ОБ ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МАДИ(ГТУ) Трофименко Ю.В., зав. кафедрой «Техносферная безопасность», директор НИИ ЭПАК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду Выполнила воспитанница 10 класса»Г»Ганеева Ирина.
Advertisements

Основные понятия, термины и определения Гришагин Виктор Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности,
Магистерская программа « Управление в технических системах » Кафедра технической кибернетики и автоматики.
Обучение и подготовка кадров по охране труда в вузах: состояние, проблемы, задачи Девисилов Владимир Аркадьевич МГТУ им. Н.Э. Баумана
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Вводная «Основные понятия и определения»
Чрезвычайные ситуации.. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
11 Концепция развития пассажирского транспорта г. Красноярска (Политехнический институт СФУ)
Тема 13: Факторы устойчивого развития. Сущность и характеристика факторов устойчивого развития продуктивных сил Устойчивое развитие – это такое развитие,
Квалификация - инженер ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Информационные технологии в решении задач высшей школы Задачи высшей школы Конкурентоспособность выпускников Создание интегрированной среды «образование.
Курсовая работа по дисциплине «Основы управления персоналом» тема: «Совершенствование условий труда персонала» Выполнил:Миронов Ю.
СУОТ Система управления охраной труда. Проведение мероприятий по охране труда является не отделимой частью научной организации труда Осуществление программы.
Управление информационной инфраструктурой современной организации.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Презентация подготовлена преподавателем-организатором ОБЖ Дягилевым Александром.
1 « О дальнейшем развитии инновационной научно-образовательной инфраструктуры отраслевых вузов» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
Выполнила Чернышева Татьяна Группа ГМУ 1-1. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Транксрипт:

ОБ ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МАДИ(ГТУ) Трофименко Ю.В., зав. кафедрой «Техносферная безопасность», директор НИИ ЭПАК при МАДИ(ГТУ), Заслуженный деятель науки РФ, д-р техн. наук, профессор е Всероссийское совещание заведующих кафедрами вузов по вопросам образования в области БЖД и ЗОС 1

Подготовка инженеров-экологов с 1995 г. (214 чел.), кандидатов наук с 1999 г. (9 чел.), докторов наук с 2008 г. Выпускающая кафедра «Техносферная безопасность» – 30 преподавателей, в том числе 7 выпускников специальности, ведут 27 дисциплин из 50. Всего со студентами специальности работают 90 преподавателей разных кафедр. Современная лабораторная база (4 лаборатории), средства вычислительной техники (локальная сеть из 25 ПЭВМ), интернет, оригинальное учебно- методическое обеспечение. Учебные и производственные практики на 1, 2, 3, 5 курсах, по окончанию которых проводятся студенческие конференции. К 5 курсу все студенты привлекаются к научно-исследовательской работе. Дипломное проектирование фактически начинается с 8 семестра. Консультантами являются в том числе преподаватели естественно-научных и общетехнических дисциплин. Имеются средства на развитие научной и учебно-лабораторной базы, поддержку молодых преподавателей (ежегодный объем НИР, выполняемых кафедрой, составляет млн. руб.) С учетом тенденций развития транспортной экологии и безопасности актуализируются учебный план и учебные рабочие программы общепрофессиональных, специальных дисциплин, введенных по решению вуза и региональной компоненте

3 Виды профессиональной деятельности Разработчик продуктов и процессов Системный (технологический) аналитик Корпоративный менеджер Консультант- аудитор по вопросам экологии и БЖД Поставщик услуг – эколог предприятия Лицо, принимающее решение ПреподаваниеНаучная работа Специалисты должны: знать современные технические, технологические, организационно- правовые аспекты природоохранных технологий, используемых в автотранспортном комплексе (АТК); находить рациональные решения по выполнению требований экологической, производственной (дорожной) безопасности при сохранении или повышении технико-эксплуатационных свойств одиночных объектов (дорожных сооружений, транспортных средств, объектов дорожного и автомобильного сервиса) и совокупности объектов - транспортных потоков, дорожной сети, парков машин на территории города, региона, государства.

1. Вызовы, перспективные технологии, в том числе связанные с деятельностью АТК. 2. Требования к объектам АТК при взаимодействии с окружающей средой. 3. Эволюция проблемного поля транспортной экологии и безопасности. 4. Процессы в природно-технической системе (ПТС) «АТК-ОС» 5. Чрезвычайные ситуации в ПТС «АТК-ОС» и методы снижения рисков их возникновения

1. ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА*) Содержание вызова или противоречияТехнология, разрешающая противоречиеКомментарий Противоречие между декларируемым и реальным комфортом городской среды (1) Быстрое охлаждение объектов Изобретено и внедряется в пищевую промышленность (2) Выращивание зубов, органовТребует продвинутой генной инженерии (3) Автодиагност травм (прибор) Требуется технологизация (и преодоление сопротивления медицинского лобби) Противоречие между особенностями городского образа жизни и биологической природой человека (4) Управление образом жизни Например, технология правильного питания: «физическая нагрузка, душ, обед». Требует изменения системы начального образования (5) Массовый переход к клавиатурам, обеспечивающим выживание запястий Изобретено и внедряется Необозримость и неуправляемость современной городской среды (6) Обозримая самодостаточная жизнеобеспечивающая оболочка Например, зубоврачебный кабинет в каждом доме (7) Двадцатичасовая «непрерывка» Постепенно реализующаяся в «мировых городах» технология распределения времени Противоречие между возросшей мобильностью и ее технологическим обеспечением (8) Универсальный комплект для интеллектуальной деятельности в пути Создан, но нет необходимой стандартизации и взаимозаменяемости. Требуется, в частности, универсальный электронный разъем (9) Вечная батарейка Преодоление страха перед радиоактивными источниками и возможностью их использования террористами (10) Отпугиватель насекомыхСоздан Противоречие между предпринимательством и бизнесом (11) Переход к соконкуренции (экономоценозам) Требует создание нерыночных автоматических регуляторов экономики Противоречие между необходимостью управлять процессами в реальном времени и существующими техниками связи/управления (12) Технология управления сверхсложными системами Требует создания новых научных дисциплин (управление в нечеткой логике) Противоречие между управляющими технологиями, задающее «предел сложности»: острая нехватка критически необходимых технологий (13) Возможность индивидуального заказа технической системы, в том числе автомобиля «Расшивка» противоречия между серийностью производства и уникальностью потребления (14) Инженерные системы с биологическими возможностями: «тренировка» параметров, стрессовая адаптивность, резервирование, гибкость, выживание, появление аналога нервной системы в технических системах, технопсихоматика Программные продукты, биороботы (15) Миниатюризатор вещей Решается в гуманитарной логике упрощения вещей и отказа от лишних вещей и функций Противоречие между способностью производить информацию и возможностью ее утилизировать (16) Неизнашивающиеся, самовосстанавливающиеся или самоутилизирующиеся вещи, в том числе в АТК (17) «Вещь, знай свое место»Труднореализуемая, но возможная технология Противоречие между рефлективной и деятельностной позициями (кризис элит, личности) (18) Создание рефлективных групп: «двоек», троек, решетокСуществующая, но малораспространенная гуманитарная технология 5 *) Новые карты будущего, или Атни-Рэнд / С. Переслегин. – М.: АСТ; АСТ МОСКВА, СПб: Terra Fantastica, – 701 с.

вписана в природный ландшафт, становясь частью искусственного техно- агро- биоценоза, Автомобильная дорога (линейный источник негативного воздействия на окружающую среду) должна иметь высокие технико-эксплуатационные показатели и быть гармонично вписана в природный ландшафт, становясь частью искусственного техно- агро- биоценоза, не вызывать деградации существующих экосистем. минимальное негативное воздействие на окружающую среду на этапах жизненного цикла, высокий уровень дорожной безопасности, комфорта для водителей и пассажиров (сохранение здоровья), Транспортные средства (подвижные источники позитивного и негативного воздействия на отдельного индивида, природную и социальную среду) должны обеспечивать минимальное негативное воздействие на окружающую среду на этапах жизненного цикла, высокий уровень дорожной безопасности, комфорта для водителей и пассажиров (сохранение здоровья), надежность и автономность. повышению качества жизни населения Дорожная (улично-дорожная) сеть вместе с движущимися транспортными потоками, объекты дорожного и автомобильного сервиса (транспортная инфраструктура) должны способствовать устойчивому экономическому и социальному развитию городов, регионов, государства, повышению качества жизни населения Требования к объектам АТК при взаимодействии с окружающей среды меняются в соответствии с эволюцией проблемного поля транспортной экологии и безопасности

от интереса к деятельности предприятия к фокусированию на жизненном цикле продукции и ориентации на услуге; от «позеленения» выпускаемой продукции к разработке ресурсосберегающих, экологически безопасных объектов и технологий (усиление интеграции с логистикой, бионикой); от «чуждых» человеку объектов и технологий к «психологически и физиологически комфортным», интеллектуальным объектам и технологиям (усиление интеграции с психологией, физиологией, ландшафтной архитектурой, эстетикой и др.); от изучения характеристик продукта (воздействия) к изучению характеристик открытой природно-технической системы «АТК-ОС»; от мониторинга взаимодействия элементов ПТС «АТК-ОС» к управлению техносферной безопасностью объектов АТК в рамках ПТС на локальном, региональном и межрегиональном уровнях; от экологического мышления как второстепенного к экологическому мышлению как стратегическому (мотивация транспортного поведения)

8 Использование биоразлагаемых эксплуатационных материалов, высшей водной растительности, внесение в почву биопрепаратов повышает регенерационные свойства экосистемы, восстанавливает механизм самоочищения в компонентах среды, прилегающих к участку дороги. 8

действуют непродолжительное время 1. Слабо предсказуемые природные катаклизмы, техногенные аварии, прежде всего дорожно-транспортные происшествия с особо тяжкими последствиями, которые действуют непродолжительное время (от мгновений до нескольких часов или суток) – «внештатные ситуации». 2. Длительные непрерывные процессы 2. Длительные непрерывные процессы влияния (и соответственно изменения свойств) объекта АТК на окружающую среду и обратное влияние среды на объект в период его существования (месяцы, годы, десятилетия) – «штатное функционирование» Событийные и вялотекущие эволюционные процессы в ПТС «АТК-ОС» действуют одновременно, налагаются друг на друга, меняют свойства системы, характеристики объектов. Использование методов инженерной защиты для уменьшения риска и последствий аварий и катастроф на объектах АТК отличается от традиционно используемых методов прогнозирования рисков возникновения и возможных последствий, т.к. должно учитывать их функционирование в рамках искусственных социо- техно- био- геоценозов.

Риски возникновения ЧС в ПТС «АТК-ОС» растут из-за снижения надежности (разрушения) конструкции транспортного сооружения, а также потенциала самовосстановления компонент окружающей среды в зоне влияния сооружения. Причины: не учитывается изменение микроклимата в результате строительства; не оценивается биоценотическое загрязнение элементов сооружения (связано с деятельностью микроорганизмов, представителей растительного и животного мира, обитающих на дорожных сооружениях или вблизи них: помет диких птиц на элементах конструкции, устройство мест обитания животными в водоотводных трубах, загрязнение грунтов органическими соединениями); ошибки при прогнозировании изменения уровня грунтовых вод, увлажнения земляного полотна; не оценивается изменение свойств растительности, поведения представителей животного мира на прилегающих территориях; низкая достоверность прогнозов изменения интенсивности и состава транспортного потока, возникновения дорожно-транспортных происшествий Возникает динамическая задача многокритериальной оптимизации, связанная с необходимостью установления допустимого потенциала надежности объекта (по условиям приемлемого риска разрушения объекта от действия природно-техногенных факторов) и потенциала самовосстановления компонент среды (воздуха, воды, почв, биоты) на прилегающих территориях.

Для повышения комфорта и дорожной безопасности в современных автомобилях часть функций водителя передается компьютерным системам помощи водителю (СПВ)

Влияние: В – высокое, важное Н – низкое, ограниченное или незначительное Избегание несоответству ющей скорости Удерживание продольной и поперечной дистанции Поддержка осведомлё нности водителя Регулиров ание скорости Регулир ование интерв ала водитель Информирование водителя Навигационная маршрутизацияННВНН Интегрированная навигацияВНННН Информирование о состоянии дорожного движения в реальном времени ННВВН Восприятие водителя Улучшение виденияНВНВН Электронное зеркалоНВННН Помощь при парковке и заднем ходеННВНН Информирование о состоянии дорожного покрытияВВВВН Удобство водителя Идентификация водителяННВНН Автоматическое включение и удалённый контрольННВНН Автоматические транзакцииНННВВ Мониторинг водителя Мониторинг бдительности водителяННВНН Мониторинг здоровья водителяННВНН Автомобиль Общий контроль автомобиля Автоматическое торможение и троганиеВВННН Езда колоннойНННВВ Контроль скоростиВВННН Адаптивное управление поездкойВВНВВ Избежание столкновения Избежание столкновения из-за выезда из ряда или с дорогиНВННН Избежание столкновения при смене полосы движенияНВННВ Избежание заднего столкновенияНВННН Обнаружение препятствий и пешеходовВНВНН Предупреждение о столкновении на пересеченииВНВНН Мониторинг автомобиля ТахографННННН Сигнальные системыННННН Диагностика машиныННННН Информационное загрязнение, исключение водителя из контура управления, сбои в работе СПВ, других систем автомобиля, повышенный уровень электромагнитных полей способны вызывать дискомфорт, развитие психических заболеваний водителя, быть причиной возникновения ДТП. 13

Производственные, дорожно-эксплуатационные, социально- бытовые, природно-климатические факторы Психологические ПсихофизиологическиеФизиологические Патологические Изменение умственной и физической работоспособности водителей Увеличение рисков ошибочных действий, заболеваний и травм Снижение производительности и качества труда водителей Уменьшение объемов транспортной работы Увеличение частоты и тяжести ДТП Повышение уровня заболеваемости водителей НАДЕЖНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Надежность эргатической системы Надежность эргатической системы - способность решать возложенные функции своевременно и точно, на протяжении заданного времени с минимальными затратами сил, средств, энергии. Показатели надежности: - вероятность безотказной работы; - среднее время безошибочной работы; - частота отказов; - среднее время восстановления; - коэффициент готовности; - вероятность своевременного выполнения задания. 14

База данных по маршрутам База данных по конфликтным ситуациям База данных по агрегатам и системам автобуса База данных по неисправностям База данных по микропрофилю дорог Система имитации маршрутов движения Система имитации конфликтных ситуаций Моделирующий комплекс движения автобуса в виртуальной реальности Система управления тренажером Измерительный комплекс психофизиологических показателей и условий среды на рабочем месте водителя Системы освещения, вентиляции и отопления, привода передней двери Подвижная платформа Задачи : Задачи ренажера с высоким уровнем адекватности воспроизведения реального окружения водителя: 1) исследование надежности отдельных технических звеньев системы: транспортного средства, дороги, системы управления движением и внешней среды; 2) изучение возможностей создания более благоприятных условий для работы на линии, сохранения здоровья водителя; 3) повышение качества профессиональной подготовки водителя с учетом генетических и других особенностей.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕМАТИКА НИР ПО ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА Развитие научной методологии обеспечения безопасности (устойчивости) ПТС «АТК–ОС» на разных уровнях детализации Раскрытие механизмов (моделирование) взаимодействия элементов ПТС «АТК- ОС» с учетом взаимного влияния друг на друга природной и антропогенной составляющей при наличии особых точек (бифуркаций) на траектории развития. Выявление тенденций использования природных ресурсов в ПТС «АТК-ОС» и разработка многоуровневого энергетического и материального балансов для поиска закономерностей и энергоэкологической оптимизации системы «АТК-ОС». Разработка методов учета влияния внешних (неконтролируемых) условий на функционирование ПТС «АТК-ОС». Разработка методов оценки и управления риском, связанным с транспортной деятельностью при сохранении устойчивости ПТС «АТК-ОС» с учетом развития техники и климатических изменений, эволюции взаимодействия транспорта с окружающей средой в пространстве и во времени. 2. Более полный учет «человеческого фактора» в алгоритмах управления объектами АТК Оценка влияния на надежность водителя и транспортной эргатической системы различных психофизиологических факторов, дорожной обстановки, технических средств помощи водителю, социальной и природной среды. Разработка методов оценки надежности диспетчеров в эргатических системах управления движением наземного транспорта на улично-дорожной сети. Разработка алгоритмов осмысленного поведения лиц, принимающих решение, групп населения на основании их социально-экономической мотивации в автотранспортных системах крупного города, региона, государства. 16