Серебряный век. Течения в современной русской прозе и поэзии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Серебряный век. Течения в современной русской прозе и поэзии.
Advertisements

Серебряный век русской литературы Выполнила учительница русского языка и литературы МОУ СОШ с. Къарасу.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация "Серебряный век русской культуры "
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
Модернизм в русской литературе «Серебряный век» отечественной культуры XX века.
Русская культура в начале ХХ века Литература. Анна Ахматова (псевдоним Горенко Анны Андреевны; ) первое стихотворение, по ее признанию, написала.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Серебряный век русской поэзии.. Повторение. Древнерусская литература. Древнерусская литература. Литература 18 века (классицизм, сентиментализм). Литература.
Разработала : преподаватель русского языка и литературы Барсукова О. Д.
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
Общая характеристика литературы XIX века.. Конец XIX начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком"
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
Выполнила : ученица 9 класса Барыкина Аня Проверил : учитель истории Макерова М. А.
Литература рубежа веков - серебряный век..
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. Валерий Яковлевич Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов( ) - основоположник символизма. Основное в его поэзии – урбанистическая.
Презентацию подготовила Смирнова О.А. МОУ Лесная СОШ Литературные направления начала XX века.
Транксрипт:

Серебряный век. Течения в современной русской прозе и поэзии.

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный век». Определение «Серебряный век» было введено в 1933 году Н. А. Оцупом в парижском журнале русской эмиграции «Числа». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами: В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода считают 1915 год.

Серебряный век опирался на модернистские течения: модернистские течения СимволизмАкмеизмФутуризм

Модернизм МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne современный), в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. В критике прошедшего столетия понятие «модернизм» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма. Представители: Ф. Сологуб, Л. Андреев.

Федор Сологуб СОЛОГУБ (наст. фам. Тетерников) Федор Кузьмич ( ), русский писатель. Сборник стихов «Пламенный круг» (1908) отмечен мотивами отчаяния, индивидуализма. В романе «Мелкий бес» (1905) гротескное изображение русской провинциальной жизни; переводы.

Леонид Андреев АНДРЕЕВ Леонид Николаевич ( ), русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер («Бергамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); кризис религиозного сознания в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны в рассказе «Красный смех» (1905). Наряду с бытовой драмой «Дни нашей жизни» (1908) философско-аллегорические трагедии («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908).

Цель модернизма: Создание поэтической культуры содействующей духовному возрождению человечества, преобразование мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику – роль прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

Символизм С греч. – знак, символ. Это направление сосредоточено на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей.

Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов – символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества. Символизм Старшие символисты Младо - символисты

1890 – е гг. « Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Ф. Сологуб. Идеолог: Д. Мережковский Учитель: В. Брюсов 1900г «Младосимволисты»:А. Белый, А. Блок, В. Соловьев, Вяч.Иванов. Теоретик: А. Белый

Константин Бальмонт БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич ( ), русский поэт-символист. В стихах культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданного целостного «солнечного» начала; музыкальность (сборники «Горящие здания», 1900, «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 эмигрировал.

Александр Блок Начинал как поэт-символист («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса символизма провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», ), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл ), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», ) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл ; цикл «Ямбы», ; поэма «Возмездие», ). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» ( ). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), в публицистике.

Андрей Белый БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) ( ), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» ( , переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза.

Акмеизм АКМЕИЗМ (от греч. akme высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. Годы существования Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий. Поэты проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.

Николай Гумилев ГУМИЛЕВ Николай Степанович ( ), русский поэт. В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для его стихов характерны апология «сильного человека» воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.

Осип МАНДЕЛЬШТАМ МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич [3 (15) января 1891, Варшава 27 декабря 1938, лагерь Вторая Речка под Владивостоком], русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Анна Ахматова АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [11 (23) июня 1889, Большой Фонтан, близ Одессы 5 марта 1966, Домодедово, под Москвой], русский поэт. Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения ». Автобиографический цикл стихов «Реквием» ( ; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» ( , полностью опубликована 1976) воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.

Футуризм С лат. – будущее Представители: братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский. В дек. 1912г. появилась первая декларация футуристов в сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Футуризм 1911г. Эгофутуристы Северянин, Игнатьев, Олимпов 1912г. Кубофутуристы Маяковский, бр. Бурлюки, Хлебников, Каменский 1913 г. Центрифуга Пастернак, Аксенов, Асеев

Владимир Маяковский Владимир Владимирович Маяковский ( ). В 1911 завязывается дружба В.В. Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно- художественную группу футуристов «Гилея» (смотри Футуризм). С 1912 В. Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Велимир Хлебников Хлебников Виктор Владимирович ( ). Печататься начал в 1910-е гг., входил в литературное объединение «Гилея». В начале литературного пути разделял панславистские иллюзии, был и под влиянием Вл. Соловьева, Вяч. Иванова и М. Кузмина. Примыкая к кубофутуристам, называл себя Будетлянином. Мировоззренчески оставался непонятым соратниками (это они составили и издали его книги «Ряв!», 1913; «Творения», т. 1, «Изборник стихов», оба 1914). Всю жизнь занимался «осадами» времени, слова и социальных проблем человечества (сборники «Битвы гг. Новое учение о войне», 1914, и «Времямера мира», 1916; «сверхповесть» «Зангези», ; итоговые «Доски судьбы», , лишь часть их опубликована посмертно).

Василий Каменский КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич ( ), русский поэт. Один из первых русских пилотов; ввел в обиход слово «самолет». В раннем творчестве футурист. Романтические поэмы «Стенька Разин» ( ), «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934). Пьесы.

Борис Пастернак Пастернак Борис Леонидович ( ). В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!...»). Пастернак Борис Леонидович ( ). В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!...»).

Николай Асеев Асеев Николай Николаевич ( ). На раннее творчество поэта оказали влияние символисты, прежде всего К. Д. Бальмонт, а также немецкие романтики (Э. Т. А. Гофман). Был знаком с В. Я. Брюсовым, Вяч. И. Ивановым, С. П. Бобровым. Вместе с Пастернаком входил в близкую к футуристам группу «Центрифуга».