Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 г.Нурлат Республики Татарстан Газизова Алсу Минталиповна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина 9 класс.. Тема дружбы в лирике Пушкина: эта любимая пушкинская тема имеет автобиографические истоки. В исследовании.
Advertisements

Презентация уроков по литературе в старших классах Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина Выполнила учитель русского языка и литературы Чагина Л.П., Бабкинская.
Тема дружбы в лирике Пушкина. ЛИЦЕЙ Название пришло из Древней Греции, где философы обучали своих воспитанников Название пришло из Древней Греции, где.
А.С.Пушкин и его эпоха «Великий поэт потому велик, что корни его страданий и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории» В.Г.Белинский.
Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина. Всей жизнью и творчеством А. С. Пушкин утверждал такое благородное чувство как дружба, ему он посвятил волнующие.
ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом.
Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником.
Александр Сергеевич ПУШКИН ( ) Трудно представить себе, что человек взрослый тоже был когда-то ребенком. Еще трудней вообразить, если этот человек.
Употребление старославянизмов в русской литературе.
«Нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село…» 19 октября 1811 года – день открытия лицея. 19 октября 1811 года – день открытия лицея. Это было новое.
В спектакле принимают участие: Ведущие: Пётр Никитин Алексей Чекшин Дмитрий Григоренко Сергей Сенчурин Евгений Васильев Даниил Даниленков Дмитрий Алёшин.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
«А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях».
Преобразующая роль суффикса. Бурцева Наталья Владимировна. ГБОУ школа 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа, учитель Лебедева Евгения Игоревна.
Презентация к уроку литературы Зачётная работа выполнена слушателем компьютерных курсов Ламоновой Натальей Яковлевной город Волхов город Волхов.
«Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы..» Декабристы-друзья А. С. Пушкина Автор: Дубровина Лариса Анатольевна, учитель русского языка.
Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина «Что в имени моем тебе…» Уроки Пушкина Выпускная работа слушателя курсов РРЦДО по информационным технологиям.
И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может …
Литературные места России Автор презентации: ученица СОШ 25 г. Бийска Колесниченко Ольга.
Транксрипт:

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 г.Нурлат Республики Татарстан Газизова Алсу Минталиповна

Тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина

Лицейский период ( ) и Петербургские годы ( ) Преобладает лирический жанр – дружеское послание. Послание – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.

В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через всё его творчество: Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. («Разлука», 1817) Опять я ваш, о юные друзья! Туманные сокрылись дни разлуки: И брату вновь простёрлись ваши руки, Ваш резвый круг увидел снова я. («Элегия», 1817) Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам? (19 октября»,1825)

Анакреотические мотивы, любимые Пушкиным- лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени. Анакреон – древнегреческий поэт, воспевший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни. Анакреотическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм. Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты»,1814; «Моё завещание друзьям», 1815). Помнишь ли, мой брат по чаше, Как в отрадной тишине Мы топили горе наше В чистом, пенистом вине? («Воспоминание»(К Пущину), 1815) Дай Бог, чтоб я с друзьями Встречая сотый май, Покрытый сединами, Сказал тебе стихами: Вот кубок; наливай! Веселье! Будь до гроба Сопутник верный наш, И пусть умрём мы оба При стуке полных чаш! («К Пущину»(4мая),1815)

Южный период (1820 – 1824). 1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку: В изгнанье скучном, каждый час Горя завистливым желаньем, Я к вам лечу воспоминаньем, Воображаю, вижу вас…...Горишь ли ты, - лампада наша, Подруга бдений и пиров? Кипишь ли ты, златая чаша, В руках весёлых остряков? (Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)

2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность: Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я Лазурь чужих небес, полдневные края; Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга. («Чаадаеву», 1821) 3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки: Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен, Но признаюсь, барон, я грешен: Стихам я больше был бы рад. («Дельвигу», 1821)

4) Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени) Вчера был день разлуки шумной, Вчера был Вакха шумный пир, При кликах юности безумной, При громе чаш, при звуке лир. («Друзьям», 1822)

Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы) 1)Меняется пафос дружеской лирики: всё больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например, такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира: Теперь не то: разгульный праздник наш С приходом лет, как мы, перебесился, Он присмирел, утих, остепенился, Стал глуше звон его заздравных чаш… (Была пора: наш праздник молодой…», 1836)

Шесть мест упразднённых стоят, Шести друзей не узрим мы боле, Они разбросанные спят – Кто здесь, кто там на ратном поле, Кто дома, кто в земле чужой, Кого недуг, кого печали Свели во мрак земли сырой, И надо всеми мы рыдали. («Чем чаще празднует Лицей», 1831)

2) Индивидуальные характеристики, появившиеся в раннем творчестве, со временем сливаются в обобщённый образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету. Тесней, о милые друзья, Тесней наш верный круг составим… («Чем чаще празднует Лицей», 1831) Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности: Усердно помолившись Богу, Лицею прокричав ура, Прощайте, братцы: мне в дорогу, А вам в постель уже пора. («19 октября», 1828)

3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве («К Чаадаеву»), так и в зрелом творчестве. Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. («Во глубине сибирских руд», 1825) Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нём гражданских мотивов.