И.Бунин Современная политическая ситуация в России: основные проблемы Русская диаспора в Литве: состояние и перспективы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.Бунин Современная политическая ситуация в России: основные проблемы Русская диаспора в Эстонии: состояние и перспективы.
Advertisements

«БАҚЫТТЫ ОТБАСЫ» – «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ» ПАРТИЙНЫЙ ПРОЕКТ 2014 ГОД.
«ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТАЛ». Поликультурный студенческий центр ______________________________________________________________________.
Оглавление Расолько И. Д. Взаимодействие белорусских национальных меньшинств в Польше и Литве с Республикой Беларусь Научный руководитель: д.с.н., профессор.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 197 имени В. Маркелова » Программа деятельности III образовательного.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Александра Чижа.
Правовая культура, проблемы правовой безграмотности молодёжи, пути их решения. Работу выполнила Углева Екатерина.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Творчество Цели программы 1. Создание эффективной системы выявления и дальнейшего продвижения молодых талантливых авторов в сфере культуры и искусства.
ЗА МОЛОДЁЖЬЮ ТЕРРИТОРИИ. Почему мы выбираем Ульяновск? В Ульяновской области реализуется ряд инновационных целевых проектов: В Ульяновской области реализуется.
Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук Магистрант: Рубис Иван Александрович, Магистрант юридического факультета БГУ Научный руководитель:
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
Отдел оценки качества дошкольного образования Московского центра качества образования.
Цели и задачи государственной программы Цель программы: Усиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса и в повышение.
" Движение против бедности в России. Общественное участие на местном, федеральном и глобальном уровне " Мария Петренко, Центр развития общественных инициатив.
Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 492.
Значение мигрантов для развития европейских стран От континента эмигрантов к континенту иммигрантов.
Транксрипт:

И.Бунин Современная политическая ситуация в России: основные проблемы Русская диаспора в Литве: состояние и перспективы

Данное исследование проведено на грант, предоставленный Фондом «Русский мир»

Руководитель проекта: Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий Авторы отчета: Валерия Филимонова – ведущий эксперт, социолог. Ирина Маркова – ведущий эксперт, социолог. Докладчик: Ольга Мефодьева – ведущий эксперт, руководитель департамента PR-проектов Сведения об исследовании

В феврале 2011 года было проведено качественное социологическое исследование методом экспертных интервью на территории Литвы. Всего было проведено 31 интервью в Вильнюсе, Клайпеде и Висагинасе, как в городах с наибольшим процентом русскоязычного населения. Категории экспертов - общественные деятели, политики, СМИ, церковь, дипломаты России. Задачи исследования: выявление основных характеристик русской диаспоры Литвы, определение степени ее общественно-политической активности; оценка степени адаптации русских людей в Литве; изучение проблем русского языка в условиях сокращения его присутствия в жизни Литвы; выработка конкретных рекомендаций, направленных на развитие партнерства между русской диаспорой Литвы и российскими организациями гражданского общества; привлечение внимание общественности к положению русской диаспоры Литвы. Сведения об исследовании

Главная проблема, которую выявило исследование – это проблема самоидентификации русской общины Литвы. Во-первых, подавляющее большинство опрошенных экспертов затруднились дать четкое определение русской (русскоязычной) общине Литвы Во-вторых, трудность представляет непосредственно определение содержательного наполнения образа «русская община Литвы». Сложно оперировать категориями «русский», «русская община», т.к. велико количество смешанных семей. Вообще, понятие «русские в Литве» можно рассматривать как многослойный пирог: первый слой – те, кто жили в Литве всегда, второй слой – приехали во времена Российской империи, третий – приехали во времена польского 20-летия, четвертый – во времена советской власти. Одной краской всех мазать нельзя Самоидентификация русской общины в Литве

Русские представлены в стране в качестве многочисленных небольших групп, чаще образованных на культурно-досуговой основе, реже – политической, слабо взаимодействующих между собой, не имеющих общего центра, лидера, объединяющей идеи. Многочисленные группы не формируют ни общего культурного, ни политического поля, что представляется особо заметным на фоне высокой степени организации других, политически и культурно консолидированных общин, например, польской. Таким образом, существование русскоязычной общины объясняется желанием самих людей сохранить русский язык и интересом к мероприятиям, направленным на сохранение русской культуры. Однако стоит отметить, что это относится в основном к поколению, родившемуся и получившему образование до перестройки (молодежь имеет в качестве ориентира западный образ жизни). Самоидентификация русской общины в Литве

Самоидентификация русской общины в Эстонии Причины разрозненности: Отказ от самоидентификации как национального меньшинства. Конкуренция лидеров общественных организаций (60 русскоязычных организаций). Отсутствие харизматичного лидера в политике. Тенденция миграционных процессов (снижение доли русских) Специфика исторического сознания русских. Нас всегда могут ткнуть недавним. Боязнь обвинения «вы тут пятая колонна». Вы тут рука Москвы. Вы тут не так давно с танками стояли и опять. Комплекс. Безразличное отношение России к проблемам соотечественников Отсутствие материальной поддержки русскоязычной общины и финансирования объединяющих проектов со стороны местного бизнеса Самоидентификация русской общины в Литве

Самоидентификация русской общины в Эстонии Причины разрозненности: Потребность русских в адаптации к литовским условиям любой ценой в целях сохранения личного бытового комфорта, европейских стандартов жизни в ущерб национальной идентичности. Недостаточно эффективная работа Посольства России. В ходе исследования было высказано много критики в адрес работы Посольства РФ на территории Литвы. Перспективы объединения: создание единой, мощной русскоязычной общины в Литве на сегодняшнем этапе невозможно и не нужно: потому что Самоидентификация русской общины в Литве нет необходимости в объединении нестабильные отношения Литвы и России пессимизм относительно перспектив

Степень адаптации: адаптация молодежи и представителей среднего поколения проходила более- менее спокойно, в силу гибкости мышления и отсутствия ощущения второсортности. для представителей старшего поколения, несмотря на полученное гражданство, адаптация так до конца и не состоялась, что объясняется трудностью овладения государственным языком и психологическим разрывом с родиной Отношения к русской культуре: русские люди, живущие в Литве, менее активно, чем в других странах Прибалтики защищают русскую самобытность и русскую культуру и все больше ассоциируют себя с Литовским государством. Положение русских в Литве

Семья. Большинство экспертов отмечает значимость личного стремления человека в поддержании национального самосознания. Люди стремятся к его поддержке либо на индивидуальном уровне, исходя из чувства причастности великой стране России и ее истории, либо через семью. Причем большую роль в последнем случае играет образовательный уровень семьи - чем он выше – тем больше вероятность формирования у ребенка русского национального самосознания. Школа. В случае низкого образовательного уровня семьи основная нагрузка по формированию национального самосознания ложится на школу. Вопрос о том, в какую школу отдавать ребенка: в русскую или литовскую – стал дилеммой для русскоязычных родителей, что объясняется проблемой дальнейшего получения высшего образования на русском языке. За последние несколько лет тенденция менялась несколько раз. Каналы поддержки национального самосознания

Культурно-просветительские проекты. Исследование показало, что в Литве широко представлены вокальные и танцевальные детские и взрослые ансамбли, которые, безусловно, способствуют поддержанию интереса к русской культуре и традициям. Представители культурных объединений уверены, что именно эта сфера востребована у русских людей в Литве. Церковь. Значительная часть русскоязычных людей, проживающих в Литовской республике, тяготеют к реализации потребности в духовной жизни. Для Литвы характерно достаточно большое количество православных приходов и авторитет представителей церкви как в глазах русских людей (которые часто перечисляют 2% от подоходного налога на церковь), так и политического истеблишмента. Русская православная церковь непосредственно также принимает активное участие, сохраняя именно традиционную основу, которую очень хорошо оценивается политической элитой Литовского государства, которая высоко оценивает вклад русской православной церкви именно в жизнь Литвы, ее самобытность, и в конфессиональную принадлежность. Каналы поддержки национального самосознания

Практически все представители старшего и среднего поколения русских, а также значительная часть молодежи сохраняют выраженную русскую идентичность, проявляют интерес к культуре и достижениям России, соотносят себя с Россией. В общем смысле существование русскоязычной общины объясняется желанием самих людей сохранить русский язык и интерес к мероприятиям, направленным на сохранение русской культуры. Русская община Литвы обладает разрозненным характером, что объясняется отказом от самоидентификации себя как национального меньшинства, обидами на Россию, ощущением брошенности и отрезанности от Родины не по своей воле, отсутствием харизматичного лидера в политике, ориентация в большей степени на страны Западной Европы, чем на Россию (последнее особенно ярко выражено у молодежи). Возможности консолидации у общины на сегодняшний день отсутствуют и оценки перспектив развития общины негативные. Процесс адаптации русских в Литве прошел относительно успешно, почти все граждане знают литовский язык, имеют все права. Риски ассимиляции в большей степени связаны с молодым поколением, родившемся уже в независимой Литве. Выводы

Несмотря на слабость русской общины, исследование выявило наличие потребностей культурного, образовательного и политического характера в русскоязычной среде, однако, если культурные потребности практически полностью удовлетворяются за счет реализации многочисленных культурных проектов, то политические потребности слабо выражены и не удовлетворятся вообще, а образовательные – сильно выражены и удовлетворяются крайне слабо. Последние сводятся в основном к потребностям сохранения языка и пропаганде позитивного образа России и русских в истории. На сегодняшний день неудовлетворенность этих потребностей наряду с доступностью литовского гражданства для всех желающих ведет к ускорению ассимиляции русской молодежи в литовскую культуру. В отношении России в Литве существует два уровня восприятия: государственный и бытовой. На государственном уровне культивируется «образ врага», эксплуатируемый правящей партией консерваторов, и используемый в том числе в желании пойти навстречу Западу. На бытовом уровне подобных проблем не фиксируется, литовцы и русские в целом не испытывают негативных эмоций по отношению друг к другу. Участие России в вопросе консолидации русской общины должно быть очень продуманным и осторожным. Выводы

1.Организационная и финансовая помощь при осуществлении ознакомительных поездок по России для детей, молодежи, учителей; 2.Организационная и финансовая помощь при реализации культурных проектов образовательной, воспитательно- патриотической, просветительской направленности. 3.Организационная, законодательная и методическая поддержка любых форм образования на русском языке. 4.Организация обучения выпускников русских школ Литвы в России или филиалах русских вузов на территории Литвы с обязательством вернуться после получения образования в Литву. 5.Пропаганда необходимости сохранения русского языка в Литве и расширения сферы его применения, а также организационная, методическая, кадровая поддержка преподавания русского языка Какие социальные проекты может поддержать Россия?

6.Открытие дискуссионных, культурных, медийных площадок для общения русских, в т.ч. создание электронных СМИ, предоставление здания для проведения мероприятий и пр.. 7.Усиление политического и экономического авторитета России на мировой арене и активизация патроната в отношении русских, проживающих на территории Литвы на политическом уровне, в т.ч. лоббирование межгосударственных договоров (договор о сотрудничестве в сфере образования). Со стороны представителей русского сообщества, в свою очередь, необходимо: лоббирование на политическом уровне закона о школах с обучением на языке национальных меньшинств активизация пропагандисткой составляющей культурных и образовательных проектов активизация работы с родителями русских детей, их ориентация на обучение детей в русских школах демонстрация литовской власти выгод от сохранения русских школ Какие социальные проекты может поддержать Россия?

Переход России от культурно-образовательных программ к научно-исследовательской и социально-политической работе по защите прав. Сотрудничество России и Европейского союза, в области реализации на территории Литвы действующих в ЕС законов, направленных против ассимиляции и выступающих за многоязычие. Разработка целостной системы поддержки русского населения в Литве, включающую регулярную финансовую помощь (с упреждающими механизмами от нецелевого расходования) Выстраивание отношений с Литвой на государственном уровне: облегчение визового режима и одновременно сохранение ощущения литовского государства статус-кво. Разделение на секции по странам работу Всемирного российского конгресса соотечественников, в силу того, что объединение проблем русских людей Прибалтики, стран СНГ и дальнего зарубежья нелогично. Информационная поддержка соотечественников за рубежом, нивелирование ощущения отрезанности от родины, пропаганда активного участия России в жизни русских людей Литвы Рекомендации

Спасибо за внимание!