Формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности через использование игровых технологий в предметной области география. Новикова Анна Алексеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Буторлинская средняя общеобразовательная школа» Учитель физики Стаж работы – 23 года I квалификационная категория.
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
Бугрова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ «БСШ 2»
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Выпускная работа Тема: Дидактические возможности использования ИКТ на уроках технического труда с целью реализации личностно - ориентированного подхода.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Игровые технологии в образовательном процессе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7.
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
Автор: учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
МОУ «Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района. Учитель Кравченко Е.Ю.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Транксрипт:

Формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности через использование игровых технологий в предметной области география. Новикова Анна Алексеевна Учитель географии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 6» г. Киржача Владимирской области

Условия возникновения опыта. В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, снижением общекультурного уровня. Для оценки интеллектуального развития учащихся 8-х классов проводи л ся тест ШТУР и были получены следующие результаты: Уровень интеллект а 2004 – 2005 уч.год 2005 – 2006 уч.год 2006 – 2007 уч.год 2007 – 2008 уч.год Высокий 5 %9 %5 %2 % Норма 22 % 27 %25 % Близкий к норме 58 %57 %49 %48 % Низкий 15 %12 %19 %25 %

Противоречия: Между стремлением личности к саморазвитию и едиными требованиями традиционной школы. Между увеличением объема информации, требующей усвоения и индивидуальными возможностями учащихся. Между ориентацией на развитие творческих способностей учащихся и традиционными формами и методами обучения. Между уровнем подготовки учащихся и современными требованиями жизни, предъявляемых выпускнику. Условия возникновения опыта.

Актуальность опыта. Использование игровых технологий позволяет учителю: Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками. Создать условия для воспитания детского коллектива. Развивать коммуникативные качества учащихся. Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества. Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.

Ведущая педагогическая идея. Ученик – субъект учебной деятельности. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок. Развитие творческих способностей ребенка происходит в процессе взаимодействия учебной и игровой деятельности.

Теоретическая база опыта. Классификация дидактических игр по Т.А. Шакурову (1991 г.) по уровню познавательной активности - репродуктивные - конструкторские - творческие по времени протекания игры - кратковременные - длительные по форме проведения игр - деловые - коллективные - групповые - индивидуальные по виду игр - соревновательные - художественные - организационные

Новизна опыта. Новизна моего опыта заключается в следующем: Собрала и обобщила теоретический, методологический материал по игровым технологиям. Адаптировала игровые технологии к уже известным методам и средствам обучения и воспитания. Разработала систему игр с учетом индивидуальных особенностей детей и местных условий. Доказала результативность использования игры в учебном процессе

Технология опыта. Цель: Создать условия для формирования общеучебных умений и навыков, способов самостоятельной деятельности на основе использования игровых технологий. Задачи: Выявить теоретические подходы к определению образовательных игровых технологий, способствующих формированию общеучебных умений и навыков учебной деятельности. Выявить теоретические подходы к определению образовательных игровых технологий, способствующих формированию общеучебных умений и навыков учебной деятельности. Проанализировать имеющийся опыт в СОШ 6 по использованию игровых технологий, способствующих формированию общеучебных умений и навыков. Проанализировать имеющийся опыт в СОШ 6 по использованию игровых технологий, способствующих формированию общеучебных умений и навыков.

Технология опыта. Задачи: Разработать систему игр, разноуровневых заданий, направленных на организацию учебного процесса с использованием игровых технологий. Разработать систему игр, разноуровневых заданий, направленных на организацию учебного процесса с использованием игровых технологий. Сформировать и апробировать комплект диагностических методик и специальных заданий, тестов, направленных на выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков, способов самостоятельной деятельности. Сформировать и апробировать комплект диагностических методик и специальных заданий, тестов, направленных на выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков, способов самостоятельной деятельности.

Технология опыта. Создание предметно-развивающей среды, ориентированной на взаимодействие учащихся с использованием игровых технологий (подготовка карточек-посредников, карт, дидактических материалов, таблиц). Создание предметно-развивающей среды, ориентированной на взаимодействие учащихся с использованием игровых технологий (подготовка карточек-посредников, карт, дидактических материалов, таблиц). Введение дидактических игр пропедевтического характера (обучающие игры) в 6-7 классах: «Четвертый лишний», «Правильно отбери», «Путешествие по карте», «Где оно находится», «Узнай силуэт», «Восхождение на вершину», «Кто больше», «Разреши проблему», «Кто такой? Что такое?» и др. (см. Приложение 1) Введение дидактических игр пропедевтического характера (обучающие игры) в 6-7 классах: «Четвертый лишний», «Правильно отбери», «Путешествие по карте», «Где оно находится», «Узнай силуэт», «Восхождение на вершину», «Кто больше», «Разреши проблему», «Кто такой? Что такое?» и др. (см. Приложение 1) Введение дидактических развивающих игр в 6-8 классах: «Географический КВН», «Географическое лото», «Игры-путешествия», «Блиц-игры», «Пресс- конференция», «Счастливый случай» (см. Приложение 2). Введение дидактических развивающих игр в 6-8 классах: «Географический КВН», «Географическое лото», «Игры-путешествия», «Блиц-игры», «Пресс- конференция», «Счастливый случай» (см. Приложение 2).

Технология опыта. Введение игр проблемно-поискового, творческого характера в 7-9 классах: «Дневник несостоявшегося путешествия», «Памятка отправляющемуся в Австралию», «День в природной зоне», «Написание репортажа или интервью», «Австралийский серпантин». Введение игр проблемно-поискового, творческого характера в 7-9 классах: «Дневник несостоявшегося путешествия», «Памятка отправляющемуся в Австралию», «День в природной зоне», «Написание репортажа или интервью», «Австралийский серпантин». Введение ролевых и деловых игр в 9-11 классах, направленных на профилизацию обучения: «Трудовые ресурсы», «Выживание в условиях Арктики», «Рыночная экономика», «Аукцион», «Народные промыслы Центральной России» (см. Приложение 3). Введение ролевых и деловых игр в 9-11 классах, направленных на профилизацию обучения: «Трудовые ресурсы», «Выживание в условиях Арктики», «Рыночная экономика», «Аукцион», «Народные промыслы Центральной России» (см. Приложение 3). Введение контролирующих и обобщающих игр при обобщении и систематизации знаний как одного из видов контроля и обобщения знаний учащихся: зачетные уроки типа «Геобизнес», «КВН», обобщающие игры по всем разделам географии (см. Приложение 4). Введение контролирующих и обобщающих игр при обобщении и систематизации знаний как одного из видов контроля и обобщения знаний учащихся: зачетные уроки типа «Геобизнес», «КВН», обобщающие игры по всем разделам географии (см. Приложение 4).

Технология опыта. Конечный успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней, требует четкой и слаженной организации; класс готовится заранее в несколько этапов. Конечный успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней, требует четкой и слаженной организации; класс готовится заранее в несколько этапов. I. Подготовка игры. 1. Формируется тема игры. 2. Формируются учебные цели игры, создается игровая ситуация, адаптация игры к местным условиям и возможностям класса. 3. Объявляются условия (правила) игры, исходные данные игрового комплекса, материалы, круг рассматриваемых проблем. 4. Определяется состав участников игры, распределяются роли (если это необходимо). 5. Рассматривается полный сценарий игры, порядок действий, характер размещения участников в классе, временные границы проведения игры, консультации учителя.

Технология опыта. II. Проведение игры (этап взаимодействия). Вступительной слово учителя (ведущего). Вступительной слово учителя (ведущего). Ход игры (разрешение проблемной ситуации). Ход игры (разрешение проблемной ситуации). Использование музыкального сопровождения (если нужно), технических средств обучения, плакатов, схем, карт. Использование музыкального сопровождения (если нужно), технических средств обучения, плакатов, схем, карт. Учитель выступает в роли фасилитатора. судьи-рефери, председательствующего. Учитель выступает в роли фасилитатора. судьи-рефери, председательствующего.

Технология опыта. III. Этап оценивания достижений учащихся. III. Этап оценивания достижений учащихся. Разбор хода игры. Разбор хода игры. Оценка участников игры. Оценка участников игры. Акцентирование внимания на удачных и неудачных решениях. Акцентирование внимания на удачных и неудачных решениях. Оценка общей манеры поведения (при необходимости) – интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплина, быстрота реакции, правильность расчетов. Оценка общей манеры поведения (при необходимости) – интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплина, быстрота реакции, правильность расчетов. Оценка игры самими участниками, предложения по её совершенствованию. Оценка игры самими участниками, предложения по её совершенствованию.

Технология опыта. Положительные стороны игровых технологий. Положительные стороны игровых технологий. 1. Теоретические знания стали более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать географические процессы и явления. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи. 1. Теоретические знания стали более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать географические процессы и явления. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи. 2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. 2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. 3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации. 3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации. 4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы. 4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы.

Результативность. I. Уровень овладения общими учебными умениями, навыками, определенными образовательным стандартом по географии. 1. Знать и понимать. 2. Применять знания и умения в знакомой ситуации. 3. Применять знания и умения в новой ситуации.

Результативность. II. Уровень овладения общеучебными умениями и навыками, определенными образовательными стандартами по географии. 1. Сравнивать. 2. Обобщать. 3. Систематизировать.

Результативность. Задача формирования общеучебных умений и навыков, способов самостоятельной деятельности, реализуется так (по результатам контрольных работ и тестирования): 1. Умеют сравнивать понятия и явления – 87 % а) Умеют сравнивать по отдельным признакам –95 % а) Умеют сравнивать по отдельным признакам –95 % б) Умеют сравнивать по системе существенных признаков отличия и сходства с выводами – 81 % б) Умеют сравнивать по системе существенных признаков отличия и сходства с выводами – 81 % 2. Умеют обобщать: а) обобщают на конкретном примере – 97 % а) обобщают на конкретном примере – 97 % б) обобщают на основе типичного, но не последовательны – 85 % б) обобщают на основе типичного, но не последовательны – 85 % в) обобщают по системе существенных признаков, логично – 80 % в) обобщают по системе существенных признаков, логично – 80 %

Результативность. Задача формирования общеучебных умений и навыков, способов самостоятельной деятельности, реализуется так (по результатам контрольных работ и тестирования): 3. Умеют выделить главное: а) не владеют умением выделить главное в достаточной мере – 15 % а) не владеют умением выделить главное в достаточной мере – 15 % б) нуждаются в помощи учителя – 15 % б) нуждаются в помощи учителя – 15 % в) умеют выделять главное – 85 % в) умеют выделять главное – 85 % 4. Умеют «переносить» знания в другие темы и разделы – 75 % 5. Учащиеся умеют «прогнозировать» различные ситуации экономического характера – 65 %

Результативность. Результативность качественной успеваемости по предмету. Учебный год Качество знаний по географии России 9 класс Качество знаний по географии мира – 11 класс Качественная успеваемость на экзамене по географии России - 9 класс Качественная успеваемость на экзамене по географии мира – 11 кл %78 %63 %72 % %80 %64 %81 % %82 %68 %-

Результативность. Результатом может являться уровень оценки качества ЗУН по географии по тестам, разработанным ВИПКРО в марте 2006 года. Результатом может являться уровень оценки качества ЗУН по географии по тестам, разработанным ВИПКРО в марте 2006 года. Учащиеся 10-х классов показали - 100% усвоение базового уровня; - 44 % - повышенного; - 70 % десятиклассников выполнили работу на «4» и «5». Учащиеся 10-х классов показали - 100% усвоение базового уровня; - 44 % - повышенного; - 70 % десятиклассников выполнили работу на «4» и «5».

Результативность. Ежегодно учащиеся 9-х и 11-х классов выбирают предмет география для сдачи на итоговой аттестации: Учебный год Кол-во уч-ся 9-х кл. Кол-во уч-ся 11-х кл чел. (10 %)10 чел. (30 %) чел. (12 %)7 чел. (15 %) чел. (11 %)12 чел. (30 %_ чел. (12 %)-

Игровая деятельность – перспективный вид учебного занятия, рассчитанного на урок-диалог В процессе игры у учащихся формируются важные качества: В процессе игры у учащихся формируются важные качества: Умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения. Умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения. Излагать и аргументировать свою точку зрения. Излагать и аргументировать свою точку зрения. Развивать интеллектуальные умения и способности. Развивать интеллектуальные умения и способности. Анализировать различные варианты и точки зрения. Анализировать различные варианты и точки зрения. Применять всесторонний подход к обсуждению явления. Применять всесторонний подход к обсуждению явления. Сравнивать и обобщать факты. Сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Стойко поддерживается интерес к предмету.

Игра – универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать её значение нерационально и непродуктивно.