РОЛЬ И МЕСТО КАФЕДР УНИВЕРСИТЕТА В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В КРАСНОЯРСКОМ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Advertisements

Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Сопровождение введения ФГОС дошкольного образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чернухинский детский сад с. Чернуха 2014.
Цель: разработка и реализация программы организации проектной деятельности участников образовательного процесса в системе образования школы с целью создания.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
обновление содержания образования ; внедрение новых педагогических технологий и методик ; инновации в организации образовательного процесса ; организация.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Проректор КНИТУ Л.В. Овсиенко Научно – образовательный кластер КНИТУ: организация наставничества в дуальном образовании.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет О ЗАДАЧАХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ.
ФГОУ СПО «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ХРИСТИЧ Татьяна Юрьевна, руководитель НМЦ ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Критерии осуществление учреждением образования методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности других учреждений.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
МДОУ «Детский сад села Мошок» ПРОЕКТ «Внедрение ФГОС в ДОУ» «Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее!»
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Транксрипт:

РОЛЬ И МЕСТО КАФЕДР УНИВЕРСИТЕТА В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В КРАСНОЯРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. В.П. АСТАФЬЕВА

Задачи кафедр с точки зрения руководителей школ: Формировать профессиональную мотивацию студентов Формировать у студентов способность практического применения знаний Формировать умение планировать учебный процесс Готовить студентов к индивидуальной работе с детьми, организации деятельности детей на уроке, использованию различных форм и методов работы детей в группах Готовить студентов к работе классного руководителя Знакомить студентов с новыми образовательными технологиями, обучать проведению различных типов уроков, в том числе нестандартных Учить студентов сочетать различные формы деятельности учащихся на уроках Формировать у студентов умение поддерживать дисциплину на уроке Оказывать помощь учителям школ в области методики преподавания предмета.

Задачи кафедр с позиций концепции и программы: Обеспечить переход от узкопрофессиональной подготовки Обеспечить переход от узкопрофессиональной подготовки специалистов к многостороннему интеллектуально- духовному развитию личности обучающегося: специалистов к многостороннему интеллектуально- духовному развитию личности обучающегося: качество образования будущего учителя; качество образования будущего учителя; уровень сформированности профессиональной компетентности уровень сформированности профессиональной компетентности Сформировать у студентов: профессиональную мотивацию; деятельностную позицию; способность работать в проектном режиме; профессиональные и личностые компетенции.

Главными направлениями работы для нас становятся: подготовка руководителей факультетов, методистов, преподавателей к этой работе; подготовка руководителей факультетов, методистов, преподавателей к этой работе; разработка системы критериев оценки подготовки практикантов; разработка системы критериев оценки подготовки практикантов; разработка и внедрение соответствующих измерительных материалов; разработка и внедрение соответствующих измерительных материалов; мониторинг профессиональной готовности студентов; мониторинг профессиональной готовности студентов; обобщение и презентация опыта работы отдельных подразделений; обобщение и презентация опыта работы отдельных подразделений; взаимодействие в рамках педагогического комплекса, особенно по проблемам профильного обучения. взаимодействие в рамках педагогического комплекса, особенно по проблемам профильного обучения.

Могут ли быть программы практики на разных факультетах одинаковыми? Нет – с точки зрения набора заданий; Да – с точки зрения определения видов деятельности. Что может быть общего в этих программах? инвариантный компонент примерные виды деятельности в рамках вариативного компонента; принципы организации практики; условия реализации. Исходя из этого подразделения разрабатывают новые программы педпрактики, сохраняя самое ценное из накопленного опыта.

В содержании необходимо выделить инвариантный и вариативный компоненты. В содержании необходимо выделить инвариантный и вариативный компоненты. Инвариантный компонент отражает общепрофессиональные компетенции педагога; отражает общепрофессиональные компетенции педагога; определяет, что необходимо уметь студентам независимо от предметной области; определяет, что необходимо уметь студентам независимо от предметной области; должен быть включен в практическую подготовку специалистов любого профиля. должен быть включен в практическую подготовку специалистов любого профиля. Инвариантный компонент практики обеспечивают кафедры педагогики и психологии в тесном единстве, кафедры педагогики и психологии в тесном единстве, специальные кафедры, которые ведут общепрофессиональную подготовку студентов, специальные кафедры, которые ведут общепрофессиональную подготовку студентов, общевузовские кафедры, пока отстранившиеся от этой работы. общевузовские кафедры, пока отстранившиеся от этой работы. Необходимо разработать учебно-методическое обеспечение инвариантного компонента.

Вариативный компонент призван формировать специальные компетенции будущего педагога. Он может быть определен с с позиции преподавателей и с позиции студентов-практикантов. Преподавателям – и предметникам, и методистам – следует определить набор специальных умений, необходимых практиканту; виды деятельности, с помощью которых они могут быть сформированы. Студенты могут рассчитывать на индивидуально-ориентированный подход к ним со стороны преподавателей, прослушать те или иные элективные курсы, участвовать в исследовательской работе по разной тематике и т.п. Но при этом, осваивая разные виды деятельности, они учатся концентрироваться на главном, думать и рефлексировать, вести диагностику, организовывать процесс обучения, проектировать свою работу и т.д.

Таким образом, в содержании и организации педагогической практики реализуются деятельностный и компетентностный подходы. Студент не выполняет набор разрозненных заданий. Студент наблюдает анализирует проектирует решает педагогические проблемы профессионально и личностно развивается

Важным аспектом является разработка и внедрение контрольно- измерительных материалов (для самомониторинга и мониторинга): Важным аспектом является разработка и внедрение контрольно- измерительных материалов (для самомониторинга и мониторинга): тесты, тесты, анкеты, анкеты, опросные листы, опросные листы, «портфолио», «портфолио», тетрадь-паспорт и др. тетрадь-паспорт и др. КИМы готовятся по трем компонентам: знаниевому (теоретические знания и умения), знаниевому (теоретические знания и умения), деятельностному (решение задач профессиональной деятельности) деятельностному (решение задач профессиональной деятельности) рефлексивному (способность к самоанализу и корректировке собственной педагогической деятельности, своего профессионального поведения) рефлексивному (способность к самоанализу и корректировке собственной педагогической деятельности, своего профессионального поведения)

Условия реализации концепции и программы обновления педагогической практики 1. Изменения в образовательной среде университета: обновление содержания и организации учебного процесса в университете на основе деятельностного и компетентностного подходов; подготовка студентов к выходу на педагогическую практику в проектном, тренинговом режиме; комплексное психолого-педагогическое и методическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности студента; интеграция работы всех кафедр университета; повышение квалификации преподавателей – методических и групповых руководителей; создание отвечающей современным требованиям материально-технической базы практики, учебно-методического обеспечения практики; создание в ресурсных центрах информационно-методической базы практики при участии всех кафедр университета, педагогов базовых образовательных учреждений, студентов

2) Необходима содержательная и финансовая поддержка со стороны администрации как на региональном, так и на муниципальном уровне, в первую очередь – органов управления образованием. 3) Изменение содержания и организации педагогической практики требует тщательного анализа существующей базы практики. Важным критерием должно стать стремление образовательных учреждений к развитию, инновационной деятельности. Такие образовательные учреждения необходимо включать в формирующийся педагогический комплекс

4) Установление партнерских отношений с учреждениями образования: педагогическая практика – площадка совместной деятельности преподавателей и студентов вуза, коллективов образовательных учреждений, учащихся, родителей; в ходе практики студенты реализовывают образовательные и социальные проекты, актуальные и значимые для школ и детских садов; совместная апробация в период педагогической практики студентами вуза и педагогами образовательных учреждений новых технологий обучения и воспитания. 5) Для координации деятельности вуза и образовательных учреждений целесообразно создавать методические советы по практике, в состав которых включать (как в масштабах образовательного учреждения, так и в рамках отдельных специальностей) представителей обеих сторон.

ПРОГРАММА I. Обновление содержания практической подготовки студентов: а) обновление целей и задач педагогической практики; а) обновление целей и задач педагогической практики; б) создание модели выпускника на основе выделения квалификационных умений студента на период окончания практики; б) создание модели выпускника на основе выделения квалификационных умений студента на период окончания практики; в) определение инвариантного и вариативного компонентов структурных элементов программы педагогической практики. в) определение инвариантного и вариативного компонентов структурных элементов программы педагогической практики.

II. Обновление содержания профессиональной подготовки студентов-практикантов: II. Обновление содержания профессиональной подготовки студентов-практикантов: 1) разработка для всех специальностей спецкурсов по выбору, направленных на подготовку студентов к работе в различных типах образовательных учреждений; к работе с детьми разных возрастных групп с различными проблемами; к работе в условиях профильного обучения в старшей школе и изменения продолжительности обучения на разных ступенях; к работе с общественностью; 2) разработка программы поэтапной проектно- исследовательской деятельности студентов.

III. Обновление организации практической подготовки студентов-практикантов 1) обновление базы педагогической практики на основе договора с ГУО г. Красноярска 2) организация педагогической практики на базе экспериментальных площадок для апробации ее новых моделей 3) организация и проведение педагогической практики в вариативно- экспериментальных режимах в различных типах образовательных учреждений 4) организация научно-исследовательской деятельности студентов на базе ОУ различных типов по актуальной тематике 5) организация творческих мастерских, мастер-классов, конкурсов и т.д. 6) организация подготовки к педагогической практике в проектном, тренинговом режиме 7) обновление учебно-методического обеспечения педагогической практики 8) создание в ресурсных центрах сетевой информационно-методической базы педагогической практики

IV. Управление процессом обновления педагогической практики 1) взаимодействие с органами управления образованием и образовательными учреждениями в рамках университетского комплекса; 2) создание совместных методических советов по педпрактике факультетов и базовых школ; 3) разработка новых функциональных обязанностей руководителей педпрактики, методистов, учителей-методистов; 4) повышение квалификации руководителей факультетов, методистов, преподавателей для решения задач обновления содержания и организации педагогической практики ; 5) определение, разработка и утверждение форм анализа практики для методиста, педагога, учителя-методиста и форм отчетности студента; 6) разработка системы критериев оценки профессиональной подготовки студентов-практикантов; 7) разработка инструмента оценивания ведущих компонентов практической деятельности студента практиканта; 8) разработка и внедрение измерительных материалов для выявления уровня профессиональной готовности студента к педагогической деятельности; 9) мониторинг профессиональной готовности студентов-практикантов; 10) обобщение и презентация опыта работы факультетов.

Проект приказа Создать ВНИК для разработки механизмов реализации концепции и программы обновления содержания и организации педагогической практики в университете, а также для внесения корректив и контроля за ходом выполнения проекта (срок исполнения – ноябрь 2005 г.; ответственный – проректор по УР Я.М. Кофман). Создать ВНИК для разработки механизмов реализации концепции и программы обновления содержания и организации педагогической практики в университете, а также для внесения корректив и контроля за ходом выполнения проекта (срок исполнения – ноябрь 2005 г.; ответственный – проректор по УР Я.М. Кофман).

Проект приказа Обновить содержание программ практики во всех учебных подразделениях; подготовить программы проведения производственной практики по новым педагогическим и непедагогическим специальностям (срок исполнения – май 2006 г.; ответственные – Г.А. Васильева, Т.Г. Авдеева, директора институтов, деканы факультетов, зав. кафедрами педагогики, психологии, МБОЖЧ). Обновить содержание программ практики во всех учебных подразделениях; подготовить программы проведения производственной практики по новым педагогическим и непедагогическим специальностям (срок исполнения – май 2006 г.; ответственные – Г.А. Васильева, Т.Г. Авдеева, директора институтов, деканы факультетов, зав. кафедрами педагогики, психологии, МБОЖЧ).

Проект приказа Провести анализ всей имеющейся в учебных подразделениях методической литературы по содержанию и организации практики и впредь издавать ее только при наличии рекомендации Совета по педагогической практике (срок исполнения – постоянно; ответственные – Г.А. Васильева, Т.Г. Авдеева, директора институтов, деканы факультетов). Провести анализ всей имеющейся в учебных подразделениях методической литературы по содержанию и организации практики и впредь издавать ее только при наличии рекомендации Совета по педагогической практике (срок исполнения – постоянно; ответственные – Г.А. Васильева, Т.Г. Авдеева, директора институтов, деканы факультетов).

Проект приказа Разработать образцы документации для обеспечения качественного проведения практики: функциональные обязанности всех участников практики, оценочные материалы, дневник практиканта и др. (срок исполнения – январь 2006 г.; ответственные – М.В. Сафонова, С.В. Шаброва, Т.Г. Авдеева). Разработать образцы документации для обеспечения качественного проведения практики: функциональные обязанности всех участников практики, оценочные материалы, дневник практиканта и др. (срок исполнения – январь 2006 г.; ответственные – М.В. Сафонова, С.В. Шаброва, Т.Г. Авдеева).

Проект приказа Разработать требования к базовым образовательным учреждениям и начать работу по сокращению их количества с учебного года (срок исполнения – февраль 2006 г.; ответственные – Г.А. Васильева, М.В. Сафонова). Разработать требования к базовым образовательным учреждениям и начать работу по сокращению их количества с учебного года (срок исполнения – февраль 2006 г.; ответственные – Г.А. Васильева, М.В. Сафонова).

Проект приказа Унифицировать график выхода студентов на практику и обеспечить его неукоснительное соблюдение: Унифицировать график выхода студентов на практику и обеспечить его неукоснительное соблюдение: ежегодно готовить график проведения установочных и итоговых конференций к началу учебного года; ежегодно готовить график проведения установочных и итоговых конференций к началу учебного года; совместить сроки выхода на практику студентов разных факультетов в начале каждой школьной четверти; совместить сроки выхода на практику студентов разных факультетов в начале каждой школьной четверти;

ввести систему непрерывной педагогической практики на III курсах всех факультетов с высвобождением школьного дня, выделив для этого 1,5 недели из общего количества времени, отведенного на практику; ввести систему непрерывной педагогической практики на III курсах всех факультетов с высвобождением школьного дня, выделив для этого 1,5 недели из общего количества времени, отведенного на практику; подавать приказы о направлении студентов на практику за 3 недели до ее начала; подавать приказы о направлении студентов на практику за 3 недели до ее начала;

Проект приказа запретить ответственным за организацию практики в учебных подразделениях после издания приказа заменять базовые образовательные учреждения и сроки проведения практики, а также менять методистов (по предмету, по педагогике и по психологии) и студентов; запретить ответственным за организацию практики в учебных подразделениях после издания приказа заменять базовые образовательные учреждения и сроки проведения практики, а также менять методистов (по предмету, по педагогике и по психологии) и студентов; предупредить всех участников процесса организации практики о персональной ответственности за нарушение сроков подачи ведомостей на оплату (срок исполнения – февраль 2006 г.; ответственные – О.В. Андренко, Г.А. Васильева, Т.Г. Авдеева, директора институтов, деканы факультетов, зав. кафедрами педагогики и психологии). предупредить всех участников процесса организации практики о персональной ответственности за нарушение сроков подачи ведомостей на оплату (срок исполнения – февраль 2006 г.; ответственные – О.В. Андренко, Г.А. Васильева, Т.Г. Авдеева, директора институтов, деканы факультетов, зав. кафедрами педагогики и психологии).

Проект приказа Кафедрам педагогики и психологии согласовать тематику тренингов для преподавателей и студентов и представить их перечень с указанием ведущих тренеров (срок исполнения – январь 2006 г.; ответственные – М.В. Сафонова, Л.П. Михалева, А.Н. Юшков, Т.Л. Ядрышникова). Кафедрам педагогики и психологии согласовать тематику тренингов для преподавателей и студентов и представить их перечень с указанием ведущих тренеров (срок исполнения – январь 2006 г.; ответственные – М.В. Сафонова, Л.П. Михалева, А.Н. Юшков, Т.Л. Ядрышникова).

Проект приказа Методистам университета не менее 50% времени, отведенного на руководство педагогической практикой, выделять для консультационной работы непосредственно в образовательных учреждениях (срок исполнения – постоянно; ответственный – проректор по УР Я.М. Кофман). Методистам университета не менее 50% времени, отведенного на руководство педагогической практикой, выделять для консультационной работы непосредственно в образовательных учреждениях (срок исполнения – постоянно; ответственный – проректор по УР Я.М. Кофман).

Проект приказа Предупредить о дисциплинарной ответственности (от исключения из нагрузки учебных часов, не выполненных в ходе практики, до увольнения из университета) методистов, не выполняющих нагрузку в соответствии с их индивидуальными планами (срок исполнения – постоянно; ответственный – проректор по УР Я.М. Кофман). Предупредить о дисциплинарной ответственности (от исключения из нагрузки учебных часов, не выполненных в ходе практики, до увольнения из университета) методистов, не выполняющих нагрузку в соответствии с их индивидуальными планами (срок исполнения – постоянно; ответственный – проректор по УР Я.М. Кофман).

Проект приказа Предусмотреть проведение повторной практики для студентов, не выполнивших программу в срок, с компенсацией затрат за личный счет студента в случае отсутствия уважительных причин (срок исполнения – постоянно с декабря 2005 г.; ответственные – Г.А. Васильева, Т.Г. Авдеева, директора институтов, деканы факультетов). Предусмотреть проведение повторной практики для студентов, не выполнивших программу в срок, с компенсацией затрат за личный счет студента в случае отсутствия уважительных причин (срок исполнения – постоянно с декабря 2005 г.; ответственные – Г.А. Васильева, Т.Г. Авдеева, директора институтов, деканы факультетов).

Проект приказа Запретить включение в приказы о направлении на практику студентов, имеющих несколько академических задолженностей и находящихся на грани отчисления из университета (срок исполнения – декабрь 2005 г.; ответственные – Г.А. Васильева, Т.Г. Авдеева, директора институтов, деканы факультетов). Запретить включение в приказы о направлении на практику студентов, имеющих несколько академических задолженностей и находящихся на грани отчисления из университета (срок исполнения – декабрь 2005 г.; ответственные – Г.А. Васильева, Т.Г. Авдеева, директора институтов, деканы факультетов).

Крик души Уважаемые заведующие кафедрами! Прошу Вас активно включиться в работу по реализации концепции и программы обновления содержания и организации педагогической практики! Большое спасибо.