География 9 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. Часть 1. Природа. Население.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
География 9 класс Учебник для учащихся общеобразова- тельных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Advertisements

Территориальная структура России в начале XXI века.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Территориальная структура России в начале XXI века.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010 Министр здравоохранения и социального.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Крупный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и.
Экономические районы России. Северный Северный Северо-Западный Северо-Западный Центральный Центральный Волго-Вятский Волго-Вятский Центрально- Чернозёмный.
Викторина для учащихся 7-9 классов Выполнила учитель английского языка Насырова Ф. И.
Государственный строй. Рассматривают 2 важных момента: Формы правления (ФП) Формы административно- территориального устройства (ФАТУ)
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
Заключенные Соглашения Роскосмоса с субъектами Российской Федерации – эффективный механизм внедрения результатов космической деятельности в регионы Центральный.
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
По состоянию системы образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ на период 2007 года по индикаторам доклада Заместителя.
Федеративное устройство России Выполнил: Лукьянов Николай.
Факторы оценки уровня инновационного развития регионов д.э.н. Е.Б. Ленчук (ИЭ РАН, г. Москва) Интерра 2011 Г. Новосибирск.
Голюдова Анастасия Владимировна Учитель географии ГБОУ СОШ 500 с углубленным изучением предметов эстетического цикла Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Субъекты Российской Федерации Административно – территориальное деление.
Транксрипт:

География 9 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, Часть 1. Природа. Население.

Комплексный подход Комплексный подход – это традиционный подход географической науки наряду с территориальным, историческим и типологическим. Применение комплексного подхода давно уже стало неотъемлемой частью географических исследований. В течение ХХ в. именно комплексный подход привел к тому, что география все более переставала быть наукой об отдельных фактах, превращаясь в науку о взаимосвязях, в первую очередь между природой и обществом. Комплексный подход все более широко используется в современных географических исследованиях.

«Географическое мышление – это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного элемента или одной отрасли, иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком» (Н.Н.Баранский). Комплексность – главная черта географического мышления

Комплексный подход в географической науке Уровни комплексности (интеграции): в пределах основных ветвей географии (физической, экономической) между научными направлениями, изучающими проблематику взаимодействия общества и природы комплексная картография комплексное страноведение новые научные направления на стыке географии с другими науками

Виды страноведения Информационное информационно-популярное информационно-справочное Научное физико-географическое социально-экономическое комплексное другие виды

Особенности комплексного страноведения глубокий анализ взаимосвязей природы, человека, культуры и хозяйства историзм аналитичность и проблемность широта тематического охвата фактического материала особое внимание к проблемам человека и всем сторонам его жизни стремление к емкости и выразительности страноведческих характеристик и описаний (по Я.Г.Машбицу).

Географическая наука (научные основы содержания и методы исследования) ОБЩЕСТВООБЩЕСТВО цели обучения, принципы построения структуры и содержания ШКОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Методически оправданная цель интеграции в школьной географии – помочь учащимся в обобщении, интегрировании знаний и умений. Настоящее овладение географической культурой невозможно на основе специальных знаний, без целостного понимания мира, без формирования целостной картины природы, общества, взаимоотношений между ними.

Экономическая география зарубежных стран Общее землеведение 9 Экономическая география СССР Основы эконом. геогр. 8 Физическая география СССР 7 Физическая география материков География России 6 Начальный курс физической геогр. Страноведение 5 ПриродоведениеОтечествоведение 4 РодиноведениеГеография Европы 3 География Азии,Африки, С. и Ю. Америки и Австралии 2 Общее землевед., краткий обзор мира и Родиноведение 1 по типовой программе гг. по единой обязательн. программе 1921 г. в конце XIX-нач. XX вв. Структура школьной географии клас- сы

Из истории становления курса «География России» XIX-на. ХХ вв. - комплексный страноведческий курс «Отечествоведение», «География России»(Э.Лесгафта, Г.И.Иванова, А.А.Крубера, А.С.Баркова, С.Г.Григорьева, С.В.Чефранова) в 1921 г. - первая единая программа по географии с III по IX классы (Д.Н.Анучин) - двухгодичный курс «География России» в 6-7 классах 1924 г х гг. - «комплексная» система обучения г. - восстановление курса «География России» в качестве самостоятельного предмета гг. – научные основы школьной географии 1991 г. – новые концепции школьной географии

Аргумены противников комплексного подхода Курс школьной географии не нужно очеловечивать, так как антропоцентризм только поставит природу в роль «подстилки» для экономической географии Антропоцентризм в географии приведет к сокращению времени на изучение природы

Соотношение разделов Основные блоки содержания учебников Географическое положение 12 § Природа 30 § + 3 § Население 9 § Общая х-ка хоз-ва 3 § География отраслей и МОК 19 § Экологич. потенциал России 1 § Природно- хозяйств. регионы 34 § Россия в мире 1 §

Структура учебника Раздел V. Хозяйство России Общая характеристика хозяйства – 3 § География отраслей и МОК - 19 § - ТЭК - металлургический - химико-лесной - машиностроительный - АПК - инфраструктурный Экологический потенциал России – 1 §

Структура учебника Раздел VI. Природно-хозяйственные районы Районирование территории России – 1 § Европейская часть России - 1 § Центральная Россия - 3 § Европейский Север - 3 § Северо-Запад - 3 § Поволжье - 3 § Европейский Юг - 3 § Урал - 3 §

Структура учебника Общая характеристика азиатской части России – 1 § Сибирь - 2 § Западная Сибирь - 3 § Восточная Сибирь - 3 § Южная Сибирь - 3 § Дальний Восток - 3 § Раздел VII Россия в современном мире - 1 §

Районирование территории России. Районирование является важнейшим и основным методом географической науки. Виды районирования определяются набором признаков, который лежит в его основе. Районирование по одному признаку называют частным (типы климата). По нескольким – общее (ф-г страны)

Комплексные регионы Районирование по совокупности признаков, охватывающих многие компоненты – комплексное. Комплексные природно-хозяйственные регионы выделены с учетом физико- географических особенностей территории, исторических особенностей ее заселения и хозяйственного освоения, расселения населения, размещения городов и сельских поселений, социально-экономических и экологических условий жизни людей, миграций населения и других принципов.

Состав регионов Европейский Север (Мурманская, Вологодская области, Архангельская с Ненецким АО, Республики Коми, Карелия) Европейский Юг (Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область, республики Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия- Алания, Ингушская, Дагестан, Чеченская)

Состав регионов Северо-Запад (Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области) Поволжье (Татария, Калмыкия, Ульяновская, Самарская, Пензенская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская) Урал (Республики Удмуртия, Башкортостан, Пермский край, Свердловская, Оренбургская, Челябинская, Курганская)

Состав регионов Западная Сибирь (Омская, Томская, Тюменская, в том числе Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО) Восточная Сибирь (Республика Саха (Якутия), северные территории Красноярского края). Южная Сибирь (Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская области, Республики Хакасия, Тыва, южные территории Красноярского края, Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край) Дальний Восток (Приморский, Хабаровский края, Амурская, Сахалинская, Магаданская, Камчатский край, Еврейская АО, Чукотский АО).

§ 41. Состав, географическое положение и особенности природы Урала. Состав региона (таблица субъектов РФ) Доля в России (по территории – 5%; по численности населения – 14%; по объёму промышленной продукции – 17%; по объёму сельскохозяйственной продукции – 15%; по экспорту – 13%)

§ 41. Состав, географическое положение и особенности природы Урала. Особенности природы и ПР ООПТ, памятники Всемирного природного и культурного наследия Кунгурская пещера в Пермской области является памятником природы всероссийского значения. Пещера находится на правом берегу реки Сылвы в Ледяной горе на северо-восточной окраине Кунгура. Это одна из самых больших в России и 6-я в мире по протяженности пещера гипсового карста. Ее длина составляет 5600 м. В пещере насчитывается 4 яруса (этажа), 58 ледяных гротов, около 60 озер с изумительно чистой водой.

§ 42. Население Урала. Заселение и хозяйственное освоение Урала. Особенности современного населения Урала.

§ 43. Хозяйство Урала. Особенности формирования хозяйства в XVIII-XX вв. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Проблемы развития региона.

Интегрированная структура регионального раздела создает возможности: 1) усиления социальных аспектов в содержании школьной географии за счет включения вопросов изучения населения в разделы «природа» и «хозяйство». По словам Н.Н.Баранского, не должны существовать «бесчеловечная» физическая география и «противоестественная» экономическая; 2) усиления причинно-следственных связей между природой, особенностями населения и его хозяйственной деятельностью; 3) снятие годового разрыва во времени изучения физико-географических и экономических регионов; 4) разгрузки содержание курса за счет отказа от излишней детализации и дублирования; 5) усиления эффективности обучения за счет формирования у учащихся целостного восприятия изучаемых территорий, комплексного образа регионов; 6) усиления воспитательного аспекта содержания.

Другие направления реализации комплексного подхода Комплексное географическое положение Историзм Природно-хозяйственные зоны Аспекты взаимодействия общества и природы, ПУ и ПР