Разработка и апробация методики сертификации выпускников высших учебных заведений в соответствии с профессиональными стандартами в высокотехнологичных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Advertisements

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Разработка оценочных материалов для оценки профессиональных компетенций лиц, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования.
Проект п-Ф-192 Научно-исследовательская работа «РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО БАНКА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Обзор региональных нормативных документов, регламентирующих процедуру сертификации квалификаций Заместитель начальника отдела профессионально общественной.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Мероприятия Разработка модели измерительных средств для оценки и сертификации квалификаций; Формирование измерительных материалов; Подбор экспертов по.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Система сертификации квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты Национальная.
Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина В.Н. Субботин СЕМИНАР «Апробация модели экспертно- методического центра в области юриспруденции»
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
ПРОЕКТ«Создание, апробация механизмов организации педагогических практик и инструментария для проведения аттестации в форме квалификационного испытания.
Лебедева Е.А. заместитель директора по учебно-производственной работе ОГБОУ СПО «Костромской торгово-экономический колледж»
Разработчик презентации – Кришталь Владислав Окружная конференция СРО по Сибирскому федеральному округу г. Красноярск.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Транксрипт:

Разработка и апробация методики сертификации выпускников высших учебных заведений в соответствии с профессиональными стандартами в высокотехнологичных отраслях промышленности Пудалова Елена Игоревна Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Москва, 16 сентября 2010 года

Разработка и апробация методики сертификации выпускников высших учебных заведений в соответствии с профессиональными стандартами в высокотехнологичных отраслях промышленности: 2 этапа Наименование этапа Сроки выполнения 1. «Разработка методов оценивания профессиональных компетенций входящих в состав компетентностной модели специалиста и выпускника высшего учебного заведения в соответствии с профессиональными стандартами в высокотехнологичных отраслях промышленности» апрель – май 2. «Разработка методики сертификации выпускников высших учебных заведений в соответствии с профессиональными стандартами в высокотехнологичных отраслях промышленности» май – июнь 3. «Апробация методики сертификации выпускников высших учебных заведений в соответствии с профессиональными стандартами в высокотехнологичных отраслях промышленности» июнь – август

Апробация методики сертификации выпускников высших учебных заведений в соответствии с профессиональными стандартами в высокотехнологичных отраслях промышленности: –Апробирование методики сертификации выпускников высших учебных заведений в соответствии с профессиональными стандартами на отраслевом и межотраслевом уровне (высокотехнологичных секторов экономики) на площадках субъектов Российской Федерации (Москва, Пермь, Новосибирск, Казань). 3

Глоссарий Компетенция (от лат. competentio от соmpeto добиваюсь, соответствую, подхожу) – единство знаний, профессионального опыта, навыков поведения индивида и способностей действовать в соответствии с требованиями должностных обязанностей. Процесс сертификации – порядок и процедура, посредством которых подтверждается, что уровень квалификации и компетентность кандидата соответствуют требованиям ПС по квалификационному уровню. Порядок сертификации – специальные организационные мероприятия, которые позволяют осуществить процедуру сертификации. Процедура сертификации – совокупность этапов оценки уровня квалификации и компетентности выпускника вуза на соответствие требованиям ПС по квалификационному уровню. Система сертификации – это структура, политика, система управления, нормативная правовая документация, порядок и процедуры, сертификационно- измерительные материалы, экспертное сообщество, которые в совокупности обеспечивают осуществление процесса сертификации, завершающегося выдачей сертификата компетентности сертифицированному лицу. 4

УЧАСТНИКИ АПРОБАЦИИ ОАО «ОАК», ОАО «ОКБ «СУХОГО», ОАО «РСК «МИГ», ОАО «КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ», ГК «РОСНАНОТЕХ», ОАО «ПНППК»; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технический университет»(КГТУ-КАИ); Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (государственный технический университет)»; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет»; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет». Количество экспертов - более 35 представителей отрасли и ВУЗов 5

6 СЕРТИФИКАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФРАГМЕНТ) «Прочностные расчеты авиационных конструкций» Третий квалификационный уровень Направление деятельности работников Проведение расчетов, участие в экспериментальных исследованиях, оформление технической документации Требования к практическому опыту работы Требований нет Требования к необходимости сертификации Не подлежит Требования к состоянию здоровья Особых требований нет Наименование должностейТехник Инженер Требуемый уровень профессионального образования и обучения Среднее профессиональное образование - Квалификация (степень) бакалавра Квалификация (степень) бакалавра Квалификация «дипломированный специалист» Повышение квалификации Профессиональная переподготовка 7

ПЕРЕЧНИ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА И ВЫПУСКНИКА «Прочностные расчеты авиационных конструкций» Перечень компетенций специалиста третьего квалификационного уровня Перечень компетенций выпускника третьего квалификационного уровня Владение методами расчета на прочность, жесткость и устойчивость элементов авиационных конструкций различных типов(балочных, ферменных, оболочек) Владение методами расчета на прочность и устойчивость соединений элементов авиационных конструкций и отдельных узлов Владение методами определения нагрузок различного типа на агрегаты изделий Готовность участвовать в проведении экспериментальных исследований - Владение методами расчета характеристик долговечности и живучести конструкции Владение методами расчета по статической аэроупругости и на флаттер Готовность участвовать в работах по определению расчетных характеристик материалов - Владение методом конечного элемента при проведении расчетов на прочность Владение методами расчета на прочность, жесткость и устойчивость элементов авиационных конструкций с применением стандартных и специализированных пакетов прикладных программ, основанных на CAD/CAE технологиях Готовность оформлять техническую документацию и результаты расчетов

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА И ВЫПУСКНИКА «Прочностные расчеты авиационных конструкций» 9 Профессиональная функция из ПС Сертификационные измерения компетенций специалиста Сертификационные измерения компетенций выпускника Оформление технической документации Оформление материалов для эксплуатационно-технической документации Оформление результатов расчетов Расчет конструкций балочного типа Расчет на прочность конструкций балочного типа Расчет на прочность методом конечного элемента Расчет устойчивости элементов конструкций Расчет на прочность конструкций с учетом пластичности материалов Расчет на прочность конструкций с учетом геометрической нелинейности элементов Расчет деформации агрегатов изделия Анализ результатов расчета Расчет на прочность конструкций балочного типа Расчет на прочность методом конечного элемента Расчет устойчивости элементов конструкций Расчет на прочность конструкций с учетом пластичности материалов Расчет на прочность конструкций с учетом геометрической нелинейности элементов Расчет деформации агрегатов изделия Анализ результатов расчета … Участие в работах по определению расчетных характеристик материалов Проведение экспериментальных исследований Обработка экспериментальных данных по результатам испытаний образцов Определение экспериментально усталостные характеристики образцов материалов и элементов конструкции Анализ результатов экспериментальных исследований нет

Сертификационные измерения компетенций выпускника «Проектирование и конструирование авиационной техники» 10 Профессиональная функция из ПС Сертификационные измерения компетенций выпускника Контроль умений и навыков (70%), знаний (20%) 1. Участие в разработке теоретических, компоновочных чертежей, схем и их электронных моделей Разрабатывать трехмерные модели, чертежи деталей, агрегатов и узлов с учетом нормативно-технической документации Проверка умений и навыков (практические задания и др.): Знания (тестовые задания и др.): …… Расчет на прочность деталей, узлов и агрегатов Проверка умений и навыков (практические задания и др.): Знания (тестовые задания и др.): Расчет надежности узлов, агрегатов и систем Проверка умений и навыков (практические задания и др.): Знания (тестовые задания и др.): 2. Участие в разработке технического предложения, аванпроекта, эскизного проекта, макета и технического проекта летательного аппарата и его модернизации или модификации Разрабатывать материалы проектовПроверка умений и навыков (практические задания и др.): Знания (тестовые задания и др.): Разрабатывать материалы по модернизации или модификации летательного аппарата Проверка умений и навыков (практические задания и др.): Знания (тестовые задания и др.): ………

Примеры элементов комплекса измерительных материалов для проведения сертификации выпускников высших учебных заведений (1) Задание 1. Определение нагрузок на агрегаты изделия Определите силу, действующую на двигательные установки при посадке с передним ударом в главные колеса (см. рисунок), если посадочный вес самолета G = 50 т, а его момент инерции I z = кГ м сек 2. Подъемной силой крыла пренебречь. Вес двигателей G дв = 6 т. 11

Примеры элементов комплекса измерительных материалов для проведения сертификации выпускников высших учебных заведений (2) Задание Характеристики F-35F-22 Проект Тяга, тонн 1 х 162 х 18 2 х 20 М max 1,82,0 2,15 nyny 79 9, м.кв. 0,3 0,1 Р/р 0 1,0 / 3501,5 / 300 1,3 / 280 Стоимость одного экз., млн. долл Требуется: 1. Проведите сравнительный анализ проектов. 2. Определите решения, позволяющие «проекту» обеспечить превосходство над аналогами по критерию технической совершенство/стоимость.

Примеры элементов комплекса измерительных материалов для проведения сертификации выпускников высших учебных заведений (3) Задание Хппц = 15% Хпзц = 25% Требуется: 1. Определить х цт самолета. 2. Определить вынос основной опоры шасси. Возможно ли обеспечить посадку при таком выносе ООШ. 3. Возможно ли применение грузов m = кг с задней точки подвески (х=18 м). Агрегат, отсекm, кгХ, м Отсек БРЛС7001,5 Кабина5002,5 Отсек закабинного оборудования 5003,5 Передняя опора шасси3004 Топливный бак (передний) Основные опоры шасси Двигатели Топливный бак (задний) Конструкция (остальное) Сумма:22500

Схема порядка проведения сертификации выпускников вузов 14 Сертифицированное лицо Апелляция Кандидат Идентификация компетенций Административная проверка заявочной документации и заключение договора Выпускник вуза Квалификационный экзамен и оформление экзаменационных протоколов Экспертиза документов и принятие решений по сертификации Выдача сертификата и принятие прав и обязанностей сертифицированного лица Порядок 1Порядок 2 Обучение по выявленным недостающим компетенциям

Структура системы сертификации выпускников вузов 15 Экспертный совет Заслушивание отчетов по сертификации Выдача сертификатов компетентности Утверждение сертификационно-измерительных материалов Утверждение документации по сертификации Выдача решения Апелляционной комиссии Контроль деятельности системы сертификации Представление предложений о внесении изменений в нормативные документы по сертификации Департамент управления персоналом Методическое обеспечение процесса сертификации Ведение и подготовка документации для сертификации Подбор Экспертов, ведение реестров Взаимодействие с заинтересованными сторонами по вопросам участия и организации системы сертификации Организация процесса сертификации Организация разработки сертификационно- измерительных материалов Организация системы сертификации Организация работы Экзаменационных, Сертификационных и Апелляционных комиссий

Принципы системы сертификации выпускников (1) объективности и независимости процедуры сертификации, призванной оценивать компетентность кандидата со стороны профессионального сообщества, в данном случае авиастроительной отрасли; открытости и доступности информации о требованиях ПС по квалификационному уровню и сертификационно-измерительным материалам, причем данной информацией выпускник должен быть обеспечен заблаговременно перед процессом сертификации; целевой ориентированности, согласно которому, практический экзамен, входящий в основу измерительного комплекса, должен проводиться только на производственной базе (ресурсные центры, производственные подразделения, испытательные площадки высокотехнологичного сектора экономики, в частности авиастроительного комплекса и т.п.); 16

Принципы системы сертификации выпускников (2) единства результата, где общая оценка практического и теоретического квалификационного экзамена формируется как оценка его составных частей (контрольных заданий). При этом знания, умения и навыки, показанные кандидатом в процессе сертификации должны оцениваться исходя из условий, что каждое контрольное задание максимально составляет 100 %; принцип долевого формирования контрольного задания состоит в том, что удельный вес умений и навыков по профессиональной функции (функциональной обязанности), знаний и поведенческих навыков составляет определенное процентное соотношение. В нашем случае 70%, 20% и 10% соответственно. 17

Типовая нормативная база сертификации – Положение о системе сертификации выпускников вузов; – Положение о порядке и процедуре сертификации выпускников вузов; – Положение об Эксперте по сертификации выпускников вузов; – Кодекс профессиональной этики Эксперта по сертификации выпускников вузов; – Свод бланков для проведения сертификации выпускников. 18

УЧАСТНИКИ АПРОБАЦИИ ОАО «ОАК», ОАО «ОКБ «СУХОГО», ОАО «РСК «МИГ», ОАО «КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ», ГК «РОСНАНОТЕХ», ОАО «ПНППК»; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технический университет»(КГТУ-КАИ); Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (государственный технический университет)»; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет»; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет». Количество кандидатов – 12 человек (ОАК), 25 человек (Роснано) Количество экспертов - 25 представителей отрасли и ВУЗов 19

20

21

22

Анализ результатов апробации. Корректировка методики – Введение глоссария употребляемых понятий; – Требования к формированию сертификационных измерительных материалов для квалификационных экзаменов; – Обучение экспертов экзаменационной, сертификационной, апелляционной комиссий и экспертного совета; – Подготовка кандидатов к сертификации; – Снижение субъективности экспертов. 23

Анализ результатов апробации. Рекомендации ВУЗам – Усиление подготовки по профильным направлениям; – В специальных дисциплинах увеличить объем практических примеров; – В процессе обучения необходимо осваивать программное обеспечение, используемое на предприятиях отрасли; – Участие студентов в процессе обучения в работах предприятий (в рамках НИР/НИОКР). 24

Анализ результатов апробации. Внедрение системы сертификации – Осознание и принятие предприятия, входящих в отрасль/объединение работодателей, необходимости системы сертификации персонала/выпускников; – Единое понимание критериев оценки наличие базы оценок в виде ПС/требований/компетенции/профессиограмм; – Формирование корпоративной системы сертификации, дающей ясную мотивацию работникам/выпускникам: обучение и развитие; Карьерный рост; Проектный менеджмент; Материальная мотивация*; – Осознание и принятие учебными заведениями профобразования единых отраслевых требований с целью формирования образовательных услуг/образовательных программ, отвечающих современному развитию промышленности в условиях модернизации экономики в условиях глобального рынка. 25

26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ