12.11.2010 г Преемственность при переходе на новую ступень обучения. Понятие адаптационного периода..

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
Advertisements

Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов 2007 – 2008 учебный год.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
«Адаптация школьника в период перехода из начальной школы на среднюю ступень обучения» Педагог-психолог ГБОУ СОШ 1287 Лобачевская Ольга Вадимовна.
Малый педагогический совет "Адаптация пятиклассников в условиях перехода из начальной школы в основную»
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Преемственность в обучении и воспитании начальной школы и среднего звена Составила зам. по УВР Савельева Евгения Александровна Составила зам. по УВР Савельева.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
Преемственность- непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. связь между различными.
Дезадаптация школьников Медицинский подход, рассматривающий дезадаптацию, когда проявления дезадаптированнос ти весьма схоже с клиническим описанием симптоматики.
Педагогический консилиум ГОУ лицей 144 Калининского района Санкт-Петербурга 18 октября 2011 года.
Педагогический консилиум ГБОУ лицей 144 Калининского района Санкт-Петербурга 23 октября 2012 года.
Преемственность между 1 и 2 ступенями образования и адаптация учащихся 5 класса.
Проблема преемственности в обучении между начальной и основной школами. Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии ребенка Заместитель.
Психологические особенности адаптации школьников. Обеспечение преемственности.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Преемственность ступеней образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС.
Транксрипт:

г Преемственность при переходе на новую ступень обучения. Понятие адаптационного периода..

1. Осуществление преемственности при переходе учащихся на следующую ступень обучения. заместитель директора по УВР Варина А.В. 2. Адаптация пятиклассников к предметному обучению. заместитель директора по УВР Евтушенко Е.А. 3. «Новичок» в школе: особенности адаптационного периода. заместитель директора по иностранным языкам Грачева И.В. 4. Разное. Повестка педагогического совета

Осуществление преемственности при переходе учащихся на следующую ступень обучения Варина Алла Владимировна Заместитель директора По УВР 2-3 ступени ГОУ ЦО 1862

Понятие преемственности непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию

Преемственность – один из важнейших приоритетов образования в России Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в конечном итоге может даже неблагоприятно отразиться на его здоровье Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в конечном итоге может даже неблагоприятно отразиться на его здоровье

Для осуществления преемственности в школьном образовании сегодня выделяют следующие основания : Состояние здоровья детей Состояние здоровья детей Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности Умственные и нравственные способности учащихся. Умственные и нравственные способности учащихся. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками

Сложности организационного и учебного характера Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность Создание ситуации успеха Создание ситуации успеха

Сложности организационного и учебного характера Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе Отсутствие коллективных средств обучения Отсутствие коллективных средств обучения Наличие большей свободы и самостоятельности Наличие большей свободы и самостоятельности Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий Личностный контакт с учителями Личностный контакт с учителями

Осуществление преемственности в работе разных ступеней образования является средством изменения внутренней позиции педагога в сторону понимания, абсолютного принятия ученика

Участникам образовательного процесса необходимо учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, быт, семейные трудности; не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, быт, семейные трудности; трудности адаптации школьника в переходные периоды (1 классы, трудности адаптации школьника в переходные периоды (1 классы, 4-5, 9-10 классы); 4-5, 9-10 классы);

помнить помнить об учёте возрастных, индивидуальных особенностей ученика; об учёте возрастных, индивидуальных особенностей ученика; о необходимости поддерживать контакт с семьями о необходимости поддерживать контакт с семьями; отслеживать процесс социализации ребёнка в коллективе процесс социализации ребёнка в коллективе

Участникам образовательного процесса необходимо Выбирать личностно- ориентированные образовательные технологии; Ориентировать ребёнка на успех

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ПРЕДМЕТНОМУ ОБУЧЕНИЮ заместитель директора по УВР Евтушенко Е.А

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л. Кьюби

Возрастные особенности пятиклассников замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения

«Дезадаптация» - нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. «Школьная дезадаптация» – неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.

Критерии школьной дезадаптации: 1.неуспешность в обучении по программам (хроническая неуспеваемость, второгодничество, недостаточность сформированности общеобразовательных знаний и навыков); 2. нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой;

Критерии школьной дезадаптации: 3. повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм").

Составляющие готовности к обучению в средней школе сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; новообразования младшего школьного возраста: – произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами); – рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; – мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах); – способность к саморегуляции;

Составляющие готовности к обучению в средней школе качественно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с учителями и одноклассниками; ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к средней школе много учителей; непривычное расписание; кабинетная система; новые дети в классе; новый классный руководитель; возросший темп работы;

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к средней школе возросший объем работ в классе и д/з; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; слабое развитие навыков самостоятельной работы; своеобразие подросткового возраста.

Результаты успеваемости 4-х классов в учебном году

Результаты успеваемости 5-х классов за I четверть учебного года

Сравнительный анализ успеваемости 5-х классов за учебный год и I четверть учебного года

УРОВНИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ В УЧЕБНОМ ГОДУ

Рекомендации для преодоления тревожности Как можно чаще хвалить ребенка в присутствии других детей и взрослых (для повышения самооценки); Отмечать достижения ребенка; Поручать детям выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, что-то написать на доске); По возможности не сравнивать выполнение заданий одних детей с другими. Можно сравнить результаты данного ребенка с его результатами, которых он достиг вчера, неделю, месяц назад; Желательно избегать заданий, которые выполняются за определенно фиксированное время;

Рекомендации для преодоления тревожности Желательно спрашивать в середине урока, а не в начале и не в конце; Не торопить с ответом. Дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды. В противном случае ребенок ответит не скоро, т.к. каждое повторение вопроса воспринимает как новый стимул. Создавать ощущение продвижения вперед, ощущение успеха в деятельности (для этого подбирать задания, с которыми ребенок сможет легко справиться).

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. У. Уорд

«Новичок» в школе: особенности адаптационного периода. заместитель директора по иностранным языкам Грачева И.В.

эффективным Смысл адаптационного периода: сделать естественный процесс адаптации наиболее эффективным

Цели и задачи адаптационного периода: принятие новичками правил поведения и режима новой школы; принятие новичков в коллектив; организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи; поиск личностного смысла и мотивации учения

Этапы адаптационного периода: подготовительный собственно адаптационный постадаптационный

Функции сотрудников ОУ по обеспечению адаптационного периода Сотрудники ОУ Функции Директор школы 1.Издает приказ о проведении адаптационного периода 2.Своевременно назначает классных руководителей 3.Контролирует выполнение приказа 4.Составляет итоговую справку о результатах периода Зам.директора по учебной работе 1.Составляет расписание, которое позволило бы классным руководителям как можно чаще общаться с учащимися на протяжении всего учебного дня.

Заместитель директора по воспитательной работе 1.Координирует действия учителей физической культуры, ИЗО, руководителей кружков. 2.Курирует работу начинающих классных руководителей. 3.Организует мероприятия Классный руководитель 1.Разрабатывает и реализует программу адаптационного периода с учетом специфики класса и собственных возможностей. 2.Проводит родительские собрания с целью просвещения родителей о школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода.

Учителя физической культуры, ИЗО, руководители кружков Проводят мероприятия, помогающие раскрыть творческий потенциал «новичков». Учителя- предметники Участвуют в реализации программы адаптационного периода и проведении итоговых педагогических совещаний по его результатам.

Трехдневная программа адаптационного периода Задачи: создать доброжелательную атмосферу; познакомить учеников друг с другом; выяснить их ожидания Первый день

Задачи: организовать опыт взаимодействия класса; сплотить коллектив. Второй день

Задачи: организовать опыт взаимодействия всего класса; осознать появление нового сообщества «класс». Третий день

Цветовая социометрия серый0 синий1 зеленый2 красный3 желтый4 фиолетовый5 коричневый6 черный7

высокое эмоциональное принятие ребенком своего сверстника эмоциональное отвержение отвержение

Тест М. Люшера позволяет социометрический статус каждого учащегося в классе; принятие или отвержение учащимися своих одноклассников; самооценку каждого учащегося; выявить:

Тест М. Люшера позволяет усредненную самооценку учащихся в классе; среднерейтинговое отношение к «особому» ученику (новичку); группу поддержки новичка. выявить :

Бланк для ответов ____________________________( Ф.И. учащегося) Ф.И. учащегося Номер цвета (М. Люшеру) Ранг ( в соответствии с выбором предложения) Примечание Иванов Н. 33 Петров М. 64 Семенов П. 57 Васечкин И. 41 Бордов Е. 22 Выбор для себя Сидоров Н.18 Выбор цветовых предложений: 4; 2 ;3 ; 6; 0; 7; 5; 1