ТИП МОЛЛЮСКИ или МЯГКОТЕЛЫЕ материал разработал учитель высшей категории учитель биологии Донецкой Специализированной Физико-Математической Школы I-III.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ответьте на вопросы: 1.За что моллюски получили своё название? 1.За что моллюски получили своё название? 2.Какие моллюски обитают в нашей местности? 2.Какие.
Advertisements

Презентация к уроку биологии 7 класс.
Презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему: Общая характеристика типа Моллюски
Тип Моллюски Тема урока: Общая характеристика моллюсков.
Моллюски
Моллюски или мягкотелые– одна большая группа высокоорганизованных первичноротых животных. Предками моллюсков были кольчатые черви; у примитивных моллюсков.
Тема. Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков План урока. 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала: лекция учителя;
Тип моллюски. Класс БрюхоногиеКласс ДвустворчатыеКласс Головоногие Тип моллюски.
900igr.net План характеристики 1. Среда обитания и внешнее строение. 2. Внутреннее строение представителей типа. а) Пищеварительная система прудовика.
Тема урока: Разработала учитель биологии СШ им. Т. Аманова Федорова И. А.
Тип Моллюски. Тип Моллюски или Мягкотелые Моллюски – от латинского слова «molluskus», что в переводе означает – мягкий.
Тип Моллюски Подготовила ученица 7 А класса Кулешова Екатерина.
Тип моллюски.. Древние беспозвоночные животные Тело мягкое, несегментированное Раковину изнутри выстилает мантия (кожная складка) Пространство между внутренними.
Подготовила: Шулаева Н.В учебный год..
Тема: «Тип моллюски». Тип Моллюски или Мягкотелые Моллюски – от латинского слова «molluskus», что в переводе означает – мягкий.
Раздел: Биология учебник: В.М.Константинов « Биология. Животные» 7 класс учитель: Е.И.Баженова МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 24» г.Перми.
Подготовил ученик 7 «А» класса Егоров Владимир. Класс Брюхоногие – самая многообразная и распространенная группа моллюсков. Брюхоногих около 90 тыс. современных.
Моллюски – мягкотелые животные, заселившие солёные и пресные воды, сушу и освоившие различные типы питания (фильтраторы, растительноядные, хищные). Их.
Тип Моллюски. КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛЛЮСКОВ Количество видов более 130 тысяч Тип Моллюски Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие.
Транксрипт:

ТИП МОЛЛЮСКИ или МЯГКОТЕЛЫЕ материал разработал учитель высшей категории учитель биологии Донецкой Специализированной Физико-Математической Школы I-III ступеней 35 Асатрян Любовь Ивановна

I.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛЛЮСКОВ Более видов. Ведут своё происхождение от кольчатых червей. Обитатели в основном водной среды – морей, океанов, отчасти пресных вод. Лишь немногие виды приспособились к жизни на суше. Имеют билатеральную или двустороннюю симметрию тела. Но у некоторых видов в той или иной степени выражена ассиметрия. Тело имеет следующие отделы: 1. Голова, более или менее отчётливо отделяющаяся от туловища. 2. Туловищный мешок, содержащий большую часть внутренних органов. 3. Нога – мускулистая часть тела, чаще всего имеющая вид широкой мускулистой подошвы или заострённого клина. У представителей класса Головоногие, она видоизменена, формируя щупальца. На спинной стороне тела имеется раковина. Она может быть чаще всего цельная, реже – двустворчатая или пластинчатая. Раковина в своём строении имеет следующие слои: 1. Тонкий наружный органический слой. 2. Средний, толстый призматический или фарфоровидный (состоящий из столбиков углекислого кальция). 3. Внутренний перламутровый, образованный листочками углекислого кальция.

Во время роста моллюска растёт и его раковина. Все её слои выделяются разными участками мантии. Мантия – спинная складка кожи, которая сильно разрастается и чаще всего окутывает всё тело или часть тела моллюска. Мантийная полость – пространство, расположенное между мантией и телом моллюска. Мантийный комплекс органов – жабры, органы химического чувства, анальное отверстие и другие образования, расположенные в мантийной полости. С внешней средой мантийная полость сообщается при помощи сифонов или как у наземных моллюсков, дыхательного отверстия. Во внутреннем строении для моллюсков характерно наполнение пространства между органами рыхлой тканью – паренхимой (отсюда название типа – Мягкотелые). Моллюски имеют вторичную полость тела – целом сохраняется у них в виде околосердечной полости и полостей половых желёз. Моллюски не имеют кожно-мускульного мешка. Их специализированная мускулатура приводит в движение ногу и раковину. Пищеварительная система представлена 3 отделами: 1. Передний. 2. Средний. 3. Задний.

У большинства моллюсков в глотке есть плотный мускулистый язык с зубчиками – тёрка. Есть печень, протоки которой открываются в желу- док, который вместе с тонкой кишкой входит в состав среднего отдела кишечника. Органы дыхания моллюсков – жабры в мантийной полости или лёгкие, представляющие собой видоизменённую мантийную полость. Кровеносная система незамкнутая, поэтому кровь циркулирует как по сосу- дам, так и по системе полостей между тканями и органами в паренхиме. Сердце моллюсков многокамерное. Оно состоит из предсердия и желудочка и располагается в околосердечной сумке. Органы выделения – почки, один конец которых открывается воронкой в околосердечную сумку, а второй в мантийную полость, во внешнюю среду. Нервная система у большинства разбросано-узлового типа: несколько пар ганглиев расположены в разных частях тела и соединены между собой длинными продольными перемычками. Размножение только половым путём. Большинство – раздельнополые, но есть много гермафродитных форм. Развитие идёт с несколькими стадиями личинок, но у ряда пресноводных и наземных форм развитие прямое.

ТИП МОЛЛЮСКИ ( МЯГКОТЕЛЫЕ ) 1. Класс Панцирные 2. Класс Бороздчатобрюхие 3. Класс Моноплакофоры 4. Класс Лопатоногие 5. Класс Брюхоногие 6. Класс Двустворчатые 7. Класс Головоногие

КЛАСС ПАНЦИРНЫЕ Населяют прибрежные мелководья различных морей на камнях Размеры от 1 до 40см Раковина из 8 пластинок Всего 1000 видов Некоторые съедобны Хитон мраморный

КЛАСС БОРОЗДЧАТОБРЮХИЕ Раковины нет Размеры от 3 до 25 см Тело покрыто известковыми шипами и чешуйками Обитают до глубины 9000 м Раньше их ошибочно относили или к червям, или к иглокожим Эхиномения коралловая

КЛАСС МОНОПЛАКОФОРЫ Открыты в 1952 году Считались вымершими Ныне живущих 14 видов Раковина в форме колпачка Имеют 6 пар почек, 2 доли печени, четырёхкамерное сердце Все - глубоководные виды «Живые ископаемые» Неопилина галатея

КЛАСС ЛОПАТОНОГИЕ Всего около 1000 видов Сочетают одновременно в себе черты двустворчатых и брюхоногих Живут в донном грунте Размер до 15 см 1. Сифоноденталиум 2. Морской зуб

КЛАСС БРЮХОНОГИЕ Голожаберный моллюск Лямбис исиллипеда Нептуния деспекта Слизень полевой Виноградная улитка

КЛАСС ДВУСТВОРЧАТЫЕ Жемчужница морская Съедобные моллюски Мидия Грэя Тридакна большая ( 250 кг )

КЛАСС ГОЛОВОНОГИЕ

Ископаемый наутилус современный наутилус Каракатица обыкновенная

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ БРЮХОНОГИХ МОЛЛЮСКОВ

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ БРЮХОНОГИХ МОЛЛЮСКОВ

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ДВУСТВОРЧАТЫХ МОЛЛЮСКОВ

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА Жизненный цикл большого прудовика. 1. Взрослое животное откладывает кокон с оплодотворенными яйцами. 2. Внутри яйца зародыш проходит те же стадии развития, что и свободноплаваю- щие личинки моллюсков: дробление. 3. Образование трохофоры. 4. Образование велигера. 5. Велигер оседает внутри яйца. 6. Молодая улитка выходит наружу.

II. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8 «Изучение внешнего строения и способа передвижения брюхоногих моллюсков» ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить особенности внешнего строения брюхоногих моллюсков, проследить за особенностями их передвижения. ОБОРУДОВАНИЕ: живая виноградная улитка или ампулярия, тетрадь для лабораторных работ, учебник «Биология, 8 класс», учебные принадлежности (ручка, карандаш, ластик)

ХОД РАБОТЫ 1. Изучите §27. Зарисуйте рис 27.1 стр. 133подпишите детали строения прудовика. 2. Определите, какой орган моллюска осуществляет его передвижение. 3. Заполните таблицу «Внешнее строение прудовика» 4. Вывод: а) что вы узнали б) укажите, по каким признакам прудовик относится к Типу Моллюски, классу Брюхоногие ПризнакОсобенности строения 1. Форма и строение раковины 2.Окраска раковины 3. Размеры раковины 4. Отделы тела 5. Органы, распо- ложенные на голове 6. Способ передвижения

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) читать и пересказывать стр.132, §27 учебника 2) Знать записи в тетради