МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» Поэма «Мёртвые души» (презентация по литературе) Выполнила:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» Характеристика Манилова Что мы узнаём о характере Манилова, знакомясь с его усадьбой? Что мы узнаём о характере Манилова,
Advertisements

Во время беседы с Чичиковым Собакевич даёт нелестные характеристики общим знакомым, всех называет мошенниками.
История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
«Господин средней руки, не красавец, но и недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок. Коллежский советник помещик, по своим Надобностям.»
Урок - семинар Учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 1828 « Сабурово » г. Москвы Данченко Е. В.
Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души».
Презентация "Образ Манилова в поэме Гоголя "Мертвые души""
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 20 г. Ставрополя Новикова Дина Николаевна Презентация к уроку «Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа» (На.
Образы крестьян и помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Проект для учащихся 9 класса.
ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОВЕСТИ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». АВТОР ПОВЕСТИ Николай Васильевич Гоголь. К работе над повестью Гоголь приступил в 1835 году. Интересный сюжет.
Одиннадцатое февраля. Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души.
Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души» Образы помещиков, изображение губернского города в поэме.
Сбор материала к сочинению на тему: «Образы помещиков» (по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души») Подготовила: Тухбаева Тарбия Шинтасовна. учитель русского языка.
Презентация по литературе "Образ помещицы Коробочки в поэме "Мертвые души"
Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Н.В.Гоголь. Поэма "Мертвые души".
Образы помещиков и крестьян в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Учебный проект по литературе Автор Чистякова Н.Н.
Образ Собакевича в поэме Н. В. Гоголя « Мёртвые души » Выполнила ученица 9 Б кл. МОУ СОШ 1 г.Новоалександровска Загаштокова Алина.
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» щ Работу подготовил Литвинюк Григорий.
Образ Манилова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Выполнил ученик 9 «Б» класса Рябыкин Владимир.
Транксрипт:

МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» Поэма «Мёртвые души» (презентация по литературе) Выполнила: учитель русского языка и литературы Дедова Янина Ивановна 2011 г.

Поэма « Мертвые души » Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души » стала главным делом всей жизни писателя – произведением, в которое он вложил свои самые сокровенные мысли, всю свою душу. Произведение проникнуто глубокой тревогой писателя по поводу искажения, которому подвергается духовный мир человека в мире душевладельцев. В своей поэме автор отразил принцип буржуазного строя. Изображению помещиков отведены в романе пять « портретных» глав, в которых представлены образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина.

Чичиков Чичиков - главный герой поэмы. Его внешне бескорыстная и угодливая натура скрывает сущность крайне низкого и изворотливого человека. По определению автора, Чичиков обладал самой обыкновенной внешностью – «ни толст, ни тонок, и его въезд в город не произвел абсолютно никакого шума.» Он бывший чиновник, владелец всего двух душ, но в будущем намерен стать помещиком. Чичиков умеет быстро определять сильные и слабые стороны людей и приспосабливается к любой среде. В погоне за богатством Чичиков утрачивает честь, совесть, человечность и порядочность.

Манилов Манилов, самый бескорыстный из всех. Его глаза сладки, как сахар, а манеры позволяют создать о нем безупречное впечатление, но лишь в первую минуту. В образе совершенно бесхарактерного человека мы видим сочетание праздной мечтательности с духовной немощностью. Считая себя образованнейшим человеком, Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого,не имея представления о реальной жизни. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Манилов - единственный, кто нашел с Чичиковым общий язык. Он до конца не верит, что такой культурный и образованный человек может замышлять «черное дело»

Обстановка в доме Манилова Его дом стоял одиночкой на холме, открытый всем ветрам. Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез. Да и в самой деревне нигде не было «растущего деревца или какой- нибудь зелени».О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка дома, где рядом с великолепной мебелью стояли два стула, обтянутые просто рогожей, или«горки выбитой из трубки золы», лежащие на дорогом полированном столе. Весь дом Манилова был с претензией на несуществующую роскошь, и даже стены были выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой.» Особенно поражает наличие в его кабинете умной книги, до которой его руки не доходят, ведь она уже много лет лежит открытая на 14 странице. Вся обстановка в доме наглядно показывает уровень жизни и образованности Манилова, человека романтичного и неприспособленного, живущего в своем собственном мире.

Коробочка Коробочка - это яркая противоположность бездеятельному Манилову. У нее «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем », есть «яблони и другие фруктовые деревья ». Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна, погружена в мир мелочных хозяйственных интересов. Привыкшая жить по установленному порядку, она не ожидает вторжения Чичикова в ее тщательно выстроенный мир и теряется, услышав столь необычное предложение.

Характер Коробочки Коробочка ко всему необычному относится со страхом и недоверием. Руководствуясь лишь копеечной выгодой, она боится уступить свои мертвые души- с одной стороны, потому, что опасается « прогадать » и хочет « примениться к ценам »,а с другой – думая, вдруг они « в хозяйстве – то как нибудь под случай понадобятся». В этом проявляется особенность этого характера, состоящая в сочетании низкого умственного развития с боязнью прогадать в цене. Именно из – за этого «гениальный» план Чичикова рушится. Глухая стена упрямства Коробочки не выдерживает энергичного напора Чичикова. Пытаясь узнать, почем сегодня «мертвые души», она едет в город и, сама того не понимая, сдает неудавшегося помещика.

Ноздрев Ноздрев – «вечно молодой», смуглый и обаятельный детина, разбитной и живущий одним днем. Он из тех людей, с которыми с первых минут на «ты».Ноздрев - человек самостоятельный и решительный. Он полная противоположность Манилову и Коробочке – непоседа, герой ярмарок, попоек и карточного стола. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как « отец родной » среди большого семейства. Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его безразличии к крестьянам.

Основные занятия Ноздрева Ноздрев в 35 лет был таков же совершенно, каким был в двадцать: охотник погулять. Женитьба его ничуть не переменила, жена его скоро отправилась на тот свет, оставив двух ребятишек, которые ему были не нужны. За детьми присматривала нянька. Дома он больше дня никак не мог усидеть. Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно. В отличие от Коробочки, Ноздрев обладает своеобразной « широтой натуры ». Но, кроме того, это бесшабашный хвастун и лгун, причем лгун – по призванию и по убеждению. Основное занятие Ноздрева – азартные игры, друзья и попойки с ними же. Ни одно грандиозное событие не обходится без него – казалось, где Ноздрев, там и праздник. Ему не нужно ни хозяйство, ни собственные дети. Единственное счастье в жизни Ноздрева – проматывать деньги, заработанные кропотливым трудом крестьян.

Собакевич Собакевич внешне напоминает «средней величины медведя», его и зовут Михаилом Семеновичем. Собакевич- законченный мошенник, человек, не способный сказать что-нибудь хорошее о других людях без выгоды для себя. Однако он весьма хороший хозяин, для крепостных он пожалуй, более предпочтителен, чем кто-либо из помещиков. Собакевич прекрасно понимает, что разоренные, совершенно обнищавшие крестьяне не принесут никакого дохода.

Степень культуры Собакевича Собакевич резко отличается от других своей хитростью и расчетливостью. Он хладнокровен, равнодушен к людям, не любит высокомерия и лицемерия. В нем нет ни благодушия Манилова, ни скопидомства Коробочки, ни буйного сумасбродства Ноздрева. Это прижимистый торгаш. Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Гоголь дает четкую характеристику этого помещика: «Казалось, что в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует.» Дом и обстановка напоминает хозяина. Кажется, что каждый предмет говорил: «И я тоже Собакевич!». Этому персонажу удается продать «мертвые души» Чичикову по самой высокой цене и даже получить задаток. Собакевич - «человек -кулак». По мнению автора, это еще одна степень омертвения человека, деградации личности. Даже дети Собакевича полностью повторяют манеры «любящего папочки», даже не подозревая степени разрушенности Собакевича.

Плюшкин Плюшкин- «прореха на человечестве», по меткому определению крестьянина, «заплатанной». В этом человеке постепенное омертвение, духовная черствость, свойственные и другим помещикам, достигают наивысшей степени, превращаются не только в нравственное, но и в физическое вырождение. Трудно поверить, что эта фигура –самый богатый помещик губернии. Плюшкин- персонаж с историей. Это образ в развитии, бережливый хозяин превращается в мелочного скрягу. Плюшкин «позабывал сам, сколько у него было чего…»

Поместье Плюшкина Плюшкин проживал в месте, которое на первый взгляд казалось «вымершим». Обломанные плетни, покосившиеся избы, старые, кривые деревья -все говорило, что раньше хозяйство здесь текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно. Когда-то роскошный сад окружал поместье по периметру, но не радовал изобилием плодов. Даже крепостные крестьяне выглядели здесь особенно хмурыми и бедными. Сам дом Плюшкина стоял на отшибе и не выглядел домом зажиточного помещика. Только одни главные ворота были растворены, и то потому, что въехал мужик с нагруженною телегою, в другое время и они были заперты наглухо, в железной петле висел замок. В доме было холодно, как в погребе и отовсюду дул пронизывающий ветер. Вокруг царил вечный беспорядок, повсюду лежали бесполезные картины и ненужные вещи.

Адреса сайтов и использованная литература: Н. А. Кожевникова. Фрагмент книги. Типы повествования в русской литературе XIX-XXв.в. М., Е. А. Смирнова. Поэма Гоголя «Мёртвые души». Ленинград. «Наука», 1987.