи полагают, что название этого зверя семейства куньих произошло от среды обитания. Другие – оттого, что скорняки, обрабатывая шкурку животного, выдирали грубые длинные шерстинки, оставляя только мягкий подшерсток. Что это за зверь? Одни этимологи полагают, что название этого зверя семейства куньих произошло от среды обитания. Другие – оттого, что скорняки, обрабатывая шкурку животного, выдирали грубые длинные шерстинки, оставляя только мягкий подшерсток. Что это за зверь?

Вопрос 10. Выражение «пялить глаза» - значит упорно смотреть на что-либо. Если вы сообразите, на ЧТО именно упорно смотрели наши бабушки, выполняя чисто девичью, женскую работу, то назовете этот предмет. Выражение «пялить глаза» - значит упорно смотреть на что-либо. Если вы сообразите, на ЧТО именно упорно смотрели наши бабушки, выполняя чисто девичью, женскую работу, то назовете этот предмет.