Презентация на тему: « Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова ) » « Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова ) » Выполнил.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку (8 класс) по теме: Презентация "История Храма Христа Спасителя"
Advertisements

Храм Христа Спасителя. Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества́ Христо́ва) кафедральный собор русской православной церкви недалеко.
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Храм Христа Спасителя крупнейший среди Русских Церквей. Рассчитан на человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест.
Учитель русского языка и литературы Храмова Анна Васильевна Город Краснодар 2012 г.
Храм Христа Спасителя 1. Ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники – давняя российская традиция. Покровский собор Казанский собор.
Подготовила : Ерыгина Ирина Сергеевна. -Что вы можете сказать об этом Храме? -Где он расположен?
в Москве кафедральный собор Русской православной церкви, недалеко отКремля на левом берегу реки Москвы (улица Волхонка, 1517). Существующее сооружение.
ВСЕ СВОИ ПОМЫСЛЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЫСШЕЙ КРАСОТЕ, ЛЮБВИ И ДОБРЕ СВЯЗЫВАЛИ НАШИ ПРЕДКИ С ОБРАЗОМ ХРАМА – ВОПЛОЩЕНИЕМ ЦАРСТВА БОЖИЯ НА ЗЕМЛЕ. Л.А. РАПАЦКАЯ.
Храм Христа Спасителя Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник.
История Храма Христа спасителя. История создания Храм Христа Спасителя в Москве был построен в честь победы над наполеоновской армией в Отечественной.
Подготовил ученик 2 класса Б МОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской области Ковтунов Алексей Руководитель Чермошенцева Е.А., учитель начальных.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
Воспитатель средней группы Воробьёва Елена Петровна.
Работу выполнила Попова Ирина, ученица 8 класса МОУ «Воеводская сош» Целинного района Алтайского края.
Рождество Христово. Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
Подготовила Ученица МОУ СОШ 12 5 «А» КЛАССА Старенкова Юлия.
Презентация ученицы 9Б класса Тагиевой Ламан. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом.
Соборы и храмы Руси.. Собор. 1)Собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России вв.)2)Главный храм города или монастыря,
ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ. АРКА ГЛАВНОГО ШТАБА Архитектор К. Росси. Арка, соединяющая криволинейные в плане здания, состоит из трех частей. Первая выходит.
Транксрипт:

Презентация на тему: « Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова ) » « Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова ) » Выполнил ученик 8 класса МОУ «Равнинная средняя школа» Выполнил ученик 8 класса МОУ «Равнинная средняя школа» Леденёв Евгений Леденёв Евгений

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) МосквеМоскве кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 1517). Существующее сооружение осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. соборРусской Православной Церкви КремляМосквы-реки Чертольем1990-хXIX векеофицеров Русской армиивойне 1812 года МосквесоборРусской Православной Церкви КремляМосквы-реки Чертольем1990-хXIX векеофицеров Русской армиивойне 1812 года Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».[1] Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года. России наполеоновского нашествия[1]Константина Тона23 сентября1839 года26 мая1883 годаРоссии наполеоновского нашествия[1]Константина Тона23 сентября1839 года26 мая1883 года 5 декабря5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в годах годаздание годах 5 декабря1931 годаздание годах

Архитектура и убранство храма Храм крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско- византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около м², из которых около 9000 м² позолочены. Храм крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско- византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около м², из которых около 9000 м² позолочены.крест Исаакиевский соборрусско- византийского стиляРосписьпозолоченыкрест Исаакиевский соборрусско- византийского стиляРосписьпозолочены

Исторический очерк Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади. Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.домонгольских Ярослав МудрыйКиевеСофию КиевскуюпеченегамиКуликовской битвыРождества Пресвятой БогородицыМамаяВасилия Блаженногособор Казанской иконы Божией Матери Красной площадидомонгольских Ярослав МудрыйКиевеСофию КиевскуюпеченегамиКуликовской битвыРождества Пресвятой БогородицыМамаяВасилия Блаженногособор Казанской иконы Божией Матери Красной площади

Первый проект: Карл Витберг 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: 25 декабря1812 годасолдатыАлександр I 25 декабря1812 годасолдатыАлександр I Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний. В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков. Александр I Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний. В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков. Александр I

В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководца. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования. В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководца. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.1814 годукафедральный собор архитекторовВоронихинКваренгиСтасовКарла Магнуса Витбергамасоналютеранина ПравославиеВоробьёвых горах1814 годукафедральный собор архитекторовВоронихинКваренгиСтасовКарла Магнуса Витбергамасоналютеранина ПравославиеВоробьёвых горах

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей). 12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей). 12 октября1817 года крепостных 12 октября1817 года крепостных По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе. По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.Николая I1825 году1835 годуГерценомБылом и думахПермиТифлисеНиколая I1825 году1835 годуГерценомБылом и думахПермиТифлисе

Второй проект: Константин Тон Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско- византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго. Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско- византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.1831 годуКонстантина Тонарусско- византийский Чертолье (Волхонка)Алексеевский женский монастырьXVII века1831 годуКонстантина Тонарусско- византийский Чертолье (Волхонка)Алексеевский женский монастырьXVII века Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт. Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.

Сооружение храма Торжественная закладка собора произошла в день 25- летия Бородинского сражения в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Значительный вклад в оформление интерьеров Храма внёс архитектор В. А. Коссов. Торжественная закладка собора произошла в день 25- летия Бородинского сражения в августе 1837 года. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[11]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей [12]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Значительный вклад в оформление интерьеров Храма внёс архитектор В. А. Коссов.Бородинского сражения1837 года1839 года[11][12]1849 году1860 годуВ. И. Суриков И. Н. КрамскойВ. П. ВерещагинИмператорской академии художествгорельефными скульпторыА. А. ИвановН. А. Ромазанов А. В. ЛогановскийВ. А. КоссовБородинского сражения1837 года1839 года[11][12]1849 году1860 годуВ. И. Суриков И. Н. КрамскойВ. П. ВерещагинИмператорской академии художествгорельефными скульпторыА. А. ИвановН. А. Ромазанов А. В. ЛогановскийВ. А. Коссов 26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того. 26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.7 июня1883 годаИоанникием (Рудневым)Александра III коронованного7 июня1883 годаИоанникием (Рудневым)Александра III коронованного Архитектурно-художественное достоинство храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря. Архитектурно-художественное достоинство храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.И. Э. ГрабаряИ. Э. Грабаря

Жизнь храма до 1931 года Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности. Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности. За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова. За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.20 августа1882 годаУвертюра 1812 года Чайковского Наполеоном хоррегентовА. А. Архангельский П. Г. Чесноков А. Д. КастальскогоФедора ШаляпинаКонстантина Розова20 августа1882 годаУвертюра 1812 года Чайковского Наполеоном хоррегентовА. А. Архангельский П. Г. Чесноков А. Д. КастальскогоФедора ШаляпинаКонстантина Розова

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма Рождество Христово до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии. В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма Рождество Христово до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.Сергия РадонежскогоДома Романовыхпамятников Александру IIIНиколаю Васильевичу ГоголюРождество Христово1917 годаСергия РадонежскогоДома Романовыхпамятников Александру IIIНиколаю Васильевичу ГоголюРождество Христово1917 года Ключарём храма с августа 1917 до ареста в 1922 году был священномученик Александр Хотовицкий. Ключарём храма с августа 1917 до ареста в 1922 году был священномученик Александр Хотовицкий. Ключарём годуАлександр Хотовицкий Ключарём годуАлександр Хотовицкий С 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский. С 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.1922 года обновленческогомитрополита Антонина1931 годумитрополит Александр Введенский1922 года обновленческогомитрополита Антонина1931 годумитрополит Александр Введенский

Воссоздание В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство. В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.1980-х годов покаяния5 декабря году фонд1994 года1980-х годов покаяния5 декабря году фонд1994 года Проект восстановления храма подготовил реставратор Алексей Денисов. Проект восстановления храма подготовил реставратор Алексей Денисов.Алексей ДенисовАлексей Денисов Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями.коррупцииЗурабу ЦеретеликоррупцииЗурабу Церетели

Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала Под храмом Господним была размещена подземная парковка. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала Под храмом Господним была размещена подземная парковка. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.Донском монастырегорельефынитрида титанаЛеонид КалининДонском монастырегорельефынитрида титанаЛеонид Калинин

6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спас-Преображенского храма и первую литургию в нём. 6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спас-Преображенского храма и первую литургию в нём.(19) августа1996 годаПреображенияПатриарх Алексий IIлитургию(19) августа1996 годаПреображенияПатриарх Алексий IIлитургию К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне. К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.1999 году1999 году 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия. 31 декабря1999 года 67 января2000 годалитургия 31 декабря1999 года 67 января2000 годалитургия 19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском. 19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском. 19 августа2000 годаАрхиерейском 19 августа2000 годаАрхиерейском Соборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. Соборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. СобореРусской Церкви канонизация царской семьиСобора новомучеников и исповедников Российских СобореРусской Церкви канонизация царской семьиСобора новомучеников и исповедников Российских В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые, что совершенно противоречит историческому проекту К. А. Тона В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые, что совершенно противоречит историческому проекту К. А. Тона

Современная жизнь храма В 2004 в зале церковных соборов прошёл Архиерейский собор РПЦ, принявший решение о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за границей. В 2004 в зале церковных соборов прошёл Архиерейский собор РПЦ, принявший решение о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за границей.2004Русской православной церковью за границей2004Русской православной церковью за границей апреля 2007 года в храме Христа Спасителя прошло прощание с Б. Н. Ельциным. Первым человеком, отпетым в новом храме Христа Спасителя (ещё до освящения), стал умерший в 1997 писатель Владимир Солоухин апреля 2007 года в храме Христа Спасителя прошло прощание с Б. Н. Ельциным. Первым человеком, отпетым в новом храме Христа Спасителя (ещё до освящения), стал умерший в 1997 писатель Владимир Солоухин апреля2007 годаБ. Н. Ельциным 1997Владимир Солоухин 2425 апреля2007 годаБ. Н. Ельциным 1997Владимир Солоухин 29 апреля 2007 года здесь состоялось отпевание народного артиста СССР, виолончелиста и дирижёра Мстислава Ростроповича. Литургию возглавил викарий (помощник) патриарха Московского и всея Руси архиепископ Орехово- Зуевский Алексий. 29 апреля 2007 года здесь состоялось отпевание народного артиста СССР, виолончелиста и дирижёра Мстислава Ростроповича. Литургию возглавил викарий (помощник) патриарха Московского и всея Руси архиепископ Орехово- Зуевский Алексий. 29 апреля2007 годаотпевание народного артиста СССРМстислава Ростроповича 29 апреля2007 годаотпевание народного артиста СССРМстислава Ростроповича 17 мая 2007 года в храме был подписан Акт о каноническом единстве РПЦЗ и РПЦ. 17 мая 2007 года в храме был подписан Акт о каноническом единстве РПЦЗ и РПЦ. 17 мая2007 годаАкт о каноническом единстве РПЦЗ и РПЦ 17 мая2007 годаАкт о каноническом единстве РПЦЗ и РПЦ 7 ноября 2007 года в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя состоялось отпевание известного хореографа и балетмейстера Игоря Моисеева. 7 ноября 2007 года в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя состоялось отпевание известного хореографа и балетмейстера Игоря Моисеева. 7 ноября2007 года отпевание Игоря Моисеева 7 ноября2007 года отпевание Игоря Моисеева

9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 9 декабря2008 годаотпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 9 декабря2008 годаотпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 27 января 2009 года на Поместном соборе был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси. 27 января 2009 года на Поместном соборе был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси. 27 января2009 годаСвятейший Патриарх Московский и всея Руси 27 января2009 годаСвятейший Патриарх Московский и всея Руси 1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 1 февраля2009 года интронизацияСвятейшего Патриарха Московского и всея РусиКирилла 1 февраля2009 года интронизацияСвятейшего Патриарха Московского и всея РусиКирилла 3 июля 2009 года здесь состоялось отпевание русской певицы Людмилы Зыкиной. 3 июля 2009 года здесь состоялось отпевание русской певицы Людмилы Зыкиной. 3 июля2009 годаотпевание русскойЛюдмилы Зыкиной 3 июля2009 годаотпевание русскойЛюдмилы Зыкиной 28 августа 2009 года здесь состоялось отпевание советского и русского писателя Сергея Михалкова. 28 августа 2009 года здесь состоялось отпевание советского и русского писателя Сергея Михалкова. 28 августа2009 годаотпевание советскогорусскогоСергея Михалкова 28 августа2009 годаотпевание советскогорусскогоСергея Михалкова 8 декабря 2009 года состоялось отпевание советского актёра Вячеслава Тихонова. 8 декабря 2009 года состоялось отпевание советского актёра Вячеслава Тихонова. 8 декабря2009 года советскогоВячеслава Тихонова 8 декабря2009 года советскогоВячеслава Тихонова

Нынешний статус Весь комплекс храма собственность города Москвы; правительство города распоряжается и получает доход от эксплуатации некоторых коммерческих компонентов комплекса. Весь комплекс храма собственность города Москвы; правительство города распоряжается и получает доход от эксплуатации некоторых коммерческих компонентов комплекса. В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы. В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы.музей Музею истории города Москвымузей Музею истории города Москвы 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению ХХС было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей ХХС. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению ХХС было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей ХХС.2004 В церковно-административном отношении, Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси; повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев. В церковно-административном отношении, Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси; повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.

Образ храма в культуре В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» его герой Иван Бездомный погружается в воду около того места, где раньше находился храм. Вообще храм неоднократно упоминается в рассказах и повестях писателя. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» его герой Иван Бездомный погружается в воду около того места, где раньше находился храм. Вообще храм неоднократно упоминается в рассказах и повестях писателя.М. А. Булгакова«Мастер и Маргарита»Иван БездомныйМ. А. Булгакова«Мастер и Маргарита»Иван Бездомный В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма: В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма: Прощай, хранитель русской славы, Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал… …Нет ничего для нас святого! И разве это не позор, Что «шапка золота литого» Легла на плаху под топор. Прощай, хранитель русской славы, Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал… …Нет ничего для нас святого! И разве это не позор, Что «шапка золота литого» Легла на плаху под топор.

В презентации использованы интернет-ресурсы сайта: «Википедия»