Проектирование образовательных программ на основе компетентностного подхода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Advertisements

Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Компетентностно- ориентированная рабочая программа учебной дисциплины.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор его профессионального развития.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (в том числе и РАБОЧИХ) ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Транксрипт:

Проектирование образовательных программ на основе компетентностного подхода

Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека эффективно действовать в различных ситуациях жизни и деятельности. Уточним понятие: Компетентностный подход

Уточним понятие: Уточним понятие: Competencу – компетентность это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной жизни и деятельности.

Ключевые компетенции Информационно- технологическая компетентность Компетентность гражданственности Компетентность здоровъесбережения Компетентность культурно- досуговой деятельности Учебно – познавательная компетентность Компетентность самосовершенствования готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению Коммуникативная компетентность Компетентность социального взаимодействия

организационный целевой содержательный О СНОВНАЯ О бразовательная программа

Программа духовно- нравственного развития, воспитания и социализации Программы отдельных учебных предметов, курсов - РП содержательный компонент Программа работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Необходимо осмыслить: Требования к результатам освоения основной образовательной программы: от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. Требования к результатам освоения основной образовательной программы: от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. достижение метапредметных и личностных результатов. достижение метапредметных и личностных результатов. 1. ПЕРЕХОД ОТ ЛОГИКИ СОДЕРЖАНИЯ К ЛОГИКЕ РЕЗУЛЬТАТА Особенности проектирования нового поколения программ отдельных учебных предметов, курсов

Приступаем к разработке рабочей программы Приступаем к разработке рабочей программы Шаг 1. Определение места дисциплины, курса в структуре ООП Предварительно: познакомиться со структурой учебного плана; составить предварительный макет основных содержательных линий дисциплины и определить ее ключевую проблематику. дать описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).

Пояснительная записка Шаг 2. Пояснительная записка 1. Формулирование целей дисциплины. Термины, в которых формулируются цели: Анализировать, преобразовывать Применять, варьировать, Модифицировать, предсказывать и т.д. принципы и подходы 2. Формулирование задач дисциплины Формулировка задач дисциплины составляется с использованием таких оборотов речи, как «изучение...», «формирование...», «овладение...», «освоение...», «развитие...», «воспитание...», «обобщение...», «структурирование...», «закрепление...», «углубление...», «расширение...», «содействие в …».

Шаг 3. Формулирование требований к результату освоения дисциплины соотносятся с задачами и содержанием дисциплины предопределяют используемые виды учебной работы и образовательные технологии, формы текущего контроля и промежуточной аттестации 1.Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения конкретного учебного предмета, курса формулируются через компетенции. 2. Предъявляемые требования не должны быть избыточны с точки зрения трудоемкости дисциплины. 3. Предъявляемые требования должны быть действительно проверяемы с помощью запланированных в программе форм текущего контроля и промежуточной аттестации.

Иметь представление; Знать; Уметь; Владеть. Иметь представление; Знать; Уметь; Владеть. Новое толкование содержания маркеров «знать / уметь / владеть»: – «знать» – как когнитивный компонент обучения (знания + понимание; возможные глагольные формы: «обладать знаниями о », «иметь представление о », «понимать» и т.п.), – «уметь» – как функциональный компонент обучения (т.е. умения + навыки; возможные глагольные формы: «соотносить», «различать», «использовать», «объяснять», «выделять», «определять», «интерпретировать», «систематизировать», «формулировать», «раскрывать», «характеризовать», «иллюстрировать», «выявлять», «классифицировать», «делать выводы», «оперировать», «осуществлять», «использовать», «переводить» и т.п.), – «владеть» – как личностный компонент обучения (т.е. владеть как «обладать»; возможные глагольные формы: «обладать», «владеть способами», «проявлять способность», «проявлять готовность», «воспринимать» и т.п.). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ – ПРООБРАЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Лучше иметь небольшое число важных результатов, чем множество второстепенных (рекомендуется 5 – 10) Лучше иметь небольшое число важных результатов, чем множество второстепенных (рекомендуется 5 – 10) Критерии: необходимость и достаточность, возможность оценки Критерии: необходимость и достаточность, возможность оценки Если результаты обучения будут очень общими, их эффективное оценивание вызовет затруднения Если результаты обучения будут очень общими, их эффективное оценивание вызовет затруднения Если результаты обучения будут имеют узкий характер, их список может стать излишне длинным и подробным Если результаты обучения будут имеют узкий характер, их список может стать излишне длинным и подробным ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Каждый результат формирование компетенции должен начинаться с глагола действия, за которым следует фраза, описывающая контекст Каждый результат формирование компетенции должен начинаться с глагола действия, за которым следует фраза, описывающая контекст Использовать только один глагол для каждого результата обучения. Использовать только один глагол для каждого результата обучения. Избегать сложных предложений. Если необходимо, для большей ясности использовать более одного предложения. Избегать сложных предложений. Если необходимо, для большей ясности использовать более одного предложения. Избегать применения глаголов, допускающих разных толкований с точки зрения того, какие действия они определяют Избегать применения глаголов, допускающих разных толкований с точки зрения того, какие действия они определяют И следует заменять на более однозначные: И следует заменять на более однозначные: Вместо ЗНАТЬ – ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПРИЗНАКИ, ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ и пр. Вместо ЗНАТЬ – ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПРИЗНАКИ, ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ и пр. Плохо написанный результат воспитания : «В результате воспитательного взаимодействия, учащейся должен будет знать правила поведения в новом коллективе» Как он это продемонстрирует? Как он это продемонстрирует? Общие правила написание результатов

Программа духовно- нравственного развития, воспитания и социализации Программы отдельных учебных предметов, курсов - РП содержательный компонент Программа работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Шаг 4. организация и технология изучения дисциплины Раздел состоит из трех смысловых блоков: Тематическое планирование Описание образовательных технологий, которые используются при проведении запланированных видов учебной работы (в том числе самостоятельной), процедур текущего контроля и промежуточной аттестации Описание результатов. Перечень оценочных средств

Программированное Личностно – деятельностное Проективное обучение Модульное Концентрированное Дифференцированное Развивающее обучение Активное Контекстное обучение Проблемное обучение Дистанционное обучение Компетентностный подход Игровое обучение Поэтапное формирование умственных действий

ЗНАНИЯ ЛЕКЦИИ ИНТЕРНЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ СЕМИНАРЫ ДИСКУССИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

УМЕНИЯ Лабораторные работы практика Конкретные ситуации проектирование Игровые процедуры Исследовательские процедуры

НАВЫКИ (владения) Игровое проектирование Игровые процедуры Разыгрывание ролей Исследовательские процедуры Конкретные ситуации Упражнения разного типа

Вид оценивания Наиболее вероятные типы оцениваемой обученности Сочинение, эссе Экзамен-эссе Экзамен с использованием книг Задание, выполняемое дома Механическое запоминание, выявление вопросов, скоростное структурирование Как для экзамена, но меньший акцент на запоминание, охват Большой объем прочитанного, установление взаимосвязей, организация, применение Объективный тест Тест на множественный выбор Упорядоченный результат Узнавание, понимание Иерархия понимания Оценивание деятельности Практикумпрезентация Стендовые доклады Интервью Метод критических случаев Проект Рефлексивный журнал Проблемы, исследование конкретного случая Портфолио Навыки, необходимые в реальной жизни Коммуникативные навыки Концентрация на уместности, применение Интерактивный отклик Рефлексия, применение, чувство уместности Применение, исследовательские навыки Рефлексия, применение, чувство уместности Применение, профессиональные навыки Рефлексия, креативность, непредусмотренные результаты Быстрое оценивание (большой класс) (большой класс) Карты представлений Письменная работа на 1-3 минуты Краткий ответ Письмо другу Охват, отношения Уровень понимания, чувство уместности Вопроизведение единиц информации, охват Целостное понимание, применение, рефлексия Понимание основных идей Оценочные задания и различные типы оценочных средств

Спасибо за внимание !