1 Мониторинг гражданского общества в Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Мониторинг гражданского общества в Российской Федерации.
Advertisements

1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
«» ВСЕРОССИЙСКИЙ СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Эмпирическое исследование «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ» При поддержке Высшей школы.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
ЦИРКОН, 2008 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Мониторинг состояния некоммерческого сектора в России Стр. 1 Основные результаты.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
ГРАНС-Центр Мерсиянова Ирина Владимировна кандидат социол. наук директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора РОССИЙСКИЙ.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе- мае 2011 года.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
Результаты социологического исследования «Электоральная ситуация в г.Киеве» 24 июня - 7 июля 2010 года Опрошено 1000 респондентов, проживающих в г.Киеве,
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ International Republican Institute, Baltic Surveys Ltd. / The Gallup Organization, Armenian Sociological Association.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, в январе-сентябре 2009.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
«Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2011 году и задачах на 2012 год» Министр Т.А. Голикова РОССИЯ,
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Транксрипт:

1 Мониторинг гражданского общества в Российской Федерации

2 Организация мониторинга гражданского общества Государственный университет – Высшая школа экономики разработка методологии мониторинга гражданского общества в России координация исследований анализ результатов Росстат Данные государственной статистики Аналитический центр Юрия Левады ретроспективный анализ исследований Левада-Центра репрезентативный опрос населения: октябрь 2006 года, 120 вопросов, опрошено 3021 чел. в возрасте 18 лет и старше, география: 7 федеральных округов, города и сельская местность Пилотный опрос служащих городских администраций: ноябрь, 2006 года, 40 вопросов, опрошено 103 чел, география: 7 федеральных округов, 53 города вкл. Москву и СПб. Качественное исследование: ноябрь 2006 года, 4 фокус-группы и 8 индивидуальных интервью с представителями НКО и бизнесменами, география: Москва, Владимир

3 Организация мониторинга гражданского общества РОМИР-Мониторинг Опрос представителей некоммерческих организаций: ноябрь-декабрь 2006 г., репрезентативный опрос НКО, 1137 интервью., география: 7 федеральных округов, 66 городов, вкл. Москву и СПб. ЦИРКОН формирование базы данных НКО Общественной палаты РФ (около 2000 организаций по России), сбор данных вторичных источников о текущем состоянии третьего сектора в стране (результаты социологических исследований, данные госcтатистики, региональные базы данных НКО и пр.), обобщение материалов

4 Семья Бизнес Политика Партии Клубы по интересам Экологические организации Женские организации НКО Ассоциации Потребительски е кооперативы Благотвори- тельные организации Общественные объединения Экспертное сообщество Профессиональное сообщество Структура гражданского общества

5 Потенциально активные 25 млн. человек Все население России – 145 млн. человек структуры ГО, оформленные как зарегистрированные организации Масштаб гражданского общества в России Трудоспособное население – 90 млн. человек 2-3 млн. человек Участвующие в политике и властных структурах млн. человек Участвующие в НКО 5-10 млн. человек Предприниматели, менеджеры, собственники

6 РоссияСШАКитай 350 тыс. НКО 145 млн. человек 1,5 млн. НКО * 286 млн. человек 280 тыс. НКО ** 1,3 млрд. человек Индия 1 млн. НКО * 1025 млн. человек Размеры гражданского общества экономически активное население – 74,6 млн. человек (окт. 2006, Росстат) экономически активное население – 149,3 млн. человек (2005, ОЭСР) экономически активное население – 389 млн. человек (2001, МОТ) экономически активное население – 890 млн. человек (2003, Cornell Law School) Международные НКО *** 26 тыс г. 6 тыс г. 40 тыс г. * Источник: McGann J., Johnstone M. The Power Shift and the NGO Credibility Crisis // Brown Journal of World Affairs. Global Policy Forum. Winter- Spring ** Mooney P. How to deal with NGOs. Part I – China // YaleGlobal. 1 August (Yale Center for the Study of GLobalization). *** The Economist; Anheier H. et al. Global Civil Society. OUP, 2001

7 Стыд за происходящее 18% Обида за свой народ 33% Зависть 13% Озлобленность, агрессивность 18% Усталость, безразличие 33% Одиночество, заброшенность 13% Страх 13% Растерянность 16% Отчаянье 13% Чувство ответственности за происходящее: вокруг 9% в стране 7% Социальный и экономический фон гражданского общества Довольны своей жизнью - 63% граждан России Группа главного активного неприятия сужается: определенно недовольна - 11% «принять уже невозможно» - 8% Какие чувства окрепли в последнее время среди окружающих? Надежда 34% Чувство собственного достоинства 16% Уверенность в завтрашнем дне 15% Чувство свободы 14%

8 Социальная база гражданской активности Чувство ответственности за происходящее: вокруг 9% в стране 7% Ценности Востребованность Социальный статус Делать что-то для других Участвовать в жизни религиозной общины Крепкая семья Материальная независимость Достаток Безопасность очень важно 25% 18% 13% 4% 70% 51% 41% 56% важно 44% 31% 39% 10% 24% 39% 36% Потенциал гражданской активности 15-25% Досуг Клубы, увлечения Образование, библиотеки Участие в общественных организациях сейчас 9,9% 7,3% 1,3% хотел бы 12,8% 12,6% 4,1%

9 Рост цен, обесценивание денег - 66% Ухудшение здоровья, невозможность получить качественную медпомощь - 53% Угроза обнищания Произвол милиции Возможность кражи, нападения 28-30% Произвол бюрократов Наркомания Что волнует людей Вообще В своей местности В своей семье Безработица - 47% Низкий уровень зарплат и пенсий - 66% Цены на ЖКХ - 55% Плохие дороги (!) - 36% Пьянство, алкоголизм - 43% Наплыв приезжих, в т.ч. из зарубежья - 12% Произвол милиции - 10% Рост цен - 68% Нехватка денег и времени для решения бытовых проблем - 52% Недоступность хорошей медпомощи - 30% Не хватает средств, чтобы соответствовать своему положению в обществе - 25%

10 Первая оценка экономического масштаба НКО и общественных движений в России Количество «живых» организаций – 70 тыс. (из 359 тыс. зарегистрированных) млн. человек Бюджет – 128 млрд. руб. (0.5% ВВП без учета вклада волонтеров) млрд. рублей

11 Российские граждане Интернет- пользователи =12-13% Чаты 4% Форумы 2% Телефон или переписка с далекими друзьями несколько раз в месяц и чаще = 16% Совместное проведение времени не с родственниками (несколько раз в месяц и чаще) = 23-30% 22% - на работе принято «сбрасываться» для решения серьезных проблем 10% - помогать при переезде, ремонте 76% - граждане в ближайшие 2-3 года оказывали помощь другим (кроме родственников) 9% - в том числе через посредников Потенциал кооперации Потенциал коммуникации

12 Потенциал социальной поддержки: ожидания Бывает, что у людей возникают тяжелые жизненные проблемы. В какой среде мере Вы могли бы полагаться на помощь?

13 Потенциал поддержки: общественные организации Тяжелая болезнь - 4% Освобождение от службы в ВС - 11% «Можно часто встретить среди окружающих»: готовность помогать друг другу - 25% готовность объединяться для решения общих проблем - 18% готовность объединяться для решения не своих проблем - 9% Получали от НКО бесплатную помощь или советы 11% В наибольшей степени: Лечение и реабилитация больных 4% Юридическая помощь 3% Обучение 2% Психологическая помощь 2% Люди готовы обратиться за помощью в общественные организации:

14 Чувствуют себя способными влиять на происходящее… 40% В полной или значительной мере ощущают ответственность за происходящее… 45% 15% 10% 32% 36% 8,4% 3,4% Гражданская активность: ответственность и влияние Источник: репрезентативный опрос населения N=3021 чел., октябрь 2006, Аналитический центр Юрия Левады во дворе на работе в городе, районе в стране

15 Самоидентификация большинства людей не создает серьезных межнациональных, межконфессиональных и иных подобных барьеров очень важноприемлемо ощущать принадлежность к своей нации жить в великой и мощной державе участвовать в жизни церкви, прихода жить по соседству с «гастарбайтерами» жить по соседству с людьми других национальностей Источник: репрезентативный опрос населения N=3021 чел., октябрь 2006, Аналитический центр Юрия Левады

16 Проблема доверия Дефицит доверия – препятствие к совместным действиям Источник: репрезентативный опрос населения N=3021 чел., октябрь 2006, Аналитический центр Юрия Левады

17 Гражданское общество: мнение населения

18 На чью защиту рассчитывают люди? Источник: мониторинг гражданского общества в Российской Федерации, 2006

19 Наиболее важные права человека для Россиян 2000 год октябрь 2005 года Источник: мониторинг гражданского общества в Российской Федерации, год

20 Что может обеспечить бюрократия России? Источник: мониторинг гражданского общества в Российской Федерации, 2006

21 Мнение населения о важных гражданских акциях Источник: мониторинг гражданского общества в Российской Федерации, 2006

22 Гражданская активность населения Источник: мониторинг гражданского общества в Российской Федерации, 2006

23 36% 28-35% 15-17% >10% не знают никаких общественных организаций федерального или местного уровня называют профсоюзы, организации ветеранов и инвалидов, садовые и дачные товарищества, общества защиты прав потребителей и объединения жильцов: жилищно-строительные кооперативы, кондоминиумы и т.п. называют религиозные общины, благотворительные, экологические и правозащитные организации называют женские организации, творческие союзы и профессиональные ассоциации Осведомленность об НКО Источник: репрезентативный опрос населения N=3021 чел., октябрь 2006, Аналитический центр Юрия Левады

24 Оценка полезности различных институтов общества

25 Распределение НКО по длительности существования Распределение НКО по юридической форме, % Распределение НКО по типу деятельности, % Структура НКО в России Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

26 Регионы- лидеры: высокий уровень развития и темпы роста некоммерческого сектора за гг. прирост 41-55% Догоняющие: низкий исходный уровень развития, высокие темпы роста некоммерческого сектора за гг. прирост 54-88% Слабые: слабая экономика, низкие темпы роста некоммерческого сектора за гг. прирост >24% спад до –23% Прочие регионы Москва, Санкт-Петербург, Московская, Воронежская, Тверская, Калининградская, Нижегородская, Саратовская области, Краснодарский край, Красноярский край, Республика Татарстан Республика Алтай, Республика Тыва, Южный федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Брянская, Курская, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Архангельская, Новгородская обл., Псковская, Астраханская, Кировская, Курганская, Магаданская области, Еврейский АО. Региональное развитие НКО

27 Рассчитывают на привлечение средств Источники финансирования НКО доля организаций, указавших данный источник Ресурсы НКО доля организаций, указавших данный источник Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

28 1. Позиция населения 3. Позиция активистов НКО 2. Позиция муниципальных чиновников НКО и власть Власть должна помогать только полезным НКО Власть должна помогать всем НКО Власть не должна помогать НКО 28% : НКО должны помогать населению в конфликтах с властью Совместно разрабатывать и реализовывать общественно важные программы Защищать интересы граждан перед властью Помогать власти в ее начинаниях Заниматься своим делом, не обращаясь лишний раз к властям Использовать власть для своих начинаний Помогать населению в конфликтах с властью Помогать власти в ее начинаниях Не пересекаться с деятельностью власти НКО должны… Источники: репрезентативный опрос населения N=3021 чел., октябрь 2006, Аналитический центр Юрия Левады; опрос муниципальных служащих, N=103, Аналитический центр Юрия Левады; опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

29 Что должно государство требовать от НКО взамен на свою поддержку: мнения населения Источник: репрезентативный опрос населения N=3021 чел., октябрь 2006, Аналитический центр Юрия Левады

30 % от числа опрошенных, N=2107 Какое влияние оказывают на общество и гражданское сознание общественные организации разных типов? Источник: опрос Аналитического центра Юрия Левады, N=2107, сентябрь 2006 г., % к числу ответивших

31 52% граждан России считают Государство и правозащитные организации: мнение населения государство и местные власти должны предоставлять финансовую поддержку, налоговые и другие льготы правозащитным организациям.

32 Портрет НКО

33 Как НКО распространяют информацию о себе Распределение источников информации, из которых реципиенты получают информацию о деятельности НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

34 Распределение НКО по основным формам предоставляемых услуг Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

35 Платные/бесплатные услуги НКО Распределение НКО по основным формам предоставления услуг НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

36 Основные реципиенты услуг НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

37 Распределение НКО, по количеству физических лиц – реципиентов услуг организаций (по группам). Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

38 Штатные сотрудники НКО 2005 год2006 год2007 год Средняя численность штатных сотрудников в составе НКО Численность штатных сотрудников в составе НКО, годы Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

39 Внештатные сотрудники НКО Численность внештатных сотрудников в составе НКО, годы год2006 год2007 год Средняя численность внештатных сотрудников в составе НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

40 Волонтеры Средняя численность волонтеров в составе НКО, 2005–2007 гг., (количество высчитано из числа НКО, имеющих данную категорию сотрудников) 2005 год2006 год2007 год Средняя численность волонтеров Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

41 Экспертная поддержка НКО В каждой четвертой организации в течение года работают от 1 до 5 приглашенных эксперта, в 7,0% НКО – от 6 до 10 человек. Среднее количество приглашенных экспертов в год составляет 7 человек. Чем меньше по длительности работает НКО, тем с большим количеством экспертов она взаимодействует. Органы школьного самоуправления/молодежные организации, НКО СЗФО, организации с уровнем денежных поступлений, превышающим 1 млн. рублей, в среднем работают с большим числом приглашенных экспертов. Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

42 Структура НКО по источникам доходов Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

43 Структура НПО по характеру расходов Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

44 Источники финансирования НКО Основные источники финансирования деятельности НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

45 Оценка уровня финансирования НКО Ответы руководителей НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

46 Что НКО собираются делать для укрепления ресурсной базы Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

47 Оценка изменений экономических издержек в связи с вступлением в силу нового законодательства об НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

48 Совместная организация мероприятий – 54% Информационное сотрудничество – 50,5 % Взаимное консультирование – 37,4% Совместное участие в целевых Программах – 25,4% Совместное обращение в СМИ – 24,4% Например, 21,8 % НКО, занятых в благотворительной деятельности 30,2% НКО, занятых по обустройству жилищных территорий и инициативные группы по защите прав и интересов местных жителей Не взаимодействуют – 15% Взаимодействуют – 85% Взаимодействие с другими НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

49 Основные формы взаимодействия с другими НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

50 Помощь и поддержка НКО: на кого надеяться? Организации, на чью поддержку рассчитывают НКО в своей деятельности Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

51 К кому обращаться за помощью? Инстанции, к которым возможно обращение за помощью в случае возникновения проблем в деятельности НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

52 Как оценивать деятельность? Основные критерии оценки деятельности НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

53 Основные проблемы НКО Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

54 Спасибо за внимание! Мониторинг гражданского общества в Российской Федерации