РИТОРИКА (основы риторики и аргументации) Доц. Анатолий Иванович Мигунов Настоящая презентация является лишь иллюстрацией к лекции и не может использоваться.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доц. Анатолий Иванович Мигунов. Литература Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., Аристотель. Риторика //Античные.
Advertisements

Источники саморазрушения риторики в европейской культуре.
Типы речи рассуждение повествование описание Повествование - рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Последовательность.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Ораторское искусство Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство.
РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ 1.1. Софисты- учителя риторики 1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» 1.3. Аристотель.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
«От Ромула до наших дней» ( из истории искусства спора ) Маркова Ольга, ученица 9 класса МОУ Полянская основная общеобразовательная школа, 2007 год.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : « ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. ПЛАТОН ВЫПОЛНИЛ : ЕНИК А. В.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
РАССУЖДЕНИЕ как функционально-смысловой тип речи. Автор: Горчакова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь-Хрустального.
Работа с историческими источниками Историк никогда не исчерпает документ до конца, он всегда может обратиться к ним с новыми вопросами или заставить их.
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Транксрипт:

РИТОРИКА (основы риторики и аргументации) Доц. Анатолий Иванович Мигунов Настоящая презентация является лишь иллюстрацией к лекции и не может использоваться как самостоятельный источник.

Основная Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика др.-греческой литературы М., 1981 Аристотель. Риторика //Античные риторики / Под. ред. А.А. Тахо-Годи. М., Аристотель. Топика // Соч. в четырех томах. М., Т.2. Цицерон Марк Туллий. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. М., Гаспаров М.Л. Античная риторика как система //Античная поэтика. М., Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р., Хенкеманс Ф.С. Аргументация: анализ, проверка, представление. СПб, Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М., 1918, 1923, (Вопросы философии, 1990, 3), 1993 и др. годов издания. Шопенгауэр А. Эристическая диалектика // Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.

Зачет проводится в письменной форме. Надо будет дать развернутый письменный ответ на один из вопросов, выносимых на зачет. Для допуска к зачету необходимо выполнить в срок все письменные работы, при этом выполненные работы должны соответствовать сформулированным в задании требованиям.

Риторика и политика в античной Греции РИТОРИКА (основы риторики и аргументации)

Риторика и политика в античной Греции Нас интересует прежде всего в анализе риторики: что такое риторика для ее античных теоретиков; как формировалась и видоизменялась европейская риторическая традиция; в чем состоит антропологический смысл риторики; отношение риторического слова и истины как проявляется природа риторического слова в различных типах дискурса.

1.Античная культура это, прежде всего, культура устного слова. Тот же, кто понимает, «такой человек находит, что только в речах наставительных, произносимых ради обучения и, по существу, начертываемых в душе... есть ясность и совершенство, стоящие стараний. О таких речах он скажет, что они словно родные его сыновья - прежде всего та речь, к о т о р у ю о н о б р е л в с а м о м с е б е, затем некое потомство этой речи и ее братья, заслуженно возникшие в других душах. А с остальными сочинениями он распростится» Платон. Федр. 278 a-b. Риторика и политика в античной Греции

2.Становление античной демократии. Ж.-П.Вернан Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988 (1 фр. изд ) Возникает необходимость составления речей, имеющих четко отточенную форму антитетических доказательств. Таким образом, устанавливается тесная связь и взаимозависимость между политикой и логосом (словом). Политическое искусство состоит, по сути дела, в умении владеть речью; и логос с самого начала осознает себя, свои правила, свою эффективность через политическую функцию Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., С. 69.

Риторика и политика в античной Греции Два периода наибольшего расцвета античного красноречия приблизительно совпадают с двумя периодами подъема рабовладельческой демократии. В Греции - это V-IV вв. до н.э., в Афинах – это время Исократа и Демосфена; в Риме - это I в. до н.э., время Цицерона.

Греческий разум формировался не столько в ходе обращения людей с объектами, сколько во взаимоотношениях самих людей. Он развивался не столько в связи с техникой, посредством которой воздействуют на внешний мир, сколько благодаря технике, которая воздействует на других и основным средством которой служит язык, а именно: политике, риторике, дидактике. Иначе говоря, греческий разум был устремлен на воспитание, совершенствование и образование людей, а не на преобразование природы. Вернан Ж.-П. Указ.соч. С

Античная риторика как система Гаспаров М. Л. Античная риторика как система.// Античная поэтика. М., Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. В кн. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. 1972, 1994.), Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. M., 1980 Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998.

Античная риторика как система Три рода красноречия: торжественное, совещательное и судебное. Торжественное красноречие включало речи хвалебные и порицательные (хорошее – дурное) Совещательное - речи убеждающие и разубеждающие (полезное – вредное) Судебное - речи обвинительные и защитительные (справедливое – несправедливое)

Античная риторика как система Три источника и три цели красноречия: Источники – природное дарование, теоретическое обучение и практическое упражнение. Цели красноречия – убедить, усладить и взволновать.

Античная риторика как система Риторическая разработка речи насчитывала пять главных частей: inventio - нахождение материала, dispositio - расположение материала, elocutio - словесное выражение, memoria - запоминание и actio - произнесение.

Античная риторика как система «Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во- первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью» Цицерон Марк Туллий. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. М., С. 112.

Античная риторика как система Риторическая разработка речи насчитывала пять главных частей: inventio - нахождение материала, dispositio - расположение материала, elocutio - словесное выражение, memoria - запоминание и actio - произнесение.

Античная риторика как система «Даже в таких вещах, которые более всего зависят от природных данных, я увидел способы использовать науку: ведь и для произношения речи и для запоминания существуют правила хоть и краткие, но полезные для упражнений; я познакомился и с ними. Вот чем приблизительно и исчерпывается содержание всей науки, излагаемой в этих учебниках. Если бы я сказал, что она вовсе бесполезна, это было бы ложью. В ней есть для оратора некоторые указания, что он должен иметь в виду и на что обращать внимание, чтобы не слишком удаляться от своей задачи. Но я все эти правила понимаю так: не правилам знаменитые ораторы, обязаны своим красноречием, а сами правила явились как свод наблюдений над приемами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Не красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия. Впрочем, я уже сказал, что науки я вовсе не отвергаю: если для красноречия она и не обязательна, то для общего образования она небесполезна» Цицерон Марк Туллий. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. М., С. 113.

Нахождение (inventio) Классификация вопросов: - по отношению к оратору, вопросы делятся на общедоступные, которые не требуют от оратора специальных знаний, и специальные, то есть те, которые требуют профессионального знакомства с конкретным предметом - по отношению к слушателям - по отношению к предмету

факты и поступки делятся на справедливые и несправедливые факты и поступки делятся на полезные и бесполезные, факты и поступки делятся прежде всего на хорошие и дурные ориентируется в фактах путем логики (доказательства) ориентируется в фактах путем аналогии (примеры) ориентируется в фактах путем накопления подробностей (амплификация) оценивается уже свершившееся речь идет о возможных фактах аудитория знакомится с тем, что есть в настоящем служат предметом красноречия судебного служат предметом красноречия совещательного служат предметом красноречия торжественного те, по которым надо вынести оценку те, по которым надо принять решение те, которые нужно принять к сведению в качестве знания По отношению к слушателям вопросы делятся на: III III

Нахождение (inventio) По отношению к предмету вопросы делятся по трем основаниям: по степени сложности, по степени конкретности по характеру содержания простые (совершил ли этот человек убийство?) составные (совершил ли этот человек убийство и ограбление?) сопоставительные (совершил ли убийство этот человек или другой?) отвлеченные вопросы (стоит ли человеку жениться?) конкретные вопросы (стоит ли Катону жениться?)

Нахождение (inventio) По характеру содержания вопросы делятся на 4 типа, статуса: статус установления статус определения статус оценки статус отвода поступок поступок и закон поступок, закон, другие законы и обвинитель поступок, закон и другие законы онтологический вопрос гносеологический вопрос аксиологический вопрос

Нахождение (inventio) При статусе установления В судебном красноречии за несомненную величину принимается закон, а за сомнительную – поступок. Реконструкция события совершается в три приема: 1. - хотел ли обвиняемый совершить вменяемый ему в вину поступок; 2. - мог ли обвиняемый совершить этот поступок; 3. - совершил ли обвиняемый этот поступок. В торжественном краноречии не применяется. В совещательном остается только второй пункт: можем ли сделать то, по поводу чего совещаемся?

Нахождение (inventio) При статусе определения В судебном красноречии за несомненную величину принимается поступок, а за сомнительную – закон. В совещательном красноречии статус определения сводился к уточнению формулировок. В торжественном красноречии определение превращается в описание, главную часть парадной речи.

Нахождение (inventio) При статусе оценки В судебном красноречии за несомненную величину принимаются и закон и поступок, а за сомнительную – мотивы, двигавшие обвиняемым. Здесь возможны 4 варианта отклонения обвинения: 1. абсолютное оправдание поступка; 2. относительное оправдание поступка; 3. относительное оправдание лица; 4. умаление поступка. В совещательной речи определяется ценностная характеристика обсуждаемого дела; В торжественном красноречии статус оценки превращается в утверждение, главную установку парадной речи.

Нахождение (inventio) Места (топосы, loci) – способы связи между спорным положением и бесспорным, дающие убедительную реконструкцию спорного предмета (например, поступка).

Нахождение (inventio) Средством утвердить свой взгляд на спорный предмет были доказательства (argumenta). улики доводы примеры внешние внутренние Доказательства

Нахождение (inventio) места относящиеся к обстоятельствамотносящиеся к общему вопросу от человека от побуждения от места действия от времени действия от способа действия от средств от определения от разделения от рода от вида от признака и т.п. от сходства от различия от большего и меньшего от причины от следствия от последовательности событий и пр.

Нахождение (inventio) улики доводы примеры внешние внутренние Доказательства

Расположение материала (dispositio) Вступление Изложение Определение темы Доказательство Опровержение Отступление Заключение

Словесное выражение (elocutio) Четыре главных требования к элокуции: Правильность Ясность Уместность Пышность Учение об отборе слов Учение о сочетании слов Учение о фигурах Три раздела теории элокуции

Словесное выражение (elocutio) Фигуры – все выражения, отступавшие от некоторой нормы, которая считалась разговорной естественностью. Античность различала тропы и фигуры, а среди фигур речи – фигуры мысли и фигуры слова. Тропы - отдельные слова, употребленные необычным образом. Фигуры – сочетания слов. фигуры мысли фигуры слова

Словесное выражение (elocutio) Слова оратора должны способствовать стройности и достоинству речи, а мысли оратора – ее внушительности. …Разница между построением слов и построением мыслей состоит в том, что при перемене слов словесное построение нарушается, а построение мыслей сохраняется, какими бы словами ни пользоваться Цицерон Об ораторе. Гл.3.

Словесное выражение (elocutio) Фигуры мысли уточняющие позицию оратора простое уточнение показное отступление показное предоставление позиции противнику уточняющие смысл предмета уточняющие отношение к предмету уточняющие форму обращения оратора к слушателям

Словесное выражение (elocutio) Фигуры слова: фигуры прибавления фигуры убавления фигуры перемещения

Словесное выражение (elocutio) Тропы (греч. τρόπος) (или фигуры переосмысления) – фигуры, с помощью которых слову придается значение, отличное от прямого его значения. (От греч. τροπή (tropē) поворот, изменение; и от τρέπω (trepō) повернуть, направить, изменить)греч. Основное назначение: Выявление главной мысли; Придание большей живости выражению; Орнаментальное значение; Облагораживание речи, сокрытие грубых, непристойных мыслей; Обогащение языка с помощью умножения значений слова.

Словесное выражение (elocutio) 4 основных тропа. Перенос значения по сходству дает метафору Перенос значения по смежности дает метонимию Перенос по количеству дает синекдоху Перенос значения по противоположности дает иронию

Словесное выражение (elocutio) Учение об отборе слов Основные критерии отбора слов: употребительность логика авторитет старина

Словесное выражение (elocutio) Теория сочетания слов соединение слов построение фраз закругление фраз (ритм) с точки зрения смысловой с точки зрения звуковой - распущенная речь - нанизанная речь - связанная речь

Словесное выражение (elocutio) «162. Так на самой площади Мессаны секли розгами римского гражданина, судьи; но среди страданий и свиста розог не было слышно ни единого стона, ни единого слова этого несчастного, кроме лишь слов: "Я римский гражданин!" Этим заявлением о своем гражданстве он думал избавиться от всех ударов и от всех мучений; но он не только не добился того, чтобы умерилась сила розог, - нет, в то время как он умолял и все чаще и чаще указывал на свое гражданство, готовили крест, - да, крест для этого несчастного и замученного человека, который раньше и не видел никогда этого поганого орудия О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданством!.. О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебс и которую, наконец, ему возвратили! Неужели все это настолько отошло на задний план, что связанного римского гражданина в провинции римского народа, на площади союзного города подвергает бичеванию тот, кто своими фасцами и секирами был обязан благодеянию римского народа?». Цицерон М.Т. Речи против Верреса

Словесное выражение (elocutio) Теория сочетания слов соединение слов построение фраз закругление фраз (ритм) с точки зрения смысловой с точки зрения звуковой - распущенная речь - нанизанная речь - связанная речь

4. Memoria – запоминание Френсис Йейтс Искусство памяти. М., Actio - произнесение.