Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника (декабрь 2010 г.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет МОУ Воскресенская СОШ Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника.
Advertisements

ТРИЗ-технологии. Виды контролей Материалы.
Контрольно – оценочная деятельность учителя и учащихся.
Приемы педагогической техники. «Приемы педагогической техники»
Конструктор урока По книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Новые формы дифференцированного контроля знаний обучающихся и методика их проведения Выполнена: Станиславской Еленой Алексеевной, учителем информатики.
«Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой.
Конструктор урока По книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Автор: Петухова Ольга Анатольевна Муниципальное образовательное учреждение Средняя.
Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе обучения математике.
МО школы Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в нашей работе. Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими.
«Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника» «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство.
Активные формы работы на уроке. Повышение интереса к учебному материалу Привлекательная цель Привлекательная цель. перед учеником ставится простая, понятная.
Мнение классиков Занятия в школе Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться.
ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. Понятие «дидактический приём» « Дидактический приём – это обусловленное методом конкретное действие учителя или ученика,
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения Короткова Валерия Евгеньевна учитель начальных классов МОУ СОШ 171 представляет доклад.
ПЕДСОВЕТ Дифференциация и индивидуализация обучения как один из факторов повышения качества образования.
ProPowerPoint.Ru Районное методическое объединение учителей химии Дифференциация образовательного процесса по химии в условиях перехода на профильное обучение.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области.
Домашнее задание, оценка его объема и времени его выполнения.
Транксрипт:

Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника (декабрь 2010 г.)

Обращение к учителю Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу. Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма. Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.

Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные группы.

Индивидуализация обучения - это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей, способностей.

Содержательная основа уровней дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала.

Значение данной дифференциации состоит в том, что педагог хорошо знает: - - учебные возможности ученика; - - его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала; - - опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.

Положительные стороны дифференциации: - - исключение уравниловки и усреднения детей; - - повышения уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; - - объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала; - - создание щадящих условий для слабых учащихся.

Учитель получает возможность: - - помогать слабому ученику, уделять больше внимания сильному (в обычном режиме – наоборот); - - не снижать общий уровень преподавания; - - эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; - - создать оптимальные условия для более сильных учащихся; - - изменить «Я – концепцию» ребенка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.

Виды дифференциации: - - региональная – по типу школ (общеобразовательная, гимназия, лицей, колледж, комплекс); - - внутришкольная (уровни, профили, отделения, уклоны, потоки); - - в параллели (группы и классы различного уровня); - - межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы); - - внутриклассная (внутрипредметные группы в составе класса)

Хорошо организованная дифференциация невозможна без хорошо организованной обратной связи на уроке. Обратная связь может быть: - - внешней (ученик - учитель; учитель – ученик); - - внутренней (ученик – ученик).

Основные принципы обратной связи: - свободы выбора (ученику предоставляется свобода выбора); - открытости (не только давать знания, но и сталкиваться с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); - деятельности (ученик должен уметь использовать свои знания); - идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); - обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Приемы обратной связи на уроке.

«Светофор» 5 – 8 классы При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; учащийся вынужден каждый раз явно для себя и для учителя зафиксировать, т.е. оценить свои знания).

«Опрос по цепочке» 5 – 9 классы Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа (применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ).

«Тихий опрос» 5 – 9 классы Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом (хорошо применяется к учащимся, пропустившим занятия во время изучения новой темы).

«Программируемый опрос» 7 – 11 классы Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).

«Магнитофонный опрос» 5 – 10 классы, иностр.яз. Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать (порой необходимо послушать себя со стороны: сообразительный, знающий ученик отвечает иногда сумбурно, ответы логически плохо выстроены).

«Взаимоопрос» 5 – 10 классы Ученики опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: ученик – эксперт, сильный – слабый, слабый – сильный)

«Показательный ответ» 5 – 9 классы Один ученик отвечает у доски, остальные слушают (применяется традиционно. И все-таки такой прием необходимо использовать, чтобы формировать у остальных учащихся образ ответа, к котрому нужно стремиться).

«Защитный лист» 5 – 11 классы Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.

«Отсроченная реакция» 5 – 6 классы Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика (никаких выкриков с места; вопрос – пауза 30 сек. – ответ)

5 – 8 классы «Щадящий опрос» 5 – 8 классы Учитель проводит тренировочный опрос, при этом сам учеников не выслушивает, позволяя ученикам задать 10 вопросов, друг другу, готовясь к настоящему ответу учителю.

«Идеальный опрос» 7 – 9 классы Ученик сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом учителю

Приемы письменного контроля

Фактологический диктант Диктант проводится по базовым вопросам (5 – 7 вопросов на вариант), на партах только чистый лист и ручка. Среди вопросов 1-2 на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется на высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.

Выборочный контроль Проверка работ учеников выборочно. Можно проверить те, которые сочтет нужным учитель или отобранные случайно.

Тренировочная контрольная работа Учитель проводит контрольную работу как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников. Возможны и другие послабления: использование справочников, словарей…

Блиц - контрольная Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми должны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы. Проверка производится сразу – диктуются верные ответы, вывешиваются верные ответы…

Релейная контрольная работа Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач.

Приемы повторения на уроке

Своя опора Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Повторяем с контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики, и учитель).

Повторяем с расширением Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу (сочинение своих задач, выдвижение своих идей по применению изученного материала).

Обсуждаем домашнее задание Учитель вместе с учениками обсуждает каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был достаточно закреплен (прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно задает учитель, достаточно разнообразны).

Пересечение тем Ученики подбирают (придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, волпросы, связывающий последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем (прием позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения).

Виды домашних заданий в условиях дифференциации

Три уровня домашних заданий Обязательный минимум (по силам любому ученику) Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида) Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).

Учитель одновременно задает два или три уровня (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник» выбора учеником домашнего задания, чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником или психологом).

«Снежный ком» Из большого числа заданий ученик выбирает тот уровень, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.

1. 1. Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

Особое домашнее задание В классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания: участники олимпиады, слабые по здоровью дети и т.д.

Оценивание учащихся

Оценка – не отметка Учитель отмечает вслух или жестом успех ученика (главная цель оценки – стимулирование познания).

Знакомство с критериями оценки Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки (мало того, что учитель оценивает справедливо, надо, чтобы и ученик с ним был согласен).

Рейтинг Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За эту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь, где числитель – отметка ученика, а знаменатель – отметка учителя. (этот прием можно рекомендовать для докладов, тренировочных КР, сочинений, ПР, ЛР, индивидуальных заданий).

Своя валюта «материальная подкормка » На уроках вводится своя «денежная» единица. В старших классах прием вводится на некоторое время, когда требуется «расшевелить» пассивный класс.

Спасибо за внимание!