Моделирование художественного мышления Малкова Анастасия Сергеевна Российский государственный гуманитарный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

1 СТРУКТУРА СИТУАЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫНЕСЕНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В ПОСЛОВИЦЕ МАЛКОВА Анастасия Сергеевна Российский государственный гуманитарный университет.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Что делает человека человеком? Автор Skyfury Sparkle.
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
ЕГЭ. Сочинение- рассуждение Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Как логика помогает в жизни. Логика - наука о законах и формах мышления, методах познания и условиях определения истинности знаний и суждений 16 Команда.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
ФЕНОМЕН ЧТО ТО ВЫХОДЯЩЕЕ ЗА РАМКИ ОБЫЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ФЕНОМЕН ЧТО ТО ВЫХОДЯЩЕЕ ЗА РАМКИ ОБЫЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОГУЩЕСТВО МОГУЩЕСТВО ОБЛАДАНИЕ СПОСОБНОСТЬЮ.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие деятельности играет ключевую роль, в психологии труда выполняя ряд функций: 1.Предметообразующую функцию.
Ни одна народная сказка, не обходится без животного персонажа. Они своим образом отображают мир людей. Показывая превосходство сильных героев над слабыми.
Взаимоотношения в разных «умах».. Вот, попробуйте на минуту закрыть глазки и представить себе, что в целом мире вы остались абсолютно одни. Наедине со.
Ни одна русская народная сказка, не обходится без животного персонажа. Они своим образом отображают мир людей. Показывая превосходство сильных героев.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Домашнее задание: §5 до с. 51 © Ковалькова Н.Н 1. Характеристика деятельности 2. Структура деятельности 3. Многообразие деятельности.
Транксрипт:

Моделирование художественного мышления Малкова Анастасия Сергеевна Российский государственный гуманитарный университет

? Какой мы хотели бы видеть поисковую машину, работающую на материале художественных текстов (например, на пословичном фонде)? Пословица есть «меткое народное слово», житейский совет. Мы хотели бы искать тексты по словесному описанию ситуации, соответствующей пословице, например так: об обманчивости внешности о неблагодарном труде о подчинении старшим о «горе от ума» (неблагодарном знании) о довольствовании малым о смирении с невзгодами/с убытками/с силой о (без)ответственности о терпении и учении о том, что дружба важнее денег о необходимости делать все вовремя и др.

! Именно такой поисковик (вернее, его прототип), автор хотел бы представить сегодня. Это интернет-система «МЕТАФОРА». Интерфейс выполнения запросов по двум поисковым словам (пословицы «о неблагодарной помощи»):

! Именно такой поисковик (вернее, его прототип), автор хотел бы представить сегодня. Это интернет-система «МЕТАФОРА». Интерфейс выполнения запросов по двум поисковым словам (пословицы «об обманчивости внешности»):

Семантический поиск Семантическая поисковая система – это система, способная «понимать», о чем идет речь, давать ответы «по существу», а не по формальным признакам. В основу такой поисковой системы должны быть заложены знания о мире (модель мира), присущие самому человеку.

Семантический поиск Кажется, что эта система знаний очень сложна. Да, если бы она учитывала все тонкости, все оттенки и нюансы, то, вероятно, она была бы очень сложной. Но вот базовая модель, учитывающая только наиболее существенные закономерности, достаточные для того, чтобы давать адекватные результаты на сформулированные выше запросы, оказывается, может быть очень простой! Данная модель основана на словаре из 25 (!) элементов, особым образом сконфигурированных между собой.

Базовая модель ЧЕЛОВЕК МИР зависимость между поступками, чертами характера человека и ожидающей его участью, отношением к нему других людей, их ответными поступками МИР ЧЕЛОВЕК зависимость между объективной ситуацией, окружением человека и вынужденными поступками человека, смирением желаний ЧЕЛОВЕК соотношение в характеристике человека между формой и содержанием, временным и итоговым, целым и частью, иллюзорным и реальным и т.п. МИР то же в характеристике внешних обстоятельств

Схема пословицы Семантическая схема пословицы: квазиимпливативное отношение между двумя элементами, один из которых относится к классу ЧЕЛОВЕК, другой – к классу МИР и/или квазикомпаративное отношение между двумя элементами, относящимися к одному из классов ЧЕЛОВЕКМИР

Словарь элементов модели классЧЕЛОВЕК активный пассивный славный – дурной добрая натура и поступки vs. дурные дела, ошибки и промахи помощь – вред помощь, сострадание vs. равнодушие к людям, причинение вреда знание – глупость учение, опыт, ум vs. нежелание учиться, неопытность, глупость труд – лень деятельность, активность, стойкость vs. нежелание трудиться, жизнь за чужой счет, поиск "легких путей" радость – мука удовлетворение, отсутствие страданий, душевное спокойствие vs. неудовлетворенность, страдания, терпение воля – покорность действие по своей воле, установление своих правил, активность, смелость vs. подчинение обстоятельствам (людям), игра по чужим правилам, бездеятельность, трусость

Словарь элементов модели класс МИР активный и пассивный неудача – успех удача, везение, успех в достижении цели vs. неожиданные беды, страдания, неудача в достижении цели доход – убыток приобретения, выгода, заслуженное (материальное) вознаграждение vs. потери, отсутствие вознаграждения коллектив – одиночество дружба, взаимопомощь, поддержка, действие сообща vs. одиночество, отсутствие помощи, неблагодарность статус – презрение высокий социальный статус: власть, богатство, сила, признание vs. низкий статус: бесправие, бедность, недостойный забота – покой подневольный, неблагодарный труд vs. отдых, отсутствие забот

Семантич. маркеры отношений временно < в итоге временное положение дел, как негативное (временные тяготы, неудачи), так и позитивное (временная выгода, временное превосходство) vs. то, что будет в результате, в долгосрочной перспективе форма < содержание красота, внешний вид, поступки и слова человека (как проявление его внутренней сущности) vs. внутренняя сущность человека и вещей иллюзия < реальность желаемое, мнимое, кажущееся, фальшивое, не оправдавшиеся намерения vs. доступное, действительное, «на самом деле», реальные дела материальное < духовное материальные ценности: доход, власть, личная выгода vs. духовные ценности: дружба, честь, общественное благо часть < целое одна сторона дела, человек как часть коллектива vs. вещь или событие в целом, весь коллектив или представляющий его лидер подстановка < сам перекладывание ответственности за неудачи и за свою судьбу на другого человека vs. личная ответственность за исход дела и за свою судьбу

±-конфигурации отношений характеризуют актуализацию ±-полюсов элементов, связанных отношением

Примеры схем пословиц e_eq(X, Y, E, S) :- X = Y = man("славный", "дурной"), E = eq("форма", "содержание"), S = sch(same_not, minus). человек с виду праведный может оказаться в действительности дурным e_eq(X, Y, E, S) :- X = man("труд", "лень"), Y = univ("успех", "неудача"), E = eq(человек", "мир"), S = sch(arrow_to, plus). кто трудится, добьется успеха славный дурной ЧЕЛОВЕК форма – содержание труд лень успех неудача ЧЕЛОВЕК МИР

Семантический поиск Принцип поиска: Каждому тексту пословицы сопоставлен семантическая схема. Каждому ключевому слову сопоставлен фрагмент схемы. Поиск по ключевым словам – определение пословиц, которым соответствуют схемы, содержащие заданные фрагменты.

Теоретические предпосылки Такая сверхкомпактная система стала возможной благодаря трудам структуралистов (в первую очередь, К.Леви-Стросс, О.М. Фрейденберг), которые исследовали особый срез сознания – своеобразную «до-логическую», «до Аристотелевскую» логику – логику обыденного, или мифологического сознания. В работах структуралистов показано, что в основе «до-логического» рассуждения лежат два основополагающих принципа: противопоставления (оппозиционности) и отождествления. Данные принципы явились теоретическим основанием модели.

Междисциплинарность...перспективы компьютерного моделирования и нейрокомпьютеринга - это перспективы философии и психологии сознания. Именно ими будет создан новый язык анализа сознания, в том числе интеллекта, который найдет свою амплификацию в компьютерных моделях. Огурцов Александр Павлович доктор философских наук, профессор заведующий отделом Института философии РАН

Не противоречивость Разработанная система «до-логического» рассуждения внутренне не противоречива(!). Модель может объяснить, в чем различия в семантике высказываний: сам погибай, а товарища выручай / ворон ворону глаз не выклюет живи тихо и не будет тебе лиха / кто живет тихо, тому от людей лихо кто не работает, тот не ест / работе не волк, в лес не убежит и др. Первой и второй пословице соответствуют различные схемы, характеризующиеся разграничением сфер человека и мира, своего и чужого.

Перспективы (анализ текстов) Пословица – это атом, который… может быть развернут в повествование (см. названия пьес Островского «Не все коту масленица», «Свои люди - сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты»), т.е. пословица текст может выступать, как «строительный кирпич» повествования. В рамках исследования предпринималась попытка представить семантику русских сказок из сборника Афанасьева в виде последовательности квазипословичных утверждений, т.е. Σ пословиц = текст

Опыт разбора сказки Фабула сказкиКвазипословицы Козел с быком были бодливые. Их решили зарезать. Кто зол, тот погибнет. основной конфликт Они подслушали под окном…Знание – спасение. …и сбежали в лес.Лучше скитаться на чужбине, чем погибнуть. В лесу они перехитрили волков и поселились в их избушке. Слабый, но умный одолеет сильного и глупого. На них напала тоска по дому.На чужбине – тоскливо. нейтрализация конфликта чужбина Они вернулись домой, и стали смирными. Кто добр, тот будет жить хорошо. нейтрализация основного конфликта злой герой

Выводы Адаптация опыта филологического исследования художественных текстов позволяет создать компактную формальную модель семантики пословицы, на основе которой могут быть заданы алгоритмы семантического поиска. Эта модель отражает не только структуру собственно пословицы, но и некоторые общие законы рассуждения, свойственные обыденному сознанию, которые проявляют себя в структуре и семантике текстов фольклорных жанров.

Спасибо за внимание!