Программа развития ГОУ СОШ 1980 на период гг «Школа и семья - партнёрство в воспитании гражданина» Городская экспериментальная площадка «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам»
Ведущая цель Совершенствование структуры, содержания общего образования и переход на личностно-ориентированную работу с учащимися на основе современных эффективных педагогических технологий
Адаптационные цели жизни Необходимость учиться в течение всей жизни; Быть успешным на рынке труда; Необходимость ориентироваться в информационных потоках, жить в насыщенном информационном поле; Становление правового государства, формирование гражданского общества; Необходимость быть конкурентноспособным в условиях рыночных отношений; Необходимость проявления индивидуальности в современном мире; Необходимость жить в поликультурном пространстве мегаполиса, преодоление разобщенности современного общества
Педагогические задачи Обеспечение преемственности и непрерывности общего и высшего образования в изменившихся условиях; Создание условий для достижения базового и профильного стандартов обучения; Формирование умений собирать, систематизировать, анализировать, обрабатывать и использовать информацию; Формирование начальных правовых знаний, ценностей гражданского общества; Создание условий для формирования лидерских качеств личности; Создание условий для самоопределения и самоидентификации личности; Коррекция поведения, формирование навыков межличностного общения, проектирования и осуществления совместной деятельности.
Этапы реализации эксперимента ГодЭтапыДеятельность педагогов 1. Погружение в эксперимент. Проблематизация. 2003/ 2004 А) Выбор темы эксперимента. «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по ИУП» Б) Анализ предстоящей деятельности. Предварительное вычленение подтем (организация проектной деятельности, использование предметов расширения). В) Формирование групп единомышленников из числа педагогов Организационная работа по объединению творческих учителей школы в коллектив единомышленников, желающих работать в эксперименте.
Этапы реализации эксперимента ГодЭтапыДеятельность педагогов 2. Разработка плана и организационной деятельности. 2004/ 2005 А) Подготовка материалов к исследовательской работе; Подбор литературы, вопросов для поисковой деятельности. Б) Планирование технологического процесса. Проведение консультаций, координирование работы, стимулирование деятельности. В) Разработка документации. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. Выработка положения о проектной деятельности, форм выражения результатов исследовательской деятельности ( видеофильмы, постеры, натуральные объекты, литературные гостиные и т.д.)
Этапы реализации эксперимента ГодЭтапыДеятельность педагогов 3. Технологический этап (осуществление эксперимента) 2005/ 2009 А) Организация предпрофильных классов. Создание на базе 9А класса предпрофильного класса социально- гуманитарного направления. Б) Организация профильного обучения. Создание элективных курсов для учащихся 9-10 классов. В) Подготовка документации к вхождению в эксперимент по ИУП. Тестирование учащихся, анкетирование учащихся и родителей; проведение родительских собраний, дней открытых дверей, методических советов и административных совещаний. Г) Моделирование.Составление индивидуальных учебных планов для учащихся 9 – 10 классов с учетом их выбора предметов профильного направления.
Этапы реализации эксперимента ГодЭтапыДеятельность педагогов 4.Заключительный этап (презентация и оценка результатов) А) Подведение итогов и научно-системное осмысление результатов реализации программы. Анализ работы учителей-предметников. Модули образовательных технологий для публикации в СМИ. Б) Проведение городской практической конференции по итогам эксперимента. Тиражирование накопленного опыта. Постановка новых стратегических задач.
Право обучающегося на выбор учебных предметов (базовых и профильных) и элективных курсов Индивидуальный учебный план Учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов и познавательных возможностей обучающихся Индивидуальная образовательная программа Учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания Индивидуальный образовательный маршрут Учет образовательных запросов обучающихся и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Фиксирует совокупность учебных предметов и элективных курсов, выбранных для освоения обучающимися и часы на их освоение Определяет профиль обучения Определяет конкретный образовательный результат Самоопределение старшеклассника
Индивидуальная образовательная программа Процедура выбора ИОМ Учебный план ЦелиЦенности Формы и сроки аттестации, учета достижений Формы учебных практик, проектов Образовательные результаты Характеристика учебных программ
Функции индивидуальной образовательной программы Фиксирует нагрузку, закрепляет порядок выполнения УП и выбора образовательного маршрута Информирует учащегося об образовательной деятельности за два года Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики Позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора
Индивидуальный учебный план Индивидуальная образовательная программа Индивидуальный образовательный маршрут прогнозирование проектирование конструирование «Я выбираю предметы для изучения» «Я составляю программу образовательной деятельности» «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа» Самоопределение старшеклассника
учебный год НаправленияГуманитарноеФизико- математическое Социально- гуманитарное 9 класс36%32% 10 класс45%40%15% учебный год НаправленияГуманитарноеФизико- математическое Естественно- научное Социально- гуманитарное 9 класс58%14%12%16% 10 класс52%29%9%10%
Элективные курсы Название курсаКлассы Подросток и закон9,10 Английская лексика: правильный выбор слова9,10 Анимация Macromedia Flash MX9,10 Лабораторный практикум по физике9 Физиология высшей нервной деятельности9 Культура речи10 Развитие речи в рамках делового общения10,11 Практикум решения задач по алгебре10,11 Пищевые добавки10 Грамматика английского языка10,11 Капризы и прихоти английского языка10,11 Практикум решения задач по физике10 Мир окислительно-восстановительных реакций9-11 Избранные вопросы геометрии: понятие и свойства педального треугольника. 9 Подготовка к ЕГЭ по русскому языку11
Проектно-исследовательская деятельность учащихся Обязательным компонентом обучения является исследовательская деятельность учащихся: работа над проектом, проводимая в течение нескольких месяцев до двух лет позволяет учащимся получить навыки такого рода деятельности. Метод проектов позволяет при решении какой-либо проблемы интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки, техники, технологии.
Проектная деятельность Методист по проектной деятельности Родители, учащиеся, учителя (научные руководители) Естествен но- научный цикл Гуманитар ный цикл Технологи ческий цикл Эсте тиче ский цикл Информа ционный цикл Физико- математически й цикл Историчес кий цикл П Р О Е К Т Ы
Психолого-педагогическая поддержка Психологическая служба Диагностический блок Аналитический блок Консультативный блок
В школе работает психологическая служба, которая отслеживает состояние комфортности, психологической среды, в частности, среди обучающихся в 9, 10 и 11-х классах. Удовлетворенность учащихся комфортностью психологической среды поддерживается на уровне 87% в течение последних трех лет. Возрастает значимость педагогического сотрудничества всех участников педагогического процесса в школе. Между учащимися, учителями, родителями сложились отношения партнерства.
Удовлетворенность учащихся и их родителей образовательной средой (в % от общего количества опрошенных) В школе создана комфортная образовательная среда для каждого обучающегося, что подтверждается данными анкетирования учащихся и их родителей Степень удовлетворенности Полная6878 Частичная Не удовлетворены865
Анализ результатов Индивидуализация процесса обучения привела к росту качества. Как показали результаты мониторинга, заинтересованный, мотивированный учащийся демонстрирует более высокие результаты не только по профильным, но и по общеобразовательным предметам. Предмет % качества по базовому уровню % качества по профильному уровню Английский язык Русский язык Литература ОИВТ Алгебра и начала анализа Физика
Экспериментальная работа по ИУП показала практическое совпадение целей и результатов. Учащиеся, выбравшие определенные профильные предметы, как правило, поступают в высшие или средне-специальные учебные заведения по родственному профилю. Год выпуска Общий % поступления в ВУЗ Гуманитарные ВУЗы (гуманитарная группа) Технические ВУЗы (физико- математическая группа) %84%76%
В процессе обучения учащихся х классов в формате ГЭП социализация личности ребенка происходит наиболее активно: в учебной деятельности он приобретает качество, опыт, необходимые для дальнейшей жизни. Выпускники школы достаточно легко адаптируются в обществе, адекватно реагируют на жизненные события, продолжают образование, заканчивают вузы и в дальнейшем, в большинстве, работают по выбранному еще в школе направлению.
Положительный результат Организована предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов, что способствует неслучайному определению профиля в старших классах; Организована работа по изучению отдельных дисциплин программы полного среднего образования для учащихся с соответствующей мотивацией и способностями; Созданы условия для значительной дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ (маршрутов), которые решают проблему перегрузки старшеклассников; Созданы условия для расширения возможности социализации учащихся; Сформированы творческие предметные зоны обучения в школе в соответствии с зонами познавательных интересов обучающихся; Сформирован механизм непрерывного обновления компетенций педагогов в рамках развития профильного обучения и информатизации образования в школе; Сформированы педагогические секции (кафедры) при школьном методическом совете для реализации содержания образования на основе модульного подхода в построении программ обучения и воспитания; Эффективно используется рабочее время с целью вовлечения обучающихся в проектную деятельность и полезный труд для приобретения навыков использования своих знаний на практике и применения в жизни; Обеспечена оперативная информационная поддержка обучающихся и семьи со стороны школы.
В рамках реализации программы развития нашей школы планируется сотрудничество с ВУЗами, продолжение работы в направлении предпрофильных и профильных классов (групп), использование образовательных программ повышенного уровня, участие в различных мероприятиях (окружного,городского уровней) в рамках довузовской подготовки, дальнейшее развитие физико-математического, гуманитарного и социально-гуманитарного циклов, совершенствование технологии работы по индивидуально-учебным планам,отработка модели профильного обучения, перспектива реализации информационного пространства в рамках программы "Школа будущего" (2010 г.)
Обновление содержания образования и повышение квалификации педагогов в рамках формирования комплексной модели «Информатизация и Школа будущего».
Социальная зона 1. зона работы с родителями 2. зона охраны 3. зона питания 4. зона здравоохранения 5. зона психологов 6. зона социального педагога Зона технической и информационной поддержки методический блок образования Учительская-Метод. Кабинет- ИПКРО Предметные кабинеты Интернет-клуб школьный сервер/ ЛВС компьютерный клуб Компьютерные классы Издательский комплекс Библиотека/медиацентр веб-студия исследовательские лаборатории дополнительное образование начальное и основное обучение административная зона дистанционное обучение профильное обучение воспитательная работа и досуговая деятельность ЦИФРОВЫЕ ЗОНЫ ШКОЛЫ