Проектирование вариативной модели социокультурного комплекса на селе: содержание, организация, мониторинг Составитель: к.п.н., доцент С.И. Линник-Ботова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Advertisements

О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Критерии осуществление учреждением образования методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности других учреждений.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
В соответствии с приказом Минобрнауки России 373 от г. (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785) «Об утверждении и введении.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Конкурс инновационных.
Школа-лаборатория инновационного развития как форма научно-методического сопровождения инновационных процессов в образовании региона Фокина О.А., к.п.н.,
Социальное проектирование как средство активной социализации ребёнка.
Региональный проект «Комплексно-тематическое планирование в дошкольном образовательном учреждении по программе «Детство» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Ра звитие системы методической работы в условиях внедрения ФГОС в МБОУ СОШ 12 Зорина Н. Л. МБОУ СОШ 12.
«Комплексная организационно – педагогическая модель внеурочной деятельности в условиях модернизации и реализации федерального государственного стандарта.
Транксрипт:

Проектирование вариативной модели социокультурного комплекса на селе: содержание, организация, мониторинг Составитель: к.п.н., доцент С.И. Линник-Ботова

Социокультурный комплекс (культурно- образовательный центр; далее Комплекс) - государственное, образовательное, культурно- досуговое, многофункциональное объединение, деятельность которого направлена на: - реализацию учебных программ, содержательный аспект которых находится в тесной взаимосвязи с аграрно-промышленным комплексом, социумом данной территории; - изучение досуговых интересов, информационных потребностей и творческих способностей жителей села (района, города); - формирование у населения экологической культуры, бережного отношения к истории и культуре края, его традициям;

развитие духовности каждой личности, привитие ей основополагающих нравственно-эстетических принципов: честности, милосердия, толерантности, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим, бережного отношения к своей земле, любви к природе и т.д.; - воспитание духа патриотизма на героических примерах российской истории; - приобщение детей и молодежи к истокам народной духовности, ценностям православия, сохранение преемственности поколений; выявление одаренных детей и молодежи;

создание и развитие культурной сферы, способствующей приобщению населения к лучшим образцам художественной культуры российского и регионального уровней; - оказание реабилитационной помощи детям, молодежи, прибывшим из «горячих точек »; - активизацию совместной деятельности всех структур, заинтересованных в развитии социокультурной среды села, района; - освоение научных разработок, инновационных педагогических технологий в сфере образования и культуры; - обобщение передового опыта деятельности комплексов в сельской среде.

Такая модель может оказать влияние на сельскую среду в 2-х направлениях: образовательной и культурной. Она может рассматриваться как системообразующее звено в социокультурной динамике села, района, города, являясь одновременно заказчиком и носителем новационных технологий в плане культивирования сельской среды, тем самым обеспечить условия для выживания села в современных социально- экономических условиях.

Подобный центр (Комплекс) включает (объединяет) все образовательные и культурные учреждения, объединяет их кадровые ресурсы, координирует совместную деятельность всех структурных подразделений, рационально используя штатное расписание культурно-досуговых и образовательных учреждений, тем самым способствует формированию и развитию сельской культурной среды.

Центром всей этой работы может стать школа как культуросообразная открытая воспитательная система. Она становится своеобразным центром социально- педагогической деятельности как комплексной службы помощи ребенку, семье и всем жителям села. Процесс обучения в такой школе основывается на местных исторических, культурных, трудовых, нравственно-этических, природно- производственных ценностях, обычаях и традициях окружающей среды.

Эффективность реализации данной модели может быть достиг­нута при выполнении следующих условий : нормативно-правовое – предусматривает разработку новых нормативных актов, обеспечивающих успешное функционирование Комплекса;

научно-методическое - разработка модели Комплекса, расположенного в сельской местности; подготовка научно- методических рекомендаций по вопроса функционирования Комплекса; финансово-экономическое - финансирование мероприятий, обеспечивающих эффективность функционирования Комплекса из муниципального бюджета.

организационно-управленческое – определение территорий и головных организаций, участвующих в эксперименте, проведение эксперимента по апробации и внедрению в массовую практику вариативной модели Комплекса, адекватной условиям региона;

Большое значение в функционировании социокультурного комплекса на селе имеет социальное партнерство (взаимодействие) всех субъектов, расположенных на территории сельского социума.

Сотрудничество (взаимодействие) участников эксперимента осуществляется по следующим направлениям: Нормативное. Сотрудничество осуществляется на договорной основе. После заключения договора составляются совместные планы работы на год, полугодие, четверть и т.д. Издание совместных приказов и распоряжений.

Управленческое. Формирование команды единомышленников (администрация школы, ученые, педагоги, родители и др.). Введение в функции педагогов- организаторов (новаторов); решение задач взаимодействия с субъектами – социальными партнерами комплекса. Проведение объединенных педсоветов, совещаний и других мероприятий.

Программно-методическое. Разработка, систематизация научно- методического сопровождения развития пространства комплекса. Разработка программ, подпрограмм, учебно-методических материалов и других документов. Создание методических объединений; кафедр; предметно-методических групп, временных коллективов.

Организационно-педагогическое. Создание новых структур, временных творческих коллективов (группы разработки и реализации программы эксперимента), временных исследовательских коллективов и др. Проектирование, проведение различных совместных мероприятий. Развитие системы дополнительного образования. Совместное проектирование развития и использования материально-технической базы.

Научно-исследовательское. Создание НОШ (научное общество школьников); лабораторий; разработка пакетов документов для методологических, научно-практических семинаров, круглых столов, научно- практических конференций, конкурсов («Учитель года», «Учитель-исследователь», «Ученик-исследователь» и др.). Подготовка и проведение научно-практических семинаров, семинаров-практикумов, методологических семинаров, круглых столов, научно- практических конференций, конкурсов, этнографических экспедиций, выставок и т.п. Обновление системы повышения квалификации педагогических работников.

Информационное. Приоритетами в развитии взаимодействия должны стать разработка и педагогически целесообразное использование в образовательном процессе мультимедийных, интерактивных информационных технологий. Создание банка образовательной информации. Размещение информации о совместной деятельности, проведение дней открытых дверей. Приглашение СМИ. Совместная работа по подготовке материалов для газеты, сборника и других печатных изданий. Использование комплексных сетей.

Для создания социокультурных комплексов на договорной основе необходим примерный перечень следующих документов: концепция или программа реструктуризации, одобренная и принятая местными органами самоуправления; положение о социокультурном комплексе (с учетом местных территориальных особенностей); положение о координационном совете; договор или несколько договоров для установления юридически значимых отношений между участниками социокультурного комплекса и др.

Ядро механизма управленческой деятельности Комплекса носит системный характер и состоит из пяти основных действий : целеполагание, планирование, организация, руководство и контроль.

Основополагающим механизмом, обеспечивающим успешность формирования развивающей воспитательно-образовательной среды социокультурного комплекса, является проектирование.

Проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

В современном прочтении проектирование можно рассматривать как деятельность, в основе которой предусматривается промысливание того, что должно быть.

Проектирование можно рассматривать как: - специфический вид деятельности, направленный нас создание проекта как особого вида продукта; - научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико- ориентированной науки);

- форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; - управленческую процедуру.

В соответствии с этим педагогическое проектирование нами понимается как: - практико-ориентировочная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике воспитательно-образовательных систем и видов педагогической действительности - новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической деятельности (А.П. Тряпицина);

- прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек); - процесс создания и реализации педагогического проекта; - специфический способ развития личности, социума.

В целом, педагогические действия могут быть направлены на: - активизацию процесса познания; - обогащение форм процесса обучения (воспитания); - формирование определенного типа мышления (проектного) и отношения к окружающей действительности; - обучение собственно проектной деятельности; - изменение развивающей воспитательно- образовательной социокультурной среды в целом.

Нами были выделены особенности развивающей социокультурной среды, характеризующие содержание ее условий: содержательных, процессуальных, технологических.

В рамки содержательных условий мы вкладываем формирование и рациональное использование развивающей среды, обеспечивающей личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых; программно-методическое обеспечение воспитательно-развивающей среды на основе использования разнообразных программ, образовательных технологий с включением в них основных линий ФГОС нового поколения.

Под особенностями процессуальных условий мы подразумеваем прежде всего обеспечение творческого взаимодействия школьников, учителей, родителей, других заинтересованных лиц в соответствии с направлением деятельности социокультурного комплекса. Технологические условия представляют собой использование разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности обучающихся, обеспечивающих универсальное развитие личности.

В содержательном аспекте организация развивающей среды образовательного учреждения, других субъектов Комплекса в том или ином направлении рассматривается как совокупность взаимосвязанных ее составляющих: организационные условия, организационная структура, средства и технология.

Организационные условия предполагают создание организационно- педагогических, материально- технических, правовых и социально- психологических условий, необходимых для повышения эффективности педагогического процесса образовательного учреждения, построение рациональной структуры организационных отношений, реализации технологии развивающей среды Комплекса в целом.

Организационная структура позволяет обеспечить взаимодействие, согласованность всех звеньев управляемых подсистем, которое достигается четким распределением функциональных обязанностей педагогического коллектива, родителей, других социальных партнеров, эффективным использованием творческого потенциала каждого участника эксперимента, гармоничным соотношением связей между исполнителями.

Средства, если их рассматривать: - с позиций управленческой деятельности, то они характеризуются как особый предмет труда – информация, преобразуя которую руководитель принимает необходимые управленческие решения, направленные на преобразование состояния организации развивающей среды;

педагогические средства – материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. К ним можно отнести: учебно- лабораторное оборудование, учебно- производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, организационно-педагогические средства (учебные планы, карточки-задания, учебные пособия и пр.).

Оценка результатов проектной деятельности 1. Кто именно входит в круг лиц, участвующих в оценке результата проекта? - Прежде всего, его непосредственные исполнители, а также независимые наблюдатели, эксперты, потребители проекта, для которых создавался проект.

2. Что подвергается процедуре оценивания? - Достижение педагогических (социально- педагогические, организационно- педагогические, образовательные) цели, ради которых был затеян проект; какой характер при этом носят полученные дополнительные эффекты.

3. Какие действия должны быть произведены для того, чтобы оценить проектный результат? Прежде всего, связанные с рефлексивной и оценочной деятельностью (экспертная оценка, взаимооценка, самооценка, рейтинговая оценка). Участники оценивания должны предварительно овладеть этими видами деятельности. Должен быть разработан оценочный инструментарий, куда входят критерии и показатели, методики и процедуры оценивания.

4. Что будет служить критерием оценки результатов проектной деятельности? - Полнота реализации проектного замысла (цели, принципы, требования к качеству, задачи и др.). - Соответствие контексту проектирования (насколько полученный результат экологичен: состояние среды, здоровье людей, деловые отношения, традиции воспитания и др.).

- Соответствие культурному аналогу (образовательный стандарт, программа, воспитательная, образовательная системы, педагогические технологии, формы работы, сотрудничества, творческие задания и др.). - Степень новизны (критерий новизны впрямую примыкает к предыдущему критерию. Проект всегда соотносится с внесением неких преобразований в окружающую действительность, с ее улучшением (с тем, что было)).

- Социальная (практическая, теоретическая) значимость ( степень потенциального влияния проектного продукта – модели Комплекса на изменение социально-педагогической ситуации, возможность ее переноса в другие условия). - Гуманитарность (критерий направлен на соотнесение полученного результата с потребностями, интересами участников, а также людей, попадающих в сферу его распространения).

- Эстетичность (оформление результатов эксперимента: доклада, конференции, семинаров, сайта, презентации, текстового материала, мероприятия досугового характера и др.). - Степень освоения процедур оценивания (умения формулирования проблемы, овладение специфическим языком проектирования, способность провести диагностику, составить программу, план совместных действий и др.).

- Синергийный эффект (синергия – объединение энергии, усилий). Данный критерий позволяет увидеть уровень сплоченности коллектива, проектной команды. Коллектив как продукт. - Наличие у участников потребности в дальнейшей совместной деятельности (развитии своего проектного опыта). Творческий опыт совместный деятельности оценивается как наиболее значимое проектное приобретение. - Становление социального партнерства (способности устанавливать коммуникативные связи разного уровня на основе кооперации и сотрудничества).