Проблема готовности к школьному обучению в психолого – педагогических исследованиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Advertisements

«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Готовность к школьному обучению детей 6-7 лет. психологическая Коммуникативная готовность 1. Действия совместно с другими детьми 2. Умение подчинять свои.
Ребёнок готов к обучению в школе, если он достиг такого уровня физического, интеллектуального и социального развития, который позволяет ему выполнять.
Детей 6-7 лет Психологическая готовность к школе.
Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях.
Готовность детей 6-7 лет к школе Подготовила: Гуськова М.А., педагог- психолог МБДОУ детского сада «Золушка»
«Встречаем первоклассников» Психологическое просвещение родителей Подготовила практический психолог Бычек Татьяна Викторовна.
Готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к школьному обучению Физическое, соматическое и нервно-психическое здоровье. Социальная, личностная.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Оценка готовности ребенка при поступлении в школу.
Психологическая готовность к школе. Аспекты школьной зрелости: Интеллектуальный Эмоциональный Социальный.
Готовность к школе Лымарева Марина Владимировна Образование - высшее Квалификационная категория -высшая Педагогический стаж- 21 год.
Конференция для родителей «Готовность детей к обучению в школе» подготовил: воспитатель - С.Л.Ненашева.
П СИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Психологическая готовность детей к школе Будущие первоклассники Выступление психолога школы, куратора начальной школы, Карепиной Е. К.
«готовность к обучению в школе» Всё многообразие трактовок понятия «готовность к обучению в школе» может быть сведено к одному достаточно общему определению.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ Подготовил: старший воспитатель МБДОУ 54 г. Миасса Челябинской обл. Захарова Юлия Викторовна.
Транксрипт:

Проблема готовности к школьному обучению в психолого – педагогических исследованиях.

Готовность к школе Готовность школы Система подготовки к школе Предшкольное образование Вариативность Содержание предшкольного образования

Концепция «школьной зрелости» (А.Керн, Я.Йирасек, С.Штребел) Концептуальные различия в определении готовности детей к школе Концепция «подготовленности» детей к обучению (Дж. Хантом и Г. Кирком ) Концепция развития произвольности (Н.И.Гуткина) Концепция формирования предпосылок учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер) Концепция «произвольности общения ребенка (Е.Е.Кравцова) Концепция личностной, мотивационной готовности (Л.И.Божович, А.В.Запорожец) Концепция развития познавательных процессов (Л.А.Венгер) Концепция «социального влияния» (G.A. Gredler, F.L. Ilg, L.B. Ames, J. Haine, C. Gillespie, A. Thomas, Crnic & Lamberty, Kagan & Rigby )

Концепция «подготовленности» к школе Дж.Хант, Г.Кирк «вводимые навыки» (цвет, положение, форма, число), запас знаний и представлений об окружающем, сформированность навыков чтения, письма, счета

Концепция «школьной зрелости» А.Керн, С.Штребел, Я.Йирасек Умственная зрелость (перцептивная зрелость, концентрация внимания; аналитическое мышление, логическое запоминание; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторной координации) Эмоциональная зрелость (уменьшение импульсивных реакций, способность ребенка длительное время выполнять не очень привлекательное задание) Социальная зрелость (потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения) Физическая зрелость (влияние наследственности, развития ребенка, его здоровья)

Концепция личностной,мотивационной готовности (Л.И.Божович, А.В.Запорожец) «Готовность личности ребёнка» - готовность к новому образу жизни, новому отношению к людям, к школе, педагогам, и своей собственной деятельности, связанной со школой, отношение ребёнка учению, его учебная мотивация. Развитие мотивационной сферы, формирование иерархии мотивов широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в обществе; мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями Возникновение особого новообразования - «внутренней позиции школьника» Формирование произвольного поведения (произвольная организация процесса усвоения) Становление интеллектуальной сферы (запас представлений, обобщающая, аналитико-синтетическая деятельность мышления, развитие речи) Морфофункционального созревания всего организма ребёнка, обеспечивающее повышение его умственной и физической работоспособности

Концепция развития произвольности (Н.И.Гуткина) Роль игровой деятельности (в рамках игры развиваются мотивация, произвольность и интеллект ребенка до уровня, необходимого и достаточного для начала обучения) Роль учебной мотивации социальные мотивы познавательные мотивы мотивы достижения Произвольность – функция мотивации (аффективно-потребностная сфера, слабое развитие произвольности - основная предпосылка возникающих в школьном обучении трудностей)

Концепция развития познавательных процессов (Л.А.Венгер) Умственная готовность (познавательные действия идентификации, отнесения свойств предмета к заданным эталонам, перцептивные действия моделирующего характера, а также действия наглядно-образного мышления и мыслительные действия логического типа, показатели первоначального овладения элементами учебной деятельности: умением действовать в соответствии с заданным правилом, слушать и последовательно выполнять указания взрослого, внимание не к результату, а к самому способу выполнения учебных заданий, освоение этого способа, наличие самоконтроля) Мотивационная готовность (развитие познавательных интересов, формирование у ребёнка стремления к обучению как к важному, общественно значимому делу) Волевая готовность (развитие умения произвольно управлять своим поведением, своей познавательной деятельностью) Нравственная готовность (усвоение ребёнком наиболее существенных правил поведения, формирование начал коллективизма, нравственных качеств)

Концепция формирования предпосылок учебной деятельности Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер) Становление системы мотиваций, произвольное поведение рождается в ролевой коллективной игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно Предпосылки формирования учебной деятельности - параметры развития произвольности умение ребенка ориентироваться на заданную систему правил, умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умение внимательно слушать и выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу Овладение высокоопосредованными формами регуляции деятельности, позволяющими строить её в соответствии с заданными нормами (ориентация на условие –предпосылки учебной деятельности, анализ и выработка плана – образное мышление, механизмы контроля – логическое мышление, побуждение к соблюдению норм - мотивация, эмоции) Интеллектуальная сфера - формирование у ребёнка широкой ориентировки в мире величин, звуков языка; знаковосимволической функции, дифференциации различных областей действительности (природы и общества); возможности перехода от анализа целого нерасчлененного предмета к анализу и изучению его отдельных свойств и параметров, развитие наглядно-образного мышления

Концепция «произвольности общения» ребёнка Е.Е.Кравцова формирование новых видов общения ребенка со взрослыми, сверстниками, изменению отношения ребенка к самому себе, «произвольно-контекстное» общение со взрослыми связано с - принятием учебной задачи и «кооперативно-соревновательный» тип сотрудничества со сверстниками - с возможностью усвоения ребёнком общих способов действия, обобщённое, опосредованное отношение ребёнка к самому себе, опирающееся, на способность ребёнка видеть себя и свои поступки со стороны, открытие им своих переживаний, возникновение активного действенного отношения к собственным эмоциям, умение принять особую позицию, совмещающую несколько ролей, связано с формированием действий контроля и оценки деятельности, которые базируются на адекватной оценке своих действий и возможностей. произвольность в общении ребёнка, направленная на изменение самого себя, на усвоение новых способов действия, произвольно регулируемых в соответствии с поставленной учебной задачей произвольность поведения появляется и развивается в ходе кризиса семи лет сначала в сфере общения со взрослыми, затем закрепляется в отношении к сверстникам, а потом становится подлинной произвольностью, основанной на новом уровне самосознания и изменениях в сфере отношения к себе.

Концепция «социального влияния» (G.A. Gredler, F.L. Ilg, L.B. Ames, J. Haine, C. Gillespie, A. Thomas, Crnic & Lamberty, Kagan & Rigby ) Готовность ребенка к обучению в школе, Готовность школы к приему ребенка, Влияние семейного воспитания на формирование готовности, Роль детских дошкольных учреждений, Особенности перехода из различных дошкольных учреждений в школу Помощь общества в формировании готовности дошкольников

Выводы Дети, имеющие познавательный и социальный приоритет в готовности к школе, как правило, опережают своих сверстников и далее в процессе школьного обучения. Готовность ребенка к школе детерминирует желание его учиться в течение жизни, уровень образования и социального положения в обществе. На развитие готовности к обучению оказывает влияние вовлеченность ребенка в различные развивающие системы предшкольного образования, которое должно стать обязательным. В формировании готовности к школе большую роль играет семейная ситуация и окружение, образование матери, общение ребенка со сверстниками и взрослыми до начала обучения в школе, а также физическое здоровье ребенка, социально- экономический и этнический статус семьи, ментальное здоровье ее членов. Выявлено различие во взглядах на параметры готовности дошкольника к обучению учителей и школы с одной стороны, и родителей, с другой. Необходима согласованность не только семьи и школы, а также школы и дошкольных учреждений в реализации преемственности подходов к подготовке детей к школе. Важное значение приобретает тренинг для родителей, помогающий понять, что необходимо для формирования готовности ребенка к школе, обеспечение семей необходимыми знаниями, опытом и средствами. Диагностические методики, которые позволяют выявить готовность ребенка к обучению в школе можно разделить на 2 категории: тесты, определяющие развитие дошкольника, и тесты, фиксирующие академические знания, - однако не те, ни другие не позволяют достаточно четко спрогнозировать прогресс ребенка в школьном обучении. Акцент ставится не только на готовность ребенка к школе, но и на готовность школы к приему детей с различными индивидуальными особенностями и нуждами. Признание значимости раннего образования во всем обществе, поиск различных путей помощи семье и детским дошкольным заведениям в формировании готовности к школе. Создание государственных программ и фондов.

Готовность детей к обучению в школе Физическая готовность (состояние здоровья ребенка, его психофизический статус) Выявление «группы риска» (хронические заболевания, серьезные нарушения любых систем организма, часто и длительно болеющие, утомляемые, невротизированные и аутичные дети, имеющие врожденные предрасположения к каким-либо тяжелым заболеваниям, перенесшие родовые травмы, серьезные заболевания, сложные операции ) Психологическая готовность (комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни и зоны развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормальной адаптации ребёнка в школе и для формирования учебной деятельности ) Личностная готовность определенный уровень развития мотивационной сферы, сформированность иерархии мотивов, формирование внутренней позиции школьника развитие познавательных интересов, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, сформированность предпосылок учебной деятельности, самостоятельность, активность уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми и переход от эгоцентризма к децентрации Интеллектуальная развитие перцептивной сферы, наглядно-образного и логического мышления, воображения, памяти, мелкой моторики руки и зрительно-моторных координаций речевая готовность, овладение разговорной речью и способность к пониманию и применению символов, развитие кругозора