Что день грядущий нам готовит? Проф. Г.Л.Апанасенко
Научный прогресс изменил наши представления о человеке. Пересадка внутренних органов, а также крупных и мелких «деталей» стала почти обычным делом. Тысячи людей живут с органами и даже лицом другого человека. Они прижились, и ни у кого не возникает сомнение о том, что «эти» органы «чужие» и, что он стал другим.
Нынешние экспериментаторы не намерены ослабить хватку доктора Франкенштейна. Многие современные ученые считают Франкенштейна и его последователей выдающимися личностями, основателями и движущей силой трансплантационной хирургии. Всерьёз обсуждаются перспективы пересадки головного мозга.
Между тем, нужно признать, что до сих пор никто не может (или не хочет?) ответить на вопрос: кого же новые франкенштейны получат в итоге? Будет ли при этом создан новый человек или будет оживлен умерший? Кто будет обладателем души – владелец тела или владелец головного мозга.
Быть может, это и незаметно на первый взгляд, но даже у просвещённой общественности нарастает страх поступить «греховно», то есть не в соответствии с "божественным предназначением". Есть все основания полагать, что разногласия между миром рациональным и миром иррациональным в эпоху биотехнологий постепенно становятся главной ареной борьбы нового века с «предрассудками» и «суевериями» прошлого тысячелетия
Во главе рационалистического течения встал трансгуманизм. Это новое биофилософское направление свободно от запретов на технологии, которые постулируют возможность таких манипуляций с человеком, как компьютеризация (нанороботизация), копирование сознания на синтетические носители (сеттлерика), «синтетические радости» (фантоматика и цереброматика) и, наконец, полная переделка конструкции человека и его окружения (пантокреатика). Цель всех этих пертурбаций - ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.
Трансгуманизму противостоит классический гуманизм, под которым понимается мировоззрение и образ жизни, основанные на уважении к человеку, на признании его права на самостоятельное развитие, его ответственности за свою судьбу и соблюдение общепризнанных моральных норм и законов, априори считающихся незыблемыми («божественными»).
Трансгуманизм оспаривает это и предполагает, что в своей основе он (трансгуманизм) является новым этапом в развитии гуманизма и является научно ориентированным мировоззрением, согласно которому современный человек не является вершиной эволюции, но, скорее – началом эволюции вида Homo Sapiens.
Человеческий мозг является на сегодня единственным органом, ещё не подвергавшимся трансплантации, - так что подобная операция с точки зрения логики научно-технического прогресса не просто представляется следующим закономерным шагом, но и в каком-то смысле выражает квинтэссенцию прогресса естественных наук.
Мечты, мечты! Где ваша сладость? Логика научно-технического процесса поставила и другую, схожую по масштабу, проблему – разработку технологии управляемого долголетия, или иммортальных технологий (технологий обеспечения индивидуального бессмертия)
А теперь – к станку! Возвращаясь к реалиям современности, отметим радикальные изменения в методологии медицинской науки. Это касается, прежде всего, смещения акцента в научных исследованиях и практической деятельности с борьбы с патологией на исследование механизмов здоровья и управление этими механизмами (валеология- санология)
Патогенез Здоровь е 3-е сост. Болезнь Взаимоотношение механизмов здоровья и болезни Саногенез
Физиологическая регулирующая медицина, цель которой - восстановление нормальной синергетической регулирующей деятельности нейро-иммунно- эндокринных механизмов на уровне клетки – типичный представитель санологического направления в современной медицине (левый треугольник)
С самого начала санология постулировала необходимость обоснования, кроме качественных характеристик здоровья («лучше- хуже»), и количественных методов «измерения» здоровья. Это позволило оценивать эффективность мероприятий количественно – по динамике уровня здоровья, что неизмеримо повышает доверие пациента к лечащему врачу.
«Шкала» здоровья
Распространённость факторов риска ИБС в зависимости от УФЗ
Один из методов количественной оценки уровня здоровья основан на наличии глобальной закономерности окружающего нас мира – ФРАКТАЛЬНОГО ЕГО СТРОЕНИЯ
Фрактальная геометрия Природы (Бенуа Мандельброт, 1973)
Фрактал – некая фигура, которая повторяется в различном масштабе и расположении во всём, что нас окружает
ФРАКТАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ПРИРОДЫ И ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Сердечный ритм является типичным фрактальным объектом
Фрактальность объекта можно характеризовать. При фрактальном анализе анализируются два показателя: характер аттрактора и индекс самоподобия системы. Самый простой аттрактор, который характеризует поведение маятника. Это - точка.
Аттрактор отражает поведение системы в пространстве
Hurst-индекс - индекс самоподобия фрактальных структур и стохастичности функционирования системы) (Н): В природных условиях Н = 0,73 ± 0,09.
Фрактальная характеристика сердечного ритма у пациентов
Омега-2М
Нейродинамический анализ
Энергетический баланс
Картирование биоритмов мозга
Состояние ЦНС
Фрактальный портрет
Биологический возраст
Оптимальный алгоритм действий врача - назначение мероприятий, направленных на совершенствование механизмов здоровья; - количественная оценка их эффективности (по методике Г.Л.Апанасенко или фрактальному анализу сердечного ритма).
Благодарю за внимание!