ОБРЯДЫ И ВЕРОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОСТРОЙКОЙ И ЗАСЕЛЕНИЕМ ДОМА. ОБЕРЕГИ СЕВЕРНОЙ ИЗБЫ Автор-составитель презентации Большаков С. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жилище древних славян Учитель начальных классов МОУ «СОШ 6» г. Корсаков Глоба С.Н.
Advertisements

Дом древним славянам представлялся малой Вселенной, и отношение к нему было соответствующее. Чтобы семья была счастлива, он должен быть выстроен по всем.
Жилище древних славян.. Веря в целебную силу воды, славяне всегда старались селиться около рек. Они строили небольшие деревянные дома с островерхими крышами.
Убранство русской избы Тема 2 Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов.
Древние корни народного искусства Убранство русской избы.
Тема:«Особенности строительства крестьянской избы» Автор: Сафонов Дмитрий, учащийся 8 «Б» класса, МКОУ Шатровская СОШ.
Русская изба. «Изба» - отапливаемое помещение. Жилое строение на Руси, имеющее очаг (печь), построенное по строгим традициям. Жилое строение на Руси,
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ «ЭКОЛОГИЯ СЕВЕРНОГО ДОМА»
Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: «Декор русской избы»
Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ 6 города Киржача Макарова Светлана Витальевна.
ДЕРЕВНЯ Деревянный мир Жизнь человека всегда была связана с природой. Люди в древности жили по берегам рек и озёр в окружении леса. Характер природы формировал.
Деревянное ремесло в нашем селе. Автор: Лукин Сергей. МОУ Анненская СОШ 2010 г.
КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ, РУССКАЯ ИЗБА ИСТОКИ 5 КЛАСС автор: Дитятьева О.С., учитель истории МБОУ «Тотемская СОш 3)
Что нам стоит дом построить? Голодок Алёна Алексеевна учитель начальных классов МКОУ СОШ 9 Г.Тавда.
Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: «Декор русской избы»
Презентацию подготовили учащиеся 4 «А» класса МОУ СОШ 6 город Киржач 2009 год.
Дом древним славянам представлялся малой Вселенной, и отношение к нему было соответствующее. Чтобы семья была счастлива, он должен быть выстроен по всем.
ГБОУ Гимназия 1520 и м. Капцовых Исследовательский проект «Россия-мое Отечество 2012» Традиционная русская изба и дом, который построю я. Автор проекта.
Русская изба Единство конструкции и декора в народном жилище.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 6 города Киржач Макарова Светлана Витальевна.
Транксрипт:

ОБРЯДЫ И ВЕРОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОСТРОЙКОЙ И ЗАСЕЛЕНИЕМ ДОМА. ОБЕРЕГИ СЕВЕРНОЙ ИЗБЫ Автор-составитель презентации Большаков С. В.

Сооружение жилого дома для наших предков было исполнено глубочайшего религиозного смысла. С ним было связано большое количество обрядов и верований, сопровождающих все этапы строительства.

Первый этап был связан с выбором деревьев для строительства, а также места для будущего дома. Строительный лес заготовляли заранее, исключительно поздней осенью и зимой, когда соки в дереве замирают и древесина становится сухой. Однако не годились для строительства мертвые деревья. Считалось, что такие деревья не имеют в себе жизненных сил.

Существовал запрет и на рубку некоторых пород деревьев. В первую очередь это относилось к «проклятым» деревьям, таким как осина и ель. Считалось, что эти породы уменьшают жизненную силу человека.

Особым уважением у мастеров пользовались сосны, обладающие наибольшей плотностью и ярко выраженным рисунком.

Место для строительства будущего дома хозяин выбирал из практических соображений: чтобы не затапливало в паводок, чтобы было солнечно и не задували холодные ветры, чтобы поблизости была вода. К тому же требовалось, чтобы место было «добрым».

Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога. Бытовало мнение, что по ней могли «уйти» из дома достаток, жизнь, здоровье.

Нельзя было строить там, где прежде стояла баня: банный дух, банник, был существом в общем недоброжелательным. Спорный участок земли также не подходил для строительства: в таком доме, считалось, до веку ладу не будет. Не годилось строить жилье и на месте дома, сожженного молнией либо оставленного из-за болезней, наводнений, других несчастий.

Время начала строительства выбиралось тщательно. Строительство избы редко затевали под вечер. «Утро вечера мудренее», гласит русская поговорка, отражающая древние верования: лучезарная мощь восходящего солнца олицетворяла Божью благодать. Похожие верования касались и лунных фаз. Не советовали начинать строительство при ущербной, «старой» луне: это могло сказаться на благосостоянии дома и семьи, которая собиралась в нем жить. Важную роль в определении сроков строительства дома играл годовой солнечный цикл. Бытовало поверье, что строительство непременно должно было захватить летний праздник Троицы: «Без Троицы и дом не строится».

Рубка деревьев совершалась в определенное время совместными усилиями, чтобы разделить тяжесть «греха», и сопровождалась искупительными обрядами. Считалось, что особенно «опасно» дерево в постройке: оно постоянно угрожает обидчику, срубившему его.

В качестве предупредительных мер применяли специальные обряды. Во все время строительства или только в начальный период в середине сруба или в переднем красном углу стояла молоденькая ёлочка или березка. Елка являлась как бы символом домового, олицетворяла собой душу деревянного жилища.

Возможно, отголоски этих представлений сохранились и сегодня в праздничном украшении новогодней елки.

В новый дом вначале пускали кошку, так как тот, кто первым войдет внутрь, подвергается смертельной опасности, принимая на себя всю тяжесть греха за срубленные для дома деревья.

Большое количество кошек в деревенском доме можно встретить и сегодня.

Внешнему облику русского крестьянского жилища был свойственен своеобразный «наряд», к которому следует отнести как собственно декоративные элементы, предназначенные для украшения постройки (резьбу, живопись, раскраску), так и архитектурные детали (крыльцо, балкон, наличники, дымники, охлупень), имеющие утилитарное значение и в то же время выполняющие декоративную роль.

В декоративном убранстве крестьянского дома, в строительной терминологии ярко отразилось отношение крестьянина к дому как живому существу, человеку: причелины от слова «чело», то есть лицо избы; термин «наличники» ассоциируется со словом «лицо»; очелье «очи»; лобовая доска «лоб»; деревянные клинья на коньковом бревне «сороки» ассоциируются с названием женского головного убора «сорока».

Крестьянское жилище было наполнено мифологическим содержанием. Истоки его уходят в верования, связанные со священными животными и растениями. На Русском Севере отмечено изображение охлупня в форме головы коня. Издревле конь считался символом добра и счастья и одним из самых любимых оберегов: «Конь на крыше в избе тише». В некоторых районах «конек» был обязательной деталью украшения не только дома, но и дворовых построек.

Примечательно, что северные крестьяне никогда не украшали коньком охлупень бани, считавшейся «нечистым» местом. На Мезени получил распространение еще один вид украшения охлупня рогами оленя или лося. Обычно это украшение не вырезали, подобно коньку, а просто к концу охлупня прикрепляли настоящие оленьи рога. В этом можно видеть следы почитания оленя, культ которого, может быть, не в меньшей степени, чем коня, был свойственен отдельным регионам Севера тем, где жители занимались охотой и оленеводством.

На Русском Севере существовало множество обрядовых действий, направленных на предотвращение проникновения болезни в дом. Особая роль в них отводилась порогу и дверям: «смоляные кресты» над дверями, металлические предметы, вереск, багульник, воткнутые в косяки. В порог вбивали обереги от болезней, например металлические предметы – ножи, подковы… На пороге «зарубали» радикулит, «засекали страсть», когда долго не ходил ребёнок.

Лечение многих болезней проходило у печи, что связано с представлениями об очищающей силе огня.

Литература Колбасенко М.Н., Севастьянова З. П. Дидактические материалы по экологии. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Колбасенко М. Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии 1- 4 классы (региональный компонент). - Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы / Под. Ред. Баталова А. Е., Морозовой Л. В. – М.: Изд – во МГУ, 2004.