Ввод данных это передача исходных данных программы в оперативную память компьютера для обработки. Инструкцию ввода с клавиатуры можно записать в одной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока Переменная. Тип данных. Ввод и вывод данных.
Advertisements

Алгоритм Мухаммед аль - Хорезми (IX век н.э.). Описание алгоритма Алгоритм – совокупность четко определенных правил для решения задачи за конечное число.
Операторы языка Паскаль Условные операторы. Оператор условия ЕСЛИ (if) Оператор условия ВЫБОР (case) Условные операторы предназначены для выбора к исполнению.
ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫ. Алгоритмические действия над исходными данными и рабочими объектами языка, необходимые для решения поставленной задачи описываются.
Познакомиться с основными понятиями языка Pascal 2.
Презентация на тему: «Программирование Разветвляющихся структур». Составила: учитель информатики Чура Н.А. 1.
ТЕМА: «ПРОВЕРКА УСЛОВИЯ» 8 – 9 класс Логунова Наталия Борисовна учитель информатики и ИКТ высшей категории МОСКВА, 2012.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
Составить программу вычисления периметра равнобедренного треугольника. Задача.
Использование составных логических выражений в условном операторе Паскаля.
Оператор ветвления (условный оператор) позволяет изменить порядок выполнения операторов в зависимости от выполнения некоторого условия (истинности логического.
1 Программирование на языке Паскаль Ветвления. 2 Разветвляющиеся алгоритмы Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них. Идея решения:
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
Язык программирования Паскаль. Блез Паскаль ( ) Французский философ. Писатель, математик, физик. Имя Паскаля носит целый ряд фактов, установленных.
Введение в Паскаль. ввод Для ввода чисел используется оператор read или readln. Вводимые числа должны отделяться друг от друга пробелом или нажатием клавиши.
Язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль.
Урок по теме: «Условный оператор» Автор: Алексеева Е.В., Учитель информатики и ИКТ МОУ «Сланцевская СОШ 3» 2/1/2014.
Понятие переменной Переменная – это величина, которая изменяется в процессе работы программы. Для описания переменной следует указать имя переменной,
10 класс Урок 55.. Выражения и операции Любое выражение имеет определенный тип и после вычисления возвращает некоторое значение. Простейшими.
Тест классы По программированию Pascal.
Транксрипт:

Ввод данных это передача исходных данных программы в оперативную память компьютера для обработки. Инструкцию ввода с клавиатуры можно записать в одной из форм: read(xl, х2,..., xN); readln; readln(xl, x2,...,xN); где x1, x2, xN список ввода, содержащий имена переменных допустимых типов. При этом первые две инструкции, выполненные последовательно, эквивалентны третьей.

инструкция readln при вводе с клавиатуры предпочтительнее read, т. к. полностью освобождает буфер клавиатуры. Инструкция read оставляет в буфере клавиатуры код клавиши, что может привести к неправильной работе следующей команды ввода; в одной инструкции read или readln можно записать несколько переменных, разделенных запятыми. При выполнении программы значения, вводимые с клавиатуры, можно разделять пробелом либо символом табуляции (клавиша ) или нажимать клавишу после ввода каждого из значений; инструкция readln; (без переменных) обычно записывается в конце программы и служит для создания паузы, которая длится до нажатия пользователем клавиши ; тип данных, вводимых во время работы программы, должен соответствовать типу переменной, указанной в инструкции ввода.

Вывод данных это передача данных после обработки из оперативной памяти на устройство вывода (экран, принтер, файл на диске). Инструкция вывода на экран записывается в одной из следующих форм: write(y1, у2,...,yN) ; writeln; writeln(y1, y2,...,yN); где y1, y2,...,yN список вывода. Первые две инструкции, выполненные последовательно, эквивалентны третьей.

инструкции write и writeln предназначены для вывода констант различных типов, значений переменных или выражений. Число параметров произвольно; из констант наиболее часто выводятся строки текста (вспомним, что строковые константы заключаются в апострофы); если в инструкции вывода записано выражение, то сначала будет произведено его вычисление, а затем выполнен вывод полученного результата. процедура вывода writeln аналогична write. Отличие заключается в том, что после вывода курсор автоматически переходит в начало новой строки; инструкция writeln (без параметров) переводит курсор в начало следующей строки. Таким способом можно, например, отделять результаты работы программы друг от друга одной или несколькими пустыми строками.

Пример: программа спрашивает имя пользователя и выводит на экран сообщение, что данный пользователь учит Паскаль. program p1; var a:string; begin writeln(Введите свое имя'); readln(a); writeln(a,' учит Паскаль'); readln; end.

Вывод значения вещественного типа осуществляется в форме с использованием степени десяти. Если такой вид результатов не устраивает пользователей, то программисту следует позаботиться о приемлемом формате вывода. В инструкциях вывода имеется возможность записи выражения, определяющего ширину поля вывода для каждой выводимой переменной или константы: write (yl: w:d, у2: w: d,..., yN: w: d); writeln (yl: w: d, y2: w: d,..., yN: w: d); где w задает общую ширину поля вывода; d место под дробную часть; w и d константы или выражения целого типа. Параметр d указывается только для выражений вещественного типа.

если w, заданное программистом, мало, то при выводе ширина поля будет увеличена. Часто задают w = 0 для автоматического подбора ширины поля вывода; если w, наоборот, слишком велико, то выводимое значение прижимается к правому краю поля вывода, а слева выводятся пробелы; если мало d, то производится округление.

Пример. Найти сумму, разность, произведение и частное двух чисел. program p2; var a,b,r,s,p:integer; c:real; begin writeln('Vvedite dva chisla'); readln(a,b); r:=a-b; s:=a+b; p:=a*b; c:=a/b; writeln('a-b=',r); writeln('a+b=',s); writeln('a*b=',p); writeln('a/b=',c:6:3); readln; end.

Оператор if можно записать двумя способами. Вариант 1 if Условие then { Действия, которые выполняются, если Условие истинно} else { Действия, которые выполняются, если Условие ложно }; Вариант 2: if Условие then { Действия, которые выполняются, если Условие истинно }; Во втором случае говорят о сокращенной форме условного оператора (алгоритмическая конструкция обход).

Описание выполнения оператора if Выполнение условного оператора начинается с вычисления условия. Если оно истинно, то выполняется оператор, стоящий после служебного слова then. Если условие ложно, то выполняется оператор, стоящий после служебного слова else, а в сокращенной форме условного оператора выполняется следующая по порядку за оператором условия инструкция.

Следует знать: при вложенности операторов каждое else соответствует тому then, которое непосредственно ему предшествует; конструкций со степенью вложенности более 23 необходимо избегать из-за сложности их анализа при отладке программы; если в сложном условном операторе проверяемые Условие1, Условие2... не влияют друг на друга, т. е. последовательность их вычисления безразлична, в тексте программы их рекомендуется располагать в определенном порядке. Условие, с наибольшей вероятностью принимающее значение true, должно стоять на первом месте, с меньшей вероятностью на втором, и т. д. Это ускорит выполнение программы.

Пример: пользователь вводит возраст, определить совершеннолетний ли он. program p3; var a:integer; begin writeln('Vvedite vozrast'); readln(a); if a>=18 then writeln('sovershennoletnij') else writeln('nesovershennoletnij'); readln; end.

Пример: Пользователь вводит число, если оно положительное, то увеличить его в два раза. program p4; var a:integer; begin writeln('Vvedite chislo'); readln(a); if a>0 then a:=a*2; writeln('chislo=', a); readln; end.

Составной оператор представляет собой группу из произвольного числа операторов, отделенных друг от друга точками с запятой. Группа ограничена операторными скобками begin и end. Часто в условных операторах используют составной оператор begin end. Если между begin и end находится только одна инструкция, слова begin и end лучше не писать. Обратите внимание при использовании в программе составного оператора обычно стараются слово end располагать строго под словом begin, чтобы легче было проверять соответствие операторных скобок.

Пример: Пользователь вводит число. Если оно положительное, то уменьшите его в два раза и выведите на экран, в противном случае выведите сообщение, является ли число отрицательным или нулем. program p5; var a:real; begin writeln('Vvedite chislo'); readln(a); if a>0 then begin a:=a/2; writeln('chislo=', a:6:3); end else if a

case Выражение-селектор of СписокКонстант1: { Инструкции, которые выполняются если Выражение-селектор совпадает с одной из констант из СписокКонстант1 }; СписокКонстант2: {Инструкции, которые выполняются если Выражение-селектор совпадает с одной из констант из СписокКонстант2 } ; … СписокКонстантN: {Инструкции, которые выполняются если Выражение-селектор совпадает с одной из констант из СписокКонстантN }; else { Инструкции, которые выполняются, если Выражение-селектор не совпало ни с одной из констант } end;

Описание выполнения оператора case Выполнение оператора case начинается с вычисления выражения-селектора. Инструкции, помещенные между begin и end, выполняются в том случае, если значение выражения, стоящего после слова case, совпадает с константой из соответствующего списка. Если это не так, то выполняются инструкции, следующие после else, расположенные между begin и end. Если else отсутствует, выполняется оператор программы, следующий за case. Список констант выбора может состоять из произвольного количества значений или диапазонов, отделенных друг от друга запятыми. Границы диапазона записываются двумя константами через разграничитель "..". Тип констант должен совпадать с типом селектора. Обратите внимание в конце оператора case стоит ключевое слово end, для которого нет парного слова begin. Оператор end располагают строго под case.

Следует знать: инструкция case является обобщением оператора if и используется для выбора одного из нескольких направлений дальнейшего хода программы; выбор последовательности инструкций программы осуществляется во время ее выполнения в зависимости от текущего значения выражения-селектора. выражение-селектор должно иметь порядковый тип (чаще всего integer, реже char, boolean или один из пользовательских типов). Использование вещественного и строкового типа недопустимо. константы выбора внутри одного оператора выбора должны быть различны, в противном случае выполняется первая "подходящая" ветвь. точку с запятой можно не ставить после последнего элемента списка выбора.

Пример: Пользователь вводит номер месяца, необходимо определить и вывести на экран пору года. program p6; var a:byte; begin writeln('Введите номер месяца'); readln(a); case a of 12,1,2:writeln(зима'); 3..5:writeln(весна'); 6..8:writeln(лето'); 9..11:writeln(осень'); else writeln(нет такого месяца') end; readln; end.

Основные операции отношения ОперацияНазваниеВыражениеРезультат =РавноА = Вtrue, если А равно B Не равноА Вtrue, если А не равно B > БольшеА > Вtrue, если А больше B < МеньшеА < Вtrue, если А меньше B >=Больше или равноА >= Вtrue, если А больше или равно В

* Таблицы истинности основных логических операций ОперацияДействиеВыражениеABРезультат notЛогическое отрицаниеnot АTrue False True andЛогическое ИA and ВTrue False TrueFalse orЛогическое ИЛИA or ВTrue FalseTrue FalseTrue False xorИсключающее ИЛИA xor ВTrue false TrueFalsetrue FalseTruetrue False false

Приоритет операций Если в логическом (булевском) выражении не использованы круглые скобки, то операции выполняются в порядке убывания приоритетов. Операции одинакового приоритета выполняются слева направо. Для задания явного порядка используются круглые скобки. Обратите внимание, в Pascal логические операции имеют более высокий приоритет, чем операции отношения. Поэтому каждое простое условие в логическом выражении обязательно заключается в скобки. Например, для целых m, mmax, n, nmax выражение m > mmax and n > nmax вызовет сообщение об ошибке, т. к. сначала будет выполняться операция mmax and n. Определим приоритет, расставив скобки, и получим правильное выражение: (m > mmax) and (n > nmax).

в языке Pascal нельзя записать двустороннее неравенство вида 1 1) and (х-2)and(x =2) условие принадлежности точки кругу единичного радиуса с центром в начале координат: sqr (х) +sqr (у)

Целочисленное деление div (от англ. division деление) отличается от обычной операции деления тем, что возвращает целую часть частного, а дробная часть отбрасывается. И операнды и результат операции должны быть целочисленные. Например 13 div 3 = 4. Взятие остатка от деления mod (от англ. modulus мера) вычисляет остаток, полученный при выполнении целочисленного деления. И операнды и результат операции должны быть целочисленные. Например 13 mod 4=1

Составить опорный конспект лекции по теме «Условный оператор, оператор выбора. Логические операции в Паскале, таблицы истинности» на основе презентации. Программирование на языке Pascal. Рапаков Г. Г., Ржеуцкая С. Ю. СПб.: БХВ-Петербург, 2004, стр. стр Составить программы: 1. Пользователь вводит два катета прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу. 2. Пользователь вводит два числа, если большее кратно меньшему, то найдите их сумму, в противном случае найдите их частное. 3. Пользователь вводит возраст, определить категорию: до 3-х лет –младенец, от 3-х до 7-дошкольник, от 7 до 18-школьник, от 18-до 60-трудоспособный, после 60-пенсионер.